ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ ПОРЕФОРМЕННОЙ ЭПОХИ


СЦЕНАРИЙ УРОКА МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В 10 КЛАССЕ
ТЕМА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ
ПОРЕФОРМЕННОЙ ЭПОХИ»
Цель: сформировать представление обучающихся о России пореформенной эпохи через призму различных видов искусства.
Задачи:
— развитие критического мышления, умения работать с разными источниками информации, способности аргументировать свою точку зрения;
— развитие способности использовать основные интеллектуальные операции: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей;
— получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;
— воспитание чувства патриотизма, индивидуального художественного вкуса, становление духовной культуры, формирование устойчивой потребности в общении с искусством;
— формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству в целом и к культуре своего народа в частности;
— формирование исследовательских умений, развитие творческих способностей обучающихся.
Оборудование: фортепиано, компьютер, медиапроектор, экран, компьютерная презентация, доска, магниты, маркеры, СD-проигрыватель.
Учебно-методические материалы: таблички с названиями групп «Историки» и «Искусствоведы»; портреты деятелей политики и искусств (Александра II, Н.А. Некрасова, А.Т. Гречанинова, А.П. Бородина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова); предметы-символы (манифест об отмене крепостного права (факсимиле манифеста 19 февраля 1861 года), сборник стихов, нотный сборник, кисть и песочные часы); словари эстетических эмоций; карточки для обучающихся «Реформы», «Стрельцы», «Картина»; аудиоматериалы (М.П. Мусоргский. Вступление «Рассвет на Москва-реке» к опере «Хованщина»; А.П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская», фрагмент I части; Г.В. Свиридов. Увертюра к к/ф «Время, вперед!»).
Ход урока (на доске прикреплены эпиграфы, экран закрыт)
Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу.
В.И. Суриков
Прошлое в настоящем – вот моя задача.
М.П. Мусоргский
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень надеюсь, что наша совместная деятельность на уроке будет плодотворной, и мы достигнем желаемой цели.
Войдя в класс, вы заметили, что сегодня вам предстоит представлять 2 группы: группу историков и группу искусствоведов. В течение урока я буду обращаться к вам за историческими и искусствоведческими справками, просить вас высказать компетентное мнение, пользуясь определенными заготовками.
Нас встречают личности выдающихся людей (портреты на подставках): исторических деятелей и деятелей искусств. Разрешите их представить: русский император Александр II, русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, русские композиторы Александр Тихонович Гречанинов и Александр Порфирьевич Бородин, русские художники Илья Ефимович Репин и Василий Иванович Суриков.
Помимо портретов на столе присутствуют символические предметы – манифест об отмене крепостного права (копия документа), сборник стихов, нотный сборник, кисть и песочные часы.
Я попрошу подойти по одному представителю от каждой группы и помочь мне распределить предметы-символы в соответствии с родом деятельности этих людей. Кроме того, в наборе есть предмет, который объединит эти знаменитые личности. Попрошу вас найти его и дать соответствующее объяснение своему выбору.
Звучит музыка (М.П. Мусоргский. Вступление «Рассвет на Москва-реке»
к опере «Хованщина»), обучающиеся выполняют задание, делают пояснения
Учитель: Песочные часы – это олицетворение времени. Всех этих людей объединяет одно время, одна эпоха. Все они жили в эпоху пореформенной России. Поэтому сегодня мы говорим о художественной культуре России пореформенной эпохи (на доске появляется тема урока и эпиграфы).
1 марта 1881 года Россию потрясло страшное известие. Члены тайной организации «Народная воля» совершили террористический акт, в результате которого погиб император Александр II. Потрясение было шокирующим, так как именно Александр II отменил крепостное право и, тем самым, дал свободу многострадальному крестьянству и открыл дорогу в новую эпоху экономического, политического и культурного развития страны.
