Конспект урока по обществознанию на тему: Инфляция 11 класс
Урок экономики по теме "Инфляция" в 11 классе
Тема: Инфляция.
Цель урока: освоение системы знаний по теме инфляция.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: мотивация к познавательной деятельности
Метапредметные УУД: овладение навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, формирование умения обосновывать суждения, давать определения
Предметные УУД: изучение понятий: закон обмена, инфляция ее виды и типы.
Обязательный минимум: виды, причины, последствия инфляции.
Требования к уровню подготовки: уметь описывать инфляцию, объяснять виды инфляции. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, оценки собственных действий в качестве потребителя.
Ход урока
I. Организационный этап
Здравствуйте ребята! Рада видеть вас на уроке экономики. Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний
Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мы изучали тему деньги, рассмотрели виды денег и их основные функции).
Что такое деньги? Какую роль они играют в рыночной экономике?
( Деньги - общепризнанное средство платежа. Рыночная система не могла бы функционировать и развиваться без денежного обращения. Деньги выполняют в экономике три главные функции. Они являются средством обращения (выступают в роли посредника при обмене товара). В деньгах мы измеряем ценность различных товаров и услуг (мера стоимости). А также деньги выполняют функцию средства сбережения.)
Что такое ликвидность? Почему деньги обладают абсолютной ликвидностью?
( Ликвидность- способность рыночных благ превращаться в средства платежа. Наличные деньги ликвидны на 100%, на них можно в любой момент приобрести различные виды жизненных благ.)
Виды денег (бумажные, разменная монета, кредитные деньги)
III. Постановка учебной задачи
- Для чего нужны нам деньги? (Для обмена на товары и услуги.)
В результате торговли деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Каждый денежный знак успевает за определенный период времени поучаствовать во многих платежных операциях. Значит, стране нужна денежная сумма значительно меньшая, чем объем совершаемых сделок – скорость обращения денег.
Американский экономист Ирвинг Фишер исследовал как денежная масса влияет на уровень цен в экономике.
M*V=Q*P
М – денежная масса
V – скорость обращения денег
Q – объем товаров
P – общий уровень цен товаров
Откройте тетради и оставьте свободное место для записи темы, запишите в тетради это уравнение. По-другому это уравнение называют законом обмена. Его формулировка у вас на столах, прочитайте, выделите карандашом основные слова.
Количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок и достигнутой скорости обращения местной валюты.
Давайте теперь посмотрим, что произойдет, если пропорции в уравнении будут нарушены - подставим 2 к одной части уравнения – что произойдет? Из математики вы знаете, чтобы выполнить равенство при увеличении левой части в 2 раза, во столько же раз должна увеличиться и правая. Куда я должна поставить двойку? Смотрим по уравнению 2 M*V=2Q*P.
Мы знаем, что Q - объем товаров, может ли за короткие сроки производство увеличиться в два раза – нет, значит должна увеличиться цена на товары – Р.
Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. А процесс повышения общего уровня цен в стране называется инфляцией.
Тема урока записывается на доске и дается определение под запись.
Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране.
Предлагаю построить изучение темы по следующему плану:
Причины инфляции
Виды, последствия
IV. Усвоение новых знаний
В настоящее время инфляция – общемировое явление, оказывающее серьезное влияние на экономическое развитие любой страны.
Инфляция всегда предполагает повышение цен. Но не любое повышение цен следует рассматривать как инфляцию. Не является инфляцией рост цен на отдельный товар или группу сезонных товаров и услуг.
Выяснение причин инфляции – одна из ключевых проблем экономической теории. Зная источники ее возникновения, можно выработать эффективную антиинфляционную политику.
Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.)
Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам поработать со схемами.
Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3-5 минут.)
Из-за чего возникает инфляция?
Рисунок 1
Группа 2 – схема 1.
Группа 3 – схема 2.
Рисунок 2
Группа 4 – схема 2.
После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции: инфляция спроса и инфляция затрат.
Объясняем каждый вид инфляции. Спрос больше предложения, а это ведет к росту цен. Экономисты называют такую ситуацию инфляцией спроса и любят описывать фразой: «Слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров и услуг».
Цены растут из-за удорожания ресурсов для производства потребительских товаров.
Инфляция – это повышение общего уровня цен как на товары и услуги, так и на факторы производства.
Какие факторы могут быть источниками инфляции спроса?
- избыточная денежная эмиссия
- кредит
инфляционные ожидания
Причины инфляции издержек:
монопольные цены
повышение заработной платы
увеличение косвенных налогов
физкультминутка – 3 мин.
Существует несколько видов инфляции. В зависимости от среднегодовогоприроста цен выделяют: умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.
Предлагаем каждой группе поработать с текстами, характеризующими различные типы инфляции в зависимости от ее темпов. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
V. Закрепления новых знаний
Дайте определение - что такое инфляция?
Назовите причины возникновения инфляции.
Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?
Назовите виды инфляции.
Что нового об инфляции вы сегодня узнали?
Стр. 182 . задание 3, 5,6
Оценивается работа учеников на уроке, и выставляются отметки в журнал.
VI. Рефлексия
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы?
Что было наиболее сложным (трудным)?
VII. Домашнее задание: в учебнике изучить материал на стр. 176-181;
- найти и записать в тетрадь меры борьбы с инфляцией.
ЂЂgoogle_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);