Научно-исследовательская работа на тему: Детский фольклор моего села (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Старобурново
муниципального района Бирский район
Исследовательская работа
«Детский фольклор моего села»
Выполнили: ученицы 7 класса
МБОУ СОШ с. Старобурново Суслова Д. и Ситникова К.
Руководитель: Саяпова Л.А.,
учитель русского языка и литературы.
2017г.
Летний вечер. Во дворе собрались ребята от пяти до тринадцати лет. Данила, наш одноклассник, предлагает сыграть в любимую игру «Кондалы». Наталья соскакивает со скамьи и начинает бойко тараторить детскую считалку:
Чекерики - букерики,
Бухты - барахты,
Лебеди - шарахты.
Чары - пиры,
Два копира.
Солнце - бронза,
Луковка
Ребята разделены на команды - игра начинается.
Потом мы играем в «Ручеек», «Кошки-мышки», «Салки»Долго в нашем дворе раздаются счастливые детские голоса, смех, шутки.
Прихожу, уставшая, домой и ложусь спать. Но сон не идет. Без конца повторяю считалку:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею – злые дети.
Кук – мак, кук – мак,
Убирай один кулак.
«Кук-мак, кук- мак»
Откуда эти слова? Что они обозначают?
Наутро, прочитав специальную литературу, узнаю о происхождении считалок. Одного из малых жанров детского русского фольклора.
Считалки - небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой. По поводу происхождения считалок существует несколько версий: одни исследователи связывают их с древними представлениями о губительности прямого пересчёта, который и заменяла зашифрованная считалка, искажавшая названия чисел. Другие полагают, что считалки представляют собой переходную форму от предметного счёта к абстрактному. В считалках отсутствуют конкретные действия, связанные со счётом, на первый план выходит ритмически организованный текст, а действие существует лишь символически: ведущий по очереди дотрагивается или указывает на каждого из детей. Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных
Людей.
Очень интересную считалку знает Вика Гайтанова, ей 9 лет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел кактус наш считать,
Мама, папа, кактус, я -
Наша дружная семья.
Вы не трогайте его,
Он уколет, о- го-го
Адель Бикбаува, восьми лет, вспомнила свою любимую считалку:
Ехала карета по мосту,
Мост провалился-
Карета внизу Не жалко кареты,
Не жалко коня,
Жалко Принцессу-
Она влюблена
Общаясь, играя, мы не задумываемся о том, как много фольклора в нашей жизни, особенно среди детей. Нам захотелось рассказать о наиболее знакомых нам жанрах детского фольклора села Старобурново Бирского района. Рассказать, насколько они уникальны, неповторимы. Село наше всегда являлось хранителем национальных традиций, народного творчества. Ведь воспитание в каждой семье начинается с фольклора, с этих маленьких, но уникальных по своему разнообразию жанров: колыбыльных песен, пестушек, потешек, небылиц, прибауток, пословиц, закличек, считалок, скороговорок, загадок, игр и т.д.
У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире.
Например, мама, склонившись над колыбелькой, приговаривает:
Потягушечки, потянись, Поскорей, скорей проснись.
Этот жанр у нас называется пестушки (от "пестовать" - "нянчить, растить, воспитывать") - это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Они создают особое настроение. В селе Старобурново молодые мамы тоже приговаривают:
Потягушечки, порастушечки,
Роток - говорушечки,
Ручки - хватушечки,
Ножки - ходушечки
Потягушечки, потянись, Поскорей, скорей проснись.
Литвинова Анна Михайловна, нянчась со своим правнуком Максимом, тоже любит приговаривать:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал Максимка засыпать.
Можно сказать, что колыбельные песенки – это тоже пестушки, только связанные со сном. В таких песенках чаще всего говорится о тишине и покое. Под колыбельные напевы дети быстро успокаиваются, лучше засыпают. Например, жительница села Старобурново Валентина Сергеевна Калугина спела колыбельную песенку, которую некогда напевала ей мама. Так песни передаются из поколения в поколение, от матери к дочери.
Зыбаю, позыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть
Дедушка дрова рубить,
Деточка уху хлебать.
Валентина Сергеевна знает и другой вариант, например:
Баю-баю, баиньки,
Спят ребятки маленьки,
Спят поля, спят леса,
Пала мокрая роса.
У Выдриной Дины Павловны своя колыбельная песня:
А баю, баю, баю
Живет барин на краю.
Он не беден, не богат.
У него трое ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу с масличком едят.
Кашка масленька,
Кашка сладенька.
Подрастая, ребенок знакомится с потешками - короткими игровыми присловьями. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, ребёнок осваивает простейшие движения и жесты, учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.
Потешка «Сорока- ворона» известна всем. Но вариант Ситниковой Галины Петровны знают только в Старобурново.
Сорока – ворона,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
И этому дала.
А этому не дала.
Баню не топил,
За дровами не ходил.
Тут холодная вода,
Тут тепленькая.
А тут кипит, кипит.
Вот еще пример Старобурновской потешки:
Я не мамкин сын,
Я не папкин сын,
Я ветки сын.
Меня ветер снес,
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек.
В этом году была небывалая засуха. Земля высохла, урожай погиб. Стали засыхать ручьи, реки. Взрослые заволновались, а ребята, по обычаю, на берегу речки стали дождик зазывать:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь, поливай!
Самые маленькие, трехлетние Илюша и Виталик, тоже не отставали от старших:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Старожилы нашего села Карпова Зинаида Петровна и Калугина Раиса Михайловна рассказали, что заклички они распевали в далеком детстве. Научили их этому их бабушки, те в свою очередь научились от своих бабушек. Так мы узнали, что заклички- очень древний жанр и уходит он своими корнями еще в язычество. Дети, распевая эти небольшие песенки, как бы вступают в сговор с силами природы: с солнцем, громом, дождем, ветром. В них не только обращение, но и выражение чувств – восхищения, нежности, восторга:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Хлеба каравай,
Только поливай.
Другой вариант:
Дождик лей, лей, лей,
Никого не жалей,
Все ребята дома,
Не боятся грома.
Иногда, уставшие от громких подвижных игр, мы усаживаемся на скамейки или на бревна и начинаем загадывать загадки. Загадки - это испытание на смекалку, сообразительность. Они развивают догадливость, воображение. Существуют разные варианты одной и той же загадки, потому что, будучи жанром устным, она запоминалась со слуха.
У двух матерей Пять братьев
По пяти сыновей, Годами равные,
Одно имя всем Ростом разные
(пальцы)
Раньше загадки загадывались в деревнях на «посиделках». И по обычаю, сначала загадывались загадки о самом человеке. Затем о том, что рядом с ним находится, в конце – о предметах и явлениях, удаленных от человека.
Спереди- метла, сзади- два столба.(конь)
В последнее время, исходя из реалий современной жизни, среди детей появились загадки на новый лад.
Например, без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз – ксерокс)
Сто одежек и все без застежек. ( Капуста – бомж)
Кто на себе свой дом носит? (Улитка – акванавт)
Какой конь землю пашет, а сено не ест? (Трактор – глупый)
Очень популярны в селе среди детей небылицы, такие песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь небылицы обыгрывают простейшие, хорошо знакомые явления. "Всякая небылица в три года пригодится", - гласит народная поговорка. Вот примеры бурновских небылиц:
Стучит-гремит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке.
Эту небылицу мы услышали от Ситникова Данилы, двенадцати лет.
Это было в феврале
Пятого апреля,
Сухо было во дворе,
Грязи по колено.
Он писал жене письмо:
Жив - здоров,
Лежу в больнице,
Сыт по горло,
Есть хочу,
Приезжайте ко мне в гости,
Я вас видеть не хочу,
Кто не помнит хотя бы одну докучную сказку. Например, про белого бычка. Всем понятно, почему такая сказка называется «докучной», то есть докучать, надоедать.
В докучных сказках совершается один и тот же круговорот событий. Вот такую сказку нам рассказала А.М. Литвинова:
Жила-была бабка у самой у речки,
Захотелось бабке искупаться в речке.
Купила бабка мыло, купила мочало,
Эта сказка без конца,
Начинай сначала
Жила-была бабка
Выводы
Занятия в филологическом кружке помогли нам оценить слово как основную единицу языка.
Заставили задуматься над содержанием слова, то есть его лексическим значением, соотносить слово с явлением реальной действительности.
Мы прониклись интересом не только к русскому народному языку, но и к творчеству и быту русского народа.
Изучая малые жанры фольклора, мы изучили историю родного села Старобурново, ближе познакомились со старожилами. Все это приобщило наск духовной культуре своих односельчан и позволило нам еще сильнее полюбить свою малую родину.
Нет предела народной фантазии. Работая над своей темой, общаясь с односельчанами разных поколений, мы поняли, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.
Литература
Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре.- М. Художественная литература. 1991 г.
Потешки. Считалки. Небылицы. Составитель: А.Н. Мартынова.-М. Современник. 1985 г.
Русский фольклор. Под ред. В.П. Аникина.- М. Художественная литература. 1985 г.
.
.