Вопрос: Что такое реформа? Подберите синонимы к этому слову(ответы обучающихся)
Учитель: Реформы – это перемены, которые затрагивают все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру. Реформы – это движение вперед (в XIX веке изменения в политике дали земскую реформу, в результате которой появилась сельская интеллигенция («третий элемент» — учителя, врачи, агрономы); судебную реформу(открытость, гласность, суд присяжных) и военную реформу (отмена рекрутских наборов, введение всеобщая воинская повинность). Перед вами карточки с названиями реформ и теми изменениями, которые они привнесли. Составьте из карточек пары и озвучьте получившееся для всего класса.
Работа обучающихся с карточками (группа «Историки»),
подбор пояснений к каждому виду реформы
Вопрос: Чему способствовали реформы? (ответы обучающихся)
Учитель: реформы 60х – 70х годов XIX века способствовали росту гражданского самосознания народа, распространению просвещения и улучшению жизни.
Пореформенный период, точкой отсчета которого стала отмена крепостного права, является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры. Никогда ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурных спорах. Никогда слово «народ» не было «ключевым» для творчества русских мастеров. «Хождение в народ» стало символом самоотверженности умных и просвещенных людей, готовых к личным жертвам ради процветания своего Отечества.
Идеализация крестьянства, сочувствие нищим и бесправным слоям населения, вера в «особенную стать России» — все это было общим для народнического движения.
Вопрос: Кто же был главным действующим лицом в русской культуре пореформенной России? (ответы обучающихся)
(слайд 1) Высвечивается проблема (Каким предстает образ народав произведениях искусства пореформенной России?),
работа обучающихся в тетрадях (запись проблемного вопроса)Учитель: (слайд 2) Николай Алексеевич Некрасов (высвечивается портрет) задавался риторическим вопросом «народ освобожден, но счастлив ли народ». Некрасов вошел в истории как «печальник горя народного», как лидер народнической поэзии. Он видел свое предназначение в том, чтобы разбудить крестьянина, дать ему надежду на возможность светлой и безбедной жизни. С творчеством Некрасова в русскую культуру вошел новый образ России – могучей, но одновременно стонущей, страдающей. Любовью «обильной, убогой», бессильной России проникнуты его поэму «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос». Венчает творчество Некрасова (слайд 2)поэма «Кому на Руси жить хорошо», раскрывающая читателю красоту духовного мира простого русского человека.
Вам предстоит услышать отрывок «Русь» из этой поэмы. Во время прослушивания подумайте, какие слова характеризуют не только Русь, но и русского человека.
Педагогический показ (чтение отрывка «Русь» из поэмы Некрасова«Кому на Руси жить хорошо»)Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенноеСердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая, —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается –
Русь не шелохнется,
Русь – как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая –
Встали – небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней кажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!.. (ответы обучающихся на поставленный вопрос)
Учитель: В эти же годы композитор (слайд 3) Александр Тихонович Гречанинов (высвечивается портрет и название) пишет пьесу «Жалоба». Послушайте эту музыку и скажите, созвучна ли она прочитанному отрывку поэмы. Попробуйте дать характеристику настроению произведения, используя словари эстетических эмоций, находящиеся у вас на столах.
Педагогический показ (игра на ф-но. А.Т. Гречанинов «Жалоба»),работа обучающихся со словарями эстетических эмоций
Учитель: Не менее впечатляющими достижениями отмечено отечественное изобразительное искусство, которое подобно литературе было связано с общественной жизнью, влияло на нее.
Здесь необходимо сделать пояснение: ко второй половине XIX века функция живописи в российском обществе коренным образом изменилась. Если раньше она служила идее украшения жизни и была призвана, прежде всего, радовать глаз гармонией форм и совершенством красочных решений, то в пореформенный период эстетический момент (красота лица, обстановка, одежда) уже не считался главным. Художникам казалось гораздо более важным правдиво запечатлеть на холсте мир бедности, бесправия, нищеты, критически взглянуть на традиционную народную жизнь, выразить чувства и переживания представителей самых разных сословий.
Вера в учительскую миссию искусства и его воспитательную значимость способствовала рождению блестящей плеяды художников – мастеров классической реалистической живописи.
(слайд 4) Работа обучающихся в тетрадях (запись текста):(высвечивается текст) «Неприятие общественных порядков, способность «заболеть» несовершенством и несправедливостью жизни – все это являлось характерной чертой живописи пореформенного периода».
Учитель: Огромную роль в развитии реалистического изобразительного искусства той эпохи сыграло объединение (слайд 5)«Товарищество передвижных художественных выставок», представители которого вошли в историю русской культуры под именем художников-передвижников.
Илья Ефимович Репин (высвечивается портрет) (слайд 6) «Бурлаки на Волге» (репродукция картины). Эта картина написана Репиным в юные годы, непосредственно под впечатлением увиденного во время путешествия по Волге (обсуждение картины с обучающимися).
По берегу Волги, под палящими лучами солнца тянут против течения реки тяжело груженую баржу 11 бурлаков. Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и, вероятно, судьбами. В одних образах бурлаков мы видим покорность судьбе, в других – протест и озлобление, в третьих – невозмутимость. Несмотря на их изнуряющий труд, они не вызывают жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, еще не обнаруженная сила живет в них, и нет такой «преграды», которая могла бы сдержать или встать у них на пути.
Педагогический показ (исполнение фрагментар.н.п. «Вниз по матушке по Волге»)(слайд 7) Вопрос: (высвечивается проблемный вопрос) Каким предстает народ в этой картине? (ответы обучающихся)
Учитель: Это обобщенный образ русского народа, согнутого тяжким трудом, страдающего, но не несчастного.
Совершенно иной мир представлен в картины Репина (слайд 8)«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (репродукция картины), где запечатлен момент коллективного «творчества» удалых вояк, сочиняющих свое знаменитое бранное послание султану Махмуду IV.
Учитель: Запорожцы – олицетворение вольности, непобедимости народа, который велик и в трагические минуты истории, и в момент, когда смехом уничтожает зарвавшегося врага.
Выдающиеся достижения русской исторической живописи связаны с творчеством (слайд 9) Василия Ивановича Сурикова (высвечивается портрет). Перед нами картина (слайд 10) «Утро стрелецкой казни»(репродукция картины).
Вопрос: Кто такие стрельцы? Какое трагическое событие русской истории отражает эта картина?
Работа обучающихся с карточками (группа «Историки»),
зачитывают основные события
Учитель: Когда Петр I в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшества стрельцы подняли бунт. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Потом последовали беспощадные казни, после которых стрелецкое войско мало-помалу было уничтожено.
Вопрос: Какие художественные образы показаны в этой картине? Опираясь на выделенные в тексте описания картины слова, покажите эти образы на картине, дайте им характеристику (ответы обучающихся).
Работа обучающихся с карточками (группа «Искусствоведы»),
пояснение по картине на основе ключевых слов
Учитель: Картина разделена на два противостоящих лагеря: один олицетворяет «Русь уходящую», допетровскую; второй лишь намечен, хотя победа в конфликте принадлежит именно ему, подчиненным Петру регулярным войскам.
Учитель: История прошлого для Василия Ивановича Сурикова была чем-то родным, близким и лично пережитым. В своих картинах он не судит и не выносит приговор, а как бы зовет зрителя пережить события прошлого, подумать о судьбах человеческих и судьбах народных.
Обращение к эпиграфу: «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу» (В.И. Суриков)
(слайд 11) Вопрос: (высвечивается проблемный вопрос) Каким предстает народ в этой картине? (ответы обучающихся)
Учитель: Культурные веяния пореформенного периода ярко и своеобразно воплотила архитектура. В архитектуре того времени смешались мотивы европейского и древнерусского зодчества. Выдающееся архитектурное творение – (слайд 12) Храм Христа Спасителя (высвечивается изображение). Автор проекта Константин Андреевич Тон придал сооружению облик традиционной для русской культуры пятикупольной соборной церкви, прекрасной в своем грандиозном величии. История храма трагична. Начинается она в 1812 году, когда французские войска, покидая Москву, оставили за собой грандиозное пепелище. Один из очевидцев этого страшного зрелища написал: «Москвы больше нет!» Но древняя столица была возрождена буквально из пепла. В кругах, близких к императорскому двору, родилась идея увековечивания подвига русского народа в Отечественной войне. Строили храм всем миром на добровольные пожертвования. Освещение собора состоялось в 1883 году, а в 1931 – он был взорван и разобран. 7 января 199 января 1995 года состоялась церемония закладки нового собора. (слайд 13) Сегодня он гордо парит над Москвой, вселяя надежду на возрождение традиционных духовных ценностей России.
Во второй половине XIX века появилась целая плеяда композиторов, в центре внимания которых оказались человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой.
Особую роль в музыкальной культуре сыграл кружок петербургских композиторов, (слайд 14) вошедший в историю под названием «Могучая кучка» (высвечиваются портреты композиторов). Они свято верили, что национальное русское искусство произрастает из одного корня – народного творчества, и путь русского композитора связан, прежде всего, с претворением в музыке образа народа, его истории.
Обращение к эпиграфу:
«Прошлое в настоящем – вот моя задача» (М.П. Мусоргский)
Учитель: Сейчас прозвучит фрагмент произведения (слайд 15)Александра Порфирьевича Бородина (высвечивается портрет).Попробуйте определить, кто является исполнителем, каков характер музыки? Воспользуйтесь снова словарями эстетических эмоций. Подумайте, какое название можно дать этому произведению? (слайд 15)
Восприятие (А.П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская», фрагмент I части),работа обучающихся со словарями эстетических эмоций
Д/з (запись в тетрадях): Подберите созвучные музыке произведения литературного и изобразительного искусств, выпишите их названия в тетрадь.
Учитель: Итак, подведем итог. Разделимся на 5 групп и попробуем составить «портрет русского народа», используя только прилагательные. Предлагаю в каждой группе определить 5 прилагательных, отвечающих на вопрос (высвечивается вопрос):(слайд 16) «Каким предстает образ русского народа пореформенной эпохи?». Подходящие определения можно также почерпнуть и в словарях эстетических эмоций. Время выполнения задания определят наши песочные часы и звучащая музыка.
Звучит музыка (М.П. Мусоргский. Вступление «Рассвет на Москва-реке»
к опере «Хованщина»), обучающиеся составляют «портрет русского народа» пореформенной эпохи
Учитель: Как сказал Федор Иванович Тютчев: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить».
На протяжении всей истории наша страна находится в поступательном движении. Движение вперед российского народа непоколебимо, и примером тому множество. Даже сегодня, когда весь мир восстанавливается от последствий глобального экономического кризиса, наш народ не поддается панике и верит в лучшее будущее России.
(слайд 17) Вы – граждане великой страны, имя которой Россия(высвечиваются государственные символы: герб, флаг). Вы – будущее России, и от вас, вашей учебы. Вашей дальнейшей трудовой деятельности зависит престиж нашего государства и гордое звание Российского человека.
Сегодня я хочу сделать вам два подарка: первый – это отличные отметки за вашу работу на уроке, второй – наказ будущим поколениям (то есть вам), от людей, которые заслужили право обращаться к потомкам с посланием. Это – ветераны Великой Отечественной войны. Надеюсь, это обращение станет вашим жизненным путеводителем(учитель раздает всем обучающимся обращения).
И в завершении прозвучит музыка (слайд 17) нашего великого земляка Георгия Васильевича Свиридова, олицетворяющая движение времени, прогресс человечества, его новые свершения и открытия, музыка, уже ставшая символом современности (высвечивается название произведения).
Звучит музыка (Г.В. Свиридов. Увертюра к к/ф «Время, вперед!»),
обучающиеся покидают кабинет
Учитель: Спасибо за наше плодотворное сотрудничество! Урок окончен, можете быть свободны.