Урок – размышление по литературе для 8 класса «Вопрос чести и долга на страницах повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»
19 октября 2010 г.
Средняя школа №6 имени А.С. Пушкина г. Калуги
Тема:
«Вопрос чести и долга
На страницах повести
А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».
(сопоставительный анализ Гринёва и Швабрина)
(8 класс)
Учитель: Ивашкина Е. С.
Тема:
«Вопрос чести и долга
На страницах повести
А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».
(сопоставительный анализ Гринёва и Швабрина)
Цели и задачи:
Дидактическая: 1. Научить анализировать эпизод, сопоставительному анализу, работать с текстом.
Познавательная: 2. Расширить кругозор учащихся. (Дать материалы, связанные с лицеем и лицеевскими друзьями.)
Воспитательная: Научить детей понимать такие нравственные категории как честь и долг. Доказать, что повесть Пушкина «Капитанская дочка» современна и актуальна.
Эпиграфы к уроку:
«Честь нельзя отнять, её можно потерять».
А. П. Чехов
«Чести дворянин не кинет, хот головушка сгинет.
Пословица.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Приехав накануне в Царское Село,
Зачитать, кн. Стр. 367
«На другой день, рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что был поставлен памятник, в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева».
Каким дивным воздухом юности, даже почти детства, дышал, видно, Пушкин, переписывая набело эти строки лёгким своим пером осенью 1836 года.
Каким запахом царскосельской осенней прохлады, должно быть, повеяло на него в душном Петербурге, скупо отмеривающем последние глотки воздуха, отпущенные задыхавшемуся поэту. Именно потому, что царскосельские воспоминания нахлынули на него, он пометил беловой автограф романа 19-ым октября, вовсе, наверное, не задумываясь о том, что потомки по этой пометке отгадают его настроение.
Есть всё-таки какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, есть, несмотря на эпохи, разделяющие нас, несмотря ни на что. А иначе и не стала бы случайная дата -19- окт. Живой, своей не только для лицеистов, но и для нас. Иначе не сделался бы и сам Пушкин нашим вечным Лицеем.
Лицей задал Пушкину духовные ориентиры, ведь основными считались науки нравственные, те которые строят личность, неповторимый характер, воспитывают честь и достоинство.
Бывший лицеист Мей, поэт, писал:
«Да! Ты уже поседел, родимый наш лицей!
Но честной сединой святых твоих кудрей
Гордимся мы, затем, что целые полвека,Ты в слабом отроке готовил человекаИ мужа сильного в борьбе с коварным злом,
С насилием тупым и с раболепной ложью
Мы сегодня на уроке говорили о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» не в последний раз, ещё рано подводить итоги. Тема урока «Вопрос чести и долга» (указать на доске) – тема широкая, можно говорить о многих эпизодах и героях, с помощью которых Пушкин решает эти вопросы, но сегодня попробуем найти ответы, говоря о двух персонажах, - Гринёве и Швабрине, - сопоставляя их.
(указать на доске 2-ю часть темы)
Зачитать эпиграфы к уроку.
Ребята! По ходу работы постарайтесь записать сами план сопоставления Гринёва и Швабрина.
Д/З: Письменно оформить выводы, сделанные в устной беседе, более полно раскрывающие пункты плана.
Работа по теме.
---Вспомнить эпиграф к повести. (Береги честь смолоду).
(Эта пословица не только определяет кодекс поведения героев, но и характеризует их, поясняет их нравственный выбор в трудные минуты испытаний).
---Береги честь смолоду. А что же такое – Честь?
Обратимся к словарям
Учащиеся зачитывают!
У В.И. Даля читаем
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
В словаре Ожегова читаем:
Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости.
Я просила вас письменно ответить на вопрос «Ваше понимание чести». Вот некоторые выдержки.
Честь – это почёт и выражение со стороны окружающих;
Честь – это верность своей совести
Честь это святое понятие; счастье и хорошая жизнь даётся тем, кто всегда хранит свою честь;
Честь – это основа нравственного кодекса людей
Честь – это самое лучшее, что есть в человеке
Если вдуматься в поведение таких персонажей повести, как Гринёв и Швабрин, то нетрудно понять такие жизненные принципы утверждает Пушкин. Обратимся к этим образам повести и проследим, как решается вопрос чести и долга.
Говорить о Гринёве и Швабрине – это значит говорить о том, как они понимают свой общественный долг, как относятся к окружающим их людям, какими людьми являются сами.
Ребята! Так как мы говорим о сопоставлении, то следует указать что:
Между ними общего;
Чем они отличаются друг от друга.
Черты сходства. Офицеры
2. Укажите общее для обоих героев. Дворянское сословие
Молоды.
(Гринёв и Швабрин – молодые дворяне, офицеры). Оба служат в далёкой белогорской крепости.
-Значит из выписок по повести, всё, что мы узнаем
О внешности Швабрина? Гринёва? Почему?
Швабрин Гринёв
Офицер «с лицом смуглым Ещё очень молодой ч-к с
И отменно некрасивым, открытым русским лицом
Но чрезвычайно живым».
Быстро говорит по-французски легко краснеющий,
Т.е. образован, очень неглуп. гибкий, стройный.
Разговор его был остер и занимателен, одет по моде того
У него меткий и наблюдательный глаз» времени, как ч-к
Богатый, знатный, столичный офицер
Сослан в Белогорскую крепость за «ду
Шегубство» т.е. убийство на дуэли военный, он в треуголь-
Ной шляпе и со шпа-
гой на боку.
При разговоре смотрит
собеседнику прямо в
глаза;
По характеру мечта-
Тельный, с удовольст-
вием размышляю-
щем о разном.
-Какими путями Гринёв и Швабрин оказались в Белогорской крепости?
(Разными. Пётр Андр здесь по воле отца, пожелавшего, чтобы его сын «потянул лямку, да понюхал пороху, да стал солдатом, а не шаматоном». Отец знает службу не понаслышке. Даёт сыну краткий кодекс чести.
Швабрин в крепость «переведён за смертоубийство». То, чего избежал, благодаря отцу Гр. Не избежал Шв.
Петербург – свобода, удовольствие жизни, - проступки.)
Черты различия. 1) Отношение к воинскому долгу
2) К Пугачёву
3) К Маше
Докажем, что Гр. и Шв. По-разному отн-ся к воинскому долгу.
Раскрывая отношение Гринёва к гражданскому долгу возьмём эпизод из 7 гл. «Приступ». «Поведение Гринёва в 1-ой сцене казни.
Вопросы откройте тексты!
-Найдите, зачитайте, как вёл себя Гр. перед казнью?
-Итак, Гр. не изменил присяге, а поступился ли он своей честью? Согласился ли он поцеловать руку Пугачёву? Текст?
Выводы:
Без колебаний, без тени сомнения в одну из самых страшных минут своей жизни Гр. готов принять смерть, но не изменил присяге.
Не поступился он и своей честью. Не стал целовать руки Пугачёву, хоть тот и подарил ему жизнь.
Гринёв говорит, что он предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению.
А.С. Пушкин писал: «презирать суд людей нетрудно, презирать свой – невозможно».
Поговорим, как относится к своему воинскому долгу Швабрин.
Из гл. 7 «Приступ» Эпизод «Шв в стане Пугачёва.
Найдите в тексте деталь, которая доказывает, что мысль об измене зародилась у Швабрина при 1-ом известии о восстании?
(только – только ещё белогорцы узнали о возможном приступе Пугачёва, а Швабрин уже задумался о том, как ему поступить в случае победы восставших казаков. На вопрос Гринёва «Как ты думаешь, чем это кончится?» - он ответил: «Бог знает, посмотрим! Если же»Швабрин пристально глядел на неприятеля, когда тот стоял у стен крепости.
- Какое чувство испытал Гринев, видя среди пугачёвцев Швабрина? Почему?
(Гринёв, не допускавший и мысли об измене, не обратил внимания на такое поведение своего сотоварища. Поэтому Гринёв «изумлён», видя среди мятежников Швабрина, обстриженного и одетого, как казаки).
2.Отношение Гринёва и Швабрина к Пугачёву.
Сначала поговорим об отношениях Гринёва и Пугачёва.
Эпизод из 8 гл. «Разговор Гринёва и Пугачёва наедине»
(Откройте текст!)
Вопросы
-О чём они беседуют? Какое предложение делает Пугачёв Гринёву?
(Пугачёв предлагает Гринёву служить ему и очень надеется, что тот примет предложение. За службу Пугачёв обещает произвести Гринёва в фельдмаршалы и в князья).
-Как обдумывал Гринёв предложение Пугачёва?
(Гринёв понимал, что признать бродягу и мошенника за государя – значит проявить малодушие, а если отказаться – то подвергнуть себя опасности, вызвать его гнев, т.е. неизвестно, чем это могло кончиться).
Чувство долга и естественное желание жить.
-Подтвердите текстом, что Пётр Аидр. Гр одержал над собой победу.
(Нелегко было молодому человеку одержать над собой победу, но с каким удовлетворением Гр. говорит, что «чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческой».
Сейчас ему было несравненно тяжелее, чем там, на площади. Тут он был один на один со своим «благодетелем». На площади он был со своими, недаром в народе говорят: «На миру и смерть красна».
Какой факт из разговора свидетельствует о глубокой порядочности и честности Гринёва?
(Пётр Аид Гр. не только окончательно отказывается служить самозванцу, но и обещает и впредь не бороться против него. Таким, до конца честным был Гринёв с Пугачёвым.)
Чем вызвано уважение Гр. к Пугачёву? (ведь Гр. Дворянин, а Пугачёв, по словам Ивана Кузьмича «вор и мошенник»? )
(Гринев уважает человека, «шутит опасную шутку». Молодой человек чувствует, гибельность дела Пугачёва и не может не сочувствовать ему, сильному человеку)
Ребята! Продолжаем сопоставлять, сравнивать!
Докажите тезис:
Насколько искренне и с уважением относится Гринёв к Пугачёву, настолько Швабрин угодничает и ненавидит Пугачёва.
Вспоминайте текст! Доказывайте!
Швабрин угодничает перед Пугачёвым
Он встретил самозванца на крыльце, помог вылезти из кибитки, в другой раз сам подносит Пугачёву водку.
Швабрин боится,
Когда Пугачёв потребовал у него ответа за Машу, «Побледнел, как мёртвый».
Голос у него то «дрожащий», то «прерывающийся».
3. Отношение Гринёва и Швабрина к Маше.
Ребята! Есть ли у нас основания сомневаться в искренности чувств Гринёва?
-А вот любит ли Швабрин Марью Ивановну?
Да Швабрин хотел, чтобы она стала его женой задолго до приезда в белогорскую крепость. Не смог Швабрин с достоинством, мужеством пережить отказ Марьи Ивановны. Из чувства мести он стал клеветать на неё. Пугачёв назначил Швабрина комендантом крепости, имея власть Швабрин хотел угрозами принудить Марью Ивановну стать его женой. «Он согласился ждать три дня, а коли через три дня за него не выйду, так уже никакой пощады не будет,» - писала Маша Гринёву. И если бы не любовь Петра Андр., Гр. и не заступничество Тр., то неизвестно, что сталось бы с Машей.
Нет Фраза Шв. «Она не дочь попадьи, её отец – комендант крепости Миронов». – подписывает ей смертный приговор. И только добродушие, которое проявил в тот Момент Пугачёв, спасло 2-х влюблённых.
|||. Заключение
В заключение я хочу ещё раз указать на воспитывающую силу пушкинских образов.
На примере Петра Андреевича Гринёва и Алексея Ивановича Швабрина А.С. Пушкин учит вас быть достойными звания человека, учит думать о чести и бесчестии, о верности долгу и его нарушении, о прямоте и изворотливости, о душевном благородстве и низости, учит стремиться к прекрасному.
Закончить урок мне хотелось бы словами Д.С. Лихачёва, в которых он особо указывает на актуальность повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
«Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас.
Это доброта и талант, смелость и простота, демократичность и жизнелюбие, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и к людям труда
И ещё мы нежно любим Пушкина за то, что он погиб за свои убеждения, за честь, за любовь. Говоря про честь, я в первую очередь имею в виду бой за честь поэта, ибо не может ни уважать себя, ни жить поэт с замаранной честью.
Не на это ли намекал А.С. Пушкин,ставя дату «19» на последней странице «Капитанской дочки» ?
Этот закон в полной мере действует и сегодня: не будут ни уважать, ни любить поэта, как бы хорошо он не писал, если он марает свою честь корыстолюбием, низкопоклонством или иными бесчестными качествами.
Сверьте ваши записи!
План
| Вступление.
Смысл эпиграфа к повести.
|| Основная часть
1.Черты сходства
2. Черты различия.
а) Отношение к воинскому долгу
б) Отношение к Пугачёву
в) Отношение к Маше.
||| Заключение
Воспитывающая сила пушкинских образов.
Актуальность повести.
В дневник! Письменно оформить выводы, сделанные в устной беседе,
Домашнее задание более полно раскрывающие пункты плана.
(На доске)
Я довольна работой на уроке
Мне хотелось бы отметить работу
15