Методическая разработка открытый урок ИНФЛЯЦИЯ.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»





С.А.Крупнова


Методическая разработка
открытого урока

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»
ТЕМА: ИНФЛЯЦИЯ






Арзамас
2016

Содержание
Введение 3
1. Проект открытого занятия 4
2. Структура занятия 6
3. Ход урока 9
4. Самоанализ урока
Список используемых источников
Приложения





















Введение

Жизнь в современных условиях невозможна без прочных экономических знаний, которые необходимо применить и в профессиональной деятельности и в личной жизни. Кроме того, знания экономики служат основой для достижения высоких результатов в области бизнеса.
Учебная дисциплина «Экономика», одна из основных дисциплин, изучаемых студентами социально – экономического профиля, она, безусловно связана с изучением таких дисциплин как: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», Экономика организации», «Бухгалтерский учет», «Статистика» и многие другие.
Современная молодежь должна ориентироваться в современной экономической и политической ситуации, а для этого им необходимо знать экономические явления, происходящие в стране.
Для изучения данной темы выбран комбинированный вид урока, целесообразность которого заключается в результативности изучения новой темы, студенты имеют возможность полученные знания сразу же закрепить на практике, выполняя экономические упражнения, применяя игровой элемент педагогической технологии разгадать чайнворд.
Изучение темы «Инфляция», знакомство фактическими статистическими данными, анализ интервью Министра экономического развития позволит студентам стать экономически грамотными, профессионально подготовленными людьми.




Проект открытого занятия
Преподаватель экономических дисциплин: Крупнова С.А.
Дата проведения:
Дисциплина: Экономика
Тема: «Инфляция»
Группа: 15 – 28 БУХ
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированный
Пед. технология: элементы технологии на основе активизации и интенсификации деятельности; элементы технологии сотрудничества
Задачи урока:
Образовательные:
Владеть системными экономическими знаниями по теме: «Инфляция» применяя самостоятельную деятельность в области экономики;
владеть приемами работы со статистической, фактической экономической информацией;
уметь оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам: «Инфляция»;
Развивающие:
формулировать представления об экономической науке;
проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения;
совершенствовать навыки общения.
Воспитательные:
формировать систему знаний об экономической жизни общества;
определять жизненно важные интересы личности в условиях кризисного развития экономики;
Межпредметные связи:
Статистика
Финансы, денежное обращение и кредит
Математика
Литература
Квалификационные требования:
Студенты должны:
знать:
определение, виды инфляции;
причины возникновения инфляции;
последствия и методы борьбы с инфляцией;
уметь:
определять вид инфляции;
применять полученные знания в практической и профессиональной деятельности;
делать выводы по результатам работы.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная презентация в программе РowerPoint
Литература
А. И. Гомола. Экономика для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник.- М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
Дополнительная литература:
Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2006.
Структура занятия
Ход урока
Деятельность преподавателя

Прогнозируемая деятельность студентов
Время урока, мин.

1.Организационный момент

Цель – психологический настрой студентов на плодотворную работу на занятии, включение их в деятельность. Приветствие студентов, проверка явки, готовности к занятию
Доброжелательный настрой студентов к работе на уроке.
3

2.Актуализация знаний

Выявление уровня подготовленности студентов для изучения новой темы путем фронтального опроса и выполнения индивидуальных заданий.
Отвечают на вопросы, выполняют индивидуальные задания.

15

3. Мотивация учебной деятельности студентов

Подведение к определению темы урока.

Формирование темы учебного занятия через
решение проблемной ситуации.
6

4.Сообщение темы, плана и цели урока
Тема: Инфляция.
План урока
1.Инфляция.Виды инфляции
2.Причины возникновения инфляции.
3.Последствия инфляции.
4. Методы борьбы с инфляцией
Определение задач учебного занятия совместно со студентами.
Знакомство с планом учебного занятия:

Высказывают предположения о задачах занятия, записывают в тетради тему и план учебного занятия
5

5.Изложение материала и закрепление знаний







Закрепление знаний

Использование презентации и просмотр видеоролика позволяет вызвать интерес к изучаемой теме, побуждает студентов анализировать, что способствует повышению эффективности и качества обучения, расширяет кругозор.
Подведение студентов к закреплению изученного материала
Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, анализируют, делают выводы, ведут записи в тетрадях.

Разгадывание чайнворда
Экономические
упражнения
45


6.Обобщение и систематизация изучаемого материала
Установление первичного уровня усвоения материала через фронтальный опрос.
Обобщают изученный
материал.
10

7.Подведение итогов урока. Оценка деятельности студентов.
Благодарит студентов за работу, объявляет оценки.
Обсуждают с преподавателем результативность урока. Оценивают свою деятельность
3

8. Сообщение
домашнего задания
Сообщение домашнего задания
Глава 6, п. 6.4.
Сделать тематические буклеты
Литература
Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник.- М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
Студенты записывают домашнее задание
3












Ход урока

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Контроль знаний по теме: «Деньги», «Банковская система», «Ценные бумаги» путем индивидуальных заданий и фронтального опроса.
Что такое деньги?
Что такое денежная масса
Что такое денежное обращение
Функции денег
Что такое банковская система
Сколько уровней предусматривает банковская система
Функции ЦБ
Функции КБ
Виды ЦБ
Что такое дивиденд
Выпуск денег в обращение
Кто осуществляет выпуск - эмитент
Денежная единица страны

3. Мотивация учебной деятельности студентов
Преподаватель подводит студентов к определению темы учебного занятия, предлагая послушать выдержку из романа Э
·рих Рема
·рк (немецкий писатель) «Черный обелиск»
А что произошло еще? – осведомляется он.
– Ничего. Клиентов не было. Но я вынужден настоятельно просить о повышении моего оклада.
– Опять? Ведь тебе только вчера повысили!
– Не вчера. Сегодня утром в девять часов. Какие-то несчастные восемь тысяч марок! И все-таки в девять утра это было еще кое-что. А теперь уже не могу на них купить даже галстук, только бутылку дешевого вина. А мне необходим именно галстук.
– Сколько же стоит галстук сейчас?
– Сегодня в полдень он стоил тридцать шесть тысяч марок!
А утром всего тридцать тысяч!
Георг Кроль рассматривает свою сигару.
– Уже тридцать шесть тысяч! Дело идет быстрее кошачьего романа! Чем все это кончится?

4.Сообщение темы, плана и цели урока
Преподаватель подводит студентов к определению плана учебного занятия, предлагая, через решение учебных задач.
План урока
Инфляция. Виды инфляции
Причины возникновения инфляции.
Последствия инфляции.
Методы борьбы с инфляцией

5.Изложение материала и закрепление знаний
1. Инфляция. Виды инфляции
Инфляция имеет уже, по меньшей мере, двухвековую историю, и, начиная, примерно с 40 годов ХХ века охватила все страны мира .
Исторически [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в экономике России возникла еще в 50-60-е годы XX в., но она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците.
Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда цены были отпущены на свободу.
Инфляция часто слышим это слово. За простотой и очевидностью этого явления кроются весьма сложные процессы, протекающие в экономике.
Для размышления: пословица: Инфляция - это когда карманы рвутся от денег, а на новый пиджак всё ещё не хватает.
Инфляция - устойчивая тенденция роста общего уровня цен; процесс обесценивания денег в результате переполнения каналов товарного обращения денежной массой.
Обратите внимание на определение инфляции – устойчивая тенденция роста общего уровня цен. Устойчивая – означает, что инфляция – длительный процесс, поэтому инфляцию следует отличать от скачка цен (например, перед праздником).
Общего уровня цен – означает, что инфляция не является ростом всех цен в экономике, цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения.
Важно, чтобы увеличивался общий индекс цен, которым измеряется инфляция. Темп инфляции измеряется с помощью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость потребительской корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

Темп инфляции бывает месячный и годовой.
Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год (месяц), то его можно рассчитать следующим образом:

ИЦ0  индекс цен предыдущего год,
ИЦ1  индекс цен текущего года.
В период инфляции дорожает подавляющее большинство товаров и
приходиться говорить о покупательской способности денег.
Какой бывает инфляция? Инфляция может возникать в результате многих причин, в разных измерениях, поэтому выделяют несколько видов инфляции, и она классифицируется по нескольким признакам.
1. Инфляция по темпу:
Умеренная рост цен не более 10% в год.
нормальная в рыночных отношениях;
эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.
сохраняется стоимость денег, т.е. покупательная способность денег практически сохраняется.
Галопирующая  рост цен от 10-200% в год.
Инфляция трудно управляемая, ведущая к экономическому кризису.
Гиперинфляция  рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 1000%.
производство и обмен останавливаются,
снижается реальный объем национального производства,
растет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
закрываются предприятия и происходит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Гиперинфляция означает крах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], паралич всего денежного механизма.
Представить статистику инфляции по годам за период 1992 – 2016 год (см. Приложение 1)
2. В зависимости от причин инфляцию различают:
Инфляция спроса - наступает, когда совокупный спрос больше совокупного предложения слишком много денег «гоняется» за меньшим количеством товара.
Инфляция издержек - возникает, когда цены растут в результате увеличения издержек производства (рост зарплаты, рост стоимости сырья, рост налогов, рост стоимости импортных компонентов).
Инфляция издержек ведет к стагфляции. Одновременный спад производства и росту уровня цен.
3. По степени сбалансированности
Сбалансированная цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.
Несбалансированная цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.
4. По признаку ожидаемости:
Ожидаемая – ожидается и прогнозируется правительством, позволяет предпринять меры защиты. Обычно рассчитывается государственными органами статистики.
Неожидаемая – характеризуется внезапным ростом цен.
5. По масштабу охвата:
Локальная инфляция, имеющая место в отдельных странах,
Мировая – охватывает группу стран, или целые регионы.
Представить историческую справку (см. Приложение 2).
2. Причины инфляции
Чрезмерный выпуск бумажных денег государством с целью покрытия дефицита своего бюджета. Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной).
Превышение спроса над предложением при избытке денежных средств.
Рост издержек производства, т.е. расходов на сырье, материалы, заработную плату и выплату налогов;
дефицит государственного бюджета;
сокращение производства;
система налогообложения, подрывающая стимулы к росту производства;
монопольное положение на рынке крупных производителей, искусственно завышающих цены - ДЕМПИНГ.

3. Последствия инфляции.
Инфляция – крайне неприятное слово. Последствия же ее, неприятны в стократ.
Для определения последствий инфляции и где это отражается, я предлагаю посмотреть интервью Министра экономического развития РФ. Интервью свежее, так что все цифры, выводы и доводы свежие от 14.02.16
Снижение РТО.
Обесценивание доходов.
Снижение реальной заработной платы.
Рост издержек производства.
Снижение производства.
Рост безработицы.
Банкротство предприятий.

5. Методы борьбы с инфляцией
Борьба с инфляцией означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
погашение инфляционных ожиданий;
проведение курса, направленного на укрепление покупательной способности национальной валюты;
меры по снижению бюджетного дефицита;
использование административных мер;
стимулирование денежных сбережений;
совершенствование и упрощение системы налогообложения;
проведение денежной реформы конфискационного типа;
сокращение совокупного спроса;
перелом в ожиданиях населения;
установление инфляционных ориентиров;

Предложите свои методы борьбы с инфляцией.
Закрепление знаний
Преподаватель. Теперь закрепим все полученные знания, выполнив некоторые экономические упражнения. Поработаем с текстами для определения вида
определите вид инфляции (см. Приложение 3)
чайнворд (см. Приложение 4)
6.Обобщение и систематизация изучаемого материала
Установление первичного уровня усвоения материала через фронтальный опрос.
Повторение новых определений
Преподаватель: полученные знания сегодня пригодятся вам на практике и в вашей профессиональной деятельности?
7.Подведение итогов урока. Оценка деятельности студентов.
8. Сообщение домашнего задания
Глава 6, п. 6.4.
Сделать тематические буклеты
Литература
Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник.- М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
Список использованных источников

Алексей Киреев, Экономика 10-11: Электронный учебник: практикум, презентации, интернет-ресурсы, ООО Издательство «ВИТА-ПРЕС» 2007
Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: электронное учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Под редакцией Е.Н. Барикаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА.
Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник.- М.:Издательский центр «Акадкмия», 2012. – 336 с.
Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
Основы экономической теории: Под ред. С. И. Иванова, В 2 книгах. – М.:Вита – Пресс, 2006г.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://www.youtube.com/watch?v=u7eB5myrXcI
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-teme-inflyaciya-suschnost-i-vidi-456703.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Приложение 1

Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Ноя
Дек
Год

2016
0,96
0.6










1.54

2015
3,85
2,22
1,21
0,46
0,35
0,19
0,80
0,35
0,57
0,74
0,75
0,77
12,91

2014
0,59
0,70
1,02
0,90
0,90
0,62
0,49
0,24
0,65
0,82
1,28
2,62
11,36

2013
0,97
0,56
0,34
0,51
0,66
0,42
0,82
0,14
0,21
0,57
0,56
0,51
6,45

2012
0,50
0,37
0,58
0,31
0,52
0,89
1,23
0,10
0,55
0,46
0,34
0,54
6,58

2011
2,37
0,78
0,62
0,43
0,48
0,23
-0,01
-0,24
-0,04
0,48
0,42
0,44
6,10

2010
1,64
0,86
0,63
0,29
0,50
0,39
0,36
0,55
0,84
0,50
0,81
1,08
8,78

2009
2,37
1,65
1,31
0,69
0,57
0,60
0,63
0,00
-0,03
0,00
0,29
0,41
8,80

2008
2,31
1,20
1,20
1,42
1,35
0,97
0,51
0,36
0,80
0,91
0,83
0,69
13,28

2007
1,68
1,11
0,59
0,57
0,63
0,95
0,87
0,09
0,79
1,64
1,23
1,13
11,87

2006
2,43
1,66
0,82
0,35
0,48
0,28
0,67
0,19
0,09
0,28
0,63
0,79
9,00

2005
2,62
1,23
1,34
1,12
0,80
0,64
0,46
-0,14
0,25
0,55
0,74
0,82
10,91

2004
1,75
0,99
0,75
0,99
0,74
0,78
0,92
0,42
0,43
1,14
1,11
1,14
11,74

2003
2,40
1,63
1,05
1,02
0,80
0,80
0,71
-0,41
0,34
1,00
0,96
1,10
11,99

2002
3,09
1,16
1,08
1,16
1,69
0,53
0,72
0,09
0,40
1,07
1,61
1,54
15,06

2001
2,8
2,3
1,9
1,8
1,8
1,6
0,5
0,0
0,6
1,1
1,4
1,6
18,8

2000
2,3
1,0
0,6
0,9
1,8
2,6
1,8
1,0
1,3
2,1
1,5
1,6
20,1

1999
8,4
4,1
2,8
3,0
2,2
1,9
2,8
1,2
1,5
1,4
1,2
1,3
36,6

1998
1,5
0,9
0,6
0,4
0,5
0,1
0,2
3,7
38,4
4,5
5,7
11,6
84,5

1997
2,3
1,5
1,4
1,0
0,9
1,1
0,9
-0,1
-0,3
0,2
0,6
1,0
11,0

1996
4,1
2,8
2,8
2,2
1,6
1,2
0,7
-0,2
0,3
1,2
1,9
1,4
21,8

1995
17,8
11,0
8,9
8,5
7,9
6,7
5,4
4,6
4,5
4,7
4,6
3,2
131,6

1994
17,9
10,8
7,4
8,5
6,9
6,0
5,3
4,6
8,0
15,0
14,6
16,4
214,8

1993
25,8
24,7
20,1
18,7
18,1
19,9
22,4
26,0
23,0
19,5
16,4
12,5
840,0

1992
245,3
38,0
29,9
21,7
11,9
19,1
10,6
8,6
11,5
22,9
26,1
25,2
2508,8

1991
6,2
4,8
6,3
63,5
3,0
1,2
0,6
0,5
1,1
3,5
8,9
12,1
160,4



Приложение 2

Венгрия. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 июль 1946 г.), когда уровень цен среднем за месяц увеличивался в 198 раз, цены удваивались каждые 13,5 часов.
Германия. - Ярким историческим примером гиперинфляции была инфляция в Германии после Первой мировой войны. Темп инфляции шел не на годы и месяцы, а на дни и часы. Ценники менялись трижды в день.
Боливия. В 1985г. инфляция равнялась 3400%. Это означало, что цены росли не только каждый месяц, но и каждый час. В частности, цены в ресторанах увеличивались вдвое, пока официант принимал заказ и возвращался с подносом к посетителю.
Россия. В ХХ веке дважды, в начале 20-х годов и в начале 90-х, Россия достигла гиперинфляции. С обесцениванием денег боролись: введением твердого курса (1925год отмечен введением “советского червонца”), и денежными реформами (1947,1961), и конфискационными мерами (обмен 50- и 100- рублевых купюр в 1991), и деноминацией (1998 год).











Приложение 3

Задание. Определите вид инфляции.

Инфляция в России за неделю с 22 по 28 декабря 2009 года была нулевой, с начала месяца составила 0,4%, с начала года – 8,8%. Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
2. Как сообщалось, в апреле 2008 года потребительские цены в Украине повысились на 3,1%.В январе-апреле инфляция составила 13,1%. По сравнению с апрелем 2007 года в апреле 2008 инфляция выросла на 30,2%.



















Приложение 4
ЧАЙНВОРД
В
А
Л
Ц
Е
С
Т

А
Т
Ю
И
Н
А
А

К
Е
Д
Н
Я
Ц
Г

С
Д
Е
Ф
Л
И
Ф

И
Н
Ф
Л
Я
Я
Л

Я
И
Ц
Я
И
Ц
Я


Вопросы к чайнворду
ДЕНЕЖНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ТОВАРА
СНИЖЕНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ЦЕН.
СИТУАЦИЯ, КОГДА ИНФЛЯЦИЯ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СПАДОМ ПРОИЗВОДСТВА.
ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА СТРАНЫ.
5. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ . ЦЕН








13PAGE \* MERGEFORMAT14815




Рисунок 3Описание: http://www.grandars.ru/images/1/review/id/442/e0b6699379.jpgђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915