Родительское собрание «Конфликты и пути их разрешения. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
Дашкевич С.Г.
педагог-психолог КГУ «ОСШ № 28» п.Актау, Карагандинской области
Родительское собрание«Конфликты и пути их разрешения.
Профилактика наркомании среди детей и подростков»
Цели и задачи:
Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;
Способствовать осмысленно конфликтной ситуации и путей выхода из нее;
Предоставить родителям возможность с помощью приемов арт-терапии выразить свое отношение к ЗОЖ.
Оборудование: презентация, клубок ниток, фломастеры, бумага, карандаши. Памятки для родителей.
План проведения:
Презентация.
Выступление педагога-психолога с теоретическим материалом о конфликте;
Тренинг с элементами арт-терапии «Анализ и решение конфликтных ситуаций», рисование на тему «Мы против наркотиков»;
Ход собрания:
1 Презентация (показ слайдов).
- Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено теме: «Конфликты и пути их разрешения. Профилактика наркомании среди детей и подростков».
Тренинг-приветствие. Упражнение: «Связующая нить».
Цель: создание позитивного настроения и сплоченности группы.
Время: 5 минут.
Инструкция: участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются связаны одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире...»
Результат: настрой на совместную работу.
Выступление педагога-психолога с теоретическим материалом. «Как позитивно урегулировать конфликты с ребенком»
Уважаемые родители! Мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет - наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга. Давайте посмотрим на наших детей на экране, (просмотр слайдов).
Вы увидели детей на классных часах, в различных мероприятиях: на праздниках. Увидели то, как они общаются друг с другом. Замечательно, правда? Однако иногда в общении возникают проблемы, конфликты.
- Что такое конфликт? Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты - это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте - это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть - главные чувства конфликтов.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным: проблемам физического плана, связанных со здоровьем; проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.); проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте способность к конфронтации-объяснению. Это умение: отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”; стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера; стремление к сохранению личностных отношений всех.
Конфликты могут возникнуть между детьми, между педагогами и детьми, мы их стараемся решить мирным путем. Сегодня мы попробуем вместе найти причины трудностей в поведении детей.
- Как вы думаете, что может стать причиной проблем в поведении ребенка? Из - за чего в семьях случаются конфликты?
Ответы родителей.
На самом деле можно выделить четыре основные причины нарушений в поведении детей и возникновение конфликтных ситуаций
Борьба за внимание. Внимание необходимо хтя эмоционального благополучия ребенка. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание.
Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям взрослых.
Желание мщения.
- сравнение со старшими или младшими братьями и сестрами;
- унижение друг друга членами семьи;
- алкоголизм родителей или одного из них;
- разводы и появление в доме нового члена семьи;
- несправедливость и невыполненные обешания;
- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Неверие в собственный успех, вызываемый учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе с учителем.
Мы сегодня остановимся на таких причинах, как: унижение друг друга членами семьи, несправедливости, обмане, невыполненных обещаниях.
Шаг первый.
Начинать необходимо с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с готовностью услышит вашу и примет участие в поисках совместного решения. Необходимо учиться правильно, говорить с ребенком. Применять способ «Я - сообщение»
Например:
- Мне тяжело и обидно вести хозяйство одной (вместо: «Вы все взвалили на меня»).
- Мне трудно идти так быстро (вместо: «Ты меня совсем загнал»).
- Мне неприятно видеть такой беспорядок в комнате (вместо: «Немедленно наведи порядок в своей комнате»).
Чаще в своей речи употребляйте такие слова, как «мне», «меня».
Шаг второй.
Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?» После этого надо обязательно дать возможность ребенку первому предложить свое решение и только потом предлагать свои варианты (при этом ни одно решение ребенка не отвергается)
Шаг третий.
На этом этапе происходит обсуждение предложений и выбирается наиболее приемлемое.
Давайте вместе попробуем найти выход из различных конфликтных ситуаций в семье. Предлагаем разбиться на три группы. Каждая группа вытягивает ситуацию и обсуждает выход из данной ситуации.
Конфликтные ситуации:
Кирилл уже долго играет в компьютер, хотя мама попросила его помочь убрать в комнате. Мальчик начинает поднимать голос на маму. Найдите выход из этой ситуации.
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят зайти к вам в гости. Вы начинаете лихорадочно убирать, что-то готовить, но явно не успеваете. Обратившись за помощью к своему взрослому ребёнку, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот сама с ними и разбирайся». Найдите выход из этой ситуации.
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Найдите выход из этой ситуации.
(Идет обсуждение в группах). Каждая группа дает ответ на решение ситуаций мирным путем.
Сегодня мы с вами учились выходить из конфликтных ситуаций мирным путем.
Помните! Часто в ссорах бываем, виноваты мы - взрослые. Если вы будите принимать верное решение, то в ваших семьях будет мир и благополучие. Хотелось бы, чтобы вы сказали уже сегодня своим детям слова: «Я тебя люблю, мы вместе, мы все преодолеем».
Игра «Спорные утверждения»
Цель: Выяснение уровня информированности родителей по проблемам наркомании.
Время: 7 минут.
Для проведения теста необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
«Совершенно согласен»
«Согласен, но с оговорками»
«Совершенно не согласен»
«Не имею точного мнения»
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
Наркомания - это преступление.
Лёгкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания- это болезнь.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
Наркоман может умереть от передозировки.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Наркомания не излечима.
Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Наркоманы - это не люди.
Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.
Первые признаки употребление наркотиков у подростков.
Вот некоторые признаки подростковой наркотической зависимости:
У подростка изменился аппетит и сон. Аппетит может как «улучшиться», так и «ухудшиться», то же самое касается и сна. Употребление синтетических наркотиков снизить аппетит и потребность во сне. Курение марихуаны наоборот увеличивают аппетит и продолжительность сна. Эти эффекты могут меняться в зависимости от типа наркотического вещества.
Не уделяет внимание внешнему виду. Обычно подростки очень озабочены тем, как они выглядят среди сверстников и друзей, они могут быть очень эксцентричны в выборе одежды, макияжа и даже средств гигиены. Но подростки, у которых проявляется пристрастие к наркотикам или алкоголю, уделяют этому все меньше и меньше внимания.
Отказывается участвовать в необходимых мероприятиях и не проявляет социальную активность. Вы можете заметить, что подросток перестал проявлять интерес к мероприятиям, которые раньше для него были интересны. Например, он может прогуливать школу, перестать посещать спортивные секции или социальные мероприятия. Подросток может перестать выполнять какую-то работу по дому, не помогать родителям, избегать их, прятаться от взрослых.
Увеличились карманные расходы, без каких- либо объяснений. Подросток
начинает просить деньги, при этом не может вразумительно объяснить для чего. Обычно подросток, употребляющий наркотики не спрашивает сразу большую сумму, он просит небольшие суммы денег, но делает это чаще. Перестает рассказывать о своих покупках.
Неожиданно меняется круг друзей и места времяпровождения. Подросток может высказываться о своих старых друзьях, что они не так «круты». Возможно, начнет обманывать и скрывать информацию о том, где он проводит время.
Появились межличностные конфликты и проблемы с законом. Подростки могут спорить и противостоять родителям, учителям или сверстникам. Могут начаться проблемы с законом, например воровство в магазинах, попытки купить товары, запрещенные для продажи несовершеннолетним.
Личностные изменения и отношение к окружающему. В данном случае не так все просто. Переходный возраст характеризуется тем, что личность меняется, но в случае с наркотиками, это происходит несколько иначе. Резкие, нетипичные перемены настроения. В зависимости от типа наркотика, вы можете замечать в ребенке гиперактивность или чрезмерную радость и последующую удрученность и вялость. Мышление и поведение становится иррациональным и непредсказуемым.
Изменение настроения.
Постоянный уход от ответственности. Если ребенок, обычно очень ответственный, вдруг начинает избегать ответственных мероприятий, то это может являться признаком. Пристрастие к наркотикам у подростка имеет больший приоритет, нежели чем другие важные дела. Как результат ребенок становится менее отзывчивым и отказывается от какой-либо ответственности.
Если вы замечаете в подростке подобные признаки, то это повод задуматься и как минимум поговорить с ребенком, даже если вы посчитали, что ребенок употребил наркотик «случайно». Не конфликтуйте с ним и не обращайтесь к нему в приказном тоне. Помните, что цель беседы - разговорить его.
Наркозависимость среди молодежи растет, будьте на чеку, даже короткая беседа, проведенная правильно и своевременно, может полностью изменить отношение подростка к наркотикам.
Совместное рисование. Упражнение «Мы против наркотиков».
Предлагается нарисовать рисунок, плакат.
Оборудование,- листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, видеозапись спокойной музыки.
Инструкция: сейчас вы будете работать в группах. Бумага и карандаши, фломастеры уже лежат перед вами. У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание. Во время выполнения упражнения звучит спокойная музыка.
Обсуждение совместных работ
Подведение итогов собрания. Рефлексия.
Время: 5 минут
Ведущий подводит итоги собрания с участниками тренинга, участники
делятся впечатлениями и мыслями по теме занятия.
Ритуал прощания.
Время: 5 минут
Упражнение «Прощание»
Цель: вербальное подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы друг к другу и к ведущему.
Процедура: участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался семинар-тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области работы по профилактике наркомании среди детей и подростков; можно также обратиться с репликой непосредственно к кому-либо из группы или к ее ведущему.
Приложение 1. Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы изменения эти были в лучшую сторону!
Прежде чем Вы вступаете в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.