Урок литературы в 6 классе на тему «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века ».


«Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века ».
Выполнил:
Абсаламова Наида Юсуповна
(ФИО)
учитель русского языка и литературы
(должность)
МБОУ СОШ №7
(место работы)
Пояснительная записка
Предмет: литература, 6 класс
Тема: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века»
Продолжительность урока: 40 минут
Форма урока: урок-путешествие
Учебное обеспечение: 1. Портреты А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова. 2. Репродукции картин русских художников - пейзажистов. 4. Музыка: «Времена года» Чайковского 5. Песня на стихи Н. Рубцова «В горнице». 6. Фотографии, рисунки родных мест, где прошли детские годы поэтов 7. Таблица: «Художественные средства языка» 
Эпитет художественное определение золотой луч
Сравнение уподобление одного явления другому Твои глаза подобны звёздам
Метафора слово или выражение, которое употребляется в переносном значении Звезда надежды
Голос совести
Олицетворение разновидность метафоры: перенос признаков живого существа на неживое Лениво дышит полдень
Необходимое оборудование для урока: компьютер, интерактивная доска, учебники.
Авторский медиапроект: презентация по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века».
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: игровая, исследовательская, обучение в сотрудничестве.
Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века» включена в раздел «Литература XX века». На изучение данной темы отводится 1 час. Урок проводится в форме путешествия с использованием ИКТ. Цель проведения такого урока состоит в том, чтобы соединить игровые и учебные мотивы, чтобы встреча с незнакомым способствовала возникновению интереса к обучению. Урок построен в форме путешествия по родным местам поэтов, поэтому у обучающихся возникает желание узнать побольше о тех местах, что очень важно для развития, для понимания того, что они должны иметь хорошие знания, а ощущение ситуации успеха позволит детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению.
Основная часть
Цели урока:  
Обучающая: создать целостный образ родины и природы в стихотворениях поэтов XX века;
Развивающая: обучать анализу лирического произведения;Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века.
Задачи урока: 1. Развивать образное и логическое мышление детей.
2. Вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения.
3. Развивать устную речь учащихся.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей. 
  Урок способствует формированию следующих УУД: личностных: формировать внимательное и бережное отношение к природе; побуждать к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения своего отношения к поэзии (стихотворению); развивать стремление к получению высокой оценки; развивать умение фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях формировать познавательную потребность;
метапредметных:
познавательных: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; формировать умение активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание;
коммуникативных: действовать в рамках сотрудничества, уметь работать в группе, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, развивать связную монологическую речь, формировать навыки выявления авторской позиции, высказывания собственного мнения;
регулятивных: следовать заданной цели, актуализировать и восстанавливать знания о родной природе, средствах художественной выразительности, слушать в соответствии с целевой установкой, контролировать правильность и полноту ответов одноклассников. Адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;
предметных (языковая компетенция): находить художественно-выразительные средства языка, определять роль пейзажа в произведении, совершенствовать навыки анализа лирического текста.
Подготовительная работа к уроку:
1. Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся, которые являются лидерами в классе. Класс делится на 3 группы с учетом познавательных и межличностных интересов, каждая группа готовит презентацию о своем поэте. 2. Внутри группы распределяются роли:
экскурсовод — готовит рассказ о поэте, о его малой родине.
артист — выразительно читает стихотворение наизусть,
критики — анализируют стихотворение, находят средства выразительности языка стихотворения (на каждом столе лежит таблица «Художественные средства языка»), каждый член группы может выступить в роли критика —рассказывает о своих впечатлениях, вызванных после прочтения стихотворения. 
художник — комментирует рисунки к стихотворению  (это могут сделать и другие члены группы)
Любой член группы может выступить в другой роли, согласиться или не согласиться с мнением других.
 Основной вид работы на уроке – групповая работа. Накануне учащиеся получили задание, поэтому на первом этапе определяется готовность обучающихся к уроку. На втором этапе производится постановка проблемы, целей, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей. На третьем этапе проводится собственно сама игра-путешествие, где каждая группа проводит экскурсию по родным местам поэтов. На четвертом этапе подводятся итоги, проводится анализ и обобщение. Пятый этап – это рефлексия.
Домашняя работа содержит вариативную часть творческого характера.
Учитель выступает в роли ведущего
Организационный момент Приветствие, определение готовности учащихся к уроку
Ввод в игру (постановка проблемы, целей, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей). Учитель: Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок, мы с вами отправимся в путешествие по родным местам известных поэтов А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова,  познакомимся с их стихами. Для этого мы возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках, тексты стихотворений, таблицы, рисунки. Наше путешествие начнется с села Шахматово Клинского уезда Московской губернии, затем мы отправимся в село Константиново Рязанской губернии и закончим мы свое путешествие на родине Н. Рубцова городке Емецк  Архангельской области
Эпиграфом к нашему уроку будут слова М. М. Пришвина «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, и даже тем, кто её принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою душу». Наша задача на уроке, доказать, что поэты почувствовали душу природы. (Слайд 2)
Для этого урока вы поделены на группы. Каждая группа проведет для нас экскурсию по родным местам одного из поэтов: экскурсоводы проведут нас по родным местам поэтов, расскажут о самом художнике слова, артисты прочитают стихи поэта, художники покажут свои рисунки к данным стихам и расскажут, почему именно такой рисунок, а критики, в роли, которых выступите вы все, попробуют высказать свое мнение о чувствах и переживаниях лирического героя, о художественных средствах языка произведения, его композиции, позволяющих увидеть своеобразие стихотворения. Итак, мы начинаем наше поэтическое путешествие. 
Ход игры:
1 остановка Учитель: I группа учащихся приглашает нас в гости к Александру Александровичу Блоку. Экскурсовод:    Александр Александрович Блок — один из великих русских поэтов конца ХIХ-начала ХХ века. Он родился в 1880 году в Петербурге в семье юриста, профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой, дочери известного учёного — ботаника А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Будущий поэт провёл своё детство в атмосфере дедовского дома, профессорской культуры в усадьбе Бекетовых Шахматово, в Клинском уезде Московской губернии. Имение находилось в удивительно красивом месте, в «благоуханной глуши», в «красивых уютах» - так впоследствии назовёт сам поэт Шахматово. Поэт с юных лет полюбил родной уголок, его живописную природу и, когда станет взрослым, будет каждый год приезжать летом в дом деда (Слайды 2,3)
Артист: читает стихотворение А. Блока «Летний вечер» (звучит музыка — «Времена года» П. И. Чайковского — «Лето») Учитель: - Блоковский пейзаж выражает чувства лирического героя, его настроения. Это своеобразие пейзажной лирики было свойственно поэтам 19 века: А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Ф. И. Тютчеву. А. А. Блок продолжает их традиции. Художник представляет рисунки к стихотворениям.
Учитель: Удалось ли нашему художнику показать настроение стихотворения? 
2 остановка Учитель: Имя Сергея Александровича Есенина знакомо каждому русскому человеку. Его стихи о России, её природе удивительны! Мелодичность, напевность языка, образность позволяют читателю увидеть красоту русской земли. Теперь мы отправляемся в гости к Сергею Александровичу. Слово нашему экскурсоводу.  Экскурсовод:Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии в 1895 году. Белокурый мальчик рос озорным и весёлым. В три с половиной лет дядья посадили его на лошадь и пустили в галоп, кидали в реку, как щенка, чтобы научился плавать. Серёжа очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. Русская деревня, необыкновенная природа средней полосы России, народные песни, частушки, сказки оказали сильное влияние на формирование юного поэта. Стихи он начал писать с девяти лет, но сознательное творчество началось лет с шестнадцати — семнадцати. Первые стихи С. Есенина были посвящены деревне, животным, природе. Этим темам поэт не изменял никогда. 
(Слайды 5,6)Артист: Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...»
Критики: анализ стихотворения 
Учитель:
У Есенина можно назвать много слов и словосочетаний, свойственных только его лексике. («Наплевать мне на известность, и на то, что я поэт», «с венкой» и т. д.) И самое главное, что нужно отметить, природа в стихах поэта очищает душу человека, делает его лучше, светлее, всё мелкое и плохое уходит... «Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С.А. Есенин». Художник представляет рисунки к этому стихотворению С. А. Есенина. 
3 остановка Учитель: III группа приглашает нас к Николаю Михайловичу Рубцову  Слово о поэте (звучит песня «В горнице») Литературовед: Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в городке Емецке Архангельской области. Он был из поколения детей Великой Отечественной войны. Мальчик был пятым ребёнком в семье. В шесть лет умерла мать, и Колю отдали в детский дом в селе Никольском под Тотьмой. После детдома работал на заводе, мечтал о море, поэтому пошёл работать на тральщик на Балтике, служил на Северном флоте. На флоте и началась его литературная жизнь. Поэт печатался во флотской газете. На его стихи написано много известных песен. Одну из них вы только что прослушали. Будучи выходцем из глубин народа, Н. Рубцов много писал о своей судьбе, жизни, матери ещё одна тема, которая была для поэта любима, — это тема природы. Именно она помогла Н. Рубцову показать, что значит для каждого человека его родина, отеческий дом. Артист: Выразительное чтение стихотворения
Н. Рубцова «Звезда полей» 
Учитель: Образ звезды часто используется в поэзии и восходит к самым древним, мифологическим образам. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды. Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице» Оно положено на музыку и стало песней, прозвучавшей в начале разговора о поэте.   4. Слово экскурсоводу (проводится экскурсия по рисункам учащихся к стихам Н. Рубцова)
Итоги урока  Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по малой родине поэтов А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова.
Теперь соотнесите поэтов и их родные места
А.А. Блока Константиново
С.А. Есенина Емецк
Н.М. Рубцова Шахматово
Соотнесите поэтов и их стихи
А.А. Блока «Мелколесье…»
С.А. Есенина «Звезда полей» 
Н.М. Рубцова «Летний вечер»
Сегодня мы познакомились только с маленькой капелькой огромного моря под названием ПОЭЗИЯ. Читайте как можно больше, «открывайте для себя «новых» поэтов, учитесь у них любить родную природу, родину, землю, на которой живёте. 
- Выставление оценок за урок.
Домашнее задание Задание для всех: Выучить наизусть одно стихотворение на выбор
Задания на выбор:
Написать сочинение анализ стихотворения.
Подобрать пословицы и поговорки о природе.
Рефлексия Учитель: 
Ребята, теперь мы подведем итог нашей работы на уроке. Каждый из вас одним предложением выскажет свое мнение об этом уроке:
На уроке я работал  активно/пассивно
Урок мне показался   длинным/коротким
Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/ бесполезен
интересен/скучен
легким/трудным
Мое настроение  Улучшилось/ухудшилось
Все ли члены группы работали одинаково? Да/нет
Оцените свою работу на уроке По пятибалльной системе
Домашнее задание мне кажется Интересным/неинтересным
Список источников
Литература 6 класс. Ч.2: учебник-хрестоматия для общеобразоват. школ/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.
Литература 6 класс: методические советы/ В.Я. Коровина, И.С. Збарский. - М.: Просвещение, 2006.
«Читаем, думаем, спорим» 6 класс: дидактический материал по литературе/ В.Я. Коровина и др.– М.: Просвещение, 2014.
Поурочные разработки по литературе 6 класс: к учебнику   В. Я. Коровиной «Литература: 6 класс» / И.В.Золотарева, Н.В.Егорова – М.: ВАКО, 2008.
Егорова Н. В. В помощь школьному учителю. М., «Вако», 2005 
Паскевич Н. Я. Уроки Мастеров слова. Учебное пособие по литературе. Краснодар. 
Нестандартные уроки http://www.docme.ru/doc/176998/nestandartnye-urokiИгровые технологии на уроках русского языка и литературы http://www.prodlenka.org/pedagogicheskaia-masterskaia/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-literatury.html