Конспект урока «Восточные славяне»
ТЕМА: МИР ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.
ЦЕЛЬ: сформировать представление об образе жизни восточнославянских племен их верованиях.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть процесс расселения восточных славян и их взаимодействие с соседями. Выделить особенности развития и причины более позднего создания предпосылок для создания государства.
Развивающая: формировать умения работать с картой, текстом учебника, иллюстрациями, схемами, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательная: прививать интерес к истории своих предков.
Основные понятия: путь «из варяг в греки», подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, бортничество, князь, ополчение, вече.Даты: VI – VIII вв. – расселение восточных славян в Восточной Европе.
Оборудование: презентации: «Восточные славяне», «Верования восточных славян», карта «Мир восточных славян в VIII – IX вв.»
Формы контроля: устный опрос, работа с картой, иллюстрациями, схемой, текстом учебника.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Проблема урока: Почему восточные славяне не взошли на ступень цивилизации одновременно с южными славянами и другими племенами?
Вывод по проблеме: у славян позднее сложились предпосылки для перехода к цивилизации в связи с суровыми климатическими условиями.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Домашнее задание:
§ 3 читать, составить пояснения к плану.
«5», «4» - ТПО № 4 с. 14.
«3» - ТПО № 1 с. 12.
Формируемые УУД:
Познавательные:
С помощью текста, источников, схемы, иллюстраций находить необходимую информацию, для решения учебных задач.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
Планировать учебную деятельность.
Работать по плану, сверяясь с целью;
Находить и исправлять ошибки.
Оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли в устной форме.
Преодолевать конфликты, договариваться.
Личностные:
Вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Аргументировано оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности.
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД.
Орг.момент. Мотивация.
Какие народы проживали на территории Северной Евразии в эпоху Средневековья?
Какой процесс происходит у славянских народов в V – VI вв.?
Все ли они пришли на территорию нашей страны?
Посмотрим, какие сведения нам даст документ на с. 35.
Одинаково ли развивались славянские племена?
Почему?
Проблема записывается на доску: Почему восточные славяне не взошли на ступень цивилизации одновременно с южными славянами и другими племенами? Балты, финно-угры, славяне и др.
Славяне начали заселять соседние земли и разделились на три ветви: западную, южную и восточную.
На территорию России пришли только восточные славяне.
Первоначально славяне развивались одинаково. Но затем восточные славяне начали отставать. Познавательные.
Коммуникативные.
Гипотезы. Предлагает учащимся выдвинуть свои версии. Записывает их на доску. Предлагают версии. Коммуникативные.
Определение темы. Планирование деятельности. О каких же племенах речь пойдет на сегодняшнем уроке?
Составьте план нашего исследования. О восточных славянах.
Определяют тему урока, записывают ее в тетрадь.
Самостоятельно составляют план работы, затем осуществляют взаимопроверку.
План.
Место проживания.
Образ жизни.
Занятия.
Верования.
Регулятивные.
Коммуникативные.
Открытие нового знания. Работа с текстом учебника (продуктивное чтение) и картой.(с.36, 42).
Исследуем первый пункт нашего плана.
Покажите по карте территорию расселения восточнославянских племен.
Далее учитель выстраивает фронтальную беседу по ходу чтения текста.
Как вы думаете, почему славяне не встретили сопротивления уже живущих здесь племен?
В данном случае мы можем говорить о взаимовыгодном сотрудничестве народов или славяне были завоевателями?
Как шло взаимодействие с соседями?
К чему приводило взаимодействие с другими народами?
Самостоятельная работа с текстом (текст с. 37 – 38).
Докажите, используя текст учебника, что славяне и их соседи создали в лесной полосе развитое земледельческое хозяйство.
Работа с иллюстрацией (с. 41).
А как же жили славяне? Составим рассказ об образе жизни по иллюстрации на с. 41.
Чем занимались кроме землеледелия?
Работа со схемой (с. 43).
Кто управлял племенем?
Какова была роль князя?
Где решались важнейшие дела племени?
Для чего славяне объединялись в племена?
В землях восточных славян образовались большие союзы племен.
Что это были за союзы?
Работа с картой (с. 42).
Назовите союзы восточнославянских племен. Подумайте, почему они получили такое название?
Рассказ ученика о верованиях славян (опережающее задание).
Прослушая рассказ своих одноклассников о богах и праздниках, докажите, что славяне были язычниками. Выполните задания в ТПО № 2 с.13.
Изменилась ли жизнь славян в Средневековье по сравнению с первобытной эпохой?
Сложились ли у славян условия для перехода от первобытного общества к цивилизации? Один ученик территорию расселения восточнославянских племен показывает на доске.
Восточнославянские племена заселили территорию от Карпатских гор до Волги и Оки, от границы леса и степи до Балтийского моря.
Свободной земли было много и славяне несли с собой навыки земледелия, приобретенные на плодородных землях, а финно-угры – знания и привычки выживания в суровых природных условиях.
Это пример сотрудничества, так как народы учились друг у друга.
Большое значение имели торговые пути: Великий волжский путь и путь из «варяг в греки».
Взаимодействие приводило к обогащению культуры славян.
Работая с текстом учебника, ученики составляют рассказ о подсечно-огневом и пашенном земледелии.
Славяне жили в небольших поселках, обнесенных частоколом. Дома были деревянные, а также жили в полуземлянках.
Скотоводством, рыболовством, бортничеством, женщины собирали дары леса.
Племенем управлял князь.
Князь являлся вождем, он собирал войско на время войны.
Важнейшие дела племени решались на народном собрании – вече.
Славяне объединялись либо для нападения на другие племена, либо для обороны от соседей.
По карте называют восточнославянские племена.
Они стали назваться по той местности на которой проживали.
По ходу рассказа одноклассника о богах, учащиеся выделяют признаки язычества и записывают их в ТПО.
Жизнь славян изменилась. Развитие хозяйства и изменение управления общиной привели к возникновению условий для перехода от первобытности к цивилизации. Познавательные.
Регулятивные.
Коммуникативные.
VI.
Применение нового знания. Возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
Так почему же восточные славяне не взошли на ступень цивилизации одновременно с южными славянами и другими племенами?
Игра «Закончи предложение»
Восточнославянские племена в середине I тыс. н.э. заселили огромную территорию от…
Основным занятием восточных славян было…
Суровая природа вынудила использовать тип земледелия…
Славяне верили в…Их религия называется…
Славянскими племенами стали управлять не старейшины, а… У славян позднее сложились предпосылки для перехода к цивилизации в связи с суровыми климатическими условиями Регулятивные.
Коммуникативные.
VI.
Рефлексия. Предлагает заполнить таблицу: (можно устно).
+ - Интересно
Ученики рассказывают, что понравилось на уроке, что нет, что было интересно. Регулятивные.
Коммуникативные.
Личностные.
VII.
Итог. Подводит итог урока. Выставляют оценки.