Конспект урока: Основные мотивы лирики: пафос вольности и протеста, чувство одиночества, жажда социальной активности, тема родины и природы, любовная лирика, тема поэта и поэзии.
Предмет: русская литература класс: 9 уроки: 26,27,28
Тема: Основные мотивы лирики: пафос вольности и протеста, чувство одиночества, жажда социальной активности, тема родины и природы, любовная лирика, тема поэта и поэзии. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин, Д.Г. Байрон. Лирика: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно, и грустно..., «Родина», «Желание» («Отворите мне темницу...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою...»), «Чаша жизни», «Есть речи – значенье...», «Выхожу один я на дорогу...», «Смерть поэта», «Утес», «Парус», «Тучи», «Пророк», «Из-под таинственной холодной полумаски...», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»)***Для заучивания наизусть: М.Ю. Лермонтов. «Родина»,
«Смерть поэта», «Дума», «Парус», «Молитва»
(2 стихотворения по выбору учащихся).
Цель: Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Задачи: Развитие монологической речи учащихся. Обучение аналитическому чтению. Развитие навыков анализа разных лирических произведений. Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, презентация о творчестве М.Ю. Лермонтова; сборники стихотворений М.Ю. Лермонтова
Эпиграф:
«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»
Ход урока:
Орг.момент
Проверка д\з: биография поэта; чтение стихотворения «Парус» наизусть
Слово учителя:
На прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творчеством поэта.
Узнали основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества. ***Запись в тетради темы урока
4. Проведем блиц-опрос:
-После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?
-Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?
-Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова? ( 1 – 1837) 2 - 1840
-С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль?( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска) 15 июля
-Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пят.)
-А есть ли какая-то магия цифр в дате жизни и смерти поэта?
-С каким произведением Лермонтова мы знакомились в 8 классе?
5. Работа по теме урока:
Запишите слова-ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово одиночество
- Запишем в тетрадях названия произведений, в которых главным является мотив одиночества: «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко…», «Узник», «Парус», « И скучно и грустно..», «Тучи».
Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.
Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из лермонтовской энциклопедии. (слайд ).
Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:
“один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминируют.
Посмотрим, как же раскрывается этот мотив у Лермонтова. Давайте обратимся к самому, на мой взгляд, интересному стихотворению по этой теме. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».
Откройте, пожалуйста, ваши тексты и приступим к анализу.
6. (чтение стихотворения учителем)
Анализ 1 строфы
Анализ 2 строфы
Анализ 3 строфы
Анализ 4-5 строф
Мы с вами увидели, что стихотворение пронизано чувством одиночества, страдания. Чтобы закрепить наше впечатление, я предлагаю прослушать романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.
Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.
7. Основные положения лекции: Периоды творчества М.Ю.Лермонтова
1828 – 1836 - ранний период
1837 – 1841 – зрелый период
Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.
В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.
!!!*** Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это: Запись в тетрадь:
жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");
8. Домашнее задание:
1в-подг. : Письменно: «Тема Родины в творчестве поэта». Стихотворения: «Родина», «Прощай, немытая Россия» -чтение, анализ
2в- подг.: Письменно: «Тема: Судьба поколения 1830-х годов». Стихотворения: «Дума», «Бородино»(обратить внимание на общую мысль в стихотворении.- упрек поколению 30-х г.)
3в- подг. : Письменно: тема поэта и поэзии. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин, Д.Г. Байрон. Лирика: «Поэт»
9. Итог урока:
В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков. На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд
10. Оценки за урок