Трагическая судьба Н.С.Гумилева. Лирический герой поэзии Н.С.Гумилева
Ф. И. О. педагога: Щеголева Наталья СергееваПредмет: Литература Курс: 2 курс Тип урока: урок изучения нового (урок-путешествие с использованием ИКТ-технологий)
Тема урока: Трагическая судьба. Н.С.Гумилева. Лирический герой поэзии Н.С.Гумилева.
Количество часов, отведенное программой на изучение темы: 1 час
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные–
усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний Универсальные учебные действия (УУД)- освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Организационный момент Приветствие, проверка рабочих мест, наличия письменных принадлежностей. Приветствие, просьба проверить рабочие места, готовность к уроку, психологический настрой на работу. Проверить рабочие места, готовность к уроку.
Целеполагание Настраиваются на предлагаемую форму работы.
Читают эпиграф.
Отвечают на вопрос преподавателя
Формулируют цели
Должны вспомнить, что с именем Гумилева связано литературное течение серебряного века – акмеизм, что именно он стал основоположником этого течения. Вспомнить о связи Гумилева с А.А.Ахматовой. О поэтах, работавших в рамках акмеизма. Сегодняшний урок проведём в форме путешествия. Тема «Трагическая судьба Н.С. Гумилева. Лирический герой поэзии Н.С. Гумилёва».
Обратимся к эпиграфу.
Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи?Из письма Н.С. Гумилёва от 1июля 1908г
Какие ассоциации возникли у вас?
- Каковы цели нашего урока?
Преподаватель обобщает сказанное студентами, озвучивая цели, поставлен-ные перед уроком.
- Из обзорной лекции по серебряному веку вы уже знакомы с именем Н.С.Гумилева. Давайте вспомним, что вам известно об этой личности?
Работа с эпиграфом нацелена на создание ассоциативного ряда:
Жизнь – творение - искусство – результат (образец) искусства.
Жизнь – гранит, человек – скульптор.
Формулировка целей урока
Обращение к читательскому опыту (что знаем, как это связать с новой темой)
осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя
Исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
Умение организовывать свою деятельность:
определять ее цели и задачи
Изучение нового материала
Сообщения учащихся.
Сообщение №1
Факты о родителях и рождении будущего поэта
О силе воли и любви к чтению
Годы учебы
Увлечение зоологией и географией, путешествия
Чтение студентом наизусть стихотворенияВносят записи в кластер
Сообщение №2
О встрече с А.Горенко, юношеское сильное чувство
Венчание. Распад семьи.
Чтение студентом наизусть стихотворения «Соединение»
Вносят записи в кластер
Сообщение № 3
От детской игры в оловянные солдатики до службы в Действующей армии.
Выразительное чтение стихотворения «Наступление»
Награды Гумилева.
Предсказание даты смерти.
Трагическая смерть Гумилева.
Дорабатывают кластер.
На доске студент воспроизводит кластер. Н.С. Гумилёв (поэт, воин, книголюб, путешественник, человек несгибаемой воли, человек чести)
Студенты перечитывают эпиграф, говорят о том, что Н.С. Гумилёв сам построил свою судьбу: воля помогала ему преодолевать и собственные слабости, и жизненные обстоятельства. - Жизнь каждого из поэтов серебряного века по-своему интересна. В жизни и смерти Н.С. Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках нет ничего случайного. И быть не могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу.
2 страница книги
Давайте вместе начнем читать эту таинственную книгу под названием «Страна Н.С. Гумилёва», страна, в которой «только усталый достоин молиться Богам, только влюблённый – ступать по весенним лугам».
Ребята представят вам некоторые страницы этой книги, а вы слушайте и заполняйте кластер. Итак, открываем следующую страницу.
3 страница книги
4 страница книги
5 страница книги
6 страница книги
-Послушайте стихотворение «Как в этом мире дышится легко» и скажите, какое впечатление произвело оно на вас.
7 страница книги
8 страница книги
- Затем появилось прекрасное стихотворение «Соединение». Постарайтесь понять чувства лирического героя.9 страница книги
10 страница книги
11 страница книги
- Отразились ли эти факты биографии в творчестве Гумилёва, вы узнаете, прочитав стихотворение «Наступление».
12 страница книги
13 страница книги
14 страница книги
- Итак, мы побывали в загадочной стране, «Стране Н.С.Гумилёва». Закрываем очередную страницу книгу. Но на этом наше путешествие не закончено. Ведь целью нашей было не только узнать факты биографии Н.С.Гумилева, но и понять, каков же мир его поэзии и каков лирический герой произведений этого поэта.
Ваше понимание личности хозяина этой страны, автора, написавшего книгу своей жизни, вы представили в кластере. Пожалуйста, оформите его на доске.
- Как связан эпиграф с фактами биографии Н.С. Гумилёва?
- Безумная несправедли-вость оборвала жизнь поэта. Живой водой может стать наше прикосновение к его стихам, наша память о нём. Задание: Составить кластер по материалам биографии Н.С.Гумилева, показав этой работой, в каких качествах предстал Гумилев перед ними в представленном в докладах материале.
Исследовательская работаКомментарий. Ученики заранее получают задание подготовить сообщение о жизни и творчестве поэта.
Выразительное чтение наизусть
Работа по наполнению кластера.
Выразительное чтение наизусть
Работа по наполнению кластера.
Выразительное чтение.
Работа по наполнению кластера.
Анализ эпиграфа на выявление его связи с биографией поэта.
приобщение через изучение
литературы к ценностям национальной культуры
владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно- ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
Умения организовывать свою деятельность:
выбирать средства реализации цели,
применять их на практике
Усвоение обобщенных способов решения учебных задач.
Исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
Умение организовывать свою деятельность:
оценивать достигнутые результаты.
Исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
Закрепление нового материала. Практикум.
Группируют сборники поэта, выбрав принцип принадлежности его творчества определенному течению серебряного века:
Гумилев – последователь символизма:
«Путь конквистадоров»(1905)«Романтические цветы» (1908)«Жемчуга» (1910)
Гумилев - акмеист:
«Чужое небо» (1912)«Колчан» (1916)«Костёр» (1918)«Шатёр» (1921)«Огненный столп» (1921)
Студенты говорят, что это конквистадор (завоеватель), средневековый рыцарь, пророк, охотник на африканских диких зверей, бесстрашный капитан
Работа в группах:
1 гр.- «Жираф»,
2 гр. - «Капитаны»,
3 гр. – «Слово»
После работы в группах, выразительно читают стихотворение, дают ответы на поставленные вопросы.
Находят точки соприкосновения позиций лирического героя и автора стихотворения.
Получают карточки-задания. Вписывают ответы. Зачитывают результат работы.
Студенты отмечают, что для лирического героя нет пропасти между действительностью и мечтой, его мечта дерзкая, фантазия вольная.
Студенты говорят об изменениях лирического героя.
Выразительное чтение стихотворения
Ответ студентов должен сводиться к тому, что лирический герой поздних стихотворений всё тот же и совсем другой. Он уже не стремится к экзотике, он задаётся вопросом о смысле жизни, о предназначении творчества.
Отвечают на вопрос.
Записывают в тетради свои мнения. 15 страница книги.
- А сейчас мы погрузимся в необычный мир художественных образов, в «сады души» поэта.
- Как можно сгруппировать эти сборники? Почему? (1 минута)
«Путь конквистадоров»(1905)«Романтические цветы» (1908)«Жемчуга» (1910)«Чужое небо» (1912)«Колчан» (1916)«Костёр» (1918)«Шатёр» (1921)«Огненный столп» (1921)
- Обратимся вновь к теме урока. Без понимания того, кто он, лирический герой стихотворений Гумилева, невозможно понимание его поэзии. Дома вы познакомились со стихами поэта, так кто же, по-вашему, лирический герой поэзии Гумилёва?
16 страница книги
- Каков лирический герой лирики Гумилёва? Давайте попытаемся это выяснить на примере нескольких стихотворений.(17 страница книги)
Как Гумилёв создаёт свои яркие, необычные образы? (С помощью каких изобразительно-выразительных средств?). Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. У вас –1 минута на выполнение этого задания.
Оценивается работа участников группы, группы в целом.
- Мы с вами убедились, что используемые Гумилёвым художественные средства помогают автору создать незабываемые, яркие образы и высказать определённую философскую мысль.- Итак, каков же лирический герой лирики Гумилёва?
-А теперь обратите внимание на время написания анализируемых вами стихотворений и подумайте, изменялся ли лирический герой поэзии Гумилёва.
18 страница книги
- Обратимся к стихотворению, которое открывает последний сборник «Огненный столп». Название заключает в себе множество смыслов: странствие, следование Божьей воле, судьба, чудо, участие в созидании «Небесного Иерусалима» (т.е. стремление к святости, преображению).19 страница книги (стихотворение)
20 страница книги
(вопросы)
- Многие исследователи творчества Гумилёва писали о заметном качественном росте его творчества.
- Разделяете ли вы точку зрения Вячеслава Иванова, утверждавшего, что поэтическая судьба Гумилёва напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением внезапно ярко вспыхнувшей?
21 станица книги
- Погиб поэт, «невинно убиенный». А сады его души цветут, потому что о поэте помнят.Выразительное чтение преподавателем стихотворения «Сады моей души»
22 страница книги- Как вы понимаете выражение «сады души»?- Что хотели бы вы из «сада души» Н.С. Гумилёва перенести в «сад своей души»? Запишите.
Задание ориентировано на проверку самостоятельной работы учащихся по изучению творчества поэта.
Задание для работы в группах предполагает выявление черт лирического героя , ответ на вопросы:
Выразительно прочитайте стихотворение.
Какие мысли и чувства выразил поэт в своём стихотворении?
Каковы картины окружающего мира?
Какова интонация стихотворения?
Назовите черты, присущие лирическому герою.
Формулировка ответа на вопрос:
- Какие поступки Гумилёва созвучны мировоззрен-ческой позиции его лирического героя?
Задание на определение художественных средств, используемых поэтом в данном стихотворении. Задание предполагает знание теории литературы и умение применить ее на конкретном литературном материале.
Предложенный набор терминов:
1. Олицетворение2. Вопросительные предложения3. Лексические повторы4. Эпитеты5. Многоточие6. Сравнение
7. Метафоры
8. Аллитерация
Задание предполагает включение читательской внимательности, способности прослеживать происходящие изменения в образе.
Задание представляет собой вопросный ряд для организации фронтальной работы:
-Какова композиция?
-Сколько душ сменилось в теле лирического героя?
-Найдите и зачитайте краткие характеристики душ, отношение к ним лирического героя.
- Какая из метаморфоз души последняя? Почему?
Задание предполагает перенесение читательского опыта на личный внутренний мир.
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
Умение организовывать свою деятельность:
оценивать достигнутые результаты.
Усвоение обобщенных способов решения учебных задач.
Исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
Умение организовывать свою деятельность:
взаимодействовать в группе в достижении общих целей.
Исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
Умение организовывать свою деятельность:
оценивать достигнутые результаты.
Умение организовывать свою деятельность:
взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
оценивать достигнутые результаты.
Усвоение обобщенных способов решения учебных задач.
Исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
Исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
Этап информации о домашнем задании записывают 1.Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н.Гумилёва (обязательно)
2. Письменный анализ выбранногостихотворения.
3.Написать «Слово о Н.С. Гумилёве» (по выбору)
Задание ориентирует студентов на осмысленный выбор материала для заучивания и последующего анализа. Выполнение творческой работы (задание №3) предполагается для сильных учащихся. сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом
Рефлексия - Мы закрываем очередную страницу волшебной книги под названием «Страна Н.С. Гумилёва», очередную, но не последнюю. Надеюсь, что после сегодняшнего разговора о жизни и творческой судьбе Н.С.Гумилева у вас обязательно появится желание прочитать те стихи, которые не прозвучали в рамках урока, и, может быть, по-новому открыть для себя мир поэзии Гумилева.- В заключение урока я попрошу продолжить фразы (раздаточный материал):Больше всего мне понравилось стихотворение…
Самым интересным эпизодом биографии Гумилёва ….
Этап урока, который больше понравился…..
Моя оценка за урок…..
Задание этапа рефлексии позволяет преподавателю оценить уровень осознанности восприятия материала урока, заинтересованности студентов данной темой, уровень самооценки студентами личного вклада в урок, насколько личная оценка совпадает с оценкой преподавателя. сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития
Умение организовывать свою деятельность:
оценивать достигнутые результаты.
Итог урока Сдают листки рефлексии Выставляются оценки за урок, дается комментарий.
Спасибо за работу.
До свидания. Ф. И. О. педагога: Щеголева Наталья СергееваПредмет: Литература Курс: 2 курс Тип урока: урок изучения нового (урок-путешествие с использованием ИКТ-технологий)
Тема урока: Трагическая судьба. Н.С.Гумилева. Лирический герой поэзии Н.С.Гумилева.
Количество часов, отведенное программой на изучение темы: 1 час
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура
урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач
Методы
обучения Форма
деятельности Методические приемы
и их содержание Средства
обучения Способы
организации
деятельности
(по Молчан Л.Л.) Организационный момент Словесный метод Самоорганизация, организация рабочего пространства Психологический настрой на совместную плодотворную работу Слово Фронтальный Готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
Целеполагание Словесный метод
(эвристическая беседа);
наглядный метод; метод художественной интерпретации
Беседа,
работа с эпиграфом Слово преподавателя
Обращение к читательскому опыту (студенты вспоминают материал обзорной лекции по поэтике серебряного века)
Прием художественной интерпретации (создание студентами ассоциативного ряда на основе прочитанного эпиграфа) Наглядность - эпиграф оформлен на доске; портреты Гумилева Н.С. Фронтальный Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, принятие целей и задач, стоящих перед уроком.
Изучение нового материала Словесный метод
(эвристическая беседа);
Метод проблемного изложения
Метод творческого чтения
Метод художественной интерпретации
Наглядный метод
Лекция, построенная в форме путешествия по страницам книги жизни поэта с включением сообщений студентов.
Работа в тетрадях по составлению кластера. Прием художественной интерпретации (повторное обращение к эпиграфу к уроку с целью нахождения ответа на вопрос: «Как связан эпиграф с фактами биографии Н.С. Гумилёва?»)Прием художественной интерпретации (выразительное чтение, подготовленное студентом)
Компьютер, мультимедийный проектор, электронная книга «Страна Н.С. Гумилева», подготовленная в программе Ncesoft Flip Book Maker, раздаточный материал (стихи), наглядность - эпиграф оформлен на доске, доска используется и на этапе проверки работы студентов над заданием по составлению кластера. Фронтальный,
индивидуальный
Активные действия учащихся с объектом изучения: активное включение и осмысленное выполнение задания по составлению кластера; работа с эпиграфом к уроку; слушание и включение в анализ стихотворений изучаемого поэта.
Максимальная самостоятельность в добывании знаний и овладении способами действий.
Закрепление нового материала. Практикум. Словесный метод
Практический метод
Коллективный анализ стихотворений.
Выразительное чтение.
Определение художественных средств, используемых поэтом.
Слушание. Постановка проблемы
Лирический герой поэзии Гумилева. Кто он?
прием эмоционально-образного постижения произведений художественного слова (выразительное чтение, подготовленное студентом)
приемы истолкования произведений (работа с системой заданий по тексту, анализ образа лирического героя)
прием эмоционально-образного постижения произведений художественного слова (выразительное чтение произведения преподавателем) Компьютер, мультимедийный проектор, электронная книга «Страна Н.С. Гумилева», раздаточный материал (стихи для групп, задания к стихам) Фронтальный,
коллективный (групповой) Активные действия учащихся с объектом изучения.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Этап информации о домашнем задании Словесный метод
Наглядный метод
Слушание.
Три уровня домашнего задания (обязательный минимум, тренировочный, творческий.) Доска Фронтальный,
индивидуальный Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Рефлексия Словесный метод обратной связи Письменные ответы на вопросы Прием обратной связи:
ответы на вопросы Раздаточный материал – листы с вопросами Индивидуальный Получение преподавателем информации об уровне осознанности восприятия материала урока, заинтересованности студентов данной темой, уровне самооценки студентами личного вклада в урок, насколько личная оценка совпадает с оценкой преподавателя.
Итог урока Словесный метод Слушание.
Фронтальный Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.