Программа дополнительного образования Мой город
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Нижняя Салда
Свердловской области
«Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМО директор МБОУ «СОШ №10» Учителей гуманитарного цикла _________ Л.В.
«____»_____________20______ «_____» ____________ 20_____
Программа дополнительного образования
«Мой город»
Автор: Семкова Наталья Владимировна –
учитель истории и обществознания I категории
МБОУ «СОШ №10»
2015 - 2016
Название программы Программа дополнительного образования
Название учреждения Год основания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» 1964 год Ф.И.О. руководителя учреждения Адрес, телефон
Волкова Любовь Викторовна
город Нижняя Салда,
ул. Фрунзе, 11 тел. (34345)30980, т (965) 5119064 Название программы Программа дополнительного образования.
«Мой город» Описание программы Программа «Мой город» имеет краеведческое направление, она предусматривает изучение материала о родном городе, что позволяет усилить интерес обучающихся к своей малой родине.
В программе раскрываются основные аспекты деятельности по патриотическому воспитанию с обучающимися в условиях общеобразовательного учреждения, содержится конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том, что именно в школьном возрасте закладываются и укрепляются базисные основы личности, происходит процесс становления и формирования социокультурного опыта. В этот период формируется интерес, уважение и любовь к своей Родине. Понимание Родины у школьников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места. Ознакомление с историей своего города, своего края выступает одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания дет Обоснование программной формы:
Программа является открытым инструментом управления, параметры которого могут корректироваться в режиме реального времени в зависимости от изменения обстановки. Такая форма может быть вполне эффективной для решения поставленной цели. Ф.И.О. ответственного за реализацию Программы
Должность Реквизиты для связи Семкова Наталья Владимировна Учитель истории и обществознания I категории 8(965)5119064 Структура программы
№ Раздел программы Стр.
Паспорт Программы 4
Обоснование программы. Пояснительная записка. 5
2.1.1. Ценностные ориентиры программы. 5
2.1.2. Целеполагание 6
2.1.3. Место учебного предмета в учебном плане 7
2.1.4. организация процесса обучения 7
2.1.5. Формы и методы проведения занятий 8
2.1.6.Содержание программы. 8
2.1.7.Тематическое планирование. 9
2.1.8. Результаты реализации программы 13
2.1.5.Аппарат контроля. 18
Материально- техническое обеспечение программы. 15
Список литературы для учителя и ученика. 16
Приложения 17
Требования к оформлению исследовательской работы 17
Рецензия на социальный проект 17
Рецензия на исследовательскую работу 18
Методика подготовки и проведения экскурсий 19
В помощь оформления списка литературы 20
Нормы оценки знаний за творческие работы 21
Критерии оценки мультимедийной презентации 22
Критерии оценки учебного проекта 22
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Программа дополнительного образования.
«Мой город»
Нормативно-правовые основы разработки программы - Закон РФ «Об образовании»
- Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р <Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей>- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».
- Устав МБОУ «СОШ №10»
Автор-составитель Семкова Наталья Владимировна - учитель истории и обществознания I категории
Область применения: Дополнительное образование детей
Вид программы: Образовательная
Возраст обучающихсяУчащиеся 6-9 классов
Сроки реализации программы 3 года
Цель и задачи программы Цель программы:
Создание условий для развития социально - активной и творческой личности гражданина и патриота, малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Познакомить школьников с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного населения родного края.
Обогатить эмоционально-ценностную сферу учащихся за счёт непосредственного воздействия с объектами природного и культурного наследия родного края.
Включить учащихся в социально-значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов природного и культурного наследия родного края.
Совершенствовать умения самостоятельной работы обучающихся и использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях).
Формировать у школьников навыки информационной культуры, активно использовать Интернет и информационные технологии в изучении краеведения.
Приоритетные направления
Программы Основным направлением Программы является:
патриотическая деятельность
Тип программы: адаптированная (модифицированная)
Пояснительная записка
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Д.С.Лихачев
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением в образовании.
Благодаря краеведению школьники имеют возможность глубже уяснить положение: история - история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа; в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость. Чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд- основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Занятие краеведением помогает обучающимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». « Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
( Конституция РФ ст. 44, п. 3., ст.58.).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально - педагогических задач нашего времени.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования одной из важных задач современного образования определяет «воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины». Поэтому изучение истории родного края становится ведущим фактором воспитания патриотизма, что очень актуально в наши дни.
Программа «Мой город» имеет краеведческое направление, она предусматривает изучение материала о родном городе, что позволяет усилить интерес обучающихся к своей малой родине.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том, что именно в школьном возрасте закладываются и укрепляются базисные основы личности, происходит процесс становления и формирования социокультурного опыта. В этот период формируется интерес, уважение и любовь к своей Родине. Понимание Родины у школьников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места. Ознакомление с историей своего города, своего края выступает одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей.
Актуальность образовательной программы определяется важностью патриотического воспитания в современных условиях. Эта важность особо подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг». Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Необходимость развития интересов школьников в этой области связана также с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родному краю, своей Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Поэтому создание данной программы вызвано стремлением помочь обучающимся лучше узнать историю своего края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание, ведь чувство Родины начинается там, где жили наши деды, где живёт современная молодёжь, откуда проложит она свои первые тропинки в большую жизнь.
Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного прошлого и настоящего своей малой родины.
Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история родного города, судьбы людей, тесно связанные с его историей.
Цель программы:
Создание условий для развития социально - активной и творческой личности гражданина и патриота, малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Познакомить школьников с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного населения родного края.
Обогатить эмоционально-ценностную сферу учащихся за счёт непосредственного воздействия с объектами природного и культурного наследия родного края.
Формировать у школьников нравственное отношения к природному и культурному наследию родного края.
Включить учащихся в социально-значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов природного и культурного наследия родного края.
Привлечь внимание школьников к достопримечательностям города, в котором они живут.
Изучить историю своего населённого пункта по архивным материалам (газеты, архивы, карты, музеи):
а) выявить объекты истории и культуры и описать их;
б) выявить памятники природы и объекты, которые можно было бы отнести к природным достопримечательностям города, и описать их.
7. Совершенствовать умения самостоятельной работы обучающихся и использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях).
8. Формировать у школьников навыки информационной культуры, активно использовать Интернет и информационные технологии в изучении краеведения.
9. Расширять электронную летопись истории города путем сетевого проекта «Сайт юных краеведов школы»
Основные принципы и педагогические подходы к реализации программы
принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающегося;
принцип доступности и принцип учета возрастных особенностей детей.
принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
принцип самовыражения участников образовательного процесса;
принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
принцип системности.
Программа рассчитана на три года, носит интегративный характер, включает интеграцию знаний обучающихся по нескольким дисциплинам: истории, обществознанию, литературе и географии, искусству.
Общее количество времени за три года обучения составляет – 105 часов, по 35 часов на каждый год обучения, 4 занятия в месяц.
Однако работа в кружке может быть организована таким образом, чтобы его участники выполняли посильные задания различного характера и в периодах между занятиями. В рамках кружка осуществляется индивидуальная работа со школьниками.
Организация процесса обучения
В детское объединение принимаются учащиеся 6-9 классов.
Прием осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей.
Занятия проводятся по группам. Состав групп постоянный.
Количественной состав учебных групп зависит от санитарных норм, от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности учебной группы, условий работы и составляет:
в группах первого года обучения - 8 человек.
в группах второго года обучения – 7-8 человек.
в группах третьего года обучения – 7-8 человек.
Формы и методы, используемые на занятиях
Эффективность образовательного процесса достигается благодаря использованию разнообразных педагогических технологий: личностно – ориентированного обучения и творческого проектирования, а также широко применятся ИКТ.
Значительную часть программы составляют практические занятия, которые проходят в форме:
- бесед
- экскурсий;
- рассказа;
- коллективных и индивидуальных обсуждений впечатлений, полученных на экскурсии;
- творческих конкурсов;
- подготовки и проведения мероприятий;
- викторин;
- практических занятий;
- интеллектуальных и познавательных игр;
- встреч с известными людьми: писателями, художниками, ветеранами;
- создание презентаций и видеофильмов по истории г. Нижняя Салда.
Большое место в практических занятиях отводится работе с сайтом Юных краеведов школы, т.к. особенностью программы является то, что результаты исследовательских проектов обучающихся оформляются на «Сайте юных краеведов школы №10» http://yfnfkmz1960.jimdo.com/ и становятся доступным для использования его в воспитательных целях учащимися и учителями города, его жителями.
Ведущие направления деятельности:
1. Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования разработать темы, интересующие школьников.
2. Экспозиционное – размещение поискового материала в СМИ (умение отразить любое социальное событие не только с помощью рефератов, исследовательских проектов, но и с помощью ИКТ).
3. Экскурсионное – это направление учит учащихся самостоятельно проводить заочные экскурсии, воспитывать эмоции, воображение и развивать творческую активность.
Курс программы состоит из трех разделов.
Центральной идей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы, в которой учишься.
Для успешной реализации программы необходимо:
систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего учебного года;
тщательный отбор учебного материала;
заинтересованность педагога.
Первый раздел «Мой край» знакомит обучающихся 1 уровня обучения с понятиями «малая родина», «патриот», «патриотизм», нацелен на воспитание любви к родному краю, формирование целостной картины среды обитания, обучающиеся закрепляют первоначальные навыки работы с программами Word, Point и др.
Второй раздел «Страницы истории родного края» предназначен для обучающихся 2 уровня обучения. Предусматривает достаточно глубокое изучение исторического прошлого своего края и организацию практических занятий по изучению краеведческих материалов: работа с историческими источниками (материалы периодической печати, воспоминания, документы), подготовка сообщений, докладов и выступлений, написание творческих и исследовательских работ, рефератов, совершенствуют знания и умения работать с программами Word, Point.
Третий раздел «Люди земли салдинской» предназначен для обучающихся 3 уровня обучения. Предполагает изучение истории и культуры родного города через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей. Большая роль отводится организации работы обучающихся с сайтом «Юные краеведы школы №10», обновлению страниц сайта, размещению новых исторических находок, материалов и документов.
Распределение учебного материала по разделам
№ Название раздела Всего
часов Теор. Практ.
1 «Мой край» 35 13 22
2 «Страницы истории родного края» 35 15 20
3 «Люди земли салдинской» 35 11 24
Итого 105 39 66
Учебно-тематический план
1 уровня обучения.
«Мой край»
№ Названия тем Всего
часов Теор. Практ.
