Рабочая программа школьного спортивного клуба «Спортивное совершенствование»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Александровское»
Александровского района Томской области
Утверждаю
Директор
_________ Т.В. Меньшикова
«____»_________ 2016 года
Согласовано
МС протокол №_________
от «______»_________2016
Председатель____________
Серякова Татьяна Николаевна Рассмотрено
на заседании МО
протокол №______________
от «_____»______ 2016 года
Руководитель МО ________
Станкевич Наталья Александровна
Рабочая программа
школьного спортивного клуба
«Спортивное совершенствование»
на 2016/2017 учебный год
Составлена учителем физической культуры
Петлиным Алексеем Владимировичем
с. Александровское – 2016
Общая характеристика учебного предмета.
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001), учебный предмет “Физическая культура” является один из видов культуры человека и общества, в основании которого лежит двигательная (физкультурная) деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
Образовательная область “Физическая культура” призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребности школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физический культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач:
в укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, настоящая программа в своём предметном содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (сельская школа);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение теоретического материала и основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
в расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета “физическая культура”
Содержание учебного предмета “Физическая культура” направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Адресность
Данная программа разработана для обучающихся 5-11х классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.
Формы организации образовательного процесса.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — тренеровачные занятия , физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, выездные соревнования , самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на занятии: словесный; демонстрации; разучивания упражнений; совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств; игровой и соревновательный.
В работе используются разные формы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.
Система оценивания учащихся.
Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели.
Качественными показателями успеваемости являются: степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, способствует приобщение каждого школьника к ценностям физической культуры.
К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической подготовленности (развитие основных физических качеств - способностей).
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся и сформированности качественных универсальных способностей. Особое внимание заслуживает систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Учебно-тематический план:
Учебные разделы и темы Кол-во часов
Знания о физической культуре.
История спорта, лучшие спортсмены
Физическое развитие человека, основные показатели.
Физическая культура человека (режим дня, утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливание)
4
1
1
2
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Оценка эффективности занятий физической культурой
2
1,
1
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-оздоровительная деятельностьЛегкая атлетикаЛыжные гонки
Волейбол
Баскетбол 95
28
38
32
32
Всего часов 136
Знания о физической культуре (4 часа).
Олимпийские игры древности, Физическое развитие человека. Физическая культура человека
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (2 часа).
Организация и проведение занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физической культурой
Физическое ( спортивное ) совершенствование (130 часов).
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции телосложения. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Легкая атлетика (28 ч).. Бег на короткие дистанции (100 ми 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (400,800,1500,3000 м). Прыжки: в длину с разбега способом “согнув ноги”, прыжки в высоту (фосбери -флоп, ножницы)
Лыжные гонки (16 ч). Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении. Подъем “полуелочкой”, “елочкой” и “лесенкой”. Спуск прямо и наискось в основной стойке. Торможение “плугом”. Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися1000,2000,3000,5000м). Упражнения общей физической подготовки.Лыжная эстафета(3*3).
Спортивные игры (64 ч)
Баскетбол(32 ч). Совершенствование техники и тактики игры, игровые комбинации
Волейбол(32 ч): Совершенствование техники и тактики игры, игровые комбинации
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты освоения программного материала оцениваются по трем базовым уровням, сходя из принципа “общее – частное - конкретное”, и представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. \
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
Выпускник получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Играть в баскетбол и волейбол на базовом уровне
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Играть в баскетбол на продвинутом уровне
Играть в волейбол на продвинутом уровне
Расписание проведения занятий:
Петлин А.В. – Пн. 18:00-19:20; Ср. 18:00-19:20; Пт. 18:00-19:20
2 ГРУППА. – Вт. 18:00-19:20; Чт. 18:00-19:20
Краткий тематический план по разделам программы.Раздел Темы занятий Кол-во часов
Легкая атлетика 1 Сов-е техники бега на короткие дистанции.
2 Сов-е техники бега на длинные дистанции
3 Сов-е техники прыжка в высоту и в длину
4 Соревновательная деятельность 8
8
8
4
Баскетбол 1 Сов-е стоек, поворотов ,передвижения по игровой площадке
2 Сов-е ловли и передачи мяча различными способами с отскоком об пол.
3 Сов-е 2 и 3 очкового бросков в корзину
4 Сов-е тактики защиты и нападения, персональная игра с игроками
5 Игровые комбинации
6 Соревновательная деятельность 4
6
6
6
6
4
Лыжная подготовка 1 Совершения техники ходов (попеременный, одношажный, двушажный)
2 Сов-е спусков и подъемов
3 Сов-е прохождения дистанций (классический ход, коньковый ход)
4 Сов-е лыжной эстафеты
5 Соревновательная деятельность 10
10
10
4
4
Волейбол 1 Сов-е техники расстановок, передвижений
2 Сов-е техники подачи (силовая, планер)
3 Сов-е техники нападающего удара (скидки)
4 Сов-е нападающих и защитных действий в связках между игроками
5 Соревновательная деятельность 4
10
8
6
4
Списочный состав обучающихся:
Преподаватель: Петлин А.В.:
1 Шмахтов А 11 а
2 Кащеев Д 11 а
3 Кузовлев Д 11б
4 Дейтер В 11 б
5 Стаценко Д 11б
6 Чолохян Р 11б
7 Гришанин Д 11б
8 Адамович М 11б
9 Ларионов П 7в
10 Потапчук А 7в
11 Усынин Д 7б
12 Минибаев Р 4в
13 Пахомов Д 7б
14 Иванов В 4 в
15 Кузовлев И 8б
16 Кащеев Р 4б
17 Чолохян С 5б
16 Абукаров Р 6а
17 Чидигезов С (выпускник)
18 Кондратьев Д 6б
19 Жуйков Д 11б
2 ГРУППА :
1 Галиакбаров В 5б
2 Филатов В 5б
3 Симон Ю 6а
4 Шароватов М 6а
5 Ефименко М 5б
6 Чемеркин И 10в
7 Минибаев Р 4в
8 Коробейников И 10б
9 Хрустелевский И 4в
10 Воробьев К 7а
11 Колиенко И 9б
12 Клименков Д 6а
13 Анисимов С 5а
14 Квасов Р 7а
15 Панова Ю 10б
16 Матвеева И 7а
17 Захарова В 5в
18 Швейдт Н 7а
19 Самсонова К 6а
20 Тетютская М 5
21 Гунько Ю
План спортивно-массовых мероприятий клуба:
№ п/п Мероприятие Дата проведения
Первенство по Л. Атлетике (бег, прыжки в длину, высоту) Сентябрь
Президентские состязания – 3 классы Сентябрь
Выездные соревнования (тов. Встречи с командами города Стрежевого) Октябрь, ноябрь
Тропа разведчика (районная военизированная эстафета, посвященная дню ГО и ЧС) Сентябрь
Организация и проведение соревнований м/у классами на осенних каникулах Октябрь - ноябрь
Президентские состязания 5 классы Ноябрь
Кубок Александровского р-на по волейболу, баскетболу (юноши, девушки) Ноябрь-декабрь
Кубок по баскетболу и волейболу на приз Деда Мороза (районные соревнования) 1-10 января
Открытие лыжного сезона декабрь
Товарищеские встречи выпускников с учениками школы по разным видам спорта. В течение года
Кубок города Стрежевого по волейболу среди мужских команд Январь – февраль
Президентские состязания 9 классы Февраль - март
Лыжня России - 2016 Февраль - март
Закрытие лыжного сезона Март
Сдача норм ГТО По графику
Выездные соревнования по баскетболу и волейболу среди команд г. Нижневартовска Ноябрь-декабрь
Кубок города по лыжным гонкам гор. Стрежевого Декабрь-январь-февраль
Товарищеские встречи с школой №2 октябрь
Поощрительная поездка для лучших учащихся клуба на горнолыжную базу «Трехгорье», г. Нижневартовск. Март
Первенство района по легкой атлетике Май-июнь
Туристический поход с обучающимися и выпускниками клуба Май
Кросс нации сентябрь
Кубок в память Синькова Р по волейболу Апрель-май