Конспект урока в 11 классе по литературе Тема Родины в лирике С.Есенина
Открытый урок. Тема Родины в лирике Есенина.
Тема урока: Тема Родины, родной природы в лирике С.Есенина
(урок-открытие)
Цели урока: 1) раскрыть, как Есенин изображает природу, как через лирические пейзажи передает любовь к Родине.
2) развивать умение анализировать лирический текст
3) воспитывать вдумчивого, проницательного читателя
Оборудование:
портрет Есенина
презентация
рисунки учащихся – иллюстрации к стихам
картинки Левитана, Нестерова, Грабаря
ауди (песни на слова С. Есенина «Над окошком месяц»)
интерактивная доска
Ход урока
Организация урока. Создание эмоционального настроения.
Учитель: Сколько живет человек на свете, столько он учится, узнает новое, открывает что-то неизвестное. Сегодня на уроке каждый из нас откроет для себя новую страничку в книге творчества С.Есенина. И, может быть, даже откроет что-то новое в себе, своей душе.
Основная часть урока.
Вступительное слово учителя:
Раннее детство село Константиново Рязанской губернии. Тогда он узнал впервые как ломаются березы, отражаясь в пруду, как серебрится блеском луна, плачут вербы, шепчут тополя.
Тогда он услышал задушевные русские песни, ощутил дыхание родной земли. Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому на земле.
Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии.
Все его творчество было посвящено одной главной теме – теме Родины.
Есенин сказал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.
«Россия! – какое хорошее слово.
И «роса», и «сила», и «синее что-то».
2. Минута поэзии (чтение стихов)
1) Силантьев Святослав «Гой ты, Русь, моя Родная»
2) Белецкий Дима – «Край любимый»
3) Минеев Иван «Топи да болота»
4) Калинин Герман «Край ты мой заброшенный»
5) Чалов Саша «Разбуди меня завтра рано»
6) Вершинин Александр «Запели тесаные дроги»
7) Никифоров Даниил «О, верю, верю, счастье есть
3. Работа в группах (I группа + II группа)
Анализ стихотворения
«Гой ты, Русь моя родная»
I группа:
Вершинин
Силантьев
Минеев
Захаров
Мусин
Кустов
Анализ стихотворения «Запели тесаные дроги»
11 группа:
Никифоров
Белецкий
Калинин
Чалов
Иванов
Бабаев
Кузьмин
Учащимся выдаются листы с текстами стихотворений и план анализа лирического текста.
Учащиеся работают в группах самостоятельно, затем один учащийся от группы дает устный анализ стихотворения.
План анализа лирического текста.
Творческая история стихотворения (найдите и используйте биографический комментарий к анализируемому стихотворению).
Передайте чувства, мысли лирического героя, его отношения к жизни, к людям, к самому себе.
Ваши мысли и чувства, переживания, впечатления о стихотворении. Картина, возникающая при чтении в вашем воображении.
Тема, идея, основная авторская мысль.
Найдите в тексте ключевые, опорные слова.
Какие поэтические образы использует автор?
Охарактеризуйте художественно-языковое своеобразие лирического текста: использование эпитетов, метафор, сравнений, стилистических фигур.
Особенности ритма, интонации, рифм.
Звуковая инструментовка.
Примерный ответ первой группы.
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
Есенин гордится своей Родиной, она для него самое главное и важное на земле. Родина ассоциируется с одним огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.
Есенин рисует весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.
«Хаты в ризах образа» - пишет Есенин. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза – это церковное одеяние, красивое, переплетающееся золотом.
Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.
Есенин использует цветоопись: «только синь сосет глаза» (метафора) – синь будто бы впитывается в глаза. Синий цвет связан с небесами (тема святости).
В стихотворении используется олицетворения, которые оживляют природу: звонко чахнут тополя, гудит веселый пляс. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и природой, другого счастья ему не надо.
Главная идея заключена в последнем четверостишии:
«Если кликнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»-
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Для Есенина Русь полна святости, это самое дорогое в жизни поэта, то, что он не может никогда отдать или променять.
Поэт боготворит свою родину, представляет себя захожим богомольцем, поклоняющимся природе, людям, живущим здесь.
Поэт увидел во всем простом и будничном праздничное и необычное. Здесь ведь не просто русские хаты, а «в ризах образа», озаренные высшим светом природной святости. Здесь синева неба не просто притягивает – «сосет глаза».
На Руси родной пахнет праздником («яблоком и медом»). Это праздник души – и так хочется танцевать на теплой траве лугов, звонко смеяться, бежать по мягкой стёжке.
Ритм этого стиха напоминает звон гулкого колокола, который разносит весть людям (благовестит) о великом празднике жизни на Руси.
Примерный ответ второй группы.
Анализ стихотворения С.Есенина «Запели тесаные дроги»
В этом стихотворении проявился типичный для С.Есенина прием: развитие патриотический темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой.
В основе стихотворения лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России.
Отсюда такое динамичное начало:
«Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты».
Что означает «дроги» - это простая повозка без кузова для езды в поле.
В стихотворении сильные религиозные мотивы. Часовни и колокольни – неотъемлемая часть типичного русского пейзажа. Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, естественный, привычный.
«И на известку колоколен
Невольно крестится рука»
Много слов в стихотворении, передающих глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркивающих эмоциональную насыщенность его переживаний: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь».
Пейзаж в третьей строфе построен на цветовом контрасте:
«О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку»
Синь – это и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке.
Малиновое (поле) – призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, этот цвет придает большую значимость и торжественность, привносит праздничный оттенок.
В четвертой строфе:
«Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу»
Выражена тревога о дальнейшей судьбе России.
В 1916 году, когда было создано стихотворение, в стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе Отчизны:
«Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу».
Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов, бескрайних родных степей и полей.
Последний аккорд в стихотворении – это финальный звуковой образ: «Звенят родные степи». Церковный звон – это приглашение на службу всех христиан, это идея духовного единства.
4. Объяснение учителя
(работа в тетрадях - создать краткий конспект по лекции учителя)
Использование интерактивной доски с показом презентации.
Особенности есенинской лирики.
Природа в его стихах чувствует по человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой. Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Любовь к Родине согрета многочисленными пейзажами. Своими пейзажами Есенин выражал думы и переживания. Олицетворение – любимый прием Есенина, который помогал ему оживлять природу.
Связь с народной поэтикой, наличие народных образов: береза, клен, ива, месяц, колокольчик, тройка.
Символика красок. Красный, багряный, синий, голубой, золотой – это краски неба, зари, колосящегося поля, золотых куполов, это цвета России, Родины.
Звуковая организация – песенный склад.
А) ассонансы – повторение гласных звуков (у,а)
Б) аллитерация – повторение согласных звуков (с,сь) (н, нь)
15