Открытый урок по литературе на тему Цветопись. Образ Родины и природы в лирике С. А. Есенина


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 29 им. Сепсяковой Т.Ф."
Конспект открытого интегрированного урока по литературе
5 класс
в рамках проекта «Литература в красках».
Тема «Цветопись. Образы Родины и природы в лирике С. Есенина»

Подготовил и провел:
учитель русского языка и литературы
Максимова И.А.
Петрозаводск
2015 год
Цели урока:
Познакомить учащихся с биографией и творчеством С. Есенина;
Углубить знания учащихся о средствах выразительности лирики;
Познакомить учащихся с понятием «цветопись».
Задачи:
Заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении поэзии С. Есенина;
Прививать учащимся любовь к русской поэзии, культуре;
Формировать бережное отношение к природе;
Формировать навыки определения средств художественной выразительности;
Воспитывать умения воспринимать и анализировать лирические произведения.
Оборудование: аудиозаписи, компьютер, колонки, проектор, кисти, акв. краски, бумага для акварели, губки, уголь, белая гуашь, клеенки, стаканчики.На доске эпиграф: «Он поэт, поэт народный, Он поэт родной земли!»
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке речь пойдет о замечательном поэте, художнике слова, певце русской природы. Его стихи очень лиричны, многие из них переложены на музыку, и эти песни звучат до сих пор. Отрывок одной из них я и предлагаю вам послушать.
Просмотр видео – файла «Не жалею, не зову, не плачу…»
Учитель:
- Скажите, о каком человеке сегодня пойдет речь? Узнал ли кто-нибудь из вас его? (Это С. Есенин)
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (записать на доске). Какие задачи стоят перед нами? Что мы должны сегодня сделать?(С. Есенин. Познакомиться с биографией и творчеством поэта)Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством С. Есенина, но урок у нас сегодня не совсем обычный. Мы сегодня не только будем читать и обсуждать стихи, но и рисовать! И начать знакомство с творчеством этого замечательного поэта я хотела бы с прослушивания стихотворения. Читает стих Сергей Безруков. Называется стих «Прячет месяц за овинами…» Что такое овин? (дерев. сельхоз. постройка) Слушая стихотворение подумайте, о чем оно?
Просмотр видео – файла «Проект Живая история». («Прячет месяц за овинами…» читает С. Безруков)
Учитель:
- О чем это стихотворение? (о природе, о весне, деревне) - карточки. А как вы думаете, можно ли нарисовать это стихотворение? Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж).Вы сказали, что стихотворение о весне, значит мы будем рисовать весенний пейзаж.
- Рисовать мы тоже будем не совсем обычно, техника проста, и каждый сможет почувствовать себя художником. Техника, которой я предлагаю вам воспользоваться называется «по сырому» - она очень подходит для создания красивых пейзажных зарисовок.
Создание цветного фона.
Послушаем стихотворение еще раз. Вам нужно внимательно слушать и подумать: какие образы весеннего пейзажа, какие цвета использует поэт.
Учитель рисует на доске.
Теперь начнем рисовать.
Какое время суток в стихотворении? (утро, рассвет), значит половину листа отведем небу (разделим лист пополам чертой).
Что вы записали? Что изображает поэт? карточки - (Луг, березы, овины, месяц) Рисуем карандашом.
Какие цвета мы возьмем? (голубой, синий, розовый, зеленый) карточки.
Теперь возьмем губку (кисть), окунем в воду и хорошо намочим лист, тереть его не надо. Теперь наберем краску и сверху начинаем красками заполнять лист: синий, розово – оранжевый, сиреневый, голубой, зеленый (краски высохнут и станут бледнее).
Пока фон сохнет, я расскажу вам немного о поэте:
Биография С. Есенина. Презентация. Ученики читают стихи.
Слайд 2
Учитель В самом центре России, под Рязанью на высоком берегу Оки, привольно раскинулось село Константиново – родина Сергея Есенина.
Чтец 1.
Страна его детства
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес…
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Учитель Юный поэт вёл обычную деревенскую жизнь: пропадал целыми днями в лугах или на реке, удил рыбу, ездил на сенокос, катался на лошадях.
Слайд 3
Учитель «Оглядываясь на весь пройденный путь, я всё – таки должен сказать, что никто не имел на меня такого влияния, как мой дед. Ему я больше всего обязан».
Чтец 2. И в стихах, и в автобиографии С.Есенин подчёркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Фёдор Андреевич Титов.
Года далёкие,
Теперь вы как в тумане.
И помню дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а если тянет,-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
Слайд 4
Чтец 3. «Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности её не было границ».
В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки. Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он переделывал их на свой лад. Он вспоминает об этом в стихотворении «бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём бредём домой
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана дурака.
Слайд 5
Чтец 4.
«У меня отец –
крестьянин, ну, а я –
крестьянский сын», - не без гордости писал поэт в 1935 году.
Постоянным спутником с колыбели у Есенина были материнские песни.
Ты мне пой, ну, а я с тобою,
Вот с такою же песней,
как ты.
Лишь немного глаза прикрою,
Вижу вновь дорогие черты.
Слайд 6-9
Чтец 5. Здесь на Рязанской земле отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. Здесь впервые Есенин увидел, как ломаются берёзы, отражаясь в пруду…
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
Учитель Лирика Есенина проникнута безграничной любовью к родной земле. Его храм – огромная и непостижимая природа, в которой всё закономерно и естественно.
И понимание этого рождает удивительное сочетание светлых, радостных, восторженных интонаций.
Чтец 6.
Край любимый! Сердцу снится
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленах твоих стозвонных.
По меже, по перемётке
Резеда и ризы кашки
И вызванивают в чётки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото.
Гарь в небесном коромысле
С тихой тайной для кого – то
Затаил я в сердце мысли
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть!
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
Цветопись лирики С. Есенина.
Учитель.
- Поэт так говорил: «Россия… Какое хорошее слово, и, «роса» и «сила, и «синее что - то».
«Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила, жгла. Моя лирика жила одной любовью - Любовью к Родине».
Певцом голубой Руси, поэтом золотой деревенской избы, алых зорь называют С. Есенина. И действительно, мир поэзии Есенина удивительно многоцветен.
Проводя жизнь среди природы, одушевляя и очеловечивая её, крестьянин отличался образным восприятием. Крестьянский поэтический взгляд на мир определил особенности образного строя поэта. У него мир не только наполнен красками, звуком, движением, но и одушевлён - травы, деревья, земля и небо говорят на понятном поэту языке. 
Мы уже изучали некоторые средства художественной выразительности. Какие? (Метафора, эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись)
Найдите в этом стихотворении средства худ. выразительности :
Олицетворение: «Прячет месяц желтый лик», «Прибрела весна, как странница», «на березки серьги звонкие повесила»
Метафора: «серьги звонкие», «Мотыльком порхнула весело».
Сравнение: «роса, совно глубь очей невестиных».
Звукопись: повторение звука «с»
Что такое звукопись? Звукопись- это «письмо звуками». Автор использует повторение звуков, чтобы вызвать у нас определенные чувства, образы, переживания.
Еще один прием изобразительности – это цветопись. Что значит цветопись? Это прием, при котором художественный образ создается посредством колористики и называется «цветописью». Не только художники используют краски, но и поэты обращаются к чувствам, которые вызывает цвет. И каждый поэт выбирает свои цвета.
Все слова со значением цвета лирики С. Есенина можно разделить на несколько групп.
Посмотрите на наш фон. Какие цвета использует С. Есенин?
Группу синего, голубого получилась самой многочисленной – Росиия – само слово напоминало поэту что-то синее – бескрайнее синее небо, голубые реки и озера, «синие» дали. Следующая группа - слова со значением цветов желтой гаммы (в нее мы включили желтый, рыжий, золотой) – цвета поля, солнца. Цвета красной гаммы (красный, алый, багряный, рдяный, малиновый, розовый, сиреневый) – цвета закатов и рассветов, осени. Белый цвет, зеленый – «страна березового ситца», поэт в стихах так и говорит: «Я хотел бы затерятся В зеленях твоих стозвонных…» В поэтическом мире Есенина символика цветов устойчива, а некоторые цветовые эпитеты становятся постоянными символами. Мир поэзии, созданный С. Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски.
Дорисовывание.
Посмотрим на нашу картину. Осталось только дорисовать. Возьмем уголь и дорисуем овин, стволы деревьев, забор, мелом месяц, губкой и зеленой гуашью зелень.

Подведение итогов. Достижение целей.
Мы познакомились с биографией и творчеством певца русской природы С. Есенина. О каком новом средстве худож. выразительности вы сегодня узнали? Зачем этот прием использую поэты ?(передать нам свои чувства). Зачем этот прием использовал С. Есенин? (передать ощущение красоты окружающего мира, красоты просторов нашей страны). Наша страна прекрасна! Нужно беречь ее, сохранять, и передать ее красоту следующим покалениям.
И пока пейзаж подсыхает послушайте еще одно прекрасное стихотворение С. Есенина о природе.
Просмотр видео –файла «Проект Живая история» (читает стихи С. Есенин)