1 Вводное занятие. Что такое краеведение. Исторические источники. 1 1 -
2 Знакомство с программой Word, Point 4 2 2
3 Краеведческий проект 5 2 3
4 «Откуда я родом». Работа с материалами «Сайта юных краеведов». 5 1 4
5 История моей семьи в истории города. 3 1 2
6 История города в памятниках. 5 2 3
7 Земляки о городе в стихах. Поэтической строкой. 1 - 1
8 Герои – земляки. 5 2 3
9 Операция «Бессмертный полк». 5 1 4
10 Итоговое занятие. Конкурс знатоков. 1 - 1
Всего:
35 13 22
Учебно-тематический план
2 уровня обучения.
«Страницы истории родного края»
№ Названия тем Всего
часов Теор. Практ.
1 Вводное занятие. 1 1 -
2 Знакомство с документами краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы». Краеведческий проект. 2 1 1
3 Совершенствование умений работы с программой Word, Point, формирование первоначальных умений работы со слайд - фильмом. 5 2 3
4 История земли салдинской. Работа с материалами «Сайта юных краеведов», краеведческого музея, школьных музеев города. 12 4 8
5 Исследовательский проект «Земляки - герои горячих точек» 3 1 2
6 Исследовательский проект «Бессмертный полк» 10 5 7
7 Итоговое занятие. Конкурс знатоков. 1 - 1
Всего:
35 15 20
Учебно-тематический план
3 уровня обучения.
«Работа с сайтом «Юные краеведы школы №10»
№ Названия тем Всего
часов Теор. Практ.
1 Вводное занятие. 1 1 -
2 Нижняя Салда в произведениях краеведов И. Танкиевской, В. Голованова и Ю. Соловьева. 8 3 5
3 Знаменитые металлурги города. 3 1 2
4 История Нижней Салды в произведениях художников. 4 2 2
5 Герои горячих точек. 4 1 3
6 Поэтическая страница Нижней Салды. Встреча с салдинскими поэтами. 4 2 2
7 ФГУП «НИИМаш – космосу». 3 1 2
8 Проект «Бессмертный полк» 4 - 4
9 Обновление страниц сайта «Юные краеведы школы». 5 - 5
Всего:
35 11 14
Содержание 1 уровня обучения.
Тема 1. Введение. /1 час./
Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины», «патриота», «патриотизма». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (село – район – город). Чувства и образы Родины. Любовь к родному краю. Понятие «патриот», «патриотизм».
Тема 2. «Откуда я родом». Работа с материалами «Сайта юных краеведов»./5 час./
Герб города. Предания и легенды об образовании города. Образование района. Границы с другими районами республики. Географическое положение и особенности рельефа. Речная система. Население. Неповторимость и своеобразие родной природы. Природные ресурсы и экология края. Памятники природы. Растительный и животный мир.
Тема 3. Поэтической строкой /1час./
Стихи о родном крае – творчество местных авторов. Тема любви к своей малой Родине в стихах городских и районных поэтов.
Тема 4. Знакомство с программой Word, Point, /4час./
Основные требования к работе с Word, Point. Требования к презентациям. Создание титульного листа, плана презентации, слайдов, вставка рисунка. Представление презентации.
Тема 5. Краеведческий проект /5 час./
Ознакомления с этапами проектной деятельности. Целеполагание. Как систематизировать и оформить собранный материал? Изучение и исследование городских объектов (памятники, старинные и современные здания, улицы, учебные заведения и т.д.). Защита проекта.
Тема 6. Герои-земляки /8 час./
Работа с сайтом юных краеведов. Почетные граждане города. Экскурсия в музей. Герои горячих точек. Имена выпускников - героев на здании школы». Их именами названы улицы города. Создание презентаций для сайта.
Тема 7. История памятников города. /8 час./
Работа с сайтом юных краеведов. Исследовательский проект «Книга Памяти». Сбор материалов и документов по истории памятников, мемориальных досок. Знакомство с памятниками природы. Оформление итогов исследования.
Тема 8. Акция «Бессмертный полк» /2 час./
Акция «Бессмертный полк». Акция «Орден в твоем доме». Волонтерская акция. Изготовление подарков и открыток к 70-летию Победы. Операция «Георгиевская лента»
Итоговое занятие «Конкурс знатоков»
Содержание 2 уровня обучения.
Тема 1. Введение. /1 час./
Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины», «патриота», «патриотизма». Знакомство с планами на год. Выбор краеведческих тем для зачета.
Тема 2. /1 час./
Знакомство с документами краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы».
Тема 3. Совершенствование умений работы с программой Word, Point, облачными технологиями /5 час./
Использование шаблона. Внедрение в презентацию звука, гиперссылок. Произвольный показ с гиперссылками. Настройка гиперссылок. Понятие облачные технологии. Виды, работа с облачными технологиями, размещение материалов. Преимущества облачных технологий. Облачный сервис Яндекс-диск. Недостатки облачных технологий. Представление продукта.
Тема 4. История земли салдинской./12час./
Первоначальное освоение территории. Древние народы. Освоение территории русскими. Демидовы. Основание салдинского завода. История СМЗ. Знаменитые металлурги. История НИИМаша. Они открывали космос. Салдинцы в революции и гражданской войне. Карта города. Топонимика. Названия улиц. История их возникновения и происхождение названий. История развития культуры и образования.
