«Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!» Запорожская Сечь на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Разработка урока литературы в 7 классе.
Модуль 3
Уроки 5-6
Тема урока «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!» Запорожская Сечь на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Доминирующая цель: раскрыть нравственный идеал Н.В.Гоголя, проявившийся в поэтизации и изображении Запорожской Сечи.
Задачи урока:
- образовательные:
помочь учащимся открыть для себя повесть как героико-патриотическое произведение и социально-психологическое исследование запорожского казачества;
погрузить школьников в жизнь Запорожской Сечи, проанализировав её нравы и обычаи;
формировать умение комментировать отдельные фрагменты текста, вести дискуссию, оценивать художественную значимость действий, поступков персонажей, в которых проявляются их характеры, выражать собственное отношение к героям и изображаемым событиям;
раскрыть красоту подвига во славу Отечества;
обучить навыкам составления киносценария по мотивам повести «Тарас Бульба», «кинопрочтения» произведения.
- развивающие: расширить представления учащихся о вольной, демократической атмосфере Запорожской Сечи, развивать эмоциональное восприятие, творческое мышление и ассоциативное воображение школьников; развивать живой интерес у учащихся к изучению и чтению произведения.
- воспитательные: воспитывать высокие гражданские чувства и нравственные качества, любовь к Отечеству, к его славному героическому прошлому,
прививать стремление расширить свои знания об истории украинского народа.
Тип урока: комбинированный.
Модель урока: творческая мастерская смешанного типа. Вид: виртуальная экскурсия с последующим созданием киносценария.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно работать над текстом художественного произведения, объяснять смысл поступков героев и значение ключевых моментов, совершенствуют собственную устную и письменную речь.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, репродукции картин художников о Запоржской Сечи, иллюстрации к произведению писателя, видеоряд к теме урока, тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
План урока - мастерской
Так вот она, Сечь!
Н.В.Гоголь
I. Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания.
Выборочное выразительное чтение эссе «Когда человек бывает по-настоящему счастлив?», лирических миниатюр «Степь – колыбель украинского народа», стихотворных посвящений украинской степи.
Калейдоскоп собственной электронной продукции на тему «Красота и величие украинской степи».
Мотивация учебной деятельности, определение индуктора.
1. Виртуальная экспозиция, на которой представлены предметы быта, оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
отличительные знаки, атрибуты запорожского войска, репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», легендарная люлька Тараса Бульбы, изображение куреня, фотографии Хортицы, знаменитого дуба, реки Днепр и её каменистых порогов, старая карта Украины XV-XVI веков - и рядом повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (используются слайды электронной презентации). Как вы думаете, что их объединяет? Верно, всё это говорит о героическом прошлом запорожского казачества, о том месте, куда так спешил Тарас Бульба со своими сыновьями – Запорожской Сечи. Вывод: сегодня на уроке мы познакомимся с бытом, нравами, боевым духом Запорожской Сечи, с теми принципами, которые составляют основу жизни сечевиков, сплачивая их в вольное, боевое братство.
На доске записывается индуктор: Запорожская Сечь. Запишите в ваши копилочки данное словосочетание, а также свои ожидания от урока (затем учащиеся зачитывают свои записи).
2. Приём «Шифровка»: восстановите текст, опираясь на слайды презентации (1 слайд – поле, конь; 2 слайд – сабля;, 3 слайд – изображение Запорожской Сечи).
«Ваша нежба – чистое да добрый .
– вот ваша матерь!
. – вот где наука, так наука! Там вам школа».
3. Метод «Пресс» Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе). Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да, - сабля, конь, поле). А кто может так уверенно утверждать, что Запорожская Сечь – школа? (Тот, кто сам прошел эту школу). А что значит школа Запорожской Сечи? (Это школа жизни).
IV. Актуализация опорных знаний учащихся. Викторина
«Конкурс знатоков»
1. Объясните этимологию слова “СЕЧЬ”. (От слова засека (двоякое ударение), завал из деревьев, который служил в качестве укрепления)
2. Где располагалось главное укрепление казаков? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье.)
3. Для каких целей была организована Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь не была организацией государственной, она создавалась для военных целей).
3. Какому государству принадлежала Запорожская Сечь?
4. От каких внешних врагов запорожцы защищали родную землю? (От крымских татар, ногайцев, турок, поляков).
5.Каков был порядок управления Сечью, действовавшие в ней правила и законы?
6. По каким причинам казаки брались за оружие ? ( “...он считал себя законным защитником православия”, “из Сечи пришла весть”, “нет уз святее товарищества”).
7. Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)
8. Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (Три дня)
9. Что вы знаете о том, какие испытания проходили юноши, прежде чем стать казаком?
10. Кто такие казаки - характерники? Назовите их имена (атаман Иван Серко, Байда, Наливайко, гетман Пётр Сагайдачный)
11. О каком герое эти строки: “Это был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”.
( О Тарасе Бульбе).
V. Создание собственного творческого продукта. Социоконструкция. Работа в группах. Решение проблемного вопроса: почему Запорожская Сечь стала «гнездом» вольности и доблести?
1группа «Экскурсоводы». Задание: провести виртуальную экскурсию по музею Запорожской Сечи. Метод «Карусель».
Содержание сообщения экскурсоводов:
Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15 -17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ими вело борьбу украинское казачество.
Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.
Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).
Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали, но поблизости казаки селились хуторами и содержали семьи.
Казаки строили себе длинные лодки, называемые «чайками», и в них переплывали море, совершали нападения на турецкие города и брали добычу.
Казаки освобождали из турецкого плена христианских невольников.
Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожи на отдельные, независимые республики.
С середины 16 века борьба украинского народа против польской шляхты становится острой. Центр этой борьбы – Запорожская Сечь.
Запорожская вольница длилась два столетия и наводила страх на польскую шляхту, татар и турок.
Вывод: Сечь, по словам автора, - это «гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы». Оттуда «вылетел» и созданный «для бранной тревоги» Тарас Бульба. Туда давным-давно стремятся и его сыновья Остап и Андрий. Остапа, несколько раз убегавшего из бурсы, заставить учиться смогла только угроза отца, что сын «не увидит Запорожья вовеки», если не выучится.
2 группа «Искусствоведы». Задание: сопоставительный анализ позиций Н.В.Гоголя и И. Е. Репина в описании запорожской вольницы (используются слайды электронной презентации).
Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями: обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц. Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре - кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.
В основе сюжета этой картины письмо турецкого султана Мухаммета IV, написанное запорожцам в 1675 году. В нём он предлагает казакам стать его подданными.
Промежуточная рефлексия. Метод «Эстафета». Каким настроением проникнута картина? Какими средствами оно создаётся? Как передан боевой дух казаков? Кто из персонажей вам кажется самым выразительным? Какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек, наделенный силой и властью? Какие ещё фигуры привлекают ваше внимание? Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя? О чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо? Как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов). Н.В.Гоголь трудился над повестью 9 лет, И. Е.Репин над картиной – 11. О чём это говорит? В чём созвучны повесть Гоголя и картина Репина? (Жизнеутверждающим началом, восхищением авторов духом вольности казаков, их товариществом, несломленностью самыми тяжёлыми испытаниями).
3 группа «Кинематографисты». Решение КСУ: создать киносценарий к короткометражному фильму «Запорожская Сечь». Представьте себе, что вам средствами кинематографа нужно передать первые слуховые и зрительные впечатления Остапа и Андрия – новичков на Сечи с помощью стоп-кадров.
Веретено вопросов. На чём останавливается взгляд братьев? Что запоминает слух? Как увиденное и услышанное отражается на их лицах? Какие моменты вы бы дали крупным планом? Что бы постарались зрителям показать в казаках, в их лицах?
Сцены картины «Запорожская Сечь»: описание предместья, спящего на середине дороги казака, обширной площади самой Сечи, сцена пляски, встреча Тараса со своими боевыми товарищами, приём в Сечь.
4 группа «Литературоведы». Задание: найти в тексте описание Запорожской Сечи, подобрать ассоциативный ряд; описать ожидания Остапа и Андрия и сравнить с их реальными впечатлениями; что удивляло и что казалось жестоким? Почему они «скоро стали на хорошем счету у козаков»?
5 группа «Исследователи». Задание: Гоголь даёт в повести три определения Запорожской Сечи:
«Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!» (2 глава).
«Вся Сечь представляла собой необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой» (3 глава).
«Эта странная республика была именно потребностью века» (3 глава).
