Урок литературы в 9 классе «Лелеющая душу гуманность» поэзии Пушкина. Ведущие темы и мотивы лирики поэта


Абашкина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Школа №83
имени Г.И. Баланова города Донецка»
Урок литературы в 9 классе
«Лелеющая душу гуманность» поэзии Пушкина. Ведущие темы и мотивы лирики поэта

Урок литературы в 9 классеТема. «Лелеющая душу гуманность» поэзии Пушкина. Ведущие темы и мотивы лирики поэта
Цели:
повторить уже известные учащимся сведения о лирике и её родовых особенностях;
опираясь на знание учащимися биографии А.С.Пушкина, довести до сознания и чувств девятиклассников идейное и эмоциональное содержание его лирики;
помочь учащимся почувствовать характерные особенности лирической поэзии А.С.Пушкина;
показать благородство, искренность пушкинских чувств, не подчиняющихся обстоятельствам, неотступность порывов и бескорыстие любви;
развивать речь учащихся, способствовать овладению художественными образами, выразительными средствами языка;
воспитывать уважение к культурному наследию прошлого, любовь к искусству слова.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений; презентация с демонстрацией портретов А.С.Пушкина, друзей поэта, А.А.Олениной, Е.К.Воронцовой, Н.Н.Гончаровой, видеофильмов.
Эпиграф: «Хочу сказать, что всех люблю я…»
А.С.ПушкинХод урока
І. Организационный этап
Друзья мои, прошу вас настроиться на лирический лад, ибо наш урок посвящается лирике удивительного поэта А.С.Пушкина.
ІІ. Актуализация опорных знаний
2.1. Учитель
- Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас слово «лирика»?
2.2. Составление ассоциативного ряда к слову «лирика»
2.3. Беседа с учащимися:
- Так что же такое лирика?
(Один из трёх родов литературно-художественных произведений. Лирика рисует отдельные состояния характера в определённые моменты жизни)- Назовите родовые особенности, отличающие лирику.
(Явно выраженная эмоциональность, присутствие «чувства», определённая взволнованность)
Ещё Добролюбов, настойчиво говоря о «чувстве» как условии лирической поэзии, выдвигал понятие «мысли» как основы жизни всякого лирического произведения.
Специфику лирического рода образует наличие лирического переживания. Переживания поэта должны превратиться в акт сопереживания читателя или слушателя.
- Вспомните, как изображалась верховная муза лирической поэзии в Древней Греции?
- Что может вызвать переживания поэта?
- Случайно ли лирику отождествляют со стихами?
- Какие лирические жанры вам знакомы?
- Когда происходит расцвет лирики?
(В эпоху романтизма. Именно в эпоху романтизма складывается творчество великих поэтов: Мицкевич – в Польше, Гюго – во Франции, Байрон – в Англии, Пушкин, Лермонтов – в России)ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Звучит фоновая музыка
Пушкин в России.
В.В.Розанов, русский писатель, публицист, философ, писал: «Пушкин – это какая-то странная вечность… Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это – чудо. Пушкин нисколько не состарился… ни в чём не устарел… в нем сохраняется нечто для всякого века и поколения».
В самом человеке он взял только природно-человеческое – то, что присуще мудрейшему из зверей, полу-богу, полу-животному: вот – старость, вот – детство, вот – потехи юности и грёзы девушек, вот – труды замужних и отцов, вот – наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным; И каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все – немногословно. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно «знать от доски до доски», и слова его:
Над вымыслом слезами обольюсь –
Есть завещание и вместе упрек нам – его благородный, не язвительный упрек. Заметьте: ничего язвительного на протяжении всех его томов! А как он негодовал! Но ядом не облил не одну свою страницу. Вот почему он так воспитателен и здоров для души. Во всех томах ни одной страницы презрения к человеку».
ІV. Изучение новой темы
4.1. Учитель
И сегодня мы будем говорить не просто о Пушкине-поэте, а о Пушкине-гуманисте. Именно гуманность Белинский считал основным свойством поэзии Пушкина: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».
Глубокой гуманностью проникнуты стихи Пушкина о любви и дружбе. «Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и коротко, несмотря на его глубокость, и вместе с тем так человечно, гуманно!»
- Скажите, что значит для Пушкина день 19 октября?
На экране видеофильм «19 октября – День рождения Царскосельского лицея»
О том, что значил для Пушкина лицей, вы узнаете из сообщения одноклассников.
4.2. Сообщение учащихся о лицейском периоде жизни Пушкина, о друзьях-лицеистах
4.3. Учитель
Звучит фоновая музыка
Для Пушкина, до лицея уединенно растущего, годы учёбы стали началом приобщения к обществу, к «товариществу», к интересным и очень разным людям. Чувство «дружества», пронесённое поэтом через всю его жизнь и воспетое во многих стихах, посвящённых лицеистам, вообще уникально в нашей литературе. Оно – великий нравственный пример стойкой верности.
Да, именно в лицее у Пушкина раскрывается талант дружбы. Он умел преданно любить, и эта любовь рождала большие ответные чувства.
Иван Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал, как зарождалась и росла дружба между ним и Александром Сергеевичем в лицее.
Такое же глубокое чувство звучит в стихотворении Пушкина, посвящённом Пущину. «Товарищ милый, друг прямой», – называет его поэт в стихотворении «Пирующие студенты» (1814). Перед самым выпуском из лицея Пушкин написал в альбом другу:
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок…
Пущин, находившийся в ссылке в Чите и узнавший о гибели Пушкина, пишет: «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история, и если бы я был на месте К.Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь…».
Роковую пулю нельзя отвести. Но как часто при жизни поэта именно дружба защищала Пушкина от «сетей судьбы суровой», противостояла гонениям судьбы. Воспоминания о друзьях спасали от одиночества, помогали преодолеть замкнутость «дома опального»:
Друзья мои, прекрасен наш союз!..
Отечество нам Царское Село –
читаем в первом послании Александра Сергеевича «19 октября», которое он написал в Михайловской ссылке в 1825 году.
А всего их было 5 – посланий друзьям-лицеистам.
Последнее послание «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) было юбилейным (лицей отмечал 25-ю годовщину). Пушкин стал было читать стихотворение на очень поредевшем собрании товарищей по выпуску, как вспоминают, заплакал и не смог продолжить.
В стихотворении сопоставляется начало и конец жизни.
Звучат две первые строфы стихотворении А.С.Пушкина«Была пора: наш праздник молодой…» в исполнении учащегося
Время, конечно, меняет и чувства, и облик людей. Но с мудрым пониманием А.С.Пушкин говорит друзьям:
Недаром – нет! – промчалась четверть века.
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?
4.4. Учитель
Дружба… Любовь… Поистине, наверное, счастлив тот, кто умеет дружить и любить.
Из моря пушкинских лирических стихотворений о любви возьмём одно… – такое ясное, совсем просто написанное, вроде бы совсем не сложно организованное, но такое притягивающее, привораживающее.
- Вы догадались, о каком стихотворении я говорю?
Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»
в исполнении учащегося
Стихотворение многократно было положено на музыку. Оно стало основой свыше 40 лирических романсов русских композиторов.
- Стоит ли давать биографический комментарий к подобным стихотворениям? Да, известно, что стихотворение «Я вас любил…» посвящено Олениной. Но все же центральным образом стихотворения о любви является не образ конкретной женщины, а образ… любви.
На экране видеофильм, «иллюстрирующий» романс Глинки
на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
- В какой строфе перед нами предстает образ любви, как необычно чистого, возвышающего человека чувства огромной радости?
На экране портрет А.С.Пушкина, рассказ учащейся о кольце Е.К.ВоронцовойЭто кольцо – подарок Пушкину от Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. Кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке: «Симха, сын почтенного рабби Ианфа, да будет благословенна его память» и свой портрет в золотом медальоне Воронцова подарила Пушкину на память перед отъездом Александра Сергеевича в ссылку в Михайловское.
В Михайловском Пушкин работал над «Евгением Онегиным». Иногда ему приходят письма от Воронцовой. Он их сжигал (она просила).
Прощай, письмо любви! Прощай, она велела…
Как долго медлил я! Как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Сожженное письмо» (аудиозапись)
4.5. Беседа по вопросам:
- Проследите, как меняются оттенки настроений лирического героя в то время, как горит сжигаемое письмо. Какое чувство остается при этом неизменным?
- Какими словами переданы движения души поэта, какие интонации используются? Прокомментируйте, какова роль приема непосредственного обращения автора к горящему письму.
- Понаблюдайте над особенностями звукописи в этом стихотворении. Какие звуковые сочетания наиболее часты, как они влияют на тональность стиха, передачу внутреннего состояния лирического ге­роя, как воздействуют на восприятие стихотворения читателем?
- Почему в этом грустном, даже трагическом стихотворении вдруг появляется слово «отрада»? Можно ли найти в нем еще какие-либо проблески светлой печали?
Письма Пушкин сжигал, а кольцо бережно хранил. К нему обращает он строки стихотворения «Храни меня, мой талисман…»
Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Храни меня, мой талисман…»
в исполнении учащегося
4.6. Учитель
Самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина связаны с Натальей Николаевной Гончаровой.
По шутливому признанию поэта, Гончарова была его 113-я любовь. Но
те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были ещё той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватывает его с тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали.
- А когда и где это случилось?
- Легко ли было Пушкину соединить свою судьбу с Натальей Гончаровой?
Как счастлив был поэт, когда 18 февраля 1831 года ввёл в свой дом молодую красавицу-жену.
Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна» в исполнении учащегося
«Я женат и счастлив, одно желание моё, чтоб ничего не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился» (Из письма Плетнёву 24 февраля 1831 года)
На экране видеофильм «Муза… Мадонна… Жена»
4.7. Учитель
«Просто поэт», – так Пушкин определял себя. Поэт, на все благородное давший благородный отзвук.
В.Г.Белинский, характеризуя пушкинский стих, называет его поэтическим, художественным, артистичным, лёгким. Добавим музыкальным.
- Скажите, как поэт добивается музыкальности стихотворений?
- Определите стихотворный размер стихотворений «Мадонна» (1 вариант) и «Сожжённое письмо» (2 вариант).
4.8. Практическая работа по определению стихотворного размера
4.9. Учитель
Ямб – самый популярный размер, им написано 2/3 всех русских стихотворений. В ХХ веке выдвигается 5-тистопный ямб (Пушкин, Лермонтов, Тютчев) в лирической поэзии.
V. Рефлексия
5.1. Учитель
Лирическая поэзия… Мы начинали урок с разговора о лирике.
- Скажите, от какого слова происходит слово «лирика»?
- А что такое лира?
5.2. Составление синквейна на темы «Лирика», «Лирический герой», «Пушкин». (Учитель приводит примеры синквейна)
Пушкин.
Вдохновенный, верный.
Творил, не подличал, страдал.
Он выбрал для себя женщину, религию, дорогу
Благородство!
***
Пушкин Александр Сергеевич.
Величайший, русский.
Творил, писал, восхищал.
Еще при жизни стали именовать гением.
Поэт.
***
Пушкин.
Русский, гениальный.
Вдохновляет, учит, творит.
Пушкин – солнечное имя.
Светоч.
5.3. Учитель
В стихотворении «Памятник» Пушкин говорит: «… чувства добрые я лирой пробуждал».
И сегодня Пушкин вдохновляет людей на творчество. Сейчас прозвучит песня «Над пушкинской строкой» (стихи В.Гоцуленко, музыка В.Быстрякова). Она и станет лирическим завершением нашего урока.
Звучит песня «Над пушкинской строкой» в исполнении Н.КараченцеваVІ. Домашнее задание
Написать сочинение-эссе «Над пушкинской строкой».