Индивидуальная образовательная программа как способ повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования детей


Индивидуальная образовательная программа как способ повышения качества образования в условиях
дополнительного образования.
Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса в УДОД является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития ребенка под руководством педагога дополнительного образования. И не случайно в 2010 году нашим учреждением выбрана единая методическая тема «Система работы учреждения в социокультурном пространстве как условие успешной разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».
Реализация данной темы осуществляется постепенно, посредством разработки индивидуальных траекторий обучающихся, создания индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по реализации педагогического сопровождения и отслеживанию личностного развития обучающихся на всех этапах взаимодействия педагога и ребенка как необходимого условия достижения качества образования в УДОД.
Все мы знаем, что «Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогам, которые: … имеют стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних по республике, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях…».
Но как педагогу достичь этого высокого уровня соответствия. Один из вариантов – найти и «запустить в работу» способного ученика, а лучше несколько. Это потребует индивидуальной опеки, дополнительное время и силы, что невозможно при групповой работе. Индивидуализация здесь осложнена.
Чтобы поучаствовать в любом российском конкурсе, кроме средств на оргвзносы, нужен, если не талантливый, то, по меньшей мере, способный ребенок. И такие дети есть у каждого педагога. А чтобы обеспечить результативность отдельных воспитанников, администрация идет навстречу и выделяет часы на реализацию программ для одаренных детей (72 часа в год).
Но не всем и не сразу. Реализуя обучение по основной образовательной программе педагог имеет таких детей, которые, как правило, умеют практически всё, с которыми участие в конкурсах различного уровня приносили бы хорошие результаты. Но курс обучения по программе закончен. Что делать? Для этого педагогам было предложено, как эксперимент, разработать программы для одаренных детей на 1 и 2 года обучения, составить с каждым ребенком индивидуальный учебный план (по Уставу – состав группы 5 человек). В основе программы – проектная деятельность. Положительные результаты не заставили себя долго ждать. Наблюдается стабильный рост участников и призеров конкурсов различного уровня, от муниципального до международного. Результативность участия как детей, так и педагогов объясняется следующим:
- активно ведется целенаправленная работа в этом направлении (Международный детский фестиваль «Подводный мир глазами детей», Интернет-конкурс детского творчества Аrtkinder Haus, ежегодный международный конкурс «Пасхальное яйцо», международный детский творческий фестиваль «Апельсин», литературно-творческий конкурс «Восхождение к образу» в рамках проекта «Созвездие талантов» и т.д.);
- оказывается поддержка администрации педагогам в сопровождении детей для участия в конкурсах, фестивалях;
- наличие стимулирующего фонда оплаты труда педагогам за высокое качество работы.
В это же время появился спрос на эти же образовательные услуги среди детей дошкольного возраста. В результате - к основной программе пришлось разработать блок начального обучения
Например:
Программа для одаренных детей «Мастера-умельцы»
Образовательная программа «Бисерное рукоделие»
Программа для дошкольников «Подмастерье маленькой бусинки»

Еще пример:
Образовательная программа «Художественное вязание»
Программа для дошкольников
«Работа с пряжей»
Программа для одаренных детей «Фантазии из пряжи»

Появилась необходимость привлечь к разговору всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся, педагогов. Было проведено общее родительское собрание на тему «Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования». С родителями велся разговор об индивидуальной образовательной траектории, образовательном маршруте, индивидуальной образовательной программе. Знакомили родителей с моделями построения индивидуального образовательного маршрута, в основе которых лежат три важнейших процесса:
- прогнозирование (выбирается предмет для изучения, проводится диагностика «Что я могу», осмысление «Что должен знать и уметь»);
- проектирование (составляется программа образовательной деятельности);
- конструирование (определяется в какой последовательности будет осуществляться образовательный маршрут, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа).
В ходе собрания произошел обмен опытом, родители и дети 3-ей ступени рассказали о своих образовательных маршрутах. Был предложен вариант составления портфолио обучающихся.
С педагогами проводились педсоветы, школы педагогического мастерства, семинары.
С детьми ежегодно проводятся выставки «Мир твоих увлечений». Слет инструкторов чередуется с конкурсом «Лучший проект и исследование года».
Образовательный результат – это, прежде всего, результат ребенка:
- итог его работы в образовательном процессе;
- следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя.
То есть сегодня, педагог с помощью родителей и воспитанника, может разработать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, используя алгоритм проектирования образовательной программы индивидуального обучения.
Выбор кандидатов на обучение должен быть обоснованным и продуманным. Как правило, это дети, уже сумевшие проявить себя. Необходимо учитывать и мотивы, и цели такого выбора. При этом учитываются:
- перспективы его дальнейшего личностного роста;
- стойкая мотивация к занятиям в предлагаемом направлении;
- положительные результаты творческой деятельности (наличие портфолио);
- заинтересованность и поддержка родителей.
В рамках группового обучения педагоги, как основные так и совместители, также уделяют время (иногда личное) для индивидуального обучения. (Бондарчук Н.К., Салтымакова М.А., Понарина Т.П., Васильева Н.А., Тихонкова З.А. и др.)

Развитие ребенка – сложный, неоднозначный процесс. И от того, насколько тернистым и болезненным будет совместный труд по, конечно же, всегда индивидуальному образовательному маршруту, зависит, о чем будет вспоминать ребенок через 10-20 лет после учебы. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на плечи педагога и родителя. Ведь когда ребенок чувствует поддержку с двух сторон, как-то надежнее. А когда ребенок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческие знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство своих рук, в совершенство своего педагога, он имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать.