Конспект интегрированного урока по литературе + ИЗО + Русский язык + МХК Тема: Пейзажная лирика в жизни и творчестве А.С. Пушкина
Конспект интегрированного урока Пейзажная лирика в жизни и творчестве А.С. Пушкина
Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе занятия;
способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.
1. Обучающая– Расширить познавательную сферу обучающихся через анализ лирического стихотворения Пушкина, познакомить с техникой «Граттаж», / помочь увидеть мир А.С.Пушкина в стихотворении; исследовать этот мир; проанализировать, при помощи каких художественных средств поэт создает его; услышать авторское «я»; раскрыть учащимся мастерство пушкинского описания природы и показать то радостное, светлое чувство, которое испытывает поэт, воспринимая эту картину, помочь постичь на основе анализа текста идейно-художественное своеобразие творчества Пушкина; познакомить с понятиями: антитеза, аллитерация; обогатить познания родного языка.
2. Развивающая – Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через анализ произв. Пушкина, анализ своей работы на уроке;
-Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать умение учащихся работать с текстом и коммуникативные умения, навыки выразительного чтения текста и его комментирования с опорой на имеющиеся знания, навыки работы с дополнительной литературой, словарями, интеллектуальные умения и навыки: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитывающая - воспитывать творческого читателя, воспитывать бережное и внимательное обращение с художественным текстом в процессе его исследования, нравственные (прежде всего патриотические) чувства, благоговейное отношение к родному языку, родной природе и поэтическому гению Пушкина.
Универсальные учебные действия:Личностные УУД: уметь ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, понимать смысл стихотворения и настроение героя; Обучающие: обучать умению делить текст на части, Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение интонацией передавать настроение, анализировать лирический текст; соотносить картины природы с настроением героя; Воспитывающие: прививать любовь к природе, совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу;вырабатывать умение использовать образный язык изобразительного искусства в технике «Граттаж» для достижения своих творческих замыслов;Познавательные УУД:- выбор оснований и критериев для сравнения произведений литературы, живописи и фрагментов музыкальных произведений; - самостоятельное решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже средствами графики;- самостоятельный подбор способов решения возникающих вопросов творческого характера.Коммуникативные УУД: - расширение навыков общения в условиях урочной деятельности;- развитие эмоционально позитивного отношения в процессе обмена мнениями.Регулятивные УУД:- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работы в материале,- выражение в словесной форме образного смысла творческой работы,- оценивание своей деятельности на уроке. Оборудование: информаторы-справочники, бланки с лабораторной работой, текст со стихотворением «Зимнее утро», мини-заготовки для граттажа, стеки, палочки, электронная доска, компьютер, презентацияХод урока
Оргмомент. Целеполагание и мотивация.Психологический настрой детей на урок.
Слайд 1- Здравствуйте! Ребята, наш урок начнём с игры
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева,
Мы с тобой друзья
Урок литературы у вас сегодня проведу я, меня зовут Тамара Дмитриевна. А помогать мне будет моя коллега, Людмила Анатольевна, учитель изобразительного искусства. А как зовут вас, я сейчас узнаю. У вас на парте лежит листочек и маркер, крупными буквами запишите свое имя.
А девиз нашего занятия таков: Слайд 2
Внимательно слушай - и всё услышишь. Внимательно смотри - и всё увидишь.
Думай - и всё поймёшь.
Актуализация темы. Слайд 3, 4, 5 -Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель.
-Вы узнаёте эти фотографии? Что на них изображено? (фото снято с местного пейзажа)
-Давайте подберём для этих фото ключевые слова (деревья, речка, снег, небо).
-А каким словом можно назвать то, что здесь изображено? Пейзаж
( Слайд 6) (1799-1837, на экране по мере ответов уч-ся появляется запись «А.С.Пушкин», портрет поэта)
_ Что может обозначать эта дата? Открываем портрет. Вы, наверное, обратили внимание, сегодня у нас 2017 год 2 февраля, а Пушкина не стало в 1837 году 10 февраля, прошло 180 лет со дня смерти, а творчество поэта радует нас вот уже более 200 лет, поэтому тема нашего урока не случайна. _ Что вы знаете об этом поэте? (уч-ся вспоминают биографические данные, что им написано)
Проблемный вопрос:
- Можно ли понять по данным фотоснимкам, портрету, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-А у вас есть желание узнать, о чем писал Пушкин, кроме того, что вы изучили?
Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Пейзажная лирика в жизни и творчестве А.С. Пушкина Запишите тему в тетради Слайд 7
А цель? Что мы должны сегодня на уроке делать, чтобы раскрыть данную тему?
Слайд 8
Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта, будем читать и анализировать стихи великого поэта, т.е.выступим в роли исследователей, попробуем раскрыть тайны его внутреннего мира и связать их с творчеством. Прочтите, пожалуйста, стихи, которые вы приготовили к уроку. (Пейзаж из каждого времени года)
- Как красивы пушкинские стихотворения Нам хочется разгадать секрет их впечатляющей силы. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Вперёд к новым открытиям!
- Давайте напишем на доске слово «стихотворение».
- Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации? (поэт, строфа, рифма.художник слова…).
-Какова особенность морфемного состава слова? (в слове два корня: стих- и твор-). А родственными словами являются такие слова: стихи, творчество, творить .
-Вслушайтесь. Как красиво звучит – «творение стихов». Да, творить стихи – это настоящее искусство. - Можно ли изобразить пейзаж в лирике? Встречались ли вы раньше с пейзажной лирикой?
– А сейчас послушайте и представьте себе красоту, увиденную поэтом А.С. Пушкиным в лирических произведениях…
Слайд 9 АУДИО Чтение стихотворения «Зимнее утро»
- Ребята, вы узнали этот текст? Да, это, конечно же, «Зимнее утро» Пушкина.
А теперь и мы вместе с вами выразительно прочитаем стихотворение. (Внимание при чтении обращаем на выразительность при смене настроения поэта)
Выразительное чтение стихотворения учащимися
Это стихотворение одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. С самых первых строчек Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы.
И рассмотрим мы тему нашего урока - исследования на стихотворении «Зимнее утро»
VI. Постановка учебной задачи
-Что же представил, передал нам Пушкин А.С.в стихотворении? (передал радостное восприятие жизни, воспел красоту зимней природы )
(Слайд 10) И значит, эти слова будут ключевыми на нашем уроке: Красота зимней природы, радостное её восприятие.
-Какие цели вы сегодня перед собою поставите, чтобы раскрыть значение ключевых слов?
Не забудьте, что мы исследователи, какие стороны текста мы должны рассмотреть? Учащиеся составляют план достижения цели:
1)время и место создания стихотворения; (история)
2)«толкование устаревших и диалектных слов;
3) выразительно-изобразительные средства языка стихотворения «Зимнее утро»
Работа в группах (на столах учащихся справочный материал, из которого они должны выбрать материал для исследования, сделать вывод)
Примерный отчёт учащихся в группах
1 группа. «Зимнее утро» написано четыре года спустя после ссылки и не связано с Михайловским непосредственно, но в нем, несомненно, отражены впечатления тех лет.
Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения. Стихотворение написано очень быстро, в один день- 3 ноября 1829 г. в селе Павловском
Вывод: поэт переедал красоту родных и дорогих для него уголков Михайловского, это рощи и сосновые леса, вид на которые открывался из окон одноэтажного дома, где жил поэт
2 группа У художника - краски, у композитора - звуки, у писателя - слово. Этими средствами создаются картины. Мы мысленно сможем представить то, что видит поэт, услышать звуки природы, если будем понимать значение написанного. 2)Толкование устаревших слов Словарная работа.
Взоры – глаза;
Нега – блаженство, наслаждение;
Вечор – (устар.) – вчера вечером;
Нынче – сегодня;
Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый;
Аврора – богиня утренней зари в древнеримских мифах.
Слайд 10 (после выступлений уч-ся)
Вывод: устаревшие слова погружают нас в то время, в которое жил поэт, объясняя значение их, мы хорошо представляем красоту зимнего пейзажа
3 группа 3)Выбор цитат, подтверждающих красоту природы, с помощью каких художественно-выразительных средств поэт достигает этого.
Эпитеты: «небо мутное», «ты сидела печальная», ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет», «звезда севера», сравнение: луна – «бледное пятно», олицетворение: мгла носилась, вся комната янтарным блеском озарена…» С помощью эпитета «янтарный» поэт показывает, как ярки солнечные лучи и огонь, озаряющие комнату, как все ярко освещено, эпитеты и метафоры « вьюга злилась» использует Пушкин для создания картины прекрасного зимнего утра. И от этого у поэта радостное ощущение: в доме тепло, за окном светит яркое зимнее солнышко, хочется выскочить на улицу: «Друг милый, предадимся бегу…»
Слайд 11(после выступлений уч-ся)
Вывод: используя эти выразительные средства языка, поэт позволяет читателю показать красоту зимнего пейзажа.
Учитель: Кроме того, в 4 строфе мы не только «видим» (янтарный отблеск огня) Вся комната янтарным блеском озарена, но и «слышим» Трещит затопленная печь(потрескиванье сухих, охваченных пламенем поленьев),звуки в этом сыграли свою роль (Т, Р, Щ, Ч).
- А как бы вы назвали слова «вчера» – «нынче» по лексическому значению (антонимы); Это
антитеза – то есть противопоставление, противоположность, она используется для большей силы и яркости выражения, сопоставляются противоположные мысли или образы
.Слайд 11-20 Физминутка «Хорошее настроение»
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Лабораторная работа по литературе
Выполнил(а) ученик(ца) ___5____ класса (ФИ)_________________________________________
Выразительно прочитайте стихотворение «Зимнее утро».
Какой теме оно посвящено? (теме любви, теме природы, теме дворянского быта) Подчеркни нужное.
