Конспект индивидуального логопедического занятия с ученицей 1 класса (диагноз: ОНР 3 ур., дизартрический синдром, ДЦП) ТЕМА: «В ГОСТИ К ГНОМИКАМ».


Конспект индивидуального логопедического занятия с ученицей 1 класса (диагноз: ОНР 3 ур., дизартрический синдром, ДЦП)ТЕМА: «В ГОСТИ К ГНОМИКАМ».
Цель: развитие артикуляционной моторики и формирование фонематических представлений.
Задачи:
1. Подготовка артикуляционной базы для постановки звука «Р».
2. Постановка звука «Р» механическим способом.
3. Дифференциация звуков «А», «О», «У» по акустическим и артикуляционным признакам.
4. Формирование умения выделять гласный звук в начале слова.
5. Развитие мелкой и общей моторики.
6. Развитие чувства ритма.
7. Воспитание умения сопереживать чувствам других.
Оборудование:
– салфетки, ватные палочки, чайная ложка, стакан с тёплой водой;
– магнитная доска-мольберт и магнитики;
– музыкальная запись «Туки-ток…» Железновой Е. (mp3 формат);
– компьютер;
– презентация «Сказка о гномике».
Демонстрационный материал:
– «колобки»-буквы (А, О, У);
– предметные картинки: аист, апельсин, облако, осы, улитка, утюг.
Ход:
I. Организационный этап. Пальчиковая гимнастика.
- Сегодня я хочу пригласить тебя в гости к маленьким гномикам.
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
1, 2, 3, 4, 5 –
Стали гномики стирать:
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики – умница был,
Всем водичку носил.
соединяем ладони под прямым углом над головой – делаем «крышу»
одна ладонь над другой на расстоянии ок. 5 см.
загибаем пальцы на поражённой руке, начиная с мизинца, помогаем пальцами сохранной руки
хлопки
трём кулачками друг о друга
пальцами сохранной руки растираем мизинец
--//--безымянный
--//--средний
--//--указательный
сгибаем большой палец пару раз, остальные согнуты в кулачке
большой палец по-очерёдно касается всех остальных
II. Основной этап.
1. Артикуляционная гимнастика. Комплекс для зв. «Р» (все упражнения выполняются по 2-3 раза).
Логопед: Давай познакомимся поближе с гномиком по имени Мики.
(слайд № 1)
Логопед: У Микки есть мечта – он очень хочет стать большим. Вот таким!
(слайд № 1, действие-увеличение)
 Упражнение «Лопата».
Язык широкий положу
И тихонько подержу.
Язычку нравиться лежать
Под счёт: 1, 2, 3, 4, 5!
(положить широкий язык на нижнюю губу, логопед помогает расслабить язык с помощью тёплой ложки)
Логопед: Но, к сожалению, наш гномик был маленьким.
(слайд № 1, действие-уменьшение))
 Упражнение «Иголка».
Мышцы языка у нас
Напрягаются сейчас.
Мышцы напрягаю,
Язык в иголку превращаю.
(логопед предлагает вытянуть язык вперёд и дотронуться им до ватной палочки, тем самым вызывая напряжение и сужение кончика языка)
(чередование «Лопата-Иголка», с одновременной демонстрацией увеличения-уменьшения картинки слайда № 1)
Логопед: Гномик был очень добрым. Однажды он принёс мышатам целый мешок зерна и высыпал его на опушке леса. Радостные мышата набили полные щёки зерном
(слайд № 2)
И понесли в свои домики. Где живут мышата? Правильно, в норках.
(слайд № 3)
 Упражнение «Качели».
Вниз-вверх, вниз-вверх
Снуёт мышонок ловко.
И вот к зиме готоваМышиная кладовка.
(спрятать язык за нижние зубы, затем за верхние зубы, логопед ватной палочкой помогает найти нужное место)
(одновременно демонстрируются слайды № 2-3)
Логопед: Однажды гномик залез на горку
(слайд № 4)
и увидел грибную поляну.
(слайд № 4, действие-передвижение)
Грибов было так много, что все даже не поместились в его корзину.
 Упражнение «Грибок».
(широкий язык присосать к нёбу так, чтобы была видна «ножка гриба» - растянутая подъязычная уздечка; логопед помогает путём напоминания: «Какие вкусные грибочки!», и делает мягкое цокающее движение)Логопед: Когда гномик возвращался домой, поднялся сильный ветер.
(слайд № 5)
Он срывал листья с деревьев,
(слайд № 5, действие–ветер)
опрокинул корзину с грибами, да и сам гномик чуть не улетел следом. Его спасло дерево, за которое он держался изо всех сил.
Я предлагаю тебе превратиться в ветерок. Но сначала нам нужно приготовить листочки.
(рвут салфетку на кусочки)
 Упражнение «Ветерок».
(логопед держит раскрытую ладонь с кусочками рваной бумаги сначала чуть выше рта ребёнка, затем на уровне носа; ребёнок дует с высунутым широким языком, щёки не должны надуваться)
Логопед: Ночью гномик Мики любил сидеть под ветвистым дубом и смотреть на звёзды и луну.
(слайд № 6)
Давай поможем ему сосчитать звёздочки.
 Упражнение «Молоток».
(рот полуоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке, языком постучать по бугоркам за верхними зубами: дддд…; логопед ватной палочкой помогает найти бугорки)
Логопед: Как-то раз Мики приснился сон, в котором он взял свою любимую балалайку.
(слайд № 6)
 Упражнение «Индюк».
(рот полуоткрыт, широким языком водить по нёбу вперёд-назад, подключить голос)
Логопед: И вместе со своей любимой балалайкой гномик Мики полетел на ракете к далёким звёздам. Моторчик у ракеты пел песенку.
(слайд № 6, действие-полёт)
 Упражнение «Моторчик».
(ребенок произносит: дддддд, логопед ватной палочкой под языком создает вибрацию)
2. Дифференциация звуков «А», «О», «У» по акустическим и артикуляционным признакам.
 Логопед: Вдруг гномик услышал странный звук, будто кто-то плачет: ААА…
(логопед предлагает ребёнку повторить)
Логопед: Выглянул гномик из своего домика – никого нет. Увидел только красные ботиночки.
(логопед демонстрирует красные ботиночки)
Логопед: Это что за невидимка в красных ботинках? –удивился гномик.
Это звук «А».
(логопед показывает картинку – «колобок-звук А», предлагает ребёнку разместить картинку на доске)
Логопед: Посмотри, как звук «А» широко открывает ротик, когда плачет.
(ребёнок повторяет перед зеркалом)
 Логопед: Вдруг опять раздался странный звук, будто кто-то грустит: ООО…
(логопед предлагает ребёнку повторить)
Логопед: Выглянул гномик из своего домика – и увидел только красные ботиночки.
(логопед демонстрирует красные ботиночки)
Логопед: Это что за невидимка в красных ботинках? – спросил гномик.
Это звук «О».
(логопед показывает картинку – «колобок-звук О», предлагает ребёнку разместить картинку на доске)
Логопед: Посмотри, как звук «О» открывает ротик, когда грустит. Какой формы становятся его губы? Правильно, овальной.
(ребёнок повторяет перед зеркалом)
 Логопед: И тут прямо над головой гномика кто-то громко и протяжно завыл: УУУ …
(логопед предлагает ребёнку повторить)
Логопед: Поднял гномик голову – и снова увидел красные ботиночки.
(логопед демонстрирует красные ботиночки)
Логопед: Гномик догадался, что это тоже звук. Какой? Верно, это звук «У».
(логопед показывает картинку – «колобок-звук У», предлагает ребёнку разместить картинку на доске)
Логопед: Посмотри, как звук «У» вытягивает губы трубочкой, когда воет.
(ребёнок повторяет перед зеркалом)
3. Динамическая пауза. Темпо-ритмическое упражнение «Туки-ток…».
Логопед: Чтобы звуки «А», «О», «У» больше не плакали, не грустили и не выли, добрый гномик Микки решил станцевать для них весёлый танец. Давай станцуем вместе с ним. Будем стучать кулачками на «стучащие слова».
4. Выделение первого гласного звука в словах.
Логопед: Теперь у наших звуков хорошее настроение. Чтобы он всегда оставалось таким, я предлагаю подарить им картинки на память. Посмотри на картинки. Что это? Кто это?
(ребенок называет: АИСТ, УЛИТКА, ОСЫ, АПЕЛЬСИН, ОБЛАКО, УТЮГ)Логопед: Какой звук слышится в начале слова?
(ребёнок выделяет первый звук, размещает картинки на доске, логопед обращает внимание на ротик у звука, при необходимости смотрят в зеркало)
III. Итог.