Первый том лирической трилогии А.Блока 1897-1904 Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Стихи к уроку: «Стихи о Прекрасной Даме», «Ветер принёс издалека», «Ты отходишь в сумрак алый», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», «Я жду призыва, ищу ответа», «Не ты ль в моих мечтах», « Встану я в утро туманное», «Мы встречались с тобой на закате»,» «Я и молод, и свеж, и влюблён», «Я их хранил в пределе Иоанна», «Вхожу я в тёмные храмы» и др. Выписать из стихотворений эпитеты и характеристики лирической героини и лирического героя.
Тема урока: «Появляются вдруг видящие зорю» А.Белый. Первый том лирической трилогии 1897-1904 Цикл «Стихи о прекрасной Даме».
Концепция: «Однострунность» души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке, здесь главы определяются годами, в следующих книгах – понятиями» Блок
1 Лирика Блока – явление уникальное. При всём многообразии проблематики, отличии ранних стихотворений от последующих, она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Первое собрание сочинений – 1910-1911, затем в 1916, и в 1918-21. Это 3 тома=18 лирических циклов, «стран души». В письме к Белому Блок пишет: «таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через болотистый лес- к отчаянию, проклятиям, «возмездию» - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру»
1 том (1898-1903) « Ante lucem» («До света») – предварение будущего нелегкого пути. Антиномическое отношение к жизни: на одном полюсе – мотивы мрачной разочарованности: «Я стар душой»,
а на другом:
Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне,
- и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества: «Но к цели близится поэт, стремиться, истиной влекомый».
2 Центральный цикл - «Стихи о Прекрасной Даме» - «мгновение слишком яркого света». Блок верит в существование Души Мира, Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо», спасти мир, который на грани катастрофы. Как спасти? Через духовное обновление. Считает, что любовь к миру открыта через любовь к женщине. Идея «двоемирия» - сочетание материального и духовного. Отсюда многоплановость облика героини. Основное положение философии В.Соловьёва, воспринятое Блоком - «софиология» (вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которая станет знаком изменения и преображения всего сущего)
Так писал об этом А.Белый: «Срыв старых путей переживается концом Мира, весть о новой эпохе - вторым пришествием. Нам чуется апокалипсический ритм времени. К началу мы устремляемся сквозь конец появляются вдруг видящие зорю Она, или Муза поэзии Соловьёва, на нашем жаргоне явилась символом органического начала жизни, долженствующей соединиться со словом Христа».
Символ- «знак иного мира», язык намёков и иносказаний, начало формирования устных словесных символов, которые не исчезнут потом, а будут творчески переосмыслены, это «слова-острия». Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» невозможно понять без:
1. биографический контекст (отношения с Менделеевой)
2 лирический контекст (поэтические традиции Фета, Тютчева, Полонского, образа Вечной Женственности у Гёте, Лаура у Петрарки и Беатриче у Данте)
3 философского контекста (концепция Соловьёва, образы Души мира – Вечной Женственности).
Это три облика и три плана лирической героини: в космическом плане – Душа Мира, в религиозном – Царица Небесная, в повседневном плане – нежная, но немного надменная, к облике которой угадываются черты Л.Д. Менделеевой.
.
- Какие эпитеты вы нашли, характеризующие лирического героя? Какие характеристики? (Молод, свеж, влюблён, отрок, безрадостный и тёмный инок) Это «земная» характеристика.
- А героиня? ( С одной стороны «земная» женщина – «стройна и высока// надменна и сурова». Герой видит её издалека. Но есть и мистический, небесный образ – дева, заря, величавая Вечная Жена, святая, ясная, непостижимая.)
Эпитеты: призрачные, неведомые тени, неведомые звуки, надежды нездешние, нездешние видения, красота неизреченная, непостижимая тайна, грусть несказанных намёков.
Так мы видим, как история земной любви преображается в романтико-символистический , мистико-философский миф. Основа фабулы - противопоставление «земного» (лирический герой) «небесному» (Прекрасная Дама), и в то же время стремление к их соединению, «встрече», в результате чего должно наступить преображение мира. Лирический сюжет осложняет фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды и сомнения в них, ожидание любви - и боязнь её крушения, вера в неизменность облика Девы – и допущение того, что он может быть искажён: «Но страшно мне – изменишь облик ты».
Современник писал: «О Блоковской Прекрасной Даме много гадали – хотели видеть в ней то жену, облечённую в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую влюблён поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергнет этого мнения»
Для Блока любовь – это то, что приоткрывает тайну бытия.. Блок переживал любовь до конца дней своих, благоговейно, как «неразменную ценность». «Да святится имя твоё» - он готов был повторять и в конце жизни. Но путь свой он воспринимал по отношению к ней, реальной женщине Менделеевой, только как платонический, как ряд измен ей (физических).
Это противоречие в натуре Блока: влечение к переменам и потребность в вечной верности:
Не может сердце жить покоем
Но –
Ты перед Вечностью полон измен.
А в стихотворении из цикла «Возмездие» читаем :
Опять – любить её на небе
И изменять ей на земле.
Драматическая напряжённость присуща завершающему 1 том циклу «Распутья». Здесь внимание к людскому горю, социальная проблематика. (Читаем «Фабрика»). Здесь мы видим образы тех, кто погибает из-за хлеба: мать-самоубийца ( читаем «Из газет») Приходит ясное понимание того, что «только одно делает человека человеком - знание о социальном неравенстве» В цикле «Распутья» расширяется тематика и проблематика стихотворений, мы видим постепенный уход от философии Соловьёва, появление социальных мотивов, так появляется второй том лирики- переходный.
Домашнее задание: 2 том.
1 группа - тема природы, цикл «Пузыри земли»,
2 группа –урбанистическая тема, цикл «Город».
З группа «Всё обезличено. все - все равно» Анализ стихотворения «Незнакомка».
4 группа Интимная лирика. Циклы «Снежная маска», «Фаина». Адресаты лирики
Тема 2 урока «Вхожу я в путь, открытый взорам, или Вторая - декадентская, переходная книг» (Блок)
15