Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме М.Ю.Лермонтов — выдающийся русский поэт. Биография и творчество


М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество (рабочая тетрадь, с. 140–143)
Тип урока: постановка учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии М. Ю. Лермонтова, его творчеством; способствовать развитию навыков выразительного чтения, умений с помощью интонации передавать настроение, строить монологические аргументированные высказывания по теме; творческих способностей; воспитывать любовь к русской поэзии
Планируемые результаты
Предметные:
научатся читать вслух бегло, осо-
знанно, без искажений, выразитель-
но, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста Метапредметные:
познавательные: осознают сущность произведений М. Ю. Лермонтова, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;
коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений Личностные:
ценить и уважать поэта, выража-ющего свои чувства к Родине
через художественное слово
Образовательные ресурсы: портрет М. Ю. Лермонтова, выставка книг, рисунки М. Ю. Лермонтова, раздаточный материал со стихотворением «Парус»
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Психологически настраивает учащихся класса на урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе ждет урок нас – очень важный. Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.
Показывают готовность
к уроку. Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации
Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся Приветствуют учителя рабочего места, вежливого общения
II. Проверка домашнего
задания.
Работа по дифференцированным карточкам 1) Характеристика главных героев басни «Ворона и Лисица».
– Назовите главных героев басни.
– Дайте характеристику Вороне.
– Дайте характеристику Лисице.
2) Инсценировка басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
1-я карточка.
Что такое басня? Объясните своими словами. Приведите пример (прочитайте отрывок любой басни).
2-я карточка.
Кто сказал такие слова:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
3-я карточка.
В какой басне была такая мораль?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы.
Инсценируют басни.
Работают по карточкам Принимают учебную задачу.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли
III. Активизация знаний учащихся.
1. Беседа о жиз-
ни и творчестве
поэта. – Когда называют великих русских поэтов, сразу после А. С. Пушкина произносят имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Пожалуй, каждый знает эти строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
– Знаете ли вы что-нибудь об этом поэте? О том, каким он был в детстве?
– Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался?
Родился Лермонтов в 1814 году в Москве и очень любил её. Поэт писал: «Москва – моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился».
Дом, где в семье офицера родился будущий поэт, не сохранился, но место это известно. Память о поэте хранит другой дом, на котором установлена мемориаль- Отвечают на вопросы.
Рассказывает подготовленный ребёнок.
Внимательно слушают рассказ о Лермонтове.
Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопро-
ная доска с надписью: «Здесь в 1830–1832 гг. жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов». Сейчас это музей писателя.
У мальчика рано умерла мать, и его взяла к себе на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая очень любила внука, дала ему хорошее образование. У него были гувернёр-француз (толковый словарь: гувернёр – воспитатель детей, приглашённый в семью), бонна-немка (толковый словарь: бонна – воспитательница- иностранка при маленьких детях), а позднее и преподаватель-англичанин. С детства М. Ю. Лермонтов говорил по-немецки и по-французски, он был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Сохранились картины, написанные Лермонтовым, и его детские рисунки. Сам поэт рассказывал, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать. В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку…».
– Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником. Что вы можете сказать?
– Каким вы себе представляете Лермонтова-ребёнка?
– Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание?
Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нём так: «…маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти с умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление…».
– Посмотрите на автопортрет. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил себя, кем он был?
На левом плече – бурка, длинный мохнатый плащ из козьего меха. На правом плече виден офицерский эполет, рука сжимает рукоять сабли. Да, Лермонтов был офицером и служил в армии. – Глаза, которые поражают глубиной и притягивают к себе.
сы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
2. Работа с толковым словарем Служить ему пришлось на Кавказе, который поэт любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. Во многих стихотворениях есть описание горных красот. Поэт ощущал себя сыном и Москвы, и Кавказа.
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына, ты меня благослови
И осени вершиной белоснежной.
Вот почему рядом с портретом поэта в вашем учебнике поместили фотографию Кавказских гор.
Эполет – в царских и некоторых иностранных армиях: наплечные знаки различия офицеров, генералов, адмиралов – род блестящих парадных пагонов, заканчивающихся расшитым кругом-бахромой.
Ниже мы видим здание Московского университета, где учился Лермонтов.
Музыкально одарённый поэт впоследствии сочинял музыку к собственным стихам. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано, любил играть в шахматы.
Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел «большую тетрадь в голубом бархатном переплёте», в которой находились «разные сочинения», принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решил написать свою первую поэму «Черкесы».
Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему одарённому ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения. Погиб Лермонтов на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук. Лермонтов был еще так молод, 27 лет, и полон творческих сил.
Стихи поэта можно сравнить с лунным сиянием. Печальная, щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть, потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу. Определяют совместно с учителем толкование слова эполет.
Внимательно слушают. Рассматривают иллюстрации и фотографии Физкультминутка
Мы старались, мы учились Чтобы ноги не болели,
И немного утомились.Раз – присели, два – присели,
Сделать мы теперь должныТри, четыре, пять и шесть,
Упражненье для спины.Польза от зарядки есть.
Мы работаем руками,Семь и восемь – шаг на месте.
Мы летим под облаками.Девять, десять – дружно вместе.
Руки вниз и руки вверх.Рядом с партою идем
Кто летит быстрее всех?И садимся мы потом Выполняют упражнения Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
IV. Выставка книг М. Ю. Лермонтова.
1. Чтение учениками текста о поэте.
2. Беседа после прочтения.
3. Выставка книг – С творчеством какого поэта мы сегодня познакомимся? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– С какими произведениями мы с вами сегодня будем работать?
– Прочитаем текст о поэте на страницах 142–143 учебника.
– Что нового вы узнали о Лермонтове? Какие открытия сделали?
– Давайте рассмотрим книги, помещённые здесь, и попытаемся определить, о чём и для кого писал свои произведения М. Ю. Лермонтов. Он писал не только стихи, но и повести, романы – большие произведения о жизни людей – Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова.
Читают статью в учебнике.
– Мы узнали, что он, даже когда был маленьким, говорил в рифму, все этому удивлялись. В детстве его называли Мишелем. В дни, когда вся Россия оплакивала гибель нашего великого поэта А. С. Пушкина, страна открыла другого великого поэта – молодого офицера Лермонтова. Стихи его назывались «Смерть
Поэта» Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Определяют мотивацию деятельности персонажей художественного произведения и проявляют личное отношение в своих высказываниях
V. Самостоятельная работа. – Прочитайте стихотворение.
– Первая группа попробует создать картину к этому стихотворению. Детям раздаются листочки со стихотворением Принимают и сохраняют
Включение в систему знаний – Вторая группа подберет музыку к стихотворению.
– Сравните картину первой группы с иллюстрацией картины Айвазовского «Черное море».
– После отчета второй группы послушаем песню «Белеет парус одинокий».
– Какая тема затронута в стихотворении «Парус»?
– Какие еще мысли возникли у вас после чтения этого стихотворения?
– Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении? «Белеет парус одинокий». Дети работают в 2 группах: одни – художники,
другие – композиторы.
– Тема одиночества учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения
VI. Итог урока
Рефлексия – С каким писателем мы сегодня познакомились на уроке?
– Что интересного запомнили о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова?
– Какую задачу мы ставили в начале урока?
– Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите это.
– Какие открытия вы сделали? Осуществляют самоанализ учебной деятельности.
Отвечают на вопросы Адекватно воспринимают информацию.
Владеют навыками самоанализа
VII. Домашнее задание Подготовить рассказ о биографии Лермонтова (или презентацию из 6–8 слайдов)
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Внимательно слушают, задают уточня-ющие вопросы
Ресурсный материал к уроку
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814–1841)
Русский поэт, писатель. Родился в Москве в ночь на 15 октября (по старому стилю – на 3 октября) 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой. С 1613 г. он числится на «государевой службе» и владеет поместьями в Галичском уезде. К началу XIX в. род Лермонтовых считался уже захудалым. Отец Михаила, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке. Поместье его, Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии, находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой Марию Михайловну, и, несмотря на протесты гордой матери, Мария стала женой небогатого армейского офицера.
Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение Тарханы, Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила мальчика к одиночеству. Когда ему было 10 лет, бабушка повезла внука на Кавказ, на воды. Здесь он первый раз влюбился в девочку лет 9.
Первыми учителями Лермонтова были беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и бывший офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ, оказавший на него наиболее сильное влияние. Позднее учителями были французский эмигрант Шандро и англичанин Виндсон. В 1828 году Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, где в «Утренней заре», одном из рукописных журналов, составлявшихся учениками, стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на «нравственно-политическое отделение», где проучился менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Не желая оставаться на второй год, переехал вместе с бабушкой в Петербург.
В Петербургский университет Лермонтов не попал, так как ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда был зачислен 10 ноября 1832 г., «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти одновременно с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н. С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер нарисован им как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно». Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», окунувшись в царивший в школе «разгул». По выходе из школы, 22 ноября 1834 г., корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов поселяется в Царском Селе.
Он бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин и «расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного». Первое появление Лермонтова в печати относится к 1835 г, когда один из его товарищей, без его ведома, отдал повесть «Хаджи-Абрек» в «Библиотеку для чтения». Повесть имела успех. Когда разнеслась весть о смерти Пушкина, некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою». Негодование охватило поэта, и появилось стихотворение, оканчивавшееся словами: «И на устах его печать».
Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, тот в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам». Стихотворение было понято как «воззвание к революции». Началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по «Высочайшему повелению», Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.
Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. его переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 г. – в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк.
Лермонтов возвращается в «большой свет», где снова играет роль «льва». 16 февраля 1840 г., на балу у графини Лаваль, произошла ссора с Барантом, сыном французского посланника. В результате – дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.
В двух походах – в Малую и Большую Чечню – Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью «За храбрость». В январе 1841 года получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург, а возвращаясь, остановился в Пятигорске, где и произошла роковая ссора с отставным майором Мартыновым, закончившаяся дуэлью.
Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «Туда ему и дорога».
Весною 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы.