Тема: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Урок по биологии
Тема: "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации через организацию самостоятельной работы.
Цели по содержанию:
Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.
Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.
Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов на проблему происхождения человека от животных, воспитание культуры речи, культуры общения.
Формирование ключевых компетентностей на каждом этапе урока: готовность к самообразованию, готовность к решению проблем, коммуникативной, информационной компетентностей.
Тип урока: урок рефлексии, урок закрепления знаний.
Форма урока: фронтально- групповая с элементами самостоятельной работы
Методы обучения: проблемное изложение, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная , групповая.
Средства обучения:
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)
- Учебная программа по биологии
- Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Дрофа, 2007;
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.Общая биология учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2007;
- презентации
План урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний
В тетради записываем число и тему урока (слайд1)
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека.
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.
Знакомит с эпиграфом к уроку: «Главным предметом изучения человечества является человек». Гёте.
Сообщение целей урока. (слайд2)
На нашем уроке мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:
Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
Какое положение занимает человек в системе животного мира?
Доказательства происхождения человека от животных.
2. Изучение нового материала.
Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).
Начнем с первого вопроса: Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие: (слайд4)
Теория творения.
Теория внешнего вмешательства.
Теория пространственных аномалий.
Эволюционная теория.
Сейчас используя дополнительный материал, подготовьте сообщение об основных положениях этих теорий. чье доказательство более убедительное?
Например, божественное происхождение или внеземное… Убедительно, но кто такие те несовершенные существа – обезьяноподобные - которых археологи находят в древних могильниках с оружием, орудиями труда?
Сомнения возникают по разным вопросам. Побеждает в истории та теория, в которой более всего, на сегодня, собрано доказательств – исторических источников.
- Какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является более правдоподобной?
Знакомимся с теорией творения или Божественной теорией.(1 группа студентов)
Сообщение о теории внешнего вмешательства, подготовила материал (2 группа )
Теория пространственных аномалий. (3 группа )
Эволюционная теория (4 группа)
Теория творения (креационизм).
Суть теории творения в том, что человека создал бог или боги. Это теория одна из самых ранних. У разных народов возникли на этот счёт свои мифы и легенды.
Например, по месопотамским мифам боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей, кровь смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек.
По взглядам индусов в мире властвовал Триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству.
Наиболее распространенны в мире христианские взгляды, связанные с божественным творением Земли и всего живого на Земле за 6 дней. В шестой день был создан первый человек Адам, а потом из ребра – первая женщина Ева. От них и пошли люди.
Согласно этой теории:
никакие новые виды не появляются постепенно;
мутации вредны для сложных организмов, не приводят ни к чему новому;
цивилизация возникает одновременно с человеком, сложная с самого начала;
речь возникает одновременно с человеком.
Теория внешнего вмешательства.
Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. То есть люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты этой теории предполагают:
скрещивание иномирян с предками людей
порождение человека разумного методами генной инженерии
эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумомВ большом количестве литературы на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий весов, Скорпиона, Девы как прародители или производители землян. Многие сообщения подчёркивают, что земляне – плод неудавшихся экспериментов, причём уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали, поэтому не исключается, а скорее, предполагается, и на сей раз гибель всего человечества.
Теория пространственных аномалий.
Последователи данной теории трактуют антропогенез как элемент развития устойчивой пространственной аномалии – гуманоидной триады «Материя – Энергия – Аура», характерный для многих планет Земной Вселенной. То есть в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному пути, запрограммированному на уровне Ауры – информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. Эта теория признаёт существование определённой программы развития жизни и разума, которая на ряду со случайными факторами управляет эволюцией.
Эволюционная теория.
В теорию эволюционного развития живых организмов, в том числе и антропогенеза, большой вклад внесли Карл Линней, Жан Батист Ламарки Чарлз Дарвин, который обобщил труды своих предшественников.
Эволюционная теория предполагает, что ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян была группа древесных обезьян (дриопитеков), обитавших 25-30 млн. лет назад. Под влиянием внешних факторов и естественного отбора происходило их постепенное видоизменение. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе) и гоминид, давших начало возникновению человека. Объединить человека и высших обезьян – смелый шаг.
Остаётся только поражаться смелости и прозорливости Карла Линнея, основателя научной систематики, который в своей «Системе природы» в 10 издании описал в роде Homo (человек), кроме человека разумного, виды человек лесной (Homo sylvestris) и Человек пещерный (Homo troglodutes) под которыми подразумевал, по-видимому, шимпанзе и орангутанга.
Но Карл Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве. Ж.Б.Ламарк ещё в начале 19 в. Высказал предположение о родстве человека и орангутанга, сопроводив его спасительной оговоркой: «Вот каким могло бы выглядеть происхождение человека, если бы оно не было иным».
Но эволюционная теория Ламарка успеха не имела.
Лишь в 1859 г. Ч.Дарвин в конце своего труда "Происхождение человека"отметил, что «свет будет пролит на происхождение человека и его историю».Одна эта фраза вызвала и взрыв негодования церковнослужителей, и первые по настоящему научные исследования эволюции человека.
За последние 100 лет после Ч.Дарвина антропогенез усиленно изучали. Детально исследовали анатомию ныне живущих обезьян, и нашли многочисленные ископаемые останки предполагаемых предков человека. Вроде бы родословная рода Homo стала известна в деталях. Однако многие предлагаемые доказательства оказались неточными и ошибочными.
Лишь во второй половине 20 века в изучении происхождения человека, произошла настоящая революция. Для этого имелись три причины.
В последние годы велись и ведутся массовые раскопки, особенно в Экваториальной Африке. Это привело к открытию множества древних обезьян и древних людей.
Разработаны надёжные методы определения возраста горных пород (а значит и находящихся в них останков). Эти методы основаны на анализе радиоактивных изотопов. В результате выяснилось, что человеческий род древнее на сотни тысяч лет, чем предполагали.
Близость генов и обезьян стала исследоваться методами молекулярной генетики. Количественный анализ сходства генов и белков позволил по иному оценить их родство.
Учащиеся делают выводы.
- Наша наука биология и я как учитель придерживаемся эволюционной теории Чарлза Дарвина. Но вы к окончанию изучения темы должны сформировать свою точку зрения на вопрос о происхождении человека.
Более всего доказательств собрал англичанин Чарльз Дарвин. Кто это, какие доказательства он всем представил:
Переходим ко второму вопросу: Какое место занимает человек в системе животного мира?
Тип Хордовые Наличие хорды
Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
Подтип Позвоночные Наличие двух пар свободных конечностей.
Местонахождение сердца на брюшной стороне.
Развитие позвоночного столба.
Формируется череп и челюстной аппарат.
Головной мозг состоит из 5 отделов.
Класс Млекопитающие Наличие млечных, сальных, потовых желёз.
Теплокровность.
Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).
Четырёхкамерное сердце.
Сильно развитая кора головного мозга.
Волосы на поверхности тела.
Пять отделов позвоночника.
Подкласс Плацентарные Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
Отряд Приматы Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
Ногти на пальцах.
Одна пара сосков млечных желёз.
Хорошо развитые ключицы.
Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.
Рождение, как правило, одного детёныша.
Подотряд Человекообразные Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.
Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.
Большое число извилин на полушариях головного мозга.
Наличие аппендикса.
Исчезновение хвостового отдела позвоночника.
Развитие мимической мускулатуры.
Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.
Диплоидное число хромосом(2n).
Многие общие инфекционные болезни
Семейство Гоминиды люди (прямоходящие приматы) Род Человек Вид Человек разумный
Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.
А теперь посмотрите на таблицу и рисунки – «Эмбриональное развитие», рудименты, атавизмы (слайд6)
Что изображено на них, что они доказывают?
Учащиеся приходят к выводам, что это черты сходства и различий, доказательства происхождения человека от животных.
- Всё это доказывает происхождение человека от животных.
-Чтоб понять человека созданиеНадо б нам обобщить наши знания,Чем похож ты на млекопитающего?В дикой чаще лесов обитающего?
В нашей таблице еще не заполнен 3 столбик. Мы будем заполнять его в ходе беседы, используя рисунки и учебник.
-Назовём главный признак мы типаПороднившего с птицей и рыбой,И лягушкою остромордойЭтот признак –… наличие хорды.
-Какие признаки ещё подтверждают принадлежность к типу Хордовых?
Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
Жаберные щели в глотке.
Заполняем таблицу. (слайд5)
Учитель совместно с учащимися начинает заполнять таблицу.
-Появление конечностей
Сердце на брюшной стороне теперь бьётсяИ в процессе развития из хорды позвоночник теперь создаётсяВот по этим чертам скажем точноНас относят в подтип … позвоночных
-Какие еще есть признаки подтипа Позвоночные.
Наличие двух пар свободных конечностей.
Местонахождение сердца на брюшной стороне.
Развитие позвоночного столба.
Формируется череп и челюстной аппарат.
Головной мозг состоит из 5 отделов.
- Наши братья по классу навечноОбрели себе железы млечныеИ ещё черту вспомнить осмелюсь яНа три ряда у нас зубы делятсяИ зародыш внутри развиваетсяСо средой всякой он не считаетсяВот по этим чертам впечатляющимМы относимся к классу… млекопитающих
-Какие признаки класса Млекопитающие вы знаете?
Наличие млечных, сальных, потовых желёз.
Теплокровность.
Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).
Четырёхкамерное сердце.
Сильно развитая кора головного мозга.
Волосы на поверхности тела.
Пять отделов позвоночника.
Диафрагма (дыхательная мышца).
- Коль зародыш через плаценту питаетсяПодкласс плацентарный называется
- Признаки подкласса плацентарные.
Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
- Отряд Приматы. Назовите признаки отряда?
Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
Ногти на пальцах.
Одна пара сосков млечных желёз.
Хорошо развитые ключицы.
Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.
Рождение, как правило, одного детёныша.
Подотряд Человекообразных имеет более частные признаки.
Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.
Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.
Большое число извилин на полушариях головного мозга.
Наличие аппендикса.
Исчезновение хвостового отдела позвоночника.
Развитие мимической мускулатуры.
Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.
Резус-фактор впервые был обнаружен у низшей обезьяны Макаки-резус. Система АВО понгид и человека общая (У орангутанга имеются антигены А и В).
Диплоидное число хромосом(2n).
У человекообразных обезьян - 48 хромосом. У человека - 46, то есть различия в хромосомных числах обусловлено единственной транслокацией. Хромосома 2 человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сейчас разработаны методы дифференциальной окраски хромосом, когда на них выявляется поперечная полосатость, строго специфичная для каждой хромосомы и каждого вида.
Такая окраска хромосом человека и шимпанзе показывает их удивительную близость.
Многие общие инфекционные болезни (туберкулёз, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД).
-Мы привели примеры, характеризующие принадлежность человека к той или иной систематической категории, давайте вспомним такие данные как рудименты и атавизмы.
Пользуемся учебником Беляева (с.222) и рисунками учебника.
Что называют рудиментами?
Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.
Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).
Волосяной покров тела.
Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).
Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).
Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).
На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).
Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).
Что называют атавизмами?
Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.
Некоторые люди способны двигать ушами.
Встречаются люди с остроконечными ушами.
Густой волосяной покров тела.
-При остатке времени на уроке можно обратиться к историческим данным. Историческая справка указана в приложении.
Добавочные соски.
Встречаются редко, число сосков изредка достигает даже 8 или более, как у женщины из Вены.
Рудимент хвоста в виде копчика есть у каждого человека, но встречаются люди, имеющие развитый хвост.
Наличие хвоста.
В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.
Сильно развитые плавательные перепонки (как у лягушки).
А теперь перейдём к следующей группе доказательств.
Эмбриологические доказательства.
Часть из них мы указали при рассмотрении систематических категорий.
Пользуемся учебником Полянского (с.43), учебником Захарова (с.131), таблицами и рисунками.
Общая схема развития зародыша.
Оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.
Сходство зародышей.
Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.
- В том числе между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия.
Назовите отличия человека от человекообразных обезьян.
Прямохождение. Вертикальное положение тела.
Скелет имеет 4 изгиба позвоночника.
Стопа опорная сводчатая с сильно развитым большим пальцем.
Плоская грудная клетка.
Гибкая кисть руки – орган труда (Способна выполнять разнообразные, высокоточные движения).
Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.
Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).
Общение. Речь.
Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы – бесспорные доказательства происхождения человека от животных.
В ходе беседы вы сделали краткие записи о принадлежности человека к царству животных.
Обобщая сказанное, какой можно сделать вывод? Итак, подводим итог по сообщениям. В чём суть теорий происхождения человека?
Вывод по группам:
1. Эволюционная теория, она имеет больше всего доказательств:
1.Человек согласно анатомическим, палеонтологическим, эмбриологическим доказательствам произошел от животных, принадлежащих к типу хордовых, классу млекопитающих.
2.Антропогенез – эволюция человека – состоит из трех стадий:
древнейшие – питекантропы, австралопитеки, дриапитеки;
древние – неандертальцы;
современные люди – кроманьонцы.
3.Формирование современного человека происходит под воздействием двух групп факторов: биологических и социальных.
4.Современный вид – «человек разумный» эволюционировал в направлении идиоадаптации, выражающейся в существовании рас: европеоидной, монголоидной, негроидной.
5. Вид, «Человек разумный», изучается разными методами: генеологическим, биохимическим, близнецовым, цитогенетическим.
6. Современная обезьяна не может превратиться в человека, потому что это другая ветвь в эволюции обезьян.
(Учитель) Заключение к уроку. На сегодняшний день в мире распространено множество различных теорий происхождений человека и вместе с ними, существует эволюционный взгляд на этот вопрос. Среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и вполне заслуживает рассмотрения, хотя и не серьезного.
Но ясно и очевидно лишь одно, что ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера, в ту или иную теорию.
3. Закрепление. Составление отчета. Заполнение таблиц и оформление вывода.
В качестве закрепления материала давайте посмотрим кадры видеофильма. Демонстрируется фрагмент видеофильма “Великие преобразования. Эволюция.
4.Рефлексия (подведение итогов урока).
5.Домашнее задание. тема Экология. Ответить на вопрос письменно Экологические факторы.стр 243-247
Урок- проект по биологии
Тема: "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации через организацию самостоятельной работы.
Цели по содержанию:
Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.
Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.
Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов на проблему происхождения человека от животных, воспитание культуры речи, культуры общения.
Формирование ключевых компетентностей на каждом этапе урока: готовность к самообразованию, готовность к решению проблем, коммуникативной, информационной компетентностей.
Тип урока: урок рефлексии, урок закрепления знаний.
Форма урока: фронтально- групповая форма с элементами самостоятельной работы ,
Методы обучения: проблемное изложение, репродуктивный, частично- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная , групповая.
Средства обучения:
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)
- Учебная программа по биологии
- Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Дрофа, 2007;
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.Общая биология учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2007;
- презентация
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент Побуждает учащихся к организации рабочего места. Определяет готовность к уроку. Готовят рабочее место к уроку. Самоорганизация.
2. Целеполагание и мотивация. Вводит учащихся в новую тему, излагает её основные задачи, план изучения, объявляет тему данного урока. Учащиеся слушают учителя, вносят предложения по плану изучения темы.
3. Актуализация. Знакомит с эпиграфом к уроку: «Главным предметом изучения человечества является человек».
Гёте.
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека. Знакомятся с эпиграфом, высказывают свои предположения о происхождении человека на основе имеющихся знаний из курса биологии.
4. Первичное усвоение материала. Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы с материалами учебника и приложению к уроку по заданию: прочитать § 62 в учебнике (стр.216 – 240), обращая внимание на идеи о возникновении человека, которые существовали в Древнем мире и в 18 – 19 вв. Наблюдает за работой, консультирует, направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Знакомятся с материалом §62 учебника, при необходимости обращаются за консультацией к учителю.
5. Осознание и осмысление учебной информации. Организует работу в группах по обмену информацией, которая будет занесёна в таблицу. Каждая группа представляет свой проект - теорию происхождения человека. Предлагает ответить на вопросы:
1) Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?
2) Какова роль трудов Ч.Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
3) Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф.Энгельс? Внимательно слушают студентов представивших из разных групп проекты происхождения человека .
6. Первичное закрепление учебного материала. После изучения текста предлагает студентам заполнить таблицу в тетради «Антропогенез – историческое развитие человека» (приложение №1), оказывает необходимую отдельным студентам помощь в заполнении таблицы.
Самостоятельно выполняют задание в тетради.
Обмениваются информацией в парах, отвечают на вопросы, предложенные учителем.
7. Информация о домашнем задании. Поясняет домашнее задание: изучить §67 , ответить на вопросы на стр. 247 учебника; Записывают домашнее задание.
8.Рефлексия (подведение итогов урока). Организует подведение итогов урока, обмен мнениями по эпиграфу, выясняет отношение учащихся к теме урока. Комментируют эпиграф, высказывают своё отношение к проблеме происхождения человека.
Приложение1
Урок биологии по теме: "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"
Цель: Познакомиться с различными гипотезами происхождения человека. Научиться анализировать и давать оценку различным гипотезам происхождения человека, аргументировать свой ответ.
На примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез, определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животного.
Оборудование: инструктивная карта, презентации, слайды, рисунки, видеофрагменты учебного фильма о приматах, публикации и научные статьи о различных гипотезах происхождения человека, Библия, ресурсы Интернет.
Ход работы:
1. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы (по учебников авторов Сивоглазов В.И. и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).
2. Инструктивная беседа об особенностях заполнения таблицы.
№ п/п Название гипотезы
Сторонники теории
Суть теории (ее основная идея)
«Плюсы» и «минусы» гипотезы
Поместить факты в соответствующие ячейки таблицы.
Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека»
Заполнить таблицу:
Таблица «Антропогенез – историческое развитие человека».
Название гипотезы
Сторонники теории
Суть теории
«Плюсы» и «минусы» гипотезы
1.Библейская теория или Божественная ответить на вопросы:1. А какой точки зрения придерживаетесь вы? И почему?
2. Человек - биосоциальное существо. Перечислите, проведя самоанализ, какие свои характеристики вы считаете биологическими, а какие социальными. Можно ли их изменить?
Выводы: