ЭССЕ ДЛЯ КОНКУРСА УЧИТЕЛЬ ГОДА АЗОВА — 2017 ТЕМА: Учитель прикасается к вечности….
Эссе
«Учитель прикасается к вечности…»
Майорова Евгения Геннадьевича,
учителя биологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №9 г. Азова
«Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать,
где кончается его влияние».
Г. АдамасЗамечательные и действительные слова, сказанные более ста лет назад… Не отступая от этих слов, позвольте мне, уважаемый собеседник, вступить с Вами в диалог. Вспоминая свои школьные годы, в голове вырисовываются счастливые и радостные дни детства. Школьные коридоры с резвыми учениками, учителя, добрые и уютные классы. Звонок на урок! И все мы с визгом забегаем в свой кабинет. Прошло много лет с тех дней, но я до сих пор с теплотой вспоминаю свою родную школу. С детства я любил играть в школу, для меня всегда это было интересной игрой. Более того, для меня никогда не стоял вопрос выбора профессии, и я всегда знал, что буду работать с детьми. Сейчас я понимаю, что работа учителя - это далеко не игра. Учитель - это сложная и ответственная профессия; учитель - это человек, который формирует личность, и человек, который может искалечить её… В современном мире слово «учитель» связано не только со школой, но и со всей дальнейшей жизнью. Ведь ребёнок, словно губка, впитывающая в себя всё, что ему преподносят. Да, сегодня я - учитель, учитель сложного, но крайне интересного предмета, биологии. Учитель биологии был, есть и останется навсегда главным посредником между большой наукой и подрастающим поколением. С позиции сегодняшней рыночной экономики учитель биологии является поставщиком науки для молодёжи, а биологические знания, как известно, это, прежде всего сохранение и бережное отношение к самому дорогому, что есть у всех нас – здоровью.
Обратившись к истории, многие вспомнят, что в старину, когда ещё не существовало понятия профессии, учителем считался старший по возрасту, имеющий богатый опыт соплеменник. Позже этим словом стали называться люди, владевшие определенными навыками ремесла и способные передать это умение молодым, сохраняя тем самым преемственность поколений. И только в 18-19 веках обучение стало массовой профессией в Европе и во всём мире. Великий наш соотечественник М. В. Ломоносов писал: «В академии надобен человек, который изобретать умеет, но еще более надобен, кто учить мастер». Профессия учителя изначально была одной из древнейших, важнейших, социальное назначение которой состоит в том, чтобы аккумулировать обобщённый опыт предыдущих поколений и передавать своим воспитанникам. Учитель стремится узнать, узнать, чтобы объяснить, и уже сам процесс узнавания, жутко интересен.
Великий Сократ говорил, что все профессии в мире от людей и только три от Бога - это педагог, врач и судья. Педагогика – это не стоящая на одном месте наука, а вечное движение вперёд, решение очередных проблем и рождение новых. Учитель… Если сухо передать смысл этого слова, то учитель – человек, призванный передавать другим опыт, накопленный человечеством. Но задача истинного педагога, как мне кажется, заключается не в передаче суммы знаний. Учитель - это ещё и воспитатель, потому что он всегда является примером для своих учеников. Именно с него ученики во многом «считывают» важную жизненную информацию: как нужно относиться к людям, к своей работе, к себе, к окружающему миру. В связи с этим, учитель, на мой взгляд, это очень ответственное «звание», требующее постоянного самосовершенствования, внутреннего роста и развития.
На дворе ни много ни мало 21век, и современному обществу крайне необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Нынешний социум нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя, своего интеллекта, своей культуры. И возникает скорее риторический вопрос: а нужен ли учитель сегодня? Наш век стремительный и добыть знания и информацию многие вполне могут самостоятельно. Компьютер и всемирная сеть Интернет помогут найти необходимую информацию, книга даст пищу к размышлению, а что сегодня даёт учитель? Учебники, многочисленные образовательные программы, пособия - все они даже называются по-особому - самоучитель. Но может ли такой самоучитель любить, хвалить и поддерживать, оберегать и останавливать? Что даст ребёнку «чистое знание» без примеси нравственного чувства? Какими будут дети, внуки, и вся страна целиком? Кто вырастет на белом свете, замрёт душа иль будет петь?
Работая в школе всего лишь четвёртый год, я всё больше и больше замечаю, что в моём сознании рождаются мысли, постоянные мысли и размышления о своих учениках, о школе, о моей профессии. Наверное, вкладывая, таким образом, свою душу, свой опыт, умения и знания в наших мальчишек и девчонок, учитель растит и воспитывает успешное, патриотичное, грамотное будущее нашего народа, страны, и кто знает, а вдруг и планеты в целом. Учитель всегда во имя БУДУЩЕГО! Вспоминая слова Д. И. Менделеева, что вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян, как биологу, мне представляется бесконечный процесс развития и передачи признаков и свойств по социальному наследству, из поколения в поколение, оставляя после себя потомство, впитавшее когда-то твой опыт, знания, умения, продолжая жить, создавая вечность. Годы сменяют друг друга, проходят столетия, и, не смотря на время, учитель и ученик будут существовать всегда. Вечное благородство учителя - оставаться верным себе, прикасаться к будущему и учить. В завершении нашего диалога, хоть и заочного, у меня, дорогой мой собеседник, возникло желание. Может пока что и не по праву, но всё же, добавить одно, очень важное, на мой взгляд, слово в эпилог: «НАСТОЯЩИЙ учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние».