Мастер – класс по теме: «Организация проектной деятельности учащихся во внеурочной деятельности»: Учебные творческие проекты в УМК «Школа России», как вид практической деятельности, способствующий всестороннему развитию личности ребёнка
Мастер – класс по теме:
«Организация проектной деятельности учащихся во внеурочной деятельности»:
Учебные творческие проекты в УМК «Школа России», как вид практической деятельности, способствующий всестороннему развитию личности ребёнка
Человек создан для действия.
Не действовать и не существовать
для человека одно и то же.
Ф. Вольтер
Цель мастер-класса:
познакомить присутствующих с приёмами работы, помогающими интересно и разнообразно организовать проектную деятельность учащихся во внеурочное время.
Практическая значимость:
ознакомление с приёмами работы по организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время в начальной школе;
предлагаемые на мастер-классе приёмы работы можно применять на практике всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по организации проектной деятельности;
показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности во внеурочной деятельности.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, колонки.
Продолжительность проведения: 7-10 минут
Целевая аудитория:
ММО учителей начальных классов.
План проведения мастер- класса:
презентация своего педагогического опыта;
демонстрация учебных творческих проектов учащихся 1-3 классов;
Предполагаемый результат:
участники мастер-класса ознакомятся с разнообразными приёмами работы по организации проектной деятельности во внеурочное время в начальной школе, увидят возможности их применения в процессе обучения.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
В современных условиях обществу нужны умные, воспитанные, активные люди, способные к сотрудничеству, самостоятельному принятию решений. Для любого человека наличие лидерских качеств становится актуальным. Целеустремленность, коммуникабельность, организационные способности, интеллектуальные возможности, ответственность, активность, уверенность в себе, креативность - наиболее важные качества лидера. Сегодня не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
За период обучения в школе учащиеся должны приобрести необходимые познавательные компетенции и умение работать с разного вида информацией, а для этого необходимо создавать условия для формирования активной жизненной позиции воспитанников. Возникает реальная необходимость в особом сопровождении школьников с целью учета и развития их познавательных интересов, личностных качеств. Личностная направленность в воспитательном процессе выходит на первое место. Раскрытие лидерских качеств у младших школьников проявляется в сотрудничестве, совместной деятельности, при условии взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент познавательной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.
Одной из форм внеурочной деятельности являются учебные творческие проекты. Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения цели, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств.
Учебные творческие проекты направлены на решение двух основных целей: воспитательной и учебной. Воспитательная цель состоит в создании условий для воспитания – активной и ответственной личности, умеющей работать в команде. Учебная цель – в формировании универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности.
Задачами данного проекта являются:
Активная целенаправленная творческая и познавательно-исследовательская деятельность;
Расширение пространства взаимодействия детей с окружающим миром;
Создание условий для самореализации, самоутверждения ребёнка в активной социальной роли.
Создание условий для удовлетворения потребности детей в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов.
Учебные творческие проекты в нашем случае выступают как форма самораскрытия ребёнка, позволяющая выявить индивидуальность каждого участника (сферу его интересов и способностей).
Главными критериями учебных творческих проектов являются:
Оригинальность темы проекта
Конкретные сроки реализации проекта
Личная значимость темы проекта
Прогнозируемые и реальные результаты
Основные этапы работы над проектом:
1.Подготовительный:
Набор команды, определение темы, основного содержания проекта;
2.Этап реализации.
Наметить пути решения, и какие провести мероприятия по реализации проекта.
3.Этап презентации.
При защите проекта важно доказать актуальность, необходимость, логичность и продуманность проекта. Лидер и его команда «озвучивают» цель и задачи, пути решения и мероприятия по реализации проекта, ожидаемые результаты;
4.Рефлексивный (или аналитический) этап.
При личностной или командной рефлексии выступающий старается проанализировать уровень выполнения поставленных задач, соответствие полученных результатов и предполагаемых.
При рефлексии класса должен прозвучать ответ на вопрос: «Что значил проект для класса?». Родители, являясь активными помощниками, на данном этапе отмечают, что получилось или не получилось. Учитель, проводя педагогическую рефлексию, делает выводы о личностных изменениях воспитанников.
При организации и реализации своего проекта каждый ученик проявляет свои интеллектуальные, коммуникативные, волевые, организаторские качества. Ребята учатся сотрудничеству, умению работать в группе, в коллективе, приходят к пониманию важности взаимопомощи и поддержки.
В ходе решения проектной задачи учащимися были сделаны выводы о важности умения работать с разного рода информацией, использовать только необходимый для определённого проекта материал, важность изучаемой темы для каждого учащегося. Каждый ученик сделал отчёт о проделанной работе и защитил свой проект.
Данная технология выбрана мной для изучения и представления моего педагогического опыта, так как является актуальной в связи с теми изменениями, которые происходят сегодня в образовании. Речь идёт о модернизации образовательного процесса вообще и школы в частности. На мой взгляд, новое должно органично сочетаться с хорошо проверенным старым. Моя тема - это как раз тот случай, когда опыт прошлого и современные педагогические технологии могут интегрироваться и приносить пользу в образовательно-воспитательном процессе. Работая по стандартам, включающим в себя внеурочную деятельность, я пытаюсь реализовать эту технологию в разных формах, которые представлю вашему вниманию.
Итак, с чего же началась работа над проектом «Тайна моего имени»? Прежде всего, ребята узнали у своих родителей, почему их так назвали познакомились с историей их имен, собрали различную информацию связанную со своими именами. Затем представили собранный материал на очередном занятии. Определились, что будет необходимым и интересным в их проектах. Оформление своего проекта учащиеся выбирали самостоятельно.
Детям были заданы следующие вопросы и задания:
Если бы вам предложили выбрать самим себе имя, какое из них вы бы выбрали? Почему?
Какую эмблему можно нарисовать к вашему имени?
Какая музыка соответствует вашему имени? Какой цвет соответствует вашему имени?
Придумать интересную историю, связанную с именем.
Истории имён в вашей семье.
Далее учащиеся писали сочинение «Роль имени в жизни людей». Затем представили свои работы в классе. Провели конкурс на самый интересный рассказ о своём имени, конкурс на самое красивое и необычное оформление, рисунок эмблемы своего имени, представили музыкальное сопровождение своего имени, цветовое представление моего имени.
Все собранные материалы, оформленные работы, музыкальное и художественное представление ребята показали на итоговом занятии внеурочной деятельности. Занятие было увлекательным, интересным, познавательным, развивающим. Много нового узнали ребята о своих именах. Данная тема увлекла ребят, они ещё долго приносили разные истории связанные с их именами.
Не менее интересной и увлекательной была работа над проектом по русскому языку «Семья слов», УМК «Школа России» 3 класс.
Учебные творческие проекты представлены в данной папке.
Нам есть ещё над чем работать. Проектная деятельность позволяет школьникам выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Хочется закончить своё выступление словами Бертрана Рассела:
« Способность умно наполнить свободное время – есть высшая ступень личной культуры».