Разработка открытого урока по литературе Нравственный поединок калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным


МОБУ «Дружбинская СОШ»
Открытый урок литературы
на тему:
«Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»
по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Автор: учитель русского языка и литературыДерксен О.Я.
2016 год.
Литература 7 класс
Дата:
Тема: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»
Цели урока:
1. Продолжить изучение эпохи Ивана Грозного. 2. Формирование творческих способностей. 3. Воспитание нравственных качеств через образы поэмы М.Ю.Лермонтова.
Оборудование урока:
1. Презентация.
2 . Сообщения + презентации учащихся.
3. Карточки для работы в парах
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
«Слайд №_____»Добрый день, дорогие друзья. Сегодня я приглашаю вас окунуться в непростое время- время правления царя Ивана Грозного, рассмотреть историческую обстановку 16 века России сквозь призму произведения М.Ю Лермонтова “Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, обращаясь к главной проблеме поэмы – проблеме долга и чести, на основе сопоставления героев попытаемся проникнуть в глубины их характеров, рассмотрим особенности авторской позиции.
Любое произведение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся, как звёзды и из-за которых существует повесть, рассказ или поэма.
НА ДОСКЕ
Слова долг и честь освещают всю поэму М.Ю.Лермонтова.
- Как вы понимаете значение этих слов? Могут ли они существовать порознь? Или все-таки они всегда рядом?
Индив.задание: ПОИСК ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ В ИНТЕРНЕТЕ-читаем вслух
ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести и в чести, жен.
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (посл.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём-н. официальном авторитете, репутации; ирон.).
3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч.
4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям!
ДОЛГ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)- - категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.
Формулировка темы и постановка учебных задач на урок, оформление записей в тетрадях
«Слайд тема №_____» Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»
Всякий человек живёт в определённую эпоху. Лермонтовские герои – герои 60 – годов 16 века. Через художественные образы поэт рисует сложный и противоречивый образ Времени: забвение идеалов Святой Руси, беспощадность и мстительность бояр друг к другу, беззаконие и грубые нравы – это общая безрадостная картина, в центре которой наши герои – Царь, опричник, купец.
Итак, что же это за время – эпоха Ивана Грозного? Чем оно знаменательно?
2. Актуализация знаний
«Слайд Москва №________» сообщение учащегося
Московское государство появилось в 1547 году как православная империя актом венчания на царство молодого Великого Князя Ивана Васильевича. Это величайшее после Крещения Руси событие открыло эпоху в Истории нашего Отечества. Главную свою задачу Царь видел в укреплении Русского государства как Православной Империи, но тому было немало препятствий. Главная из них – в стране отсутствовала политическая консолидация, не было крепкого централизованного государства, без которого невозможно помышлять об имперских задачах.
Разлилась лоскутным одеяломНаша Русь – богатая страна:Вся по вотчинам большим и малымМеж боярами разделена.В кулаке у господина право:Всё его – и в поле, и в селе.На границах ставит он заставу:Не ходи, мол, по моей земле!И войска свои – холопы с пашни –Шли на польских панов иль татар,Защищая в битве рукопашнойНе страну, а вотчину бояр.

С целью сломить враждебную его державному строительству силу родовой аристократии, Царь изъял из общегосударственного управления часть городов и волостей, приняв их под свою личную власть. Была сформирована особая военизированная политическая сила – опричнина, которая стала орудием сыска и прямого террора против боярства.
Сообщение уч-ся : «Историческая справка об опричнине», презентация Сайденова Анара +++ Русскому обществу опричник внушал страх, но не уважение. “Оскал пёсьей головы”, который опричники носили у седла как эмблему, обращался не только к боярам-изменникам, но ко всем русским людям.
– Какова же “правда” царствования Ивана Грозного? ( Век XVI явил миру крупнейшую по масштабам личность первого русского царя. Иван Грозный был одарён многими талантами. В одном лице он сочетал государственного деятеля, полководца, дипломата, богослова… Нелёгкое бремя царской власти легло на его плечи в 16 лет, и 34 года Иван IV нёс возложенную на него Богом ответственность за православное русское царство. Человеческим умом трудно понять, какие жертвы для сохранения государства оправданы, а какие – излишняя жестокость. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной, смогла впоследствии преодолеть Смутное время, не распалась на мелкие княжества.)Учитель :– Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы М.Ю.Лермонтова?
«Слайд Иван Грозный №_____»Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к картине В.М. Васнецова “Иван Грозный”. Художник запечатлел его именно таким, каким он представлен в былинах, поэмах, песнях и сказаниях, каким он сохранился в свидетельствах современников.
– Каков же царь? ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ. РАБОТА В ПАРАХ:
Выберите только те слова, которые, по-вашему, подходят для описания царя Ивана 4
Суровость, неуверенность в своих силах, величественность, подозрительность, решительность, слабость, хитрость, непреклонность, коварство, жестокость, (На картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Мы смотрим на Ивана IV как бы снизу. Всё это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек – государственный деятель, полный сил и величия.
Учитель :В народном творчестве образ Царя Ивана Грозного представлен положительным. Про него говорили: “Грозный был царь, но справедливый, не чуждый образования...”. Иван IV является героем многих литературных произведений, пословиц, былин. Давайте посмотрим, как личность Ивана Грозного отражена в “Песне про купца Калашникова...”, справедливым ли представлен Царь?
Выразительное чтение отрывка по ролям “Пир у царя Ивана Грозного”.
Царь:
«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?»
Кирибеевич:
«Государь ты, наш Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную – не запотчевать!
Царь:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчовый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилася?
Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованый?
Кирибеевич:
У ворот стоят у тесовыихКрасны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается..На Святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Прозывается Алёной Дмитревной.
Скучно, грустно мне, православный Царь,
Одному по свету маяться.
Царь:
Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый,
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышлёной покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алёне Дмитриевне...
Учитель:
– Ребята, кто приближён к царю? ( Иван Грозный изображён в ореоле величия. Свой золочёный ковш с вином повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них, Кирибеевичу, остаться равнодушным к царскому угощению, как царь закипает гневом.)– Как же проходили пиры?
– Каким здесь изображён царь? (Своего верного опричника он подозревает в измене, в чёрной зависти и грозит ему жестокой карой. Царю чуждо представление о личных переживаниях). - О чём, по его мнению, может горевать добрый молодец? (Конечно, о том, что парчовый кафтан истёрся. Что шапка износилась, что конь захромал. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь сулит ему драгоценности.) – Кто такой Кирибеевич? ЧИТАЕМ ОПИСАНИЕ ( Кирибеевич – опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Кирибеевич – “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича – в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признает ни совести, ни чести.
- О чём он рассказывает царю?
Он не стыдится раскрыть на пиру свою думу, обнажить душу перед толпой. Молодой опричник охвачен страстью.В его душе живёт подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине. Но что-то настораживает в его поведении.
- Что утаил Кирибеевич от царя?
Вдруг выясняется, что Кирибеевич утаил от Царя, что полюбил замужнюю женщину.
- Возможно ли такое дело? Мог ли Кирибеевич рассчитывать на взаимность со стороны Алёны Дмитриевны? Почему?
Нормы народной жизни XVI века были отражены в “Домострое”, который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени.
Сообщение о «Домострое» Кирьянова Вероника
Домострой требует почитания Царя земного, но еще более – Царя Небесного: “сей временен, а Небесный вечен”. Духом благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой историки называют “классическим” образцом норм “семейного права”.
Этих норм должны придерживаться и купцы, и опричники.
– Давайте вспомним, почему Домострой называют законом для всей семьи?( Домострой действительно был законом для всей семьи. Он вошел в семью как воздух. О нём не думали. Не сверяли поступки, он был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого. Отец – глава, его слово – закон. Мать – его помощница. Во взглядах на большое и малое они едины.) – Каким было положение женщины в семье? (Жене, матери отводилась важная роль хозяйки дома. Авторы “Домостроя” не стремились закрепостить женщину, сделать её бессловесной рабыней мужа. Хозяйка дома является хранительницей семьи и добродетелей, верной помощницей и другом своему мужу.)Учитель:
Так был устроен быт русской семьи в XVI веке. Таким был русский Дом.
Выразительное чтение отрывка “Калашников и Алёна Дмитриевна”.)Калашников:
«Ты скажи, скажи, Еремеевна,
А куда девалась, затаиласяВ такой поздний час Алёна Дмитревна?»
Еремеевна:
«Я скажу тебе диво дивное:
Что к вечерне пошла Алёна Дмитревна;
Вот уж поп прошёл с молодой попадьёй,
Засветили свечу, сели ужинать, –
А на сю пору твоя хозяюшка
Из приходской церкви не вернулася».
Калашников:
«Уж ты где, жена, жена, шаталася?
На каком подворье, на площади,
Что растрёпаны твои волосы,
Что одежда твоя вся изорвана?