Если бы это была картина, то это был бы зимний пейзаж, портрет любимой, интерьер комнаты. Подчеркни нужное.
Это стихотворение можно разделить на 3 части. Озаглавьте их?
1 ________________________________________________________
2 ________________________________________________________
3 ________________________________________________________
Композиционное противопоставление в литературе называется _________________ .Какое время суток противопоставляется другому? Запиши.
____________________________ _____________________________
Создать образ зимней природы Пушкину помогают средства выразительности.
олицетворение ____________________________
эпитеты _________________________________________
сравнения ________________________________ антитеза_______________________________________________
Поэтический текст передаёт интонацию спокойной негромкой речи лирического героя, благодаря стихотворному размеру (?)___________.
Определи стихотворный размер (чередование ударных и безударных слогов).
Мо-роз- и - солн -це- день -чу - дес -ный Е-щё - ты- дрем –лешь –друг -пре- лест-ный
Физминутка (потирание рук)
Слайд 21-23 Учитель:- Ребята, какие виды искусства помогут изобразить пейзаж? Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам, и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях. Великий итальянский композитор А. Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение
«Времена года». Давайте послушаем отрывок из цикла «Времена года» ЗИМА Антонио Вивальди, ещё хочу добавить, что композитор свои мысли представлял не только в музыке, но облекал их в поэтическую форму.
Слайд24 (учитель читает на фоне музыки)
Сонет: Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
Слайд 24 Ребята, каждый из вас услышал в музыке А. Вивальди что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его. Ну а теперь предоставим слово учителю ИЗО, Людмиле Анатольевне
Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (возможные варианты ответов детей: портрет, деревья, зимний лес, пейзаж) Так как тема нашего урока «Пейзажная лирика…», то и работать мы будем в жанре каком? (Пейзаж) А т.к. мы сегодня уделяли внимание лирическим стихам Пушкина на зимнюю тему, то пейзаж наш будет каким по времени года…? (Зимним!).
К уроку мы приготовили мини-заготовки для нашего пейзажа и стеки, палочки. Как вы думаете, как возможно что-то нарисовать палочкой? И в каком виде искусства это возможно? (Вид искусства называется графика, техника исполнения - граттаж ) Французское слово “Граттаж” означает: “скрести, царапать” именно таким способом мы будем выполнять наш рисунок. Но сначала давайте вспомним этапы работы по подготовке листа для нашего граттажа. /учащийся говорит: лист плотной бумаги грунтуется: натирается обычной свечкой, затем покрывается краской желаемого цвета с добавлением капли жидкого мыла, чтобы краска хорошо легла на грунт.
А что является выразительными средствами графики? (Линия, штрих, пятно, тон, контур) Да, верно, язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, точка, контур, пятно. Линии и способы штриховки м.б. разными: наклон в одну сторону, волнообразный штрих– зигзаг, штрих, двигающийся по кругу, штрих, идущий от центра круга другие варианты).
Ребята, прежде чем начнём работу, я хочу напомнить вам о технике безопасности: при работе с острыми предметами будьте очень аккуратны. Заготовки лежат на листах бумаги, чтобы не испачкать стол. Для сбора сцарапанных частичек свечи воспользуйтесь лежащими на столах салфетками. Используйте разные виды линий, точки и штриховки. Постарайтесь не ошибаться, линию, которую вы процарапаете уже не исправить. Рефлексия
Вы рассмотрели пейзажные фото, картины художников о зиме. И мы с вами будем творить, изображать пейзаж, который представил нам в своём стихотворении А.С. Пушкин, под звуки прекрасного произведения А. Вивальди «Времена года» «Зима».
-Ребята, кто закончил, прошу свои работы прикрепить к ватману на доске. Выступление уч-ся об изображённом на рисунке. Оцените свой труд, ребята.-Скажите, получилось ли у вас выполнить поставленные задачи? /изобразить задуманное?Вам понравилось работать в этой технике? А кто мне ещё раз напомнит, как называется техника, в которой мы с вами сегодня работали? К какому виду изобразительного искусства она относится?
(к графике)
Что вам помогло передать красоту зимы, её настроение? (предполагаемые ответы детей: стихи А.С. Пушкина, картины художников, музыка)
Подведение итогов. Вернёмся к цели нашего урока, ключевым словам.
Что вы открыли для себя в сегодняшнем уроке, чему научились? ( Сегодня мы учились видеть, слышать и понимать, поэзия, музыка и живопись откроют нам красоту природы, надо только вчитываться в книги, вглядываться в картины, вслушиваться в музыку, обращать внимание на все, что связано с природой. Акростих «Зима» (по заданию учителя составлялся дома)
Заключительное слово учителя:
-Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее, наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям Спасибо за урок, ребята.
Авторы разработки урока: Бейский район, МБОУ Кирбинская СОШ: Кромаренко Тамара Дмитриевна
в соавторстве с Павленко Ниной Михайловной, Чеховской Людмилой Анатольевной