Тема 5.Исследовательский проект «Земляки - герои горячих точек»/3 часа/
Работа с сайтом юных краеведов. Знакомство с материалами о службе земляков в горячих точках: Афганистане, Чечне. Подготовка материалов для сайта.
Тема 6. Исследовательский проект «Бессмертный полк»/10 час./
Работа с сайтом юных краеведов. Салда в годы войны. Боевые подвиги уроженцев города. Герои Советского Союза. Подвиг тружеников тыла. СМЗ в годы войны. Подготовка лекций к юбилею победы. Экскурсия в музей СОШ №5, городской краеведческий музей. Музей СМЗ. Подготовка материалов для публикации на сайте юных краеведов. Акция «Георгиевская лента», операция «Поздравь ветерана»
Содержание 3 уровня обучения.
Тема 1. Введение. /1 час./
Общая характеристика курса. Знакомство с планами на год. Выбор краеведческих тем для зачета.
Тема 2. Нижняя Салда в произведениях краеведов /8 час/
Описание салдинской природы в книгах местных краеведов. История заселения салдинского края по книге Ю. Соловьева и И. Танкиевской. Заводская жизнь по книгам краеведов. Жизнь замечательных людей в произведениях краеведов. История нижнесалдинских улиц по воспоминаниям краеведов. Развитие кинематографа в Н. Салде и районе. Экскурсия к зданию первого кинотеатра. Слова и выражения в разговорной речи земляков. Встреча с И. Головановой – краеведом города. Запись воспоминаний. Встреча с краеведами города – И. Танкиевской, Ю. Соловьевым, Л. Замураевым. Оформление материалов на страницах сайта юных краеведов.
Тема 3 . Знаменитые металлурги города./3 час/
Встреча с директором музея СМЗ Л. И. Замураевым. Экскурсия в музей. Подготовка выступления перед обучающимися 1 и 2 года обучения.
Тема 4. История Нижней Салды в произведениях художников. /4 час./
Работа в краеведческом музее, знакомство с творчеством салдинских художников. Встреча с краеведом города И. Танкиевской. Создание видеофильма по результатам поисковой и исследовательской деятельности. Работа с программами Picasa, фото-шоу.
Тема 5. Герои горячих точек. /4 час./
Обновление материалов по результатам поисковых проектов учащихся школы на Сайте юных краеведов. Создание видеофильма о выпускнике школы - Кавалере Ордена мужества – Е. Ефимове.
Тема 6. Поэтическая страница Нижней Салды. Встреча с салдинскими поэтами./4 час./
Поиск материалов о салдинских поэтах, знакомство с их произведениями. Организация встречи с местными поэтами. Создание видеофильмов по результатам поисковой и исследовательской деятельности. Работа с программами Picasa, фото-шоу.
Тема 7. ФГУП «НИИМаш – космосу»./3 час./
Экскурсия в музей ФГУП НИИМаш. Встреча с директором музея В. Слепухиным. Сбор информации о выпускниках школы, которые отмечены наградами Роскосмоса.
Тема 8. Проект «Бессмертный полк» /8 час./
Организация Вахты памяти. Работа с сайтом юных краеведов. Салда в годы войны. Боевые подвиги уроженцев города. Герои Советского Союза. Подвиг тружеников тыла. СМЗ в годы войны. Подготовка лекций Дню Победы. Подготовка материалов для публикации на сайте юных краеведов. Акция «Георгиевская лента», операция «Поздравь ветерана».
Тема 9. Обновление страниц сайта «Юные краеведы школы»./5 часов/
Подготовка материалов для новых страниц сайта. Анализ и обобщение материалов, собранных юными краеведами в течение учебного года. Подготовка материалов для публикации на сайте юных краеведов. Работа с веб-страницами, освящающими события Великой Отечественной и Второй мировой войны. Работа над оформлением результатов исследовательской работы краеведов школы «Нижнесалдинцы на фронтах Великой отечественной», «Бессмертный полк», «История памятника Великой Отечественной войны», «Нижнесалдинский завод в годы войны», «День памяти Неизвестного солдата», «Земляки-афганцы», Книги-памяти. Создание видеофильмов по результатам поисковой и исследовательской деятельности. Работа с программами Picasa, фото-шоу.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, отвлечь учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Контроль и оценивание деятельности обучающихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.
Это:
достижения на школьных, муниципальных и областных научно-практических конференциях;
работа учащихся школы по заданию совета кружка;
накопление материалов по истории города;
интерес обучающихся к поисково - краеведческим экспедициям.
Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
собеседования с членами кружка;
методики проектов;
наблюдения; тестирования; анкетирования;
метода самооценки.
Образовательным результатом программы будет являться:
Устойчивый интерес к истории своей малой родины, высокий уровень гражданского самосознания и ответственности у учащихся за настоящее и будущее своего родного города.
Сформированное умение устанавливать связи между прошлым и современностью.
Способность творчески мыслить и рассуждать, заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Гражданско-правовая компетентность учащихся, опыт общественной деятельности.
Уважительное отношение к своему роду, семье, гордость за свой город.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится свою малой родиной, изучает её историко-культурное духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.
Чувство удовлетворения у школьников от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.
Критериями успешности обучающихся по окончании занятий является:
представление и защита творческой работы,
выступление с сообщением, написание реферата,
защита исследовательских работ и социальных проектов.
