Рабочая программа по МХК для 10 класса (учебник Л.А. Рапацкой)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31
660092, город Красноярск, ул. Шевченко, 38

СОГЛАСОВАНО:
Руководитель МО
____________Коротченко Г.И.
Протокол № ___ от «__»
«01» сентября 2016 года

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_________________Крейда Н.Ф.
«01» сентября 2016 года

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 31
_____________О.В. Колпакова
«01» сентября 2016 года








Рабочая программа учебного предмета
«Искусство (Мировая художественная культура)»
(34 ч.)
10 «А» класс
2016-2017 учебный год












РАЗРАБОТЧИК:
Сухомлин Оксана Николаевна,
учитель искусства (Мировая художественная культура),
первая квалификационная категория





г. Красноярск
2016 год








Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной программы по мировой художественной культуре, авторской программы по мировой художественной культуре, составленной под редакцией Л.А. Рапацкой. Авторская программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки; список учебного и учебно-методического обеспечения по мировой художественной культуре.
Деятельностный подход к обучению мировой художественной культуре (МХК) определяет стратегию современной образовательной политики.
Цели и задачи преподавания МХК в школе на базовом уровне:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Учебно-тематический план

№№
пп
Тема раздела
Количество часов
Содержание

1
Восточные художественные культуры – верность заветам предков









10 часов
Древний Египет: Художественная культура, олицетворяющая вечность




Художественная культура Древней и Средневековой Индии




Художественная культура Древнего и Средневекового Китая




Японская художественная культура – долгий путь Средневековья




Художественные традиции мусульманского Востока

2
История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции
15 часов
Античность – колыбель европейской художественной культуры




От мудрости Востока к библейским заветам




Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма




Художественная культура Европы XVII века: многоголосие школ и стилей




Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

3
Духовно-нравственные основы русской художественной культуры
7 часов
Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей




Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов


Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» на изучение мировой художественной культуры в 10-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов действий и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этом этапе среднего (полного) общего образования являются умения:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в различных источниках;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технлогии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Основное содержание
Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности. Сохранившиеся ценности художественной культуры Древнего Египта. Искусство Древнего Египта свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания.
Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции Буддисткие храмы. Появление в Индии мировой религии – буддизма. Будда Ситхартха Гаутама. Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Индия мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений. Учение Лао – цзы и Конфуция. Жанры китайской живописи. Шелкография. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.
Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой. Религия Синтоизм. Храмы древней Японии. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.
Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты «Коран»- главная книга религии ислам. Ислам мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.
Архитектурные особенности мечети, ее канонические формы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведения мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображение видимого мира и развитие орнамента в изобразительном искусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шахразады.
Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).
Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне-моральные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.
Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись.
Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи героев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада»).
Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма.
Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох.
Отношение к античному искусству в России: переводы античных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Избирательное отношение к античному наследию. Роль древнегреческого ордера в русской архитектуре.
Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия . Ветхий завет. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.
Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.
Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).
вление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.
Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Художественная культура Франции.
Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей . Художественная культура Италии и Франции XVII в.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. «Венская классическая школа»
Тема 13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Музыкальное искусство и литература Киевской Руси
Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Новгородская живопись и музыкальное искусство.
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля . Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.
Тема 16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Музыка и изобразительное искусство XVII в.
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
Итоговое повторение (1)









Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов (базовый уровень)
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.





























Календарно-тематическое планирование
№ урока

Тема урока
Элементы содержания

Домашнее
задание

Региональный
компонент
Дата проведения урока






План.
Факт.

1.
Раздел 1. Художественная культура Древнего и средневекогового Востока.
Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Ритуал – основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, костюма, архитектурного сооружения и предметной среды.Древний Египет: культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе, храмов в Карнаке, Луксоре.
С.11-25
презентации
Православные храмы в истории города
02.09



2.
Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

Религия, литература, живопись, музыка, танец, костюм Древнего Египта.
С.25-31
Археологические исследования на территории нашего края.
09.09



3.
Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции.

Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева как синтез буддийских и индуистских религиозных и художественных систем.
С.31-37

16.09



4.
Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции.

Религия, литература, живопись, музыка, танец, костюм Древней Индии.
С.39-47
презентации
Традиции и праздники Красноярского края
23.09


5.
Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно-нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая.
С.47-51

30.09


6
Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

Религия, литература, живопись, музыка, танец, костюм Древнего Китая.
С.47-51

07.10


7.

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой, *защита проектов на тему древний и средневековый восток.
Сплав философии и мифологии (синтоизм) в художественной культуре Японии ( сад камней Реандзи в Киото).

С.55-67
Православные храмы в истории города
14.10


8.
Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой, *защита проектов на тему древний и средневековый восток.
Религия, литература, живопись, музыка, танец, костюм Японии.
С.55-67

21.10


9.
Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.
Византия. София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Основы мусульманской культуры.
конспект
Архитектура города
28.10


10.

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
Религия, литература, живопись, музыка, танец, костюм мусульманского Востока.
С.70-93
презентации

11.11



11.
Раздел 2. Художественная культура Европы: становление христианской традиции.
Античность: колыбель европейской художественной культуры.

Идеал красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия.
Слава и величие Древнего Рима.

С.98-121
презентации
Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной литературе, живописи на уровне тем, сюжетов, форм в архитектуре.
18.11


12.
Античность: колыбель европейской художественной культуры.

Правители и герои Древней Греции. Театр в Древней Греции.
Правители и герои Древнего Рима. Литература Древнего Рима.
Подготовить сообщения

25.11


13.
От мудрости Востока к европейской культуре: Библия.

Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующей эпохи и их интерпретация.

С.121-134, подготовиться к дискуссии «Восток глазами Запада»

02.12


14.
От мудрости Востока к европейской культуре: Библия.

Дискуссия «Восток глазами Запада» Царьград – Стамбул. Мусульманская Средняя Азия.
Подготовить сообщения

09.12


15.
Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности.


Древнерусский крестово-купольный храм. Стилистическое многообразие воплощения единого образца. Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
С.135-151


16.12


16.
Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности.
Контрольное тестирование по разделу 2 «Художественная культура Европы: становление христианской традиции».


Древнерусский крестово-купольный храм. Стилистическое многообразие воплощения единого образца. Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Подготовить сообщения

23.12


17.
Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма
Итальянский Ренессанс: литература, живопись, театр, архитектура. Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города.
С.151-195

13.01



18.

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.
Французский и английский Ренессанс: литература, живопись, театр, архитектура. Пантеизм. Идеи Реформации. Придворная культура французского Ренессанса.
С.195-217
презентации
Народная культура Красноярского края

20.01


19.
Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Дискуссия «Актуальность идей Возрождения и гуманистических идеалов».
С.217-221, просмотр киноверсий произведений Шекспира.
Семья и бытовой уклад.
27.01.


20.
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

Древнерусский купольно-крестовый храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).
С.247-257


03.02


21.
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы.
С.287-299

10.02


22.
Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

Творчество Ф.Грека.
С.299-307
презентации

17.02


23.
От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля .
Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

С.307-13

24.02


24
Дискуссия «От языческой к православной и католической художественной культуре»

Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.


03.03


25.
Художественная культура ХVIIв.: смена духовных ориентиров.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. (Италия, Испания, Англия и др. страны Западной Европы). Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.

С.313-333
презентации

10.03


26
Художественная культура в эпоху Просвещения.
Стили и направления в искусстве Нового времени – проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия.


17.03











27.


Русская художественная культура в эпоху Просвещения формирование гуманистических идеалов.
Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, света и цвета (витраж), литургической драмы.
С.333-343

07.04


28
Художественное наследие древнерусских княжеств.

Храмы Нижнего Новгорода, Владимира, Суздаля.

С.14-48 (учебник, 2 часть)

14.04



29
Иконопись: творчество Андрея Рублева и Дионисия.

Творчество А. Рублёва.

С.64-108

21.04



30
Художественная культура «Бунташного века»

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления.

С.116-135

28.04


31
По пути к европейскому обществу:
«Россия молодая мужала гением Петра»

Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга.
С.174-195

05.05


32
«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества). Строительство Санкт-Петербурга. Художественный кружок Н.А.Львова


Классицизм – гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга.
С.206-253

12.05


33
Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства

Н. Пуссен, Ж. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов. В. Моцарт, Л. Бетховен и др. композиторы.
С.286-299

19.05


34
Итоговая работа.

С.299-315

26.05




Учебно-методическое обеспечение
Программа
Учебник
Методическое обеспечение

Примерная программа «Мировая художественная культура».
Программа Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура»
Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Учеб. Для общеобразоват. учреждений/Авт.-сост. Л.А. Рапацкая.- М.: ВЛАДОС, 2008.

Блохина Л.В. Мировая художественная культура. Пособие для учителя..- М.: ООО «Юнипресс», 2002.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007.


Дополнительная книгопечатная продукция:
1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
4. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
6. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
8. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
10.История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.
11.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
12.Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
13.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
14.Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
15.Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003
16.Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

Интернет-ресурсы


Материально-техническое обеспечение
мультимедиа проектор;
компьютер;
экран;
музыкальный центр

Контрольно-измерительные материалы




1 Защита проектов по теме:«Древний и средневековый восток»


2 Защита проектов по теме «Древние цивилизации» (по выбору учащихся)



3 Самостоятельная работа по теме «Древнерусская архитектура»
1.Какие утверждения являются верными? Выпишите их номера
1.Собор Святой Софии в Киеве построен раньше собора Святой Софии в Новгороде
2.Успенский собор во Владимире построен по повелению Ярослава Мудрого
3.В строительстве Успенского собора принимали участие архитекторы из Западной Европы
4.У Софийского собора в Новгороде 5 куполов
5.Софийский собор в Новгороде обильно украшен рельефами
6.При строительстве Софийского собора в Киеве русских архитекторов обучали строители из Византии.
7.Успенский собор во Владимире несколько раз пострадал от пожаров
8.Софийский собор в Новгороде производит впечатление изящества и легкости

2.Исправьте ошибки, допущенные в определениях:
1)Подпружные арки – четыре вогнутых
треугольных поверхности, ведущих от стены к барабану купола
2)Купол - венчающая часть церкви в форме цилиндра
3) Закомара – выступ в восточной части церкви, перекрытый полукуполом
4)Паруса– проходы в храме, образованные рядами колонн
5) Апсида– полукруглое завершение верха церковной стены


3.Кратко ответьте на вопрос:
Почему авторы икон не подписывали на них свои имена?
4.Завершите начатые предложения:
1. Архитектура Древней Руси обогатила византийский тип храма следующими особенностями:..

2.Для храмов Владимиро-Суздальского княжества характерны следующие особенности:..

3.Нарядность русского храма вызвана тем, что он символизирует.



.

5.Надпишите, как называются основные части храма
6. Кратко ответьте на вопрос:
Объясните выражение «Иконопись подчинена канону»




4. ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

ЗАДАНИЕ 1
I.Объясните, какие изменения и почему произошли в иконописи из-за периода иконоборчества в Византии в VII – IXвв.?

II. Распределите на три колонки особенности, присущие иконам, созданным
- Феофаном Греком
- Андреем Рублевым
- Дионисием :
1.Удлиненность пропорций фигур
2.Темный колорит в стиле северной иконописи
3.Особая одухотворенность ликов
4.Создание собственной вариации канона изображения одного из ветхозаветных сюжетов
5.Изящество и нарядность
6.Голубой фон иконы вместо золотого
7.Передача движения фигур и бурных эмоций
8.Светлый гармоничный колорит
9.Ярко выделенные пробела (оживки)
10.Согласованный ритм линий


ЗАДАНИЕ 2.

