Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Я.П.Полонского, Е.А.Баратынского, А.К.Толстого


Конспект урока литературы в 6 классе
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Я.П.Полонского, Е.А.Баратынского, А.К.ТолстогоЦель: создать условия для развития у учащихся умения работать с текстом при изучении темы: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»
Планируемые результаты обучения
Предметные:
-выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка
-выполнять устный и письменный анализ текста
-видеть разнообразие и выыразительность образов родной природы в пейзажной лирике, чувства поэтов, определять способы создания образов
Личностные:
-осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию
Метапредметные:
Познавательные: работа с текстом, восприятие, понимание, рефлексия, оценка; умение ориентироваться в справочной литературе
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке
Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей
Методы и формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование урока: репродукции русских художников, презентация; фотографии и портреты поэтов; выставка книг; музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года», Джеймса Ласта; учебник Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина.- М.:Просвещение; тетради; листы взаимооценки Методические приемы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, взаимооценивание.
Ход урока:
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно. Какой чудесный сегодня день! А какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу! Я желаю вам всем удачи! Итак, начинаем.
2.Актуализация знаний
-А начну я со слов русского поэта Ф.И.Тютчева (учитель читает эпиграф, записанный на доске)
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
_Как вы понимаете слова поэта? А кто может очень трогательно, эмоционально, то есть лучше всех передать красоту природы, открыть нам ее яркий удивительный мир?
Работа вместе с учителем по определению темы урока.
_Какова тема нашего урока?
Целеполагание и мотивация.
-Можно ли бегло прочитав стихотворение, увидеть красоту природы, понять замысел поэта, его желание поделиться с читателями своими чувствами и переживаниями?
-Нужно не просто внимательно прочитать стихотворение, но и «погрузиться» в него. С этого и начинаем.
С чего нужно начать работу? (с составления плана).Давайте вспомним его.
Ученики называют пункты плана работы со стихотворением.
1.После прочтения стихотворения определить непонятные слова, найти их значение в словаре.
2.Посмотреть, с помощью каких образов поэт рисует картину природы ( система образов).
3.Определить тему стихотворения.
4.Увидеть выразительные средства и постараться понять, почему поэт использовал именно их для раскрытия образов.
5.Сформулировать идею стихотворения
Целеполагание.
-Все ли вам понятно? Не испытываете ли вы затруднения при анализе стихотворения? (учащиеся называют свои затруднения)
Значит, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какую цель перед собой поставим? (продолжать учиться работать над анализом стихотворения)
Учащиеся делятся на группы и выбирают капитана.
Практикум. Аналитическая работа с текстом стихотворений по плану.
1-я группа работает со стихотворением Е.А.Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»
2-я группа работает со стихотворением Я.Полонского «По горам две хмурых тучи…»
3-я группа работает со стихотворением А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лоэы…»
Выступление представителей групп с коллективным анализом стихотворений.
-Давайте вернемся к началу урока. Достигли ли мы цели? (ответы учащихся)
-Смогли бы вы без работы с текстом понять, какие мысли и чувства хотели донести до вас поэты? Как и в чем они смогли вас убедить? Какой вы увидели природу в их стихотворениях? (Природа живая, у нее есть душа, свой язык. Поэты показали нам это по-разному.)
Кто еще .кроме поэтов может открыть нам тайны природы? (композиторы, художники)
Выступления чтецов. Монокомпозиция.
-Помогли ли вам композиторы еще ярче представить себе удивительный мир природы, понять ее?
Работа с репродукциями художников.
1-я группа подбирает подходящие строчки из стихотворений к картине И.Левитана «Март»
2-я группппа к картине «Пейзаж с грозой»
3-ягруппа к картине В. Д. Поленова «Старая мельница»
Рефлексия.
-После плодотворной работы на уроке хотелось бы узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке? ( заполнение листов самооценки)
-А какое у вас настроение? (смайлики)
Домашнее задание:
1.Выполнить по плану анализ стихотворения «Посмотри какая мгла…» Я.Полонского2.Ввразительное чтение этого стихотворения наизусть.