Таким образом, программа кружка «Мой родной город», нацеленная на патриотическое воспитание ребят на основе изучения истории родного края, служит решению образовательных и воспитательных задач современного образовательного учреждения. Материалы курса могут использоваться в курсе изучения истории России, во внеклассной работе с обучающимися, как самостоятельный курс.
Для определения уровня знаний, умений и навыков детей используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения, а так же степень выраженности оцениваемых качеств.
Исходя из поставленных задач, воспитанники кружка к концу обучения должны знать и уметь:
1 уровень обучения:
знать:
что изучает краеведение;
природу и животный мир родного края;
историю своей семьи ее роль в истории города;
краткую историю родного города: время основания, Почетных граждан города, памятники старины: их названия, местонахождение, особенности архитектуры;
страницы жизни знаменитых земляков: героев Вов, тружеников тыла;
краткую историю градообразующих предприятий.
уметь:
бережно относиться к природе родного края;
объяснять названия населенных пунктов, географических объектов на территории салдинского района;
работать с родословной;
называть год основания города; ремесла, которыми занимались жители города;
определить названия памятника старины, изображенного на иллюстрации или увиденного во время экскурсии в городе;
называть имена известных земляков и их заслуги перед Родиной.
иметь первоначальные навыки работы с краеведческим проектом, программами Word, Point
представлять результаты поисковой и исследовательской деятельности
2 уровень обучения:
знать:
исторические особенности заселения и хозяйственного освоения салдинского края;
археологические памятники на территории района;
историю появления на карте района первых деревень;
быт и традиции земляков;
историю градообразующих предприятий;
историю города в годы Великой Отечественной войны;
историю развития культуры и образования;
ратные и трудовые подвиги земляков.
уметь:
организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результатов;
работать со справочной литературой, работать с архивными материалами, СМИ;
объяснять названия улиц родного города;
назвать поэтов, художников, ученых, участников ВОВ;
уметь работать с программами Word, Point, Web-сервисами;
представлять результаты поисковой и исследовательской деятельности;
владеть различными видами публичных выступлений;
иметь первоначальные навыки работы с Сайтом юных краеведов.
3 уровень обучения:
знать:
исторические особенности заселения и хозяйственного освоения салдинского края;
историю города в годы Великой Отечественной войны;
историю градообразующих предприятий;
историю развития культуры;
ратные и трудовые подвиги земляков.
уметь:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность; находить нужную информацию в различных источниках;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности в доступной социальной практике;
анализировать и представлять краеведческий материал на сайте Юных краеведов: работать с Web-сервисами, с программами Фото-Шоп, видео и др.;
проводить занятия со школьниками по истории родного города;
представлять результаты поисковой и исследовательской деятельности на различных уровнях.
Способы отслеживания и контроля результатов.
Для определения ожидаемого результата в кружке существует система оценки обучения школьников в форме: мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Такой контроль позволяет обучающимся, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По окончании учебного года по программе обучающиеся сдают зачет или выполняют итоговую работу.
Программа имеет следующие уровни контроля:
Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), выполнения заданий, по итогам проектов, и др.
Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).
Итоговым контролем являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.
Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.
Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
ТСО
Мультимедийный компьютер. Телевизор.
Мультимедийный проектор. Магнитофон
Проекционный экран. Электронные диски.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации программы
Литература для учащихся.
Голованов В.И. Моя родная Салда.- Книга 1.Компьютерный набор.- 2004.-180 с.
Голованов В.И. Моя родная Салда.- Книга 2. - Нижний Тагил: «Медиа- Принт», 2007. - 152 с.
Голованов В.И. Записи домашнего архива.
Демидовы: Династия меценатов http://honestusblog.blogspot.ru/2012/02/blog-post.htmlИсторический словарь http://vslovare.ru/slovo/istoricheskiij-slovar/staroverjyКоновалов Ю. В. «Происхождение населения Нижнесалдинского завода (1759 - 1811)» . Уральский родовед. Вып. 2. 1997. С.37-52. http://www.okorneva.ru/publikatsii--konovalova-yuriya-vitalevicha/proishojdenie-naseleniya-nijne-saldinskogo-zavoda-1759---1811/Мокеев Г.А. Нижнесалдинские Были, Байки, Небылицы.2010. Компьютерная верстка.
Подкорытова Г.В. Обзор архивных документов по Нижней Салде. Секретная переписка с преосвященством о раскольниках с 1834 по 1840 гг. Ек., 1996
Подкорытова Г.В. Род мастеровых Головановых из Нижней Салды http://ugo10.narod.ru/gol.htm)Постыляков Б.Л. Повесть о салдинском Просветителе. ОАО «Корпорация ВСМПО - АВИСМА»2011 г., 115с.
Рассвет над Салдой. Сборник стихов нижнесалдинских поэтов – любителей. Екатеринбург. Уральское литературное агентство, 2001. - 136 с.
Танкиевская И.Н. Нижняя Салда. - Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2000. - 352 с.
Танкиевская И.Н. Мамин - Сибиряк в Нижней Салде. Компьютерная верстка. - Нижняя Салда, 2002. - 40 с.
Сильней земного притяжения.// под ред. А.Долгих, Ю.Матросова. – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2008.
Черкасова А. С. Мастеровые и работные люди Урала в XVIII в. М., 1985. С.131
Литература для учителя:
Архандеева, Г.А. Учебно-исследовательская работа в дополнительном образовании: теория и практика. [Текст]: Методическое пособие. / Г.А.Архандеева – Кемерова.: Издательство обл. ИУУ, 1999. – 111с.
Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. – М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. – 64 с.
Болтушкин В.В. Краеведение. Методическое пособие. Изд.2-е, перераб. и доп. / Сост. В. В. Болтушкин. - Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2006.
Владышевский Д.В. «Экология и мы», К., Соло, 2006.140 с.
Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. 7 – е Изд., М. 1998
Краеведческий альманах №1. - Фурманов, 2004.
Козлов А.А.. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект
http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2263Кузьминых, Т.Н. Библиографическое описание документов. [Текст]: Методические рекомендации. / Т.Н.Кузьминых, Т.Б.Усачева. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2007 – 47с.
Румянцева Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности. /«Школа и производство» №3,2010г.
Приложения
Приложение 1
Требования к оформлению исследовательской работы
Титульный лист.
Оглавление (точное название глав, параграфов, разделов с указанием страниц местонахождения).
Введение (краткая характеристика изучаемой темы, обоснование актуальности, личной заинтересованности автора в её исследовании, практическая значимость работы, цели, задачи исследования, краткий обзор литературы и важнейших источников). Объем введения составляет десятую часть работы.
Основная часть (раскрытие всех пунктов составленного плана, связное изложение накопленного и проанализированного материала, изложение сути проблемы, различных точек зрения на неё, собственная позиция автора). Каждый раздел основной части должен начинаться с постановки задачи и заканчиваться краткими выводами.
Заключение (подведение итогов работы, суммирование выводов, содержащих ответы на поставленные вопросы, собственные обобщения автора работы). По своему объему заключение не должно превышать введение.
Список используемой литературы (документы, книги, статьи, справочная литература и пр.). Сноски в работе делаются на конкретный номер статьи, книги и др. из этого списка (обязательно с указанием страниц). Сноска указывается в квадратных скобках [5, с.16].
Приложения.
Объем работы должен содержать 20-30 страниц машинописного текста.
Нежелательно помещать каждую страницу текста в отдельный файл.
Приложение 2
Рецензия
на социальный проект
__________________________________________________________
название, авторы
__________________________________________________________
ОУ, территория
Консультант __________________________________________________________________
№ Основные критерии Максимально возможные баллы Оценка, балл
1. Оценка достижений авторов:
Актуальность и социальная значимость проблемы
Анализ разнообразных источников информации по выбранной проблеме
Творческий, неординарный подход при выполнении работы, самостоятельность разработки проекта
Ресурсное обоснование и экономичность
Новизна и оригинальность тематики проекта
Перспективность
Практические результаты
Юридическая правомерность предложений и действий
Взаимодействие с государственными органами, социальными партнерами, структурами, организациями и группами граждан 17
2
1
2
2
2
1
4
1
2 2. Структурно-содержательный компонент:
2.1. Формулировка цели и задач
2.2. Логика изложения
2.3. Структурное оформление работы
2.4. Наличие и содержание иллюстративного материала
2.5. Качество оформления 11
2
2
2
3
2 3. Особое мнение рецензента 2 Оценка рецензента 30 Рекомендации _______________________________________________________________
Рецензент
«___»_______201___ г.
Приложение 3
Рецензия
на исследовательскую работу ________________________________________________________________________________
Руководитель _____________________________________________________________________
Основные критерии Максимальный
балл Оценка, балл
1.
Оценка собственных достижений:
Использование знаний внешкольной программы
Возможность применения результатов работы в учебном процессе и вне его
Обоснование актуальности, новизна работы
Самостоятельность автора в подходе к раскрытию темы
Достоверность результатов работы 6
1
1
2
1
1 2.
Эрудированность автора в рассматриваемой области:
2.1. Использование известных результатов и научных фактов, специальной научно-популярной литературы, информационных изданий
2.2. Знакомство с современным состоянием проблемы
2.3 Отражение связи с другими науками
2.4. Владение научной терминологией 8
2
2
2
2 3.
Структурно-содержательный компонент:
3.1. Формирование целей и задач работы
3.2. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления
3.3. Глубина раскрытия темы
3.4. Структурное оформление работы
3.5. Наличие и содержание иллюстративного материала
3.6. Качество оформления 14
2
2
3
3
2
2 4. Особое мнение рецензента. 2 Оценка рецензента 30 Рекомендации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рецензент _____________«_____»__________201____ г.
Приложение 4
Методика подготовки и проведения экскурсии
1. Определение цели и задач экскурсии. Цель – это то, ради чего показываются экскурсантам музейные предметы (во время музейной экскурсии) и экскурсионные объекты (на вне музейной экскурсии). Например, воспитание патриотизма, получение дополнительных знаний, экологическое или эстетическое воспитание и т.д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему – стержень, объединяющий все объекты и подтемы экскурсии в единое целое, связанное логическими переходами.
2. Отбор источников по теме. Выявляется литература, составляется библиография, что позднее войдет в работу как список использованных источников. Во время изучения литературы отбирается материал, который войдет в содержание экскурсии. Круг литературы и источников должен быть широким. Это исследования, статьи, справочная, научно-популярная, мемуарная и художественная литература, периодическая печать, сборники документов, материалы архивов и т.п. Большое значение как источник для подготовки экскурсий имеют рассказы участников и очевидцев событий.
