Доклад на методическом объединении учителей иностранного языка Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов на уроках французского языка.
Основная задача педагога в обучении французскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.
Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно преобразовать уроки французского языка в дискуссионное, исследовательское занятие, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, естественно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Положительным моментом является тот факт, что ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, современным интернет-источникам), анализируют, сравнивают, отбирая самое важное и занимательное.
В основе проекта лежит конкретная проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание французского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.
Учитель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции формирования и формулирования этих мыслей. Новые тенденции в развитии нашего общества способствовали распространению проекта как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивид, способный не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни.
На уроках французского языка в среднем звене используются различные виды проектов:
1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. При выполнении заданий исследовательских проектов участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов.
2. Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.
3. Информационные. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
В проектной методике роль учителя значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность ученика, и воспитание сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление. При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем. Одна из них организация работы. Проекты, несомненно, создают дополнительную работу для учителя. Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Важно также прослеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы, а также от условий проведения. Исследовательский проект характеризует поэтапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на этапах. При подготовке проекта учитель должен убедиться, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить. Нужно подробно объяснить каждому, что и как следует делать.
Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, например, отсутствие интереса или мотивации, взаимоотношения с другими членами группы. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Успех группы зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе 3–4 человека. Желательно, чтобы к каждой группе был сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики. Необходимо учитывать и психологическую совместимость детей.
Этап защиты и обсуждения проектов заключается в том, что каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта схема, буклет, альбом, выпуск газеты, устная презентация. Учащиеся могут представить проекты в письменном виде. Учителем оценивается содержание и организация материала правильность оформления титульной страницы, плана, наличие введения, заключения, распределение материала по главам, правильность составления библиографии, грамотность изложения материала. Особенно ценится оригинальность и мотивированность собственной исследовательской части. Устная презентация является также важным моментом, который оценивается в совокупности с выполненной работой. При подведении итогов учитывается содержательная сторона речи, организационное построение высказывания, разнообразие и соответствующий уровень лексико-грамматического материала, грамотность речи. Ребята могут использовать плакаты, раздать план своей презентации, использовать музыку, а также пользоваться демонстрацией таблиц, схем, графиков, фотографиями, рисунками, предметной наглядностью. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Оценка проектной работы нелегкое дело. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость устной презентации.
Считаю, что использование метода проектов это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Моя роль заключается в том, что я определяю тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.
В качестве примера использования проектной методики на уроках французскогоо языка предлагаю нижеследующую разработку проекта
Разработка проекта
Категория проекта: творческий, краткосрочный
Возрастная категория учащихся: ученики 6 классов
Учебник: Селиванова Н.А, , Шашурина А.Ю, В. УМК "Синяя птица»6 класс М.: Просвещение, 2014ции по теме «Швейцария»
совершенствование коммуникативных навыков по теме;
совершенствование навыков восприятия речи носителей языка на слух с целью извлечения необходимой информации;
совершенствование навыков работы с текстом (различные виды чтения);
обобщение и систематизация полученных знаний.
Планируемые результаты: учащиеся собирают сведения о Швейцарии из разных ичточников составляют план и пишут страницы для журнала и презентуют его.
Техническое оснащение: компьютер, раздаточный материал, учебник.
Работа над проектом.
Первый этап: учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме (Le chalet,le drapeau,le Etat,le fleuve,la frontiere,le lac,magnifique,la montagne,neigeux,traverser etc) на основе упражнений. В качестве дополнительного предлагается задание подготовить зарисовку карты Швейцарии , и сделать соответствующие надписи. На данном этапе учитель объясняет цель и план работы над темой.
Второй этап: работа с текстом. Ученики выполняют изучающее чтение текста по теме. Цель данного вида работы закрепление лексического и грамматического материала по данной теме. Также предлагаются задания на аудирование для развития у учащихся навыков восприятия иноязычной информации на слух. В качестве дополнительного предлагается задание написать о том, что ученик узнал нового о Швейцариию.
И, наконец, третий этап: подготовка и презентация проектов "Путешестивие по Швецарии». Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий материал, используя для этих целейне не только материал учебника, но и другие источники информации.
Проектная работа это эффективное средство развития учащегося, расширения языковых знаний. Это также реальная возможность средствами иностранного языка использовать знания, полученные на других предметах. Проект это новая образовательная технология, которая позволяет решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении.
Литература:
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе.-М:Просвещение,1998г
Владимирова Л.П.Интернет на уроках иностранного языка.// ИЯШ-2002г.,№3
Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка.//ИЯШ-1991г,№2


 

15