Сценарий внеклассного мероприятия для начальных классов «Наши крылатые друзья»
Наши пернатые друзья.
Экологический КВН. Внеклассное мероприятие.
Задачи: - прививать любовь к птицам, учить распознавать птиц, расширять знания детей о птицах, условиях их обитания;
-воспитывать экологическую культуру школьников, желание работать с энциклопедиями, справочниками;
Под песню «Лесной марш» (Ю.Чичков, П.Синявский) выходят на сцену 2 команды.
Ведущий: - Добрый день, дорогие участники сегодняшней игры КВН!
- Добрый день, уважаемое жюри!
Начинаем наш КВН, посвященный птицам. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием. (6 баллов)
А теперь…
I Конкурс « Разминка»
Каждой команде предлагается карточка с вопросами.. Капитан команды выбирает карточку, но вопросы зачитывает ведущий.
Карточка 1.
Какая птица может летать хвостом вперёд?
Какая птица самая большая в мире?
Какая птица в нашей стране самая маленькая?
(Ответы: 1.Колибри. 2. Страус. 3. Королёк)Карточка 2.
1. Какая птица летает выше всех?
2.Какая птица носит фамилию известного русского писателя?
3.Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?
(Ответы: 1. Орёл. 2. Гоголь. 3.Одинаковая)За каждый правильный ответ – 1 балл. Если члены команды не могут ответить на данный вопрос, то вопрос предлагается зрителям.
II Конкурс «Вопросы по прочитанным книгам».Ведущий: - Вам было предложено прочитать книги А. Поповкиной «Черные лебеди», В. Флинта «Где живет белый журавль», Е. Суровой «Путешествие к пеликанам».Кто внимательно прочитал эти произведения легко ответит на следующие вопросы.
Вопросы для 1 команды:
1.Какая птица выводит птенцов в дождь?
2.Как чомга спасается от врагов?
3. Сколько яиц откладывают журавли?
(Ответы: 1. Лебедь. 2. Погружается в воду. 3. Два.)Вопросы для 2 команды:
Как охотится серая цапля?
Каким образом пеликаны-матери выкармливают своих птенцов?
В какой стране строят гнёзда и выводят птенцов белые журавли?
( Ответы: 1. Стоит неподвижно, поджав одну ногу. 2. Отрыгивают из зоба принесенную рыбу. 3. В России)За каждый правильный ответ -1 балл.
Ведущий: -А теперь несколько вопросов для зрителей.
- На каких птиц похожи маленькие лебеди? (на утят)
- Кто написал сказку «Гадкий утенок» (Г.-Х. Андерсен)
- Какие еще сказки написал Андерсен, в заголовках которых есть название птиц? («Соловей», «Дикие лебеди»)
- А какие музыкальные произведения вы знаете с названием птиц? (Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»)
Жюри объявляет промежуточные результаты за прошедшие два конкурса «Разминка» и «Вопросы по книгам».
III Конкурс «Нарисуй обложку».
Ведущий: - Далее мы продолжаем игру. Командам сейчас предстоит нарисовать обложку одной из книг, название которого написано на карточке. Прошу капитанов команд выбрать карточку для своей команды. Наивысший балл - 4)
Карточка 1. А.Поповкина «Черные лебеди»
Карточка 2. В Флинт «Где живет белый журавль».
IV Конкурс зрителей.Ведущий: - Пока члены команд выполняют задание мы проведем викторину для зрителей.
-У какой птицы самый длинный язык? (у дятла –до 15 см)
- Какую пользу приносят синицы? ( поедают жуков и личинок)
- Когда гуси бывают особенно злыми? (когда появляются гусята)
- Как гуси защищают своих детей от непогоды? ( прячут под своими крылами)
Ведущий: - Я неслучайно задал так много вопросов о гусях. Когда я была маленькой , у моей бабушки тоже были гуси. Вот какой случай произошёл однажды с её гусями.
Инсценировка из песни «Весёлые гуси».
V Конкурс « Пословицы и поговорки»
Ведущий: - Соревнование команд продолжается. Командам предлагаются карточки, на которых имеются изображения птиц нашей местности. Ваша задача, узнать птицу на изображении и вспомнить пословицы, в которых они упоминаются. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Воробей.
Кулик.
Синица.
Гусь.
Ведущий: - (обращаясь к зрителям)Я вновь предлагаю вам несколько вопросов по нашей теме.
- У какой птицы самый большой размах крыльев? (У альбатроса)
- Кто летает быстрее пингвин или птица-киви? (обе не летают)
- Назовите любимое лакомство аистов. (лягушка)
- Какая птица подкидывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
- Что такое Красная книга? ( Книга о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения).
Ведущий: - Я хочу побольше рассказать вам, ребята, о Красной книге. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставляли клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли : если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную книгу.
Вот у меня в руках Красная книга. В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит сохранить их. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает.
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны редкие животные. На жёлтых- количество которых быстро снижается, на белых – численность которых всегда была невелика. На серых страницах те животные, которые до сих пор мало изучены, на зелёных - численность которых удалось восстановить.
Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в списки чёрных страниц. Главная задача Красной книги – спасти весь животный и растительный мир.
VI конкурс капитанов
(Звучит мелодия песни «Песенка о капитане»)
Ведущий: - Вы, наверное, догадались, что наступило время конкурса капитанов. Капитаны выбирают карточки на которых загадки . За правильный ответ -1 балл.
Спереди – шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце. (ласточка)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (цапля)
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко красный галстук мой.
Жюри объявляет результаты конкурса.
VII конкурс «Птицы – герои сказок»
Ведущий: - Каждой команде предлагается выбрать рисунки с изображением птиц. Задание: назвать птицу и вспомнить название сказки, в каком произведении встречается эта птица и назвать автора. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Утёнок Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
Галчонок Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Лебедь Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»
Жар-птица П.Ершов «Конёк-горбунок»
Ласточка Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
Петушок А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Сова А.Милн «Винни Пух и все, все, все».
Гусь С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Соловей Г.Х.Андерсен «Соловей»
Попугай Г. Остер «Зарядка для хвоста»
Ведущий: - Пока команды вспоминают сказки, давайте мы с вами постараемся отгадать загадки.
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока)
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (филин)
Среди деревьев кузнецы куют. (дятлы)
Крылатый, горластый, красные ласты. (гусь)
VIII конкурс инсценировок.
Ведущий: -В качестве домашнего задания командам было предложено подготовить инсценировку одной из басен И.А.Крылова , где героем является какая либо птица.
(Выступление команд)
Ведущий: - Пока жюри подводит итоги, мы послушаем песню в исполнении девочек (из группы поддержки).
Подведение итогов. Члены жюри объявляют результаты игры. Завершается КВН награждением участников и самых активных зрителей.