3. Отбор и изучение музейных предметов/экскурсионных объектов для показа, на каждый из которых составляется карточка (паспорт). В карточке указывается: название предмета/объекта (первоначальное, если есть, и современное); историческое событие, с которым связан памятник; дата события; местонахождение; описание (стиль архитектуры, особенности строения, сохранность); источник сведений о памятнике (литература, архивные данные) – для экскурсионного объекта; время и место создания (если есть), использование в среде бытования, автор (если есть), источник и история поступления в музей, уникальность – для музейного предмета; дата составления карточки, фамилия и возраст/класс составителя. В карточке может быть помещена фотография предмета/объекта, воспроизводящая его нынешний и/или прежний виды.
4. Составление маршрута (схемы) экскурсии – наиболее удобного пути следования экскурсионной группы, способствующего раскрытию темы. Его можно прочертить на карте той местности, где будет проходить экскурсия, т.е. обозначить улицы, площади, по которым пройдет или проедет группа. Для музейной экскурсии – приложить план зала с размещением витрин и крупногабаритных экспонатов.
5. Подготовка текста экскурсии. Создается контрольный текст экскурсии (общий). Он содержит хронологическое, полное и тщательно выверенное изложение материала по выбранной теме, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия; не отражает структуру экскурсии и не излагается в маршрутной последовательности; выполняет контрольные функции. На его основе создается индивидуальный текст экскурсовода (их может быть несколько, у каждого экскурсовода свой; он станет основой для очного тура). Он определяет последовательность изложения строго по маршруту в соответствии с методической разработкой экскурсии, содержит сведения о продолжительности экскурсии, ее адресность (возраст экскурсантов).
Основная часть экскурсии строится на конкретных экскурсионных объектах/музейных предметах, при сочетании показа («рассматривания») и рассказа. Содержание экскурсии состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах/предметах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. Экскурсия должна содержать заключение и вступление, которые не связаны с предметами/объектами и по времени не занимают более 5-7 минут.
6. Комплектование «портфеля экскурсовода». Состоит из комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии, обычно – вне музея, в качестве «недостающих звеньев» (например, фото несохранившегося здания на месте нынешнего, или первоначальной панорамы данной местности, или проекты будущих зданий или сооружений, цитаты, ксерокопии архивных документов и т.п.)
7. Составление методической разработки экскурсии – документа, который определяет методы показа и рассказа, приемы и технику, используемые экскурсоводом, для лучшего раскрытия объектов/предметов и объяснения исторических событий.
8. В списке экскурсоводов (составляется, если их несколько) указывается, что сделал каждый участник при разработке данной экскурсии.
Приложение 5
В помощь оформлению списка литературы.
В соответствии с принятым Гостом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» приводим примеры библиографического описания книг, статей из сборников, журналов, газет, документов и электронных ресурсов.
… одного автора
1. Блок, А. А. Избранное [Текст] / А. А. Блок ; сост., вступ. ст., коммент. Е. А. Дьяковой. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.
2. Ложкова, Т. А. Система жанров в лирике декабристов [Текст] : монография / Т. А. Ложкова ; Урал.гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2005. – 415 с.
… двух авторов
1. Безрукова, Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме [Текст] : учебник / Н. Л. Безрукова, В. С. Янкевич ; под ред. В. С. Янкевича. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 416 с.
2. Рожков, М. И. Профилактика наркомании у подростков [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. М. Рожков, М. А. Ковальчук. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
… трех авторов
1. Белобратов, А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария [Текст] : учеб.для студентов вузов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова ; под ред. А. Г. Березиной. – М. :Высш. шк. , 2003. – 239 с.
2. Бельская, И. Л. Тесты для подготовки ребенка к школе [Текст] / И. Л. Бельская, Л. В. Елкина, С. А. Атейба. – Минск :Юнипресс, 2004. – 128 с.
… под заглавием
1. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб.для студентов вузов / Т. И. Губарева [и др.] ; под ред. С. Н. Попова. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 416 с.
2. Проблемы лингвистического образования [Текст] : материалы VIIIвсерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27-28 марта 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Н. Е. Богуславская [и др.]. – Екатеринбург : [б. и.], 2002. – 160 с.
Многотомные издания
1. Консерватизм в России [Текст] : в 3 т. / Е. Н. Азизова [и др.] ; отв. ред. А. Ю. Минаков. – Воронеж : МОДЭК, 2004, Т. 1 / С. Г. Аленов, В. С. Христофоров ; сост. А. В. Репникова. – 2004. – 264 с. Т. 2 / М. М. Федотов ; предисл. Е. А. Вишневского. – 2004. – 258 с. Т. 2, кн. 1 / Е. М. Мятов ; сост., предисл. Б. Б. Беляева. – 2004. – 222 с.
2. Соловьев, С. М. Собрание сочинений [Текст] : в 3 т. / С. М. Соловьев ; сост., коммент. А. А. Егорова, С. Г. Горяйнова. – Ростов н/Д : Феникс, 1997
Энциклопедии и словари
1. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / авт.-сост. А. Карелин. – М. :Эксмо, 2005. – 416 с.
2. Краткий философский словарь [Текст] / под ред. А. П. Алексеева [и др.]. – М. : Проспект, 2006. – 496 с.
