Методическая разработка урока по предмету «Экономика» Тема: Инфляция


Министерство образования и науки Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр №3»
Методическая разработка урока по предмету «Экономика»
Тема: Инфляция
Разработчик:
Преподаватель социально- экономических дисциплинПлатонова Г.Ю.
Поронайск, 2015 г
Предмет: Экономика
Группа 1 курс профессия «Операционная деятельность в логистике»
Тема урока: Инфляция.
Цель: Подвести обучающихся к пониманию макроэкономического явления «Инфляция», сущности и причин изменения и влияния на экономическое состояние общества.
Задачи:
- обучающие: подвести к пониманию понятий «Инфляция и ее виды», «Антиинфляционная политика»;
- развивающие: развитие познавательных интересов обучающихся, умения работать самостоятельно;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.
Планируемые результаты:
- личностные:
• овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках на:- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
- метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знание основных экономических понятий, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осмысление необходимости знаний в области макроэкономических явлений;
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему, планировать сбор учебного материала..- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия явлений.
- коммуникативные:   умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Формы работы обучающихся: коллективная, групповая,
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.
Обучающимся заранее были выданы задания подготовить самостоятельно выступления с презентацией по проблемным вопросам:
1. Понятие «Инфляция» история
2.  Причины возникновения инфляции  
3. Виды инфляции
4. Последствия инфляции
5. Инфляция в России
Структура и ход урока

п/п Деятельность время
учителя ученика Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Денежное обращение». Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Приветствие учителя, готовность к уроку.
1-2 мин.
Вспомните:
- что понимают под «всеобщим эквивалентом»?
- причины образования денег?
- виды денег?
Вспоминают изученный ранее материал (П). 3-4 мин.
Этап 2. Создание проблемной ситуации На основе приведенного примера предлагает сформулировать тему урока и её корректирует Определяют, каких знаний им не хватает (Р) 4 мин.
Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации.
Вступают в диалог, проговаривают и осознают проблему (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) 3 мин.
Этап 3. Целеполагания Объявление темы урока.Подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.
Создаёт готовность к предстоящей деятельности. Цель записывается на доске и обсуждается (Р).
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) 3 мин.
Этап 4. «Открытие» нового знания Побуждает обучающихся, подготовивших доклады к теоретическому объяснению проблемных ситуаций.
После каждого выступления обучающегося дополняет, делает выводы, при необходимости объясняет.
Для объяснения инфляции спроса и предложения предлагается рассмотреть схемы и объяснить.
Стимулирует активное участие всех обучающихся к работе. Сообщения обучающихся по проблемным ситуациям:
-что такое инфляция, основные характеристики.
- виды инфляции (обучающиеся изучают схемы и делают выводы).
Обучающиеся записывают в тетради основные термины, учатся выделять главное.
Анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).
15 мин.
Этап 5. Применение нового знания. Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов (см. приложение).
Стимулирует активное участие всех обучающихся к практической части
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Обсуждают в группах, (Р,К ,П)
Объясняют, анализируют, формулируют. (П,Р,К)
Практикум: работа в группах каждая группа работает по карточкам, отвечают на поставленные вопросы. (П,Р,К.)
Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 9 мин.
Этап 6. Рефлексия
(итог урока) Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) 3 мин.
Этап 7. Домашнее задание Комментирует д/з: Учащиеся на выбор могут выполнить следующее задание:
Написать рефераты на темы:
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.Записывают домашнее задание 2 мин.
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД
План - конспект урока:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
Вспомните:
- 2 человека с тестами (приложение 1)
- что понимают под «всеобщим эквивалентом»?
- причины образования денег?
- виды современных денег, эпохи развития всеобщего эквивалнта (2 чел. у доски)?
Этап 2. Создание проблемной ситуации.
В РФ национальной валютой является рубль. На сегодняшний день какие события происходят с с национальной валютой? Рубль дешевеет, курс по отношению к доллару и евро падает. Сегодня на определенную сумму денег мы можем приобрести благ меньше, чем на эту же сумму месяц назад. Это значит покупательская способность денег падает. Как называется это экономическое явление? Инфляция, это макро или микроэкономическое явление и почему? (по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы и задач урока).
Этап 3. Целеполагание.
(ученики называют тему урока) Тема сегодняшнего урока - Инфляция. (Слайд 1)
Как вы думаете, какие вопросы мы должны соответственно рассмотреть? (сущность, причины, виды, пути снижения) (Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению явления).
Этап 4. «Открытие» нового знания
И так инфляция - это явление, характеризующее макроэкономическую нестабильность в стране. Понятие инфляции, история возникновения - доклад обучающейся ____________. Обучающиеся слушатели записывают в тетради главное: что такое инфляция, основные характеристики.
Следующее выступление: Причины возникновения инфляции - обучающийся___________.
Вывод:
Инфляция – обесценение денег, падение их покупательной способности в результате роста цен. 
Причины возникновения-
Внутренние факторы:
- денежные – кризис государственных финансов – дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов); милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов; инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);
- неденежные – нарушение диспропорции хозяйства (рост торговли при небольшом развитии производства), циклическое развитие экономики, монополизация производства, и др.
Внешние факторы:
- мировые кризисы;
- валютная политика государств
При инфляции наступает трудная финансовая ситуация для населения, но есть категория людей, которые выигрывают- заемщики, которые расплачиваются по кредиту более дешевыми деньгами. 
Следующий вопрос - Виды и типы инфляции – сообщение учащейся,
Преподаватель: У инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Существуют еще два вида инфляции: Я предлагаю вам поработать со схемами.
Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3-5 минут.)
Из-за чего возникает инфляция? (объяснение инфляции спроса и инфляции предложения)
Группа 1 – схема 1. Группа 2 – схема 2.

Рисунок 1

Рисунок 2
После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек производства (предложения).
Объясняем каждый вид инфляции. Спрос больше предложения, а это ведет к росту цен. Экономисты называют такую ситуацию инфляцией спроса и любят описывать фразой: «Слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров и услуг».
Цены растут из-за удорожания ресурсов для производства потребительских товаров.
Выводы: 1. Инфляция спроса возникает при избыточном спросе на товары, когда денежные доходы населения и организаций растут более высокими темпами, чем реальный объем товаров и услуг.
Инфляция издержек производства – означает рост цен, который вызван увеличением издержек производства.
2. типы инфляции: В зависимости от темпов развития инфляция бывает- ползучей (увеличение до 10% в год), галопирующей (до 100% в год), гиперинфляция (свыще 100% в год).
3. В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:
Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.
Подавленная (скрытая) — подавляется рост цен государством (при командной экономике) усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.
Ситуация, обратная инфляции называется дефляцией- понижение цен, повышение покупательской способности денег.
Стагфляция – спад производства, повышение безработицы   при одновременном повышении  цен. 
Стагнация – застой в производстве.
Этап 5. Применение нового знанияГрупповая работа обучающихся (учащиеся делятся на группы 3-4)
Предлагаем каждой группе поработать с текстами, характеризующими различные типы инфляции в зависимости от ее темпов, тестами (4 варианта по 5 тестов). Отмечают красной пастой. Разбираем задания (слайды, обучающиеся сами, ставят оценки. Критерии:5 правильных- оценка 5, 4 правильных- оценка 4 и т.д. (Приложение 2, 3)
Этап 6. Рефлексия (итог урока)
- Что же мы узнали сегодня на уроке? Обучающиеся проговаривают что узнали на уроке нового и для чего им нужны эти знания. Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке.
Этап 7. Домашнее задание: (. Учащиеся на выбор могут выполнить следующее задание:
Написать рефераты на темы:
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.
Используемая литература и интернет ресурсы:
Экономика организации : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Интернет ресурсы
1.www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости
2.www.fira.ru – база данных по российским компаниям
3.www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам
4.www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент
5.www.cio-world.ru – Журнал " CIO "
6.www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы
7. www.minfin.ru - Министерство финансов РФ