Дать ответ на проблемный вопрос: чем можно обосновать каждое из определений, опираясь на следующие сцены: выборы атамана (3 гл.), избрание атаманом Остапа (4 гл.), описание казацкой рады (4гл.). Почему Гоголь иногда называет Сечь «балом « и «пиршеством», «странной», «своевольной республикой», а самих казаков - «детьми»?
6 группа «Актёры». Конкурс ораторов. Эпизод «Речь Тараса Бульбы о товариществе»; инсценизация эпизода избрания нового кошевого.
VI. Коррекция работы учащихся. Афиширование творческого продукта деятельности.
VII. Новая информация, её обработка. Реконструкция.
Просмотр видеоряда эпизодов о Запорожской Сечи из одноименного кинофильма В.Бортко «Тарас Бульба». Как вы думаете, удались ли режиссёру и актёрам эти сцены. С чем можно поспорить? Совпадает ли увиденное с вашими представлениями?
IX. Лабораторная работа. Кооперативный метод с использованием творческих разноуровневых заданий.
1 группа. Составить герб Запорожской Сечи, семьи Тараса Бульбы, Остапа, Андрия и Тараса Бульбы (по выбору), объяснить смысл символов. Например, на гербах, посвященных Андрию, изображены сердце, зеркало, украшения, оружие. Все это символы счастья – такого, каким понимал его герой: он мечтает о любви, преклоняется перед красотой и роскошью, жаждет свободы. На гербах Тараса мы видим символы воинского дела: мечи, палицы, крест – символ веры; бутылка и чарки, символизирующие свободную и разгульную жизнь; орудия труда, указывающие на трудолюбие казаков. И даже люлька. Для Тараса главное – это вера, отчизна, товарищество).
2 группа. Написать кодекс моральной чести запорожского казака.
Например: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей, не знай пощады врагу, будь верен товариществу, береги казацкую честь, больше всего на свете люби Отчизну-мать.
3 группа. Составить небольшую энциклопедию «Запорожская Сечь в лицах»: Моисей Шило, атаман Кукубенко, Демид Попович, Касьян Бовдюг, Степан Гуска, Балабан, Дмитро Товкач, Тарас Бульба, Остап и Андрий.
Стратегия «Кластер»
Герой
Основные черты характера
Фрагмент текста, цитаты
Эмоции и чувства
Ассоциации
Отношение автора
Выводы
группа. Бином фантазии. Изобразить в технике «беспредметной»
живописи коллективный портрет запорожца, используя авторские эпитеты; составить ассоциативную ленту к теме «Запорожская Сечь».
группа. Создать «казацкий словарик», используя текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
группа. Предложить свой вариант кроссворда.
По горизонтали:
А. Вещество, которым заряжали патроны для огнестрельного оружия.
Б. Снаряд, которым заряжали пушки.
В. Подразделение в казацком войске.
Г. Предводитель казаков в Украине.
Е. Синоним к слову «друзья».
Ё.Прядь волос на темени казака.
Ж. Учебное заведение, в котором учились сыновья Тараса Бульбы.
Ответы по горизонтали:
ПороХ
ядрО
куРень
геТман
товарищИ
оселедеЦ
бурсА Ключевое слово - «Хортица».
X. Соцализация. Представление результатов лабораторной работы
группами учащихся.
XI. Тестовый блиц-опрос (см. приложение).
XII. Рефлексия. Метод «Интервью у микрофона»: что сегодня вы узнали
о Запорожской Сечи и боевом товариществе казаков?
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов. Оправдались ли ваши ожидания о работе в творческой мастерской?
Всё удалось!
Есть над чем поработать
А у меня идея
XIII. Подведение итогов. Сечь названа Гоголем гнездом вольности, потому что она объединяет людей, для которых смысл жизни заключается в боях за свободу. Казаков звали речные просторы, «чистое поле да добрый конь», они не были привязаны к земле и семье, потому что их семья – боевое товарищество и казацкое братство, за которое они готовы сложить свои буйные головы. Это товарищество для них – воплощение родины, поэтому без колебаний казаки отдают за него свои жизни.
XIV. Домашнее задание.
Прочитать 5-9 главы повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Художественный пересказ речи Тараса Бульбы о товариществе.
Составить синквейн , образно-смысловой рисунок или коллаж к теме «Запорожская Сечь» с последующей аргументацией (по желанию учащихся).