I. Каковы особенности передачи пространства в иконописи?

II. Из предложенных вариантов выберите правильный ответ на вопрос:

1)Период иконоборства в Византии завершился:
а)военной победой сторонников иконопочитания
б)указом императрицы Ирины о разрешении почитания икон
в)VII Вселенским Собором высших чинов церкви, на котором были разработаны иконописные правила

2)Главным принципом иконописи можно назвать:
а)стремление следовать канону
б)стремление разделить мир земной и небесный
в)стремление как можно точнее изобразить события жизни Христа и святых

3) Иоанн Дамаскин считал:
а)что поклонение иконам нужно запретить
б)что иконопись должна как можно точнее изображать реальный мир
в)что поклоняться нужно не самой иконе, а священному образу

4)Иконографический тип, изображающий Христа, в одной руке держащего Евангелие, а другой – благословляющего, носит название:
а)Спас Вседержитель
б)Спас Нерукотворный
в)Спас в Силах

5)Знаменитая икона «Богоматерь Владимирская» принадлежит к иконографическому типу:
а) Одигитрия
б) Умиление
в) Знамение


ЗАДАНИЕ 3.

I. Почему на протяжении нескольких веков в России было утеряно понимание художественной ценности икон?

II.Распределите приведенные ниже особенности по двум колонкам:
-особенности иконописи
- особенности обычной живописи

1.Строгое следование канону
2.Символическое значение цветов
3.Стремление передать объем фигур и глубину пространства
4. Рисование с натуры
5.Обратная перспектива
6.Линейная и воздушная перспектива
7.Светотеневая моделировка
8. Изображенные свечи и факелы не являются источниками света
9.Полная свобода художника в трактовке образов и сюжетов
10.Одновременное изображение разновременныхсобыти




ЗАДАНИЕ 4.

I. Как в Византии возникло движение иконоборчества?

II. Исправьте ошибки, допущенные в описании технологии создания иконы:
1.По канону иконы должны быть написаны только на досках
2.Первым этапом изготовления иконы было нанесение на доску золотого фона
3.Для грунтовки доски приготовляли смесь из олифы и алебастра
4.Контуры фигур наносились на доску до грунтовки
5.Грунт наносили в один слой
6.Лица и руки святых расписывались раньше, чем одежда и детали окружающей среды
7.Тонкие золотые полоски – ассист – наносили поверх красочного слоя
8.Для иконописи использовалась техника энкаустики – восковые краски
9.Для защиты красочного слоя икона покрывалась особым лаком на основе смолы

Итоговая (переводная) контрольная работа
по МХК в 10 классе.
Время выполнения - 45 мин.

1. В средние века центр образования и культуры :
а) церковь;
б) школа;
в) государство.
2. О каком архитектурном стиле идет речь: “главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре...”
а) готический;
б) романский;
в) барокко.
 3. Идеал эпохи Средневековья в:
а) телесной красоте;
б) телесной и духовной красоте;
в) духовной красоте.
4. “Ведущим архитектурным стилем стал городской собор со стельчатыми сводами, устремленными ввысь... с многоцветными витражами”. О каком архитектурном стиле идет речь?
а) романском;
б) барокко;
в) готическом.
5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":
а) менестрели;
б) миннезингеры;
в) трубадуры.
6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".
а) Софийский собор в Полоцке;
б) храм Василия Блаженного;
в) Софийский собор в Константинополе.
7. Искусство средневековья проникнуто духом:
а) символики;
б) науки;
в) мифологии. 
8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:
а) реформация;
б) гуманизм;
в) интуитивизм.
9. Отличительные черты Возрождения:
а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;
б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;
в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.
10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:
а) изобразительное;
б) "искусство слова";
в) музыкальное.
11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:
а) исторические события Италии 14-16 вв.;
б) Mадонна с младенцем;
в) изображение природы Италии.
12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:
а) Брунеллески;
б) Джотто;
в) Боттичелли.
13. Соотнеси название работы и автора:
1) "Джоконда";                                      а) Микеланджело;
2) "Рождение Венеры";                        б) Боттичелли;
3) "Давид",                                            в) Леонардо да Винчи.
14. Временные рамки эпохи Возрождения:
а) 12-15 века;
б) 12-14 века;
в) 13-16 века.
15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:
а) они хотели остаться безызвестными;
б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;
в) они копировали старых мастеров.
16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?
а) "Сотворение мира";
б) "Потоп";
в) 'Тайная вечеря"
17. Временные рамки Северного Возрождения:
а) 14-16 века;
б) 12-16 века;
в) 15-16 века.
18. Соотнеси автора и название:
а) "Воз сена";                                     1) Альбрехт Дюрер;
б) "Битва Карнавала и Поста";        2) Иероним Босх;
в) "Всадник, смерть и дьявол";        3) Питер Брейгель.
19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений
сочетается:
а) с научностью;
б) со средневековой фантастикой и суеверием;
в) с оптимизмом.
20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:
а) люди и природа;
б) библейские пророки;
в) богатые горожане.
21. Гуманизм эпохи Возрождения подготовил:
а) крестьянские войны;
б) религиозные споры;
в) формирование национальных культур.
22. Гравюра - это:
а) вид изобразительного искусства, в основе которого лежит
использование линии и рисунка;
б) вид графики, вырезанный на гладкой поверхности рисунок и
его отпечаток;
в) стенная роспись по свежей штукатурке.
23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.
1- ;              
2- ;             3- .          

24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:


1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, РафаэльВозросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

А) Возрождение
В) Средние века
Д) Античность

( 1 – в, 2 – д, 3 – а)

25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:
А) Индия
Б) Китай
В) Япония

Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций
Д) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку
Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа


26. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Назовите это произведение.


КЛЮЧ:
№ вопроса
Ответ
Кол.-во баллов

1
А
1 балл

2
б
1 балл

3
в
1 балл

4
А
1 балл

5
в
1 балл

6
В
1 балл

7
а
1 балл

8
Б
1 балл

9
В
1 балл

10
А
1 балл

11
Б
1 балл

12
Б
1 балл

13
1 - в,2 - б ,3 – а
3 балла

14
В
1 балл

15
Б
1 балл

16
Б
1 балл

17
В
1 балл

18
1-в , 2-а, 3-б;
3 балла

19
А
1 балл

20
А
1 балл

21
В
1 балл

22
Б
1 балл

23
ветер, огонь, вода,
3 балла

24.
1 – в, 2 – д, 3 – а

5 баллов (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б)

25.
Ае, бг, вд

3 балла

26.
«Сикстинская Мадонна»
3 балла


Критерии оценки:
Максимальное кол.-во баллов – 40
85 – 100 % - 30 – 40 баллов – оценка «5»
65-84 % - 25 - 29 балла – оценка «4»
50-64 % - 19 - 24 балл – оценка «3»






Контрольно-измерительные материалы
по МХК (10 класс).
Итоговый (годовой) тест.
Художественная культура Древнего мира.
(1 балл)
1. Первым видом искусства в истории первобытного общества было:
а) архитектура
б) наскальная живопись
в) танец
(1 балл)
2. Культура палеолита охватывает период :
а) 100-35 тыс. лет назад
б) 2,5 млн. лет назад - 10 тыс. лет назад
в) 43-30 тыс. лет назад
(1 балл)
3. Первыми рисовать на стенах с помощью красок стали:
а) неандертальцы
б) кроманьонцы
в) это науке не известно
(1 балл)
4. Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках:
а) изображение животных
б) изображение людей и растений
в) и люди и животные изображались одинаково редко
(1 балл)
5. Первые творения художественной культуры из камня в виде столбов, устремленных в небо, назывались ___________________
(1 балл)
6. Какие из предложенных вариантов архитектурных сооружений НЕ относятся к Семи чудесам света:
а) Вавилонская башня
б) Висячие сады Семирамиды
в)Александрийский маяк
Укажите верный ответ: А - только вариант а и б;Б - только а; В - только б и в;
(1 балл)
7. Сфинкс - это каменное сооружение в виде:
а) лев с головой человека
б) человек с головой шакала
в) кошка с головой человека
(1 балл)
8. Как называлась великая книга мудрости древнееврейского народа?
а) Новый завет
б) Библия
в) Евангелие
(1 балл)
9. Статуи девушек, украшающие акрополь, назывались:
а) колонны
б) коры
в) скульптуры
(1 балл)
10. Выберете правильное высказывание:
а) Создателем "Одиссеи" был Гомер
б) Гомер создал "Одиссею", а "Иллиаду" - Гесиод
в) Гомер написал и "Иллиаду" и "Одиссею"
Укажите верное: А - верно "а"; Б - верно "в"; В - верно "б"
(1 балл)
11. Античной литературой называют:
а) Литературные произведения Древней Греции
б) Литературные произведения Древней Греции и Древнего Рима
в) Литературу Древнего Рима
(1 балл)
12.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм?
а) Акрополь
б) Парфенон
в) Илион
(1 балл)
13. Создатель буддизма, царевич Гуатама, получил в народе имя Будда, что означает:
а) Мудрый
б) Просветлённый
в) Справедливый
(1 балл)
14. Самые знаменитые индийские героические поэмы это "Махабхарата" и ___________________
Ключи
к заданиям для раздела Художественная культура Древнего мира
1 - в; 2 -б; 3 -б; 4 -б; 5 - менгиры; 6 - Б; 7 - а; 8 - б; 9 - б; 10 - б; 11 - б; 12 -б; 13 -б; 14 - Рамаяна
Искусство европейского Средневековья
(1 балл)
1. Средние века охватывают период времени:
а) с V века до н. э. до V века н. э.
б) с V века н. э. до ХV века н. э
в) с Х века н. э. до ХVII века н. э.
(1 балл)
2. Самый известный храм в Константинополе:
а) храм святой Софии
б) храм святой Ольги
в) храм святой Елены
(1 балл)
3. Труверы, трубадуры, ваганты, голиарды - это:
а) средневековые воины
б) средневековые бродячие певцы
в) разбойники с большой дороги
(1 балл)
4. Французский героический эпос называется:
а) «Песнь о Нибелунгах»
б) «Песнь о моем Сиде»
в) «Песнь о Роланде»
(1 балл)
5. 9 кругов ада описаны в _______________________ Данте
(1 балл)
6. В 13 веке появляется книга о жизни и обычаях народов Азии, долгое время служившая руководством для составления географических карт, написанная:
а) Фомой Аквинским;
б) венецианским купцом Марко Поло;
в) Роджером Бэконом
(1 балл)
7. Расцвет городской литературы в 12 веке связан с творчеством вагонатов, которые были:
а) бродячими актёрами
б) школярами и студентами, ездившими по разным городам для продолжения учёбы
в) нищие бродяги
(1 балл)
8. Стиль архитектуры, сложившийся в Европе в 12-15 века получил название:
а) романский
б) готический
в) ампир
(1 балл)
9. В середине 14 века в Италии зарождается новая культура - культура _______________, которая потом распространится по всей Западной Европе, дав начало и название целой эпохе, которая продлится до середины 16 века.
Ключи
к заданиям Искусство европейского Средневековья
1-б; 2-а; 3- б; 4 - в; 5 - "Божественной комедии"; 6 - б; 7 - б; 8 - б; 9 - Возрождение.
Искусство Древней Руси
(1 балл)
1. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:
а) искусство Западной Европы
б) искусство Древнего Востока
в) искусство Византии
(1 балл)
2. Какое из данных ниже высказываней является верным:
а) "Повесть временных лет" была написанна в 862 году;
б) "Повесть..." была написанна в 12 веке, на основание нескольких, более древних источников
в) "Повесть временных лет" не более чем красивая поэтическая выдумка монаха Нестора
(1 балл)
3. «Слово о полку Игореве» было написано:
а) в Х веке
б) в ХII веке
в) в ХVIII веке
(1 балл)
4. Наиболее значительным видом искусства в Древней Руси было:
а) музыка
б) литература
в) храмовое зодчество
(1 балл)
5. Храм Василия Блаженного был построен в честь победы
а) над шведами
б) над немцами
в) над татарами
(1 балл)
6. Икона "Владимирской божьей матери" была написана:
а) Андреем Рублёвым
б) неизвестным греческим живописцем на рубеже 11-12 веков
в)Феофаном Греком
(1 балл)
7. Московский Кремль был построен с помощью:
а) немцев
б) французов
в) итальянцев
(1 балл)
8. Знаменитый Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 году имел _______ куполов.
(1 балл)
9. Этот вид художественного изображения людей был наиболее слабо развит на Руси, одна из причин - негативное отношение церкви, видевшей схожесть между этими изображениями и языческими идолами. И только в 18 веке этот вид искусства станет активно развиваться. А речь идёт о...:
а) портретной живописи
б) скульптуре
в) иллюстрации в книгах
(1 балл)
10. Расцвет каменного зодчества в 12 веке связан с именем князя ____________
Ключи
к заданиям Искусство Древней Руси
1-в; 2-б; 3- б; 4-в; 5-в; 6-б; 7-в; 8- "13"; 9 - б; 10 - Андрея Боголюбского
Искусство европейского Возрождения
(1 балл)
1. Эпоха Возрождения в Европе охватывает:
а) ХI-ХV века
б) ХIV-ХVI века
в) ХVI-ХVII века
(1 балл)
2. Возрождение в Европе ярче всего проявилось:
а) во Франции
б) в Нидерландах
в) в Италии
(1 балл)
3. Первые гаманисты ("любители мудрости") появились:
а) Во Франции
б) в Италии
в) Англии
(1 балл)
4.Автором портрета Моны Лизы был:
а) Боттичелли
б) Рафаэль
в) Леонардо да Винчи
(1 балл)
5. Картины "Рождение Венеры", "Весна" были созданны:
а) Рафаэлем
б) Сандро Боттичелли
в) Леонардо да Винчи
(1 балл)
6. Скульптуру Давида изваял:
а) Донателло
б) Брунеллески
в) Микеланджело
(1 балл)
7. Одним из первых гуманистов 14 века был:
а) Джованни Бокаччо
б) Франческо Петрарка
в) Лаура
(1 балл)
8. Самым ярким представителем Возрождения во Франции был:
а) Франсуа Вийон
б) Франсуа Рабле
в) Пьер Ронсар
(1 балл)
9. Центрами культуры раннего Возраждения в 15 веке были:
а) Флоренция и Милан
б)Венеция и Неапль
в) Рим
г) Все они являлись культурными центрами Возрождения
(1 балл)
10. Выдающимся драматургом испанского Возрождения был:
а) Педро Кальдерон
б) Тирсо де Молина
в) Лопе де Вега
(1 балл)
11. Великое научное открытие эпохи Возрождения совершил:
а) Н. Коперник: гелиоцентрическая система мира
б) И. Ньютон: закон всемирного тяготения
в) Д. Бруно: идея множественности миров
(1 балл)
12. К эпохе Возрождения Не относится:
а)Франческо Петрарка
б) Данте Алигьери
в) Иоганн Гутенберг
(1 балл)
13. Новый тип зданий - палацио, появившийся в период Возрождения это:
а) загородная вилла
б) городской дворец
в) купеческий особняк
(1 балл)
14. Установите соответствие между именами художников Возрождения и названиями их работ:
а) Рафаэль; б) Леонардо да Винчи; в) Микеланджело Буаноротти;
1)Тайная вечеря; 2)статуя Давида; 3) Сикстинская Мадонна;
(1 балл за каждый правильный ответ)
15. Томас Мор и Томмазо Кампанелла создали новый литературный жанр, в котором воплотили мечту о справедливом и счастливом обществе. Этот жанр получил название:
а) утопия
б) пастораль
в) идиллия
(1 балл)
Ключи
к заданиям Искусство европейского Возрождения
1-б; 2-в; 3-б; 4-в; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б; 9-г; 10-в; 11- а; 12 - б; 13-б; 14 -а3,б1,в2; 15 - а.


















5

4

3

2

1



Заголовок 1 Заголовок 515