Урок-исследование в 11 классе Тема любви в лирике Сергея Есенина
Урок-исследование в 11 классе
Тема любви в лирике Сергея Есенина
Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной
С.Есенин
Цели урока:
Познакомить с любовной лирикой С.Есенина
Развивать филологическое мышление учащихся
Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, живопись
Оборудование: аудиокассеты, магнитофон, фломастеры, портрет С.Есенина, репродукции с видами природы.
Ход урока:
1.Слово учителя: На нашем занятии сегодня мы поговорим о любви в жизни и творчестве С.Есенина. Но прежде чем мы приступим с вами к разговору о творчестве этого прекрасного поэта, мне хотелось бы узнать насколько вы знакомы с поэзией С.Есенина.
2.Итак, поэтическая пятиминутка. Продолжите стихотворения:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
Какие стихотворения этого поэта вам известны?
О любви писали пером, о любви писали ручкой, о любви сейчас пишут, к сожалению, на компьютере. А Сергей Есенин писал о любви сердцем.
3. Звучит песня на стих-е С.Есенина в исполнении А Малинина «Забава»
4.Слово учителя. С.Есенин – один из самых светлых и лиричных русских поэтов, «душу выплеснувший до дна» в свои произведения. Мы и сегодня знаем и любим его поэзию.
Итак, поговорим о любви в жизни и творчестве С.Есенина.
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу…»
Любовь к женщине проявляется через чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы:
«Зацелую допьяна, изомну как цвет», а природа – олицетворена:
«Выткался на озере алый цвет зари»
«Зеленая прическа
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?»
Любовью пронизана вся природа:
«В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела…
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну»
(«Чары»)
5. Кто же адресат любви. Работа со схемой.
Адресаты лирики любви С.Есенина
Родина Женщина
«Моя лирика жива «Я знал многих, со многими
одной большой любовью- расставался, но по-настоящему
любовью к Родине» любил только двух женщин»
Циклы
Городской цикл «Любовь хулигана» «Персидские мотивы»
1923 1923 1924-1925
6.Ну что же от лирики перейдем к практике.
Сейчас я предлагаю вам работу в группах (4 группы) проанализируйте следующие стихотворения:
Цикл «Любовь хулигана» «Заметался пожар голубой …» К.Головинова.
Цикл «Персидские мотивы». «Никогда я не был на Босфоре»
Макеева Н.
Цикл «Персидские мотивы» «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Калинина Аня
Цикл «Москва кабацкая» «Дорогая, сядем рядом» Кузина Т. Абакумова А.
Играет тихая музыка. 10 -15 минут на выполнение этого задания.
7. Итак, чтение и анализ вашего стихотворения. Спасибо, молодцы. Все группы справились хорошо.
8. А сейчас работа со всем классом. Анализ поэмы «Письмо к женщине»
Катя Цилибеева, прочитай нам его, пожалуйста,
- Какова основная тема этого произведения?
(Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие формы связана с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части: противопоставленные по содержанию и эмоциям «тогда» и «теперь»)
- Каковы особенности размерного строения поэмы? (вольный ямб)
- Каким мы видим лирического героя в этом произведении?
(Герой близок поэту, но это эпическое воплощение образа человека, ищущего путь «В развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», с судьбой)
- Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта?
Как понимаете определение яростный? Какой смысл приобретает это слово в данном контексте?
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Он готов винить во всем только себя, не решаясь вмешиваться в жизнь любимой женщины.
9.ТЕСТ. Таким образом, для того чтобы проверить, что вы усвоили за этот урок, я предлагаю вам небольшой тест, в котором первую половину темы любви к Родине, как она соотносится с любовью к женщине в жизни и творчестве С. Есенина
10.Ну а сейчас, чтобы обобщить изученное, подвести какие-то итоги, я предлагаю вам творческое задание в группах: нарисовать литературный герб С. Есенина и представить его нам. Время пошло.
11. До конца урока осталось несколько минут. Напишите сочинение-миниатюру «Любовь в жизни С.Есенина»
12. Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибает) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью:
Многие стихотворения стали песнями, и эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Прослушивание песни Александр Новиков «Ты прохладой меня не мучай»
13. Оценки получают
14. Дом задание:
1. Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов»
2. Прочитать поэму «Анна Снегина»
Спасибо за урок! Все молодцы!