Авторская интегративная программа по внеурочной деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79
г. Тольятти
Программа рассмотрена наСогласовано: Утверждаю:
заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБУ «Школа№79»
от_________пр№___ 2015г Долгова Р.Р. Насенникова Т.Д.
_____________________ ____________________ ________________________
«____»_____________2015г
Программа внеурочной деятельности
«Истоки древнего искусства»
Тип программы: интегративная авторская программа.
Направление: общекультурное
Возраст учащихся: 12-13 лет (5 классы)
Срок реализации: 1 год
Автор:
Гришагина Лариса Владимировна,
учитель изобразительного искусства
Тольятти, .2015
Пояснительная записка Программа «Истоки древнего искусства» общекультурного направления,
предназначена для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня, в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории культуры и семейных традиций своего и других народов, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Программный материал построен на реализации системно - деятельстного подхода на средней ступени обучения,, предполагающая активизацию познавательной, художественно - эстетической деятельности каждого учащегося, с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Данная программа авторская (интегративная). Она составлена на основе нескольких программ: « Изобразительное искусство» 1 -9 классы под редакцией Б.М. Неменского 2011г ; «Изобразительное искусство» (автор Т. Я. Шпикалова) 2006 г., где рассмотрены некоторые темы, но под другим аспектом.. Добавлено изучение зарубежных народных традиций живописи, такие как: китайская народная живопись и древнеегипетская живопись.
Здесь впервые учащиеся знакомятся с новой технологией живописи.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью в многонациональной культуре.
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности.
Из базовой программы были взяты темы: «Древние образы в народном искусстве», «Народный праздничный костюм», «Народные промыслы», но с углубленным изучением отдельных аспектов, исследованием и изучением художественного наследия своих предков, национальных традиций
Предусматривается поисковая работа по подбору материалов культурного наследия. Многие темы подразумевают и использование на уроках театральных инсценировок, таких как : «Календарные праздники»; «Живопись разных стран».
В программе использованы интегративные связи: из и истории и литературы, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Уникальность программы состоит в том, что она не только знакомит с примерами многонациональных художественных традиций своего народа и других народов мира. Но и предоставляет возможность освоить новые технологические приемы в живописи. Использовать свою творческую деятельность в жизни.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Художественная деятельность на уроках находит разнообразные формы выражения. Посещение фестивалей народных декоративных и художественных выставок; практических работ. Восприятие явлений действительности и произведений искусства; использование новых технологий в живописи и в декоративном искусстве; обсуждение работ собственного и коллективного творчества; изучения художественного наследия; прослушивания музыкальных произведений; создание театральных инсценировок.
Цель программы: .познакомить учащихся с истоками древнего искусства, художественной культурой разных народов мира.
Задачи:
Формирование навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Развитие позитивного отношения к базовым и общественным ценностям.
Человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.
Предметные: - расширить представления о культуре и искусстве разных народов (России, Египта, Китая).
Познакомить с новыми живописными техниками (китайской живописью , египетской).
Развивающие: развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию. Техническое мышление, конструкторские способности.
Формировать познавательные интересы к культурным ценностям.
Воспитательные: Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; умение общаться со сверстниками.
Применять полученные знания в практической деятельности.
Основные принципы программы
- Включение учащихся в активную творческую деятельность.-- Доступность и наглядность
- Связь теории с практикой.
- Учет возрастных особенностей
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности.
3. Сроки реализации программы 1 год (1часа в неделю)68ч.
Ожидаемые результаты и способы проверки результативности
Диагностические признаки Способы проверки
Обучающийся должен знать/иметь представление:
- Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства.
- Значение традиционных образов и мотивов древнерусского искусства
-. Знать несколько народных промыслов России.
-Иметь представление о народных календарных праздниках.
- Знать примеры мировых художественных традиций в изобразительном искусстве и в декоративно прикладном творчестве. Образы героев былин и сказок России. Основные средства художественной выразительности
- Знать основные художественные направления в китайской живописи.
Обучающийся должен уметь:
-Применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве.
- Применять приемы художественного конструирования .- Самостоятельно создавать художественно тематические композиции с учетом национальных традиций.
- Создавать эскизы декоративных композиций с использованием основ орнаментальных композиций.
- Знать различные приемы кистевой росписи.
- Владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика, панно и др.)
- Работать в творческих группах. Педагогическое наблюдение, собеседование, итоговая работа
Открытое занятие. Конкурсные работы.
Викторины, тесты.
Конкурсные работы. Итоговые работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов Всего часов: Теория (час) Практика (час)
1 Символика древних образов 12ч 2ч 10ч
2 Народные промыслы России 12ч 2ч 10ч
3 Тематическая живопись (пейзаж, натюрморт, портрет) 10ч 2ч 8ч
4 Живопись разных стран 8 ч 1ч 7ч
5 Графика 6ч 1ч 5ч
6 Декоративное искусство 16ч 4ч 12ч
7 Знакомство с творчеством мастеров .(посещение выставок декоративно-прикладного искусства) 4ч Итого: 68ч 12ч 52ч
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел1. Символика древних образов.
Теория: Знакомство с художественными традициями Русского искусства. Символическими образами, как выражение человека представлений об этом мире. Обереговые символы. Русские древние традиции и старославянские обряды,.Национальные костюмы народов Поволжья. Мифологические образы в Русских народных сказках и их связь с декоративным искусством.
Практика: Задание на применение символических изображений в росписи декоративной посуды. Изображение мифологических героев, национальных костюмов. Презентация инсценировок календарных праздников.. Исследовательская работа по теме «Обряды и традиции народов Поволжья»
Раздел2. Народные промыслы России.
Теория: Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Разновидности и особенности народных промыслов России. Виды кистевой росписи. Цветовой строй и основные элементы росписи. Своеобразие и единство традиционной росписи предметной формы и декора.
Практика: Роспись посуды, предметов быта. Создание глиняной игрушки.
Раздел3 Тематическая живопись.
Теория: Знакомство с тематическим построением картины. Их видами, жанрами (пейзаж, натюрморт, портрет, . т.д.) . Знакомство с .композиционным построением в картине, колоритом, способом актуализации различных объектов в картине.
Практика: Задание на изображение тематических картин. Рождество. Русские христианские праздники. Уникальные природные явления. Живопись , как выражение своих чувств(лирика моей души, моё настроение, мой мир).
Раздел 4 Живопись разных стран.
Теория: Знакомство с созданием традиционных мировых художественных школ. Особенностями китайской живописи, и её стилевыми приемами работы. Древнеегипетское искусство и живопись.
Практика: Задание на изображение национальных картин в различных техниках. Создание национального орнамента Египта, Китая, Узбекистана.
. Китайская миниатюра . Знакомство с техникой Гун-Би и Сё-И.
Раздел 5 Графика
Теория: Знакомство с созданием орнамента и его видами (растительный, геометрический). Знакомство с приемами работы чертежными инструментами. Знакомство с видами графического материала(пастель, карандаш ,уголь, соус)
Практика: Создание декоративного витражного окна, арки, фронтона . Создание
графического эскиза готического костюма.. Создание декоративного панно.
Раздел 6 Декоративно- прикладное искусств
Теория: Особенности декоративного искусства в современном мире. Его виды. Искусство создания кукол в Древней Руси. Обрядовая кукла на Руси. Приемы создания кукол.
Практика: Создание декоративных обрядовых кукол.. Использование разных технологий и материалов .при их изготовлении.
Раздел 7 Знакомство с творчеством мастеров декоративно-прикладного искусства (посещение выставок презентаций) .Расширение кругозора и знакомство с творчеством мастеров родного края. Обмен опытом.
Приобщение к красоте окружающего мира, памяти о традициях русского искусства и его воспитательной роли в жизни каждого из нас.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-6классов.
1 Древнерусская вышивка.(обереги-символы) Фломастеры, гелиевые ручки2часа
2 Образ женщины – птицы в мифах древней Руси. Гуашь, акварель. 2часа
3 Русская краса. Иван да Марья. Гуашь. Акрил. 2часа
4 Древнерусский костюм. ( женский, мужской) Гуашь, гелиевые ручки2часа
5 Домашняя утварь. ( подсвечник, чаша) глина2часа
6 Роспись посуды. Гуашь. акрил2часа
7 Золотая хохлома. Роспись по дереву. Гуашь. 2часа
8 Жостовский поднос. Роспись по тарелке. Акрил2часа
9 Крестьянский натюрморт. гуашь2часа
10 Народный праздник. Троица. акварель2часа
11 Рождественский пейзаж. Гуашь, акрил. 2часа
12 Глиняная игрушка. Филимоново. Дымково. Глина, пластилин. 2часа
13 Гжельские пейзажи. Гуашь2часа
14 Городецкая роспись по дереву. Гуашь2часа
15 Изделие из бересты. Короба. Цветной картон. Ножницы. 2часа
16 Древнеегипетский орнамент. Тушь. Гуашь. Слюда. 2часа
17 Алебастровая ваза. Гуашь2часа
18 Китайская живопись. Горы-воды. Акварель. Тушь. 2часа
19 Стрекоза. Пионы. (живопись по сырому) Акварель2часа
20 Интерьер дворца (графика) Карандаш, пастель. 2часа
21 Придворный костюм. Цветные ручки, Акварель. 2 часа22 Витраж окна. 17 век. Акварель. Тушь2часа
23 Декоративное панно. Глина, пластилин. Природный материал2часа
24 Декоративное панно. Русская природа . (оттиск) Гуашь. Акрил. Пуговицы. 2часа
25 Апликация. Русские народные сказки. Цветные ткани. Клей, ножницы. 2часа
26 Декоративные игрушки. Природный материал. 2часа
27 Русалки. (живопись) Акварель, ручки. 2часа
28 Три богатыря. Пастель. 2часа
29 Декоративные куклы-обереги.
Ткань, ножницы, иголки, нитки. 2часа
30 Куклы-лихоманки. Ткань, ножницы. 2часа
31-32 Изготовление кукол. Неразлучники. Природный материал, ткань, нитки4 часа33-34 Посещение выставки народного декоративного творчества народов Поволжья. 4 часа Итого: 68 часов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Мотивация учащихся на изучение и освоение еще неизвестного, но интересующего материала.
Используется системно-комплексный подход в обучении. В процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили. Создает благоприятную обстановку для участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира. Поэтому занятия строятся с использованием разнообразных методов обучения.
«Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные методы: Мастер -класс, презентация,
Практические методы: Инсценировки праздников, викторины, конкурсы, тематические выставки, спектакли. Создание композиций и творческих работ.
Дети недостаточно представляют себе объекты композиции, эпоху и быт, костюмы. Поэтому лучше организовать посещение музеев декоративно-прикладного искусства, народного быта и творчества мастеров родного края. А также посещение выставочных галерей творческих работ детей и взрослых.
На всех этапах занятия, по возможности, вводятся творческие проблемные задачи. Одно из главных условий - предоставление учащимся возможно большей, целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им педагогической помощи. Включение в содержание занятий вводится метод проблемного изложения, что дает хорошие условия для развития творчества учащихся. Немаловажное значение имеет включение в программу исполнения инсценировок календарных праздников, школьных викторин и конкурсов.
Методическая литература.
«Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки. Внеклассные мероприятия Л.Неменская.
Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. Л.Неменская.
Н.Величко «Русская роспись»
«Китайская живопись кистью». Под редакцией Вив Фостер.
«Декоративные куклы» О.Зайцева.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете по изобразительному искусству, согласно требованиям и правилам организации учебного пространства школьных кабинетов.
Используется видеовоспроизводящая аппаратура.
Наглядные пособия: муляжи, скульптуры, композиции.
Литература1.Алленов. М. История русского искусства. - М.: 1993.
2.Круглова. О. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М.:1974.
3.Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда - М.:1992.
4.Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М..1978.
5.Маслова. Г. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах - М..1984.
6.Народное искусство СССР: Альбом/ Сост. В. Елкова. Л. Романова - М.:1972.
7. Народные мастера: Традиции, школы//НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Под ред. М.: Некрасовой ., 1985.
8.Острой О, Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие. – М.:1986.
9. Соболев Н. Русский орнамент – М.: 1978.
10. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства, «Академия» - М :. 2012.
11. О. Лисичкина Мировая художественная культура . в 2 частях. Учебное пособие – СП6 М.: 1997.
12. Герои русской истории. История России. Под ред. Л. Жуковой, В .Михайлова, «Белый город» ,- М: 2007.
13. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства, «Академия» - М :. 2012.