Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе на тему: «Веселая грамота»


Конспект НОД
по образовательной области
«Коммуникация»
(обучение грамоте)
в старшей группе
на тему:
«Веселая грамота»
Составила:
воспитатель МБДОУ № 51
«Мотылёк» г. Брянска
Лавришина И.Г.
Задачи НОД:
закрепить знания детей о гласных и согласных звуках,
упражнять в умении производить звуковой анализ слов,
совершенствовать умение детей делить слова на слоги, составлять предложения,
развивать логику, смекалку, внимание.
Предварительная работа:
работа со звуками, словами,
составление предложений,
отгадывание загадок, ребусов,
проведение звукового анализа слов.
Материалы для НОД:
фишки;
схемы слов;
карточки;
ребусы;
сюжетная картинка.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы повторим всё, что знаем о предложениях и звуках.
- Если посмотреть вокруг нас, то можно увидеть много предметов, которые нас окружают.
- Чем называются предметы? (словами)
- А, если мы говорим несколько слов, что получается? (предложения)
- Какие бывают предложения? (состоят из двух и больше слов)
- Придумайте по картинке предложение из 5 слов (воспитатель показывает сюжетную картинку)
- Какое первое, второе, третье, четвертое, пятое слова?
- Какие знаете звуки? (гласные и согласные)
- Что знаете о гласных звуках? О согласных? Какие бывают согласные звуки (твердые и мягкие).
- Отгадайте загадку:
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи (арбузы)
- Выделите 1-й звук, какой он? Почему он гласный?
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К зиме приклоняет (ветер)
- Выделите последний звук, какой он? Докажите, что согласный (дети доказывают)
- На какие части делятся слова? (на слоги)
- Отгадайте загадку, а отгадку поделите на слоги.
Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути,
На бегу, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (Журавли, 3 слога)
Игра «Доскажи словечко»
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной стенографист:
«здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись … (дятел)
Воспитатель: Выложите слово из фишек и произведите звуковой анализ слова (дети работают).
- Сколько звуков?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных? Какие?
- Сколько твердых согласных? Какие?
(Дети по одному дают характеристику каждому звуку)
Физминvmка:
Утром гномы в лес пошли. Энергичный шаг на месте.
По дороге гриб нашли. Наклон вперед. Выпрямиться, руки на пояс.
А за ним-то – раз, два, три – Наклоны туловища из стороны в сторону
Показались еще три! Руки в стороны, затем вниз.
И пока грибы срывали. Наклоны вперед, руки к полу.
Гномы в школу опоздали. Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.
Побежали, заспешили Бег на месте.
И грибы все уронили. Присесть.
Воспитатель: Посмотрите на свои картинки. Какие предметы нарисованы? А теперь посмотрите на свои схемы звуковые (тоже нарисованы). Поднимите картинки, у которых предмет соответствует схеме.
- Почему ты поднял свою картинку? Докажи! (дети доказывают)
Стук в дверь. Воспитатель вносит письмо от Буратино. Буратино прислал детям ребусы и просит их отгадать. Воспитатель предлагает детям отгадать забавные ребусы.
- Угадайте, что за слово если начало его (БА…), а конец – вот эта картинка: (БАбочка) - Угадайте, что за слово если начало его (НЕЗА…), а конец – вот эта картинка: (НЕЗАбудка) Воспитатель: В своем письме Буратино пишет, что Мальвина послала его за продуктами в магазин и просила купить те продукты, в названии которых есть звук «К», но Буратино не знает просит, чтобы дети подсказали ему. Давайте поможем Буратино (Дети придумывают слова, в названии которых есть звук «К»).
Воспитатель подводит итоги занятия.