Занятие Жертвы «темного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Тема. Жертвы «темного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Цель: дидактическая: продолжить анализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей, выяснить, кого из обитателей Калинова можно назвать жертвами «темного царства», охарактеризовать этих героев;
развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, навыки выразительного чтения и анализа драматического произведения;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к театру, драматургии, воспитывать стремление к активной жизненной позиции на примере героев пьесы.
Тип занятия: практическое занятие
Оборудование: портрет А.Н.Островского, тексты пьесы «Гроза».
ХОД ЗАНЯТИЯ
І. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
Охарактеризуйте образы Дикого и Кабанихи
2. Беседа
Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?
Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Катерина, Кулигин и другие.
ІІ. Объявление темы и цели занятия
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Завязка «Грозы» определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв.
ІV. Восприятие нового материала
1. Слово преподавателя.
Наряду с представителями старого поколения в драме изображено и молодое, новое поколение.
В чем разница в их жизненных позициях?
Задание.
Какова же жизненная позиция Кулигина?
(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века Пушкин, Гоголь, Лермонтов, прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)
Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?
(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)
Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?
О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?
(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)
Кулигин несет в общество культуру, он механик-самоучка, очень умен и не случайно его фамилия напоминает фамилию нижегородского изобретателя – самоучки Кулибина. Этот образ резко противопоставлен невежественным Кабановой, Дикому, Феклуше, полусумасшедшей барыне. Это противопоставле- ние особо ярко выражено в сцене его столкновения с Диким.
Цитата: д.4, явл.2
.
Многое из слов Кулигина Дикой просто не понимает и на безобидные реплики Кулигина он реагирует по-своему: «Ты у меня грубить не смей» и грозится пожаловаться городничему. Одаренность, грамотность Кулигина чувствуется и в его речи. Он пишет стихи, поэтому его речь не лишена поэтичности. Докажите текстом.
Цитата: д.1, явл.1
Его певучая речь напоминает неторопливый народный сказ. Кулигин осуждает нравы диких и кабановых, но он слишком слаб в своем протесте, боится этой самодурной силы, склоняется перед ней. «Нечего делать, надо покориться»,- говорит он и других учит покорности:
«Что ж делать-то, сударь»,- говорит он Борису,- надо стараться угождать как-нибудь».
И только, потрясенной смертью Катерины, он поднимается до открытого протеста. Найдите цитату в тексте.
Цитата: д.5, явл.7
Этими словами он не только оправдывает Катерину, но и бросает открытый вызов «темному царству».
Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?
(Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)
Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.
Цитата: д. IV явл. 1,2.
Гибель Катерины пробудила протест против «темного царства» не только у Кулигина, но и у безвольного, забитого Тихона. В сыне Кабанихи мы видим живое воплощение той цели, к которой стремились представители «темного царства». Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом.
«Да я , маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне ж своей волей жить»
А ведь Тихон от природы неплохой человек: он добр, отзывчив ,искренне любить Катерину, но все это в нем заглушила своим деспотизмом мать.
Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?
(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)
И все же смерть жены поднимает в нем бурю протеста. И если в начале пьесы он говорит: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! », то в конце он бросает ей в лицо гневное обвинение: «вы ее погубили! Вы! Вы!»
Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви – все это, не найдя отзыва в Тихоне, явилось причиной, зарождения чувства Катерины к Борису.
Борис выделятся среди обитателей города Калинова. Он образован, умен, но он, как и Катерина, угнетен. И это сближает их. Катерина горько обманулась в нем. Он лишь внешне не похож на Тихона, кажется лучше его, в действительности он хуже Тихона. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли, он слепо подчиняется капризам Дикого. Но если Тихон с детства забит и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, образованный и культурный человек, сознательно подчиняется самодуру, надеясь получить хоть какое-нибудь наследство. Корыстный расчет – причина его унижения и трусости. Даже когда в последний раз он прощается с Катериной, он боится, как бы кто-нибудь не увидел их. Эта расчетливость до конца раскрывает его ничтожество. Он, как и Тихон, по существу соучастник преступления, но если Тихон – безвольное, несознательное оружие в руках самодуров, то Борис поступает сознательно.
Добролюбов: «На людей, «ожидающих наследства», то есть материально связанных с эксплуататорами, нельзя рассчитывать как на борцов против эксплуататоров».
Прямая противоположность Борису – Кудряш. По своему культурному уровню он не отличается от обитателей города. Он коренной житель Калинова и ему не понятно восхищение Кулигина красотой природы. Но он свободолюбив и не только осуждает деспотизм Дикого и Кабановой, но умеет постоять за себя.
Кудряш искренне любит Варвару: «Я за свою Да я и не знаю, что сделаю! Горло перегрызу! »
И в отличие от Бориса он не останавливается перед тем, чтобы бежать с любимой девушкой из города и начать новую жизнь.
В характере Кудряша есть черты, роднящие его с образами лихих разбойников из народных песен и былин. Они раскрываются в его песнях и речи («Я свою голову дешево не продам !»).
Смела и решительна, под стать Кудряшу Варвара. Она не суеверна , не боится грозы, что для женщины того времени было редкостью, но по своему положению она не может выступать открыто за свои права, поэтому ей приходится хитрить и обманывать. На слова Катерины, что она не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: «Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Воспитанная на лживой, показной морали, Варвара придерживается принципа: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Она сочувствует Катерине, осуждает бесхарактерность брата, деспотизм матери, но ей не понятны душевные порывы Катерины.
«Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.
Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации...
Какими событиями наполнена жизнь героини?
Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?
(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)
Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)
Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?
(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)
Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.
(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины от растерянности к утверждению права на любовь.)
Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?
(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.
(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия вместо панорамы Волги узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)
Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.
В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?
(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы сцене всенародного покаяния Катерины.)
Прочитайте явл. 6.
– Какие чувства теперь испытывает Катерина?
(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)
Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы, если бы Катерина не раскаялась?
(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)
Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?
(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
V. Подведение итогов занятия
Беседа
Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?
Составление списка «для будущей жизни» Катерины
Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:
Позитивные стороны
«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»
«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»
«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»
«Запрут вот и будет тишина, никто мешать не будет...»
«Мою любовь у меня никто не отнимет...»
«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»
«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»
«Сколько радости принесут мне дети...»
Негативные стороны
«Найдут, силой поволокут домой...»
«Свекровь заест совсем...»
«Никогда не быть мне свободной...»
«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»
«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»
Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.
Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?
(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».
Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)
Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.
VІ. Домашнее задание
1.Выучить образы жертв «темного царства». Учебник «Литература»
под ред. Ю.В.Лебедева, стр. 186-187.
2. Выписать цитаты к образу Катерины.
Дополнительный материал для преподавателя
Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву «темного царства». «Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте». (В. М. Дорошевич Старая театральная Москва. М.: Петроград, 1923). Е. Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: « С бледным лицом с огромными полными печали глубокими глазами, распущенными по плечам черными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит ее обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя. И сколько глубокой, безнадежной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе...»
Характеризуя игру Стрепетовой, А. С. Суворин замечал, что ее трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о «тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы». «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния... Сколько их умирает так просто, молчаливо...»
Ермолова подчеркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. «Добролюбов назвал конец Катерины «отрадным»: таков он был у Ермоловой, пишет С. Н. Дурылин Ее Катерина действительно была не мимолетная искра, а «луч света в темном царстве», луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющего мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни жалеть, как Катерину Степетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-х годов... Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городка образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и ее способность к победе над этой злой долей».
И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.
Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, темного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой, т. к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против темного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.
15