Два места изданий и два издателя
1. Гиммерверт, А. Майя Кристалинская [Текст] / А. Гиммерверт. – М. : Олимп ; Смоленск : Русич, 1999. – 480 с.
2. Здоровый ребенок – в здоровом социуме [Текст] : науч.-практ. сб. инновац. опыта / авт.-сост. И. В. Чупаха [и др.]. – М. :Илекса ; Ставрополь : Ставропольсервисшк. , 1999. – 320 с.
Авторефераты и диссертации
1. Лыкова, Н. Н. Генезис языка права: начальный этап ( на материале французских и русских документов X-XV веков) [Текст] : дис. … д-ра филол. наук / Н. Н. Лыкова ; Урал.гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2005. – 410 с.
2. Питькова, О. А. Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: опыт философского анализа [Текст] :автореф. дис. … д-ра филос. наук / О. А. Питькова. – Магнитогорск : [б. и.], 2005. – 46 с.
Аналитическое описание
Статьи из энциклопедий
1. Губкин, О. П. Каслинское литье [Текст] / О. П. Губкин, Г. П. Шайдурова // Уральская историческая энциклопедия / гл. ред. В. В. Алексеев. – Екатеринбург, 1998. – С. 256-257.
2. Древний Египет [Текст] // Большая историческая энциклопедия / науч. ред. С. В. Новиков. – М. , 2004. – С. 360-362.
Статьи из сборников
1. Генисаретская, О. И. Творческая деятельность как проблема дизайна [Текст] / О. И. Генисаретская // Методология: вчера, сегодня, завтра : в 3 т. / ред.-сост. Г. Г. Копылов, М. С. Храпченко. – М. , 2005. – Т. 2. – С. 247-278.
2. Грунт, Е. В. Россия на пути от тоталитарной к демократической культуре [Текст] / Е. В. Грунт // Социология в российской провинции : тенденции и перспективы развития. – Екатеринбург, 2002. – Ч. 1. – С. 92-100.
Статьи из журналов и газет
1. Анкудинов, К. Н. Напролом [Текст] : размышления о поэзии Ю. Кузнецова / К. Н. Анкудинов // Новый мир. – 2005. – № 2. – С. 137-152.
2. Даниленко, О. А. Язык конфликта как объект лингвосоциологии [Текст] / О. А. Даниленко // Социс. – 2006. – № 4. – С. 89-98.
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма : Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.
2. Кодекс РСРФСР об административных правонарушениях [Текст] : [с изм. и доп. на 19 июля 1997 г.] // Сборник кодексов Российской Федерации. – 4-е изд. – М. , 1998. – С. 7-69.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / под общ.ред. В. М. Лебедева. – М. : Норма : Норма–Инфра-М, 2002. – 880 с.Электронные ресурсы
Ресурсы локального доступа
1. Большая российская юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон.правовой справ. – Электрон.дан. – СПб. : Кодекс, сор. 2000. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] :подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. / В. И. Даль. – Электрон.дан. – М. : АСТ [и др.], 1998. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
Ресурсы удаленного доступа
1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя [Текст] :автореф. дис… канд. пед. наук / Е. И. Артамонова. – М. , 2002. – Режим доступа :http://dissertationl.narod.ru/avtoreferats1.
2. Исследовано в России [Электронный ресурс] :многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон.журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн. :HYPERLINK "http://zhurnal.mipt.rssi.ru"http://zhurnal.mipt.rssi.ru.
Приложение 6
Нормы оценки знаний за творческие работы
Отметка Содержание низкий средний достаточный высокий
1
Общая информация Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2
Тема Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Сформулирована и раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал. Сформулирована и раскрыта тема урока.
Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3
Применение и проблемы
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
Приложение 7
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Максимальное количество баллов Оценка группы Оценка учителя
Титульный слайд с заголовком 5
Минимальное количество – 10 слайдов 10
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 5
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации 15
Вставка графиков и таблиц 10
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных 10
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 5
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы 10
Слайды представлены в логической последовательности 5
Красивое оформление презентации 10
Слайды распечатаны в формате заметок. 5
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка: 90
Приложение 8
Критерии оценивания учебного проекта
Критерии оценивания Низкий уровень достаточный хороший высокий
Связь с программой и учебным планом Проект не связан с действующей программой и учебным планом. Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени. Проект полностью ориентирован на действующую программу
и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
Содержание проекта Нет логической последовательности визложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные
исследования учащихся.
Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют
основополагающие вопросы. Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы.
Работа в группах Роли между участниками
проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом. Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы. Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.
Графический
Представление результатов работы Тема раскрыта частично. Наблюдается расплывчатая формулировка проблемы, целей, выводов. Выбор формы представления результатов не обоснован. Объем информации, иллюстративный материал недостаточен. В основном материал изложен последовательно, логически связно, но не всегда достаточно аргументированно и полно. Выбор формы представления результатов Иллюстративный материал соответствует содержанию, дополняет представленную информацию.
Организация применения проекта в школе Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебногопроекта не завершены. Учебный проект невозможно реализовать в урочной деятельности. Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы. Учебный проект можно реализовывать только в собственном классе учителя. Описание учебного проекта отображает последовательность
мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Учебный проект можно реализовывать в разноуровневом обучении. Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении.