Соцпроект по благоустройству территории Сосновый бор
«Если бы каждый человек на клочке земли
своей сделал все, что он может,
как прекрасна была бы Земля наша»
А.П.Чехов
Данный проект направлен на создание зоны семейного отдыха, на территории уже существующего в посёлке «Соснового бора».
МБОУ Рассветовская СОШ большое внимание уделяет в воспитательной работе экологическому направлению. Так как данное направление несет в себе сразу несколько воспитательных задач: любовь к малой и большой Родине, эстетическое воспитание, формирование практического опыта социально значимой деятельности, воспитание чувства гражданской инициативы. Мы считаем, что реализация данного проекта поможет нам не только в организации семейного отдыха жителей, но и в выполнении выше указанных воспитательных задач.
В настоящее время образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и сотрудничество различных субъектов воспитания. Усиление воспитательной функции образования, а именно: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе - рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе воспитания посредством различных средств и способов, в том числе, и в процессе реализации данного проекта. Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе
Цель проекта: благоустройство и эстетическое оформление территории «Соснового бора» как объекта окружающей среды, для активного семейного отдыха жителей.
Задачи:
облагораживание «зелёной» территории посёлка, с минимальным, но рациональным изменением природного ландшафта и с наименьшими экономическими затратами;
привлечение внимания школьников к актуальным проблемам местного сообщества;
формирование чувства гражданской инициативы и ответственности за социальную обстановку;
формирование практического опыта социально значимой деятельности и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем;
пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
формирование социально-культурных, коммуникативных, творческих, и организаторских способностей.
Актуальность данного проекта очевидна. Поселок занимает большую территорию и имеет многочисленное население, а мест, где взрослые и дети могут подышать свежим воздухом, заняться спортом, отдохнуть, пообщаться с природой, нет.
Успешный человек – это, в первую очередь, здоровый человек, а здоровье немыслимо без чистого воздуха, прозрачной воды, и природно-эстетических пейзажей.
Для духовной оседлости, привязанности к родным местам, для самодисциплины человеку необходимо осознание своих исторических корней, возможность продолжения традиций предков. Сосновые деревья посажены бабушками и дедушками нынешнего молодого поколения, их родители ухаживали за этими насаждениями. Продолжая традиции взрослых, сегодняшней молодёжи остаётся сохранять, оберегать и благоустраивать эту уже созданную «зелёную» зону. И с этой позиции актуальность проекта переоценить невозможно.
Участники проекта:
Проект реализуется на территории Рассветовского сельского поселения в посёлке Рассвет.
Координаторы проекта – Пономарева Марина Викторовна, Санжарова С.Т.
Участники проекта – 4-9 классы МБОУ «Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Социальные партнеры проекта:
Партнеры уровня активного взаимодействия:
Алексеева В.Я. (директор школы).
Нор-Аревян К.М. (зам. директора по УВР, руководитель научно-исследовательской работой в школе).
Ляшенко Т.Д. (библиотекарь школы)
Ирковская С.В. (учитель биологии — руководитель исследовательской работы «Хвойные посёлка Рассвет»).
Классные руководители:
Андреева О.Т., Бондарева Г.В., Живая Н.И., Ковалева С.Н., Тепликова Е.И., Шепелева И.В.
5. Родители учащихся школы.
6. Учащиеся школы.
Партнеры уровня ресурсного и нормативно-правового обеспечения
Мацко А.Г. (глава администрации Рассветовского сельского поселения).
Бурминская Н.Н. (зам. Главы Администрации Рассветовского сельского поселения по вопросам ЖКХ, ГО и ЧС, земельным, имущественным и архитектурно-градостроительным отношениям).
Торгашева Т.И.(зам. Главы Администрации Рассветовского сельского поселения по общим, социальным и правовым вопросам).
Вуколова Т.В. (начальник отдела земельных, имущественных и архитектурно-градостроительных отношений).
Кошевич С.М. (директор ДК «Рассвет»).
Каклюгина В.Г. (заведующая библиотекой п.Рассвет).
Нагабедьян Е.Н., Хомутянская Н.М. (выпускники школы)
Сроки действия проекта:
Проект реализуется с октября 2015 года по сентябрь 2016 г.
Реализация проекта включает три основных этапа: сбор и анализ разнообразной информации, разработка программы действий, выполнение намеченного плана.
Сбор и анализ информации.
1. Изучение информативно-правовой базы
Под руководством заместителя Главы Администрации по вопросам ЖКХ, ГО и ЧС, земельным, имущественным и архитектурно-градостроительным отношениям Бурминской Н.Н. и с помощью начальника отдела земельных, имущественных и архитектурно-градостроительных отношений Вуколовой Т.В. познакомились с документами: Свидетельством о государственной регистрации права на землю (приложение 1), на которой располагается «Сосновый бор» и кадастровой выпиской об этом земельном участке (приложение 2).
2. Географическое положение территории.
Рассветовское сельское поселение расположено на cеверо-западе Аксайского района Ростовской области вдоль Федеральной трассы М 4 «Дон» между двумя крупными городами - Ростов-на-Дону и Новочеркасск. Сегодня это современный развивающийся культурно-образовательный центр со сложившейся инфраструктурой. В состав поселения входят 7 поселков: Рассвет, Золотой Колос, Красный Колос, Мускатный, Аглос, Ковалевка и Степной, а также 4 войсковые части.
Административным центром поселения является п. Рассвет, который был создан в 1932 году и является научным центром сельскохозяйственной науки на юге России. Общая численность населения поселка на 01.01.2016 составила 5400 человек.
Территория, предназначенная для создания парка семейного отдыха «Сосновый бор», расположена на юго -восточной окраине жилого массива поселка Рассвет и занимает площадь 27071 кв.м. С запада и юго-запада к ней примыкают здания Сбербанка, детского сада «Солнышко», кафе, автомобильной мойки и шиномонтажа. С севера и северо-востока к участку примыкает поле, отделённое участком автодороги с асфальтовым покрытием, которая является выездом
на Федеральную трассу М 4 «Дон» (приложение 3).
4. Сбор исторической информации
В результате опроса местных жителей и бывших сотрудников Донского Зонального Научно-исследовательского Института сельского хозяйства Мозговой О.П., Санжаровой Н.М., Макадзебы В.А. узнали историю возникновения «Соснового бора» .
Сосновая роща была посажена в 1973 году на «Ленинском» субботнике (22 апреля) сотрудниками института и базового хозяйства — нашими бабушками и дедушками. Для того, чтобы саженцы не погибли, семьи сотрудников (наши родители) заботились о сосенках. Таким образом удалось вырастить сосновую рощу. (Приложение 4 «Воспоминания Мозговой О.П.»)
5. Исследование по теме: «Хвойные посёлка Рассвет»
Учащиеся 5-х классов под руководством учителя биологии Ирковской С.В. изучили особенности хвойных деревьев, расположенных на территории зоны отдыха. Узнали, что средний возраст сосны обыкновенной колеблется от 100 до 300 лет. (Приложение 5).
Выводы, основанные на анализе собранной информации.
Знакомство с документами позволило понять, что участок принадлежит Муниципальному образованию Рассветовскому сельскому поселению, следовательно на нём может располагаться общедоступный социальный объект, а именно зона семейного отдыха для местного населения.
Исходя из географического положения парковая зона будет обустроена на юго-востоке поселка Рассвет. На участке, прилегающем к Федеральной трассе М 4«Дон», непосредственно между жилыми и социально значимыми зданиями поселка. Благоустройство участка окажет благотворное влияние на окружающую экологическую обстановку.
Познакомившись с историей произрастания сосновых деревьев возникла идея сохранения того что было сделано нашими предками. Продолжая традиции старших, сегодняшней молодёжи необходимо сохранять, оберегать и благоустраивать эту «зелёную» зону.
В ходе исследования особенностей сосновых деревьев выяснилось что в окультуренном состоянии парк прослужит еще порядка 57 и более лет.
Разработка плана реализации проекта
Инициативной группой проекта, под руководством координаторов Пономарёвой М.В. И Санжаровой С.Т., совместно с Администрацией Рассветовского сельского поселения разработан единый план действий по осуществлению проекта (приложение 6).
План реализации Проекта «Сосновый бор» на территории Рассветовского сельского поселения
№
п\п Проводимая работа сроки Предполагаемый
результат
1 Встретиться с Главой сельской администрации для обсуждения Проекта и определения задач по его реализации. Октябрь
2015
Подписание плана совместной деятельности
2 Создать рабочую группу для разработки проекта на базе школы, с привлечением общественных организаций. Организация рабочей группы для выполнения проекта из учителей и учащихся с привлечением руководителей общественных организаций и общественно активных взрослых
3 Определение круга социальных партнеров и планирование совместной работы 4 Произвести осмотр объекта на местности. составление плана объекта
5 Провести социологический опрос жителей поселка. ноябрь-декабрь
2015
Изучение мнения населения
6 Собрать необходимую информацию по данному Проекту.
Собрать и обобщить информацию.
Привлечь школьников к творческой работе по благоустройству своего села, приобщить ребят к совместной деятельности с другими общественными организациями.
7 Инициативной группе учащихся составить план-схему реализации проекта. январь
2016 Формирование у учащихся навыков планирования собственной деятельности
8 Представить проект на заседании комиссии сельского поселения Коррекция плана действий
9 Создать группы в социальных сетях («Одноклассники» и «В контакте»). февраль
2016 Привлечение единомышленников и дополнительных ресурсов, сбор идей по благоустройству зоны отдыха.
10 Провести среди учащихся школы конкурсы на лучшие:
сочинение,
рисунок, макет, поделку,
дизайнерское и техническое решение отдельных элементов парка,
комплексный план зоны отдыха. январь-февраль
2016 Массовое привлечение учащихся (за рамками рабочей группы) к социально-значимой проблеме малой родины11 Создать социальную рекламу и распространить её среди населения посёлка. Призыв населения к соблюдению чистоты и порядка в данной зоне отдыха и посёлке в целом.
12 Составить смету Проекта Информация для изыскания финансовых ресурсов
13 Оформление отчета для участия в конкурсе 15-29
фев.
2016 Участие в конкурсе
14 Организация волонтёрской группы детей и взрослых. апрель
2016 Участие в благоустройстве зоны отдыха
15 Уборка мусора, старых деревьев и веток. Посильная помощь школьников
16 Благоустройство зоны отдыха:
прокладка пешеходных дорожек;
строительство спортивной и детской площадок;
постройка общественного места пользования;
обустройство места для мусора. май-сент.
2016 г.
На летней трудовой практике работать по благоустройству зоны отдыха
17 Торжественное открытие зоны отдыха сентябрь
2016 Реализация плана действий
1. Социологический опрос
Социологический опрос был проведен среди жителей посёлка. Было опрошено 123 человека, от 10 до 60 лет. Среди них учащиеся 5 – 11 классов – 57 человек, рабочие, служащие – 54 человека, пенсионеры – 12. Практически у всех есть свободное время, которое они проводят дома у телевизора. На вопрос: «Где бы вы любите отдыхать в посёлке?» люди ответили:
на поселковой площади – 7%,
гулять по улицам – 20%,
мест для отдыха нет – 35%,
в школьном дворе – 38%.
35% опрошенных ответили, что в селе нет места, где можно было бы отдохнуть, и все 100% хотели бы иметь специально отведенное место для отдыха на свежем воздухе.
На вопрос «Какое место в посёлке можно обустроить для семейного отдыха?» жители ответили:
берёзовую рощу – 12%
сквер около церкви – 21%
сосновый бор – 67%
Отвечая на последний вопрос «Какую помощь вы можете оказать в благоустройстве зоны отдыха?» были указаны следующие варианты:
волонтёрскую;
поддержание чистоты и порядка;
участие в субботниках;
окраска сооружений;
любую посильную помощь.
(См. Приложение 2).
Анализ полученных результатов социологического опроса, позволил заключить: для жителей посёлка необходима «зелёная» зона семейного отдыха на свежем воздухе, таковым местом может быть уже имеющийся на территории поселения «сосновый бор» в благоустройстве, которого можно рассчитывать на любую посильную помощь населения.
2. В социальной сети «В контакте» создана группа «Зона семейного отдыха «Сосновый бор» п. Рассвет», с целью привлечения единомышленников, сбора идей по благоустройству зоны отдыха и привлечения дополнительных ресурсов. В группе уже 42 участника, обменивающихся мнениями по данной теме.
3. Проведены конкурсы.
Среди учащихся школы с 4 по 10 класс проведены конкурсы и выявлены лучшие: сочинение — ученицы 7а класса Голубевой Д. (приложение 8), рисунки — ученицы 8а класса Егиазарян А. и ученицы 9а Соколовой М.(приложение 9), макет — ученика 4а класса Воробьёва А. (фото расположены на раздвижном стенде), комплексный план зоны отдыха — ученика 7а класса Бурминского В. (фото расположены на раздвижном стенде).
4. Создана социальная реклама
Ученица 10 класса Шехавцова М, написала стихи, призывающие соблюдать чистоту и порядок и сохранять гармонию природы:Его почти сто лет назад сажали,
Его растили с бережной заботой,
Чтоб люди, проходя, мусор бросали?
Чтобы губили все эти красоты?
Время идёт, взрослеют поколения.
Растёт сосновый бор, не отставая.
Но каждый день и в каждое мгновение
О чистоте в природе забывают.
Сосновый бор — посёлка вечный символ,
От суеты далёкий, тихий угол.
Беречь его нам всем необходимо!
Давайте быть деревьям только другом!
Потратьте день, отставьте все проблемы
Спасём того, кого давно теряем.
Поможем же вздохнуть деревьям смело,
И будет вновь гармония лесная!
5. Составлена смета проекта
Общие сведения
№
п\п Общие сведения (баланс территории) показатель
1 Общая площадь объекта 27071 кв.м.
2 Зеленые насаждения: живые деревья
сухие, подлежащие удалению
поваленные, подлежащие удалению 243 шт.
5 шт.
7 шт.
3 Тропиночная сеть:
тропинка параллельная домам №7 и №8
тропинка от дома №8 до Сбербанка
тропинка от дома №8 до автомойки
тропинка от дома №13 до автомойки 200м
40 м
120м
112м
5.2 Будущая инфраструктура
№
п\п объект Показатель Цена, рублей
Детская площадка (приложение 10) – 100 м2:
песочный дворик с горкой
домик-карета
карусель
качели
качели на пружине
качалка балансир
покрытие из щепы 1 шт
1 шт.
1 шт.
2 шт.
2 шт
1 шт
100 мешков 96500
24.507
28000
35000
28000
11000
25000
Спортивный городок (приложение 11) – 200 м2:
спираль горизонтальная
теннисный стол
спорткомплекс
бревно
рукоход
стенка для лазания
покрытие из щепы 1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
200 мешков 10500
12600
18490
9680
17100
12000
50000
Скульптуры (приложение 12):
гном
гриб
зайцы
пень
голуби
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт. 9900
7000
16000
17800
6600
Скамья «Бульвар» (приложение 13) 6 шт. 30240
Урны (приложение 13) 8 шт. 5200
Биотуалет (приложение 13) 2 шт 32160
Фонари на солнечных батареях 5шт 75000
Тропиночная сеть:
тропинка вдоль домов №7, №8 - 200м2
тропинка от дома №8 до Сбербанка- 40м2
тропинка от дома №8 до автомойки- 120м2
тропинка от дома №13 до автомойки- 112м2 200 мешков
4 мешков
120 мешков
112 мешков 109000
50000
1000
30000
28000
итого 46 шт. 687277
6. Организована волонтерская группа
Из числа школьников и жителей посёлка организована группа по уборке и благоустройству зоны отдыха (фото расположены на раздвижном стенде).
ОЖИДАЕМЫЙ ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Мы, учащиеся и учителя Рассветовской средней школы, надеемся найти поддержку своему начинанию и верим, что наш проект станет основой для совместных усилий по благоустройству зоны семейного отдыха «Сосновый бор».