Использование технологии метода проекта на уроках в начальной школе.
В наше время учителю постоянно приходится искать новые формы проведения урока, потому что современных детей мало чем удивишь. Учителю в этих условиях приходится не просто работать. Тем более сфера интересов и увлечений ребят дифференцировать достаточно сложно. Но главное для них - это деятельность. Поэтому перепробовав различные пути сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным, отдала предпочтение технологии метода проекта.
Метод проекта неновый, он появился в конце 19 века, в США, основоположником его стал Джон Дьюи – педагог, психолог (1859-1952). Суть, которого «Школа – не подготовка к будущему, а активная жизнь в настоящем». В России метод проектов не прижился, на долгое время о нем забыли. Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.
В словаре иностранных слов дается такое толкование слова «проект»:
«Проект» (от лат.) брошенный вперед или другое его значение «план, замысел». Мне близка точка зрения Е.С. Полат, которая характеризует проектную технологию «как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности организовать самостоятельную деятельность обучающихся»
Созданные условия информатизации в нашей школе открыли возможность для меня и моих учащихся изучать учебный материал в новом образовательном формате с использованием всего многообразия средств ИКТ, сейчас я говорю о сетевых учебных проектах. Такие проекты относятся к долговременным и занимают по срокам выполнения от 1,5 до 2-х месяцев. Участвуя в них, мои учащиеся, вышли далеко за рамки образовательного учреждения, расширили рамки изучаемого материла в учебнике. Помимо всего прочего этот процесс был настолько увлекательным и затянул нас так незаметно и глубоко, что уроки мои стали больше походить на мини-проекты. Работая в системе развивающего обучения, где весь материал строится по принципу проблемного обучения, технология проектирования легко вписалась в наш формат, тем более, что способ достижения намеченного результата предусматривает проработку всего пути с четкой ориентацией на заданную цель.
Замечу, что объем информации удваивается раз в 10 лет. Возможности человека к её усвоению неизменны. Достичь результат необходимо во что бы то ни стало в рамках урока и научить учитель обязан каждого (ФГОС). На помощь мне пришла технология метода проекта, которая позволяет построить работу по группам таким образом, что мы с ребятами можем отработать на уроке тему с разных сторон, а учащимся выбрать близкое по интересам свое направление в рамках общей темы. Немного теории:
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы; направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (М.Ю. Бухаркина)
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. (Н.Ю. Пахомова)
Получается, что проект – это особая философия образования.
Информационное пространство современного школьника очень велико. В школе мы решаем разные задачи. В связи с этим и проекты классифицируются следующим образом:
Практико-ориентированный (нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика) – часто используемый мной в решении учебной задачи;
Исследовательский (по структуре напоминает подлинно научное исследование)
Информационный (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории)
В своей практике использую все три типа проектов. Считаю эту технологию самой оптимальной, потому что она позволяет создать ситуацию открытого общения, позволяет каждому учащемуся проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах своей работы, позволяет погрузиться в усвоение темы.
Прежде всего рассматриваю работу над проектами как способ формирования УУД (универсальных учебных действий):
организационных (регулятивных);
интеллектуальных (познавательных);
оценочных (личностных);
коммуникативных.
Моим учащимся уже не в новинку работать совместно над мини-проектами.
Частенько использую их на уроках окружающего мира, технологии, литературного чтения, реже на уроках русского языка и математики. Не каждая тема может быть проведена с использованием технологии метода проекта.
Организация проектной деятельности учащихся на уроке мной организуется по принципу 5 «П»:
Проблема
Проектирование/планирование
Поиск информации (выполнение плана)
Продукт
Презентация
Алгоритм взаимодействия с учащимися на уроке строится следующим образом:
I Постановка учебной задачи (ставится проблема)
II Учебные действия (планирование, поиск информации, продукт – оформление результатов, презентация – доклад)
III Самоконтроль и самооценка (рефлексия – оценка процесса и результата).
Очень важен третий этап, т.к. без рефлексии невозможно планирование в дальнейшем.
Что должен учитывать учитель при планировании своей работы в технологии проектирования:
Возрастные возможности, личные потребности, индивидуальные особенности.
Не навязывать проблему учащимся.
Пробуждает интерес учащихся.
Способствует раскрытию творческих, интеллектуальных способностей.
Какая должна быть проблема?
Значимая, важная, интересная;
Представлять реальную задачу.
Проектирование – это целенаправленная деятельность, ведущая к достижению эффективных решений.
По количеству участников работы над проектом, делю на пары, либо группы. При организации групповой работы, у ребят имеются свои роли. Распределяют роли самостоятельно. Обязательно в каждой группе у нас командир, докладчик, хронометрист. В зависимости от ситуации, у нас могут быть критики, аналитики, эрудиты, секретари. Нужно сказать, что роли у детей каждый раз меняются. Таким образом каждый ребенок может попробовать себя в разной роли.
Считаю, чтобы вовлечь учащихся начальных классов в активную учебную деятельность надо их удивлять! Необходимо организовывать и проводить уроки так, чтобы учащихся манила неизведанность, они ощущали радость и успех от своих достижений, которые являются основным рычагом в учебно-познавательной деятельности. А если ещё предоставить возможность свободного передвижения во время урока по классному кабинету, то успех гарантирован!
Следуя этой логике, для обеспечения комфортной работы над темой мною разрабатывается маршрутный лист с отметкой о выполнении. В чем-то он напоминает лист планирования (адаптировала для младших школьников). В самом начале этого листа даю небольшой инструктаж. (Помним, что младшему школьнику большой текст прочитать и осознать очень сложно, нужно экономить время урока, большую часть времени на выполнение задания). В этом листе представляю поэтапное самостоятельное овладение учебным материалом. Это может быть работа с текстом учебника, работа с печатной информацией, поиск в интернете. Обязательно на этом листе даю советы по выполнению работы и предлагаю, как вариант пример оформления.
Таким образом, учу учащихся, взаимодействию в группе, пониманию того, что общий успех команды возможен лишь при условии высокой активности и эффективности деятельности каждого.
В итоге урока ребята обязательно работают с оценочным листом группы. В этом листе прописываю критерии оценки:
участие в планировании (здесь имеется в виду распределение деятельности);
участие в работе группы над поставленной задачей (реализация);
выступление от имени группы;
дополнение ответа выступающего;
умение работать в команде;
сумма набранных баллов.
Стимулом для плодотворной работы на уроке стала накопительная система баллов, которая позволяет выставить оценки в конце урока всем учащимся.
Одной из особенностей проведения таких уроков является двигательная активность учащихся. В то же время, учащиеся открывают для себя новые знания. Они обнаруживают, исследуют, совершают разнообразные учебные действия, преобразуют, предлагают, оформляют результат своей учебной деятельности в виде лэпбука.
Уроки-проекты — это новая инновационная форма организации и проведения учебного занятия, где в полной мере реализуется системно-деятельностный подход.
Проведение уроков с использованием технологии метода проектов помогает сформировать современные ключевые компетенции:
учебно-познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;
деятельности как таковой: умение играть, соблюдая правила, трудиться, заниматься элементами исследовательской деятельности;
информационных технологий: прием, переработка и выдача информации;
компетенции социального взаимодействия в команде, навыков работы в группе умения распределять обязанности, приходить на выручку партнерам по команде.