Конспект урока по литературе для 10 кл. по теме Страстная натура илии больная душа в очерке Лескова Леди Макбет Мценского уезда
Страстная натура или больная душа
в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Урок литературы в 10 кл.
Учитель Шулепова Ирина Анатольевна
Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления идеи очерка Лескова средствами активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Планируемые результаты (цели по содержанию):
Предметные:
- знать понятие «очерк»;
- сравнивать героев разных произведений;
- давать оценку поступкам героев;
- анализировать текст художественного произведения.
Метапредметные:
Познавательные:
- находить в тексте нужную информацию;
- анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных учебных задач;
- формулировать и высказывать собственное мнение по проблеме урока,
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;
- корректировать собственные ответы.
Личностные:
- развивать смыслообразование;
- формировать художественный вкус;
- развивать способность к самостоятельной учебной деятельности;
- воспитывать творческого читателя, чуткого слушателя;
- воспитывать гражданские, нравственные качества личности.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
.
Есть счастье праведное, есть счастье грешное.
Праведное ни через кого не переступит,
а грешное все перешагнет.
Лесков «Несмертельный Голован».
Бойся человека, Бог которого на небе.
Б.Шоу.
Организация урока.
1.Вступительное слово учителя.
Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликован в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением на любовной почве. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Основное содержание очерка Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.
2.Жанровое своеобразие.
- Дайте определение очерка.
О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.
Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
3. Семантика названия, его осмысление.
Первая часть названия относит нас к трагедии Шекспира «Макбет»
Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает содержание трагедии.
Вывод: Шекспир сделал Макбета законченным воплощением политического деспотизма и честолюбия. Леди Макбет во многом подобна своему мужу. Но у этой царственной женщины сердце окаменело. Все ее чувства подчинены честолюбию. Даже любовь ее честолюбива. Она любит Макбета за то, что он превосходит всех других людей. Ей важна не та радость, которую любящая женщина получает от ответных чувств мужчины, а его способность возвысить себя и заодно ее. Она хочет быть женой первого человека в государстве. Такая любовь бывает, она по-своему может быть искренней и сильной, но, конечно, представляет собой извращение истинной любви.
Отличает ее от Макбета решительность. Ее честолюбие — действительно страсть, слепая, нетерпеливая и неукротимая. Она железная женщина, дьявол в прекрасном облике. Если честолюбие Макбета — это страсть, борющаяся с его нравственным сознанием, то в ней — это мания, уничтожившая все остальные чувства. Моральных понятий она начисто лишена.
- В чем странность названия лесковского произведения?
(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира, леди – дама из высшего общества, так мы соотносим произведение с высоким содержанием, возвышенным стилем. Мценский уезд (ассоциации: Кукарский еузд, Яранский уезд)– соотношение трагедии с глухой российской провинцией). Вывод по названию: автор расширяет масштабы происходящего в очерке. Независимо от того, к какой социальной группе принадлежит, каким социальным статусом обладает человек (женщина), он способен испытывать как высокие, так и низменные чувства, желания, стремления. В нем одинаково уживаются и добро, и зло.
4.Анализ очерка.
- Кто главный герой? (Катерина Львовна Измайлова)
Ставим проблемный вопрос урока: «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?»
- Каков характер имела Катерина Измайлова? Подтвердите текстом.
(«характер был пылкий», т.е. страстный, она привыкла к простоте и свободе)
- Что автор говорит о сильном характере?
(текст – начало, 1 абзац)
Катерина Измайлова и в жизни, и в любви могла добиться многого.
- Расскажите ее историю замужества. (Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава)).
Вывод: в жизни Катерины Измайловой нет любви, только скука, поэтому ищет занятия, развлечения на стороне.
- Виновата ли в этом Катерина Измайлова?
(и да, и нет. Да, потому что жизнь ее не была наполнена духовно: Катерина Измайлова не любила мужа, не имела любимого дела, не молилась, не читала. Нет, потому что и муж ее не любил)А страсть должна была найти свое проявление, ее пылкая натура должна была «развернуться во всю свою ширь»
- С чего началась ее страсть?
(со встречи с Сергеем, с того, как ее взвешивали: «Диковина») Диковинная земная тяжесть означает чудовищную, но пока еще скрытую силу. А что говорит на это мужичок: «Разве тело наше тянет?»
- Как понимаете его слова? (не тело оставляет следы на земле, а душа человеческая в памяти людской).
- Каков Сергей? Как себя ведет?
(внешность: «с дерзким красивым лицом»Аксинья о Сергее: «Какой смелый!»
С Катериной Измайловой: «развязно прошептал Сергей»)Вывод: он знает, что делает, чувствуется в нем не любовь, а расчет. Это подтверждает автор: «влюбил ее в себя»
- Ради чего? (ради денег, власти)
-Какова Катерина Измайлова в любви?
Она ждала чего-то особенного от жизни – любви. И случайная встреча разожгла ее душу на столько, что просит свекра за любовника. Получив отказ, она отравила свекра.
- Есть ли сожаление у неё, какое-либо движение совести?
(нет, страсть захватила её душу и перерастает пределы измены) «Она обезумела от своего счастия». Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова (см.эпиграф): “Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.»- Через что перешагивает Катерина Измайлова?
(через божьи заповеди – не прелюбодейстуй, не убий.)
Убив раз, с легкостью убивает снова. Расскажите об убийстве мужа (главы 7–8).
По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость.
- Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?
(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, «зардевшись» - смущаясь, еще не отваживаясь на решительные поступки, а дальше уж само пойдет.)
И вот живет Катерина Львовна, “царствует”, даже носит ребенка под сердцем. Все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот высокий идеал – материнство - сталкивается с другим высоким христианским идеалом – не прелюбодействуй, потому что ребенок не от мужа – от любовника. Вспомним Катерину из “Грозы” Островского, которая, нарушив этот божий закон, уже спокойно не смогла жить: она призналась в измене, потому что совесть не позволила перешагнуть через грешное счастье.)- А Катерина Измайлова имеет совесть? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)
Рассказать о снах Катерины Львовны.
1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).
2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).
Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.
Сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)
Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10: «Потрудись, Катеринушка…») – прочитайте. - Как поняли? (обереги отрока Божьего)
- Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)
И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).
- Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?
(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет, не внемлет голосу души, не пробил светоч младенца мрак души: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем” (Шекспир).
В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?
- Как вы думаете, почему – сразу?
(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого – “Божий дар”. )Всмотритесь в репродукцию картины И.Глазунова «Мальчик». Что подчеркнул художник?
(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному)
Арест Катерины – это укор за содеянное перед Богом. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом (гл. 12): «Наш народ набожный…»
Как антитеза звучат слова о Катерине Измайловой: «Испаскудилась…»
Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.
- К чему приводит вырвавшаяся на свободу страсть?
(Свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.) Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).
(Любит она по-прежнему.)
-Расскажите об отношениях Катерины Измайловой и Сергея на каторге.
- Изменила ли лесковскую героиню каторга?
(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)
- Жалко ее? Почему?
(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники).- Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?
(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Таким остался Сергей. Такова была Катерина Львовна до каторги.)Изменения в Катерине поможет увидеть обращение к символике пейзажных сцен.
Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты). (Таблица заполняется в ходе работы.)
Вопросы на доске:
Какой цвет чаще встречается в описании природы?
Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?
Какова символика пейзажной сцены?
Вариант 1. Текст, гл. 6. “Золотая ночь”, “рай”, белый цвет, молодой цвет яблони, яблоня, залитая белыми цветами.Символика. Белый цвет в природе - “рай”. Но чернота, грязь, тьма в душе - “ад”. Вариант 2.Текст, гл. 15.“Безотраднейшая картина”, “ад”,грязь, тьма, серое небо, ветер стонет.
Символика.Грязь, тьма на улице - “ад”, но свет в душе - “рай” (очищающая боль)
Вывод: через физическую боль человек приходит к осознанию, ощущению души. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: «Она больна не телом, но душою».
Больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.
Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского. Мы чувствуем: близится развязка. Но Катерина Кабанова погибает сама, а Катерина Измайлова забирает с собой еще одну душу – Сонетку. Душа Катерины Львовны на миг как бы вошла в луч свет и снова погрузилась во мрак.
5.Итог беседы-анализа.
Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.
- Как вы ответите на вопрос темы «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?» Аргументируйте.
6. Рефлексия.
- Что для себя вы открыли в этом очерке классической русской литературы?
Домашнее задание: написать сочинение-сопоставление Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.