Уж гуляла ты, пировала ты,
Чай, с сынками всё боярскими!..»
Алена Дмитриевна
«Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня, или выслушай!
Твои речи – будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.
От вечерни я домой шла нонечеВдоль по улице одинёшенька.
И послышалось мне, будто снег хрустит;
Оглянулася – человек бежит.
Испугалась я
Закружилась моя бедная головушка.
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…»
Калашников:
«Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич;
А такой обиды не стерпеть душе
Буду насмерть биться, до последних сил…
– Ребята, какими представлены здесь герои?( Для Калашникова позор жены – это и его позор, а позор хуже смерти. И Кирибеевич сразу становится для него врагом. Кирибеевич во 2 части поэмы не действует, о нём мы узнаем из рассказа Алены Дмитриевны./
- Что страшнее для Алёны Дмитриевны: людская молва или немилость мужа?
- Виновна ли она в чём-то? Какое наказание она может понести?
Для Алены Дмитриевны – муж-“государь”, “красно солнышко”, его немилость для нее – хуже людской молвы, страшнее смерти. Но даже под покровом суровости и угрюмости мы различаем в Калашникове черты доброты и гуманности.
- Как относится Степан Калашников к своей жене? (он её любит, именно поэтому не может простить Кирибеевичу )- Одинакова ли любовь Калашникова и Кирибеевича?
Он, в отличие от Кирибеевича, никогда не будет похваляться своей страстью и удалью, но, когда придёт час, не задумываясь, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца.
– Кирибеевич пытается драгоценностями прельстить Алену Дмитриевну: “Как царицу я наряжу тебя, станут все тебе завидовать”. Страсть его так велика, что он готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Лермонтов лишает честного имени Кирибеевича – он “басурманский сын”, без роду, без племени, а Калашникова величает по имени – отчеству.)Учитель:
– Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику?
– При помощи каких средств автор нам смог это донести?
– Как в характере Алёны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?
– Что идёт защищать Калашников? (Честь семьи, жены, свою честь.)
ФИЗМИНУТКА.
Учитель:
Как сходилися, собиралисяУдалые бойцы московскиеНа Москву-реку, на кулачный бой.
ИЗ ИСТОРИИ КУЛАЧНЫХ БОЁВ ЛЫСЕНКО ТАНЯ
Выразительное чтение отрывка “Кулачный бой”.
Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить?
Чтобы было чем и похвастаться».
Калашников:
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился от честнова отца,
И жил я по закону Господнему,
Не позорил я чужой жены,
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
Царь:
Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
Калашников:
«Я скажу тебе, православный Царь:
Я убил его вольной волею,
А за что по что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому».
Учитель
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.
– С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников?
- Как ведёт себя перед боем Кирибеевич? Калашников?
– Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? ( Предпочёл плаху обнародованию семейной беды.)
- Мог ли Калашников поступить по-другому?
– Что обещает царь перед началом боя? Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?
– Какова роль образа Ивана Грозного в поэме?
– Какую правду через художественное осмысление времени показывает М.Ю. Лермонтов?(Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение разбою и низости опричников. Он готов стоять за правду “до последнего”. Перед боем Степан Парамонович кланяется Царю, царевым слугам, народу русскому, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены в заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи./ Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства.
-Рассказывает ли Калашников царю об истинной причине поединка?
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав Царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, т.е. без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании – любви к Алёне Дмитревне, а вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь.
Учитель:
– На чьей стороне симпатии автора?
- Вспомним, как отреагировал Лермонтов на смерть Пушкина? На истинную причину дуэли?
4. Итог урока:
Учитель :– Какова нравственная проблема, поднятая М.Ю. Лермонтовым в поэме? 
«Слайд №______»(Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.)Учитель:
– Сохранились ли эти ценности в настоящее время?
– Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?
- Нужен Домострой нам сегодня? ( “Домострой” нам нужен. Ведь с его помощью можно и нужно воспитывать новое поколение, сильное верой в добро, не лишённое чувств сострадания к нуждающемуся в помощи, честное и принципиальное в выборе способов достижения целей. Ведь здесь “Домострой” со всеми его советами, наставлениями, поучениями для каждого члена семьи просто неоценим. Ведь характер человека, его качества, моральные, нравственные, психические, закладываются именно в семье в очень раннем возрасте.)Слайд №______--( Мы хотели бы ещё раз обращаемся к “Домострою”, к которому не раз обращались на уроке: “Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.)Домашняя работа: написать сочинение-рассуждение “Кто в песне является “настоящим героем” и почему?”