Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе Школа-2100


Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (3ч. в неделю, 105 ч. в год)
Дата предпол. Дата реальная Тема урока Кол-во часов Основные понятия Межпредметные связи, формы и методы урока Наглядность Домашнее задание
Наш новый предмет 1 Литература как искусство слова Музыка, живопись Картина И.И. Левитана Прочитать предисловие авторов (письмо-обращение с. 3), пролог (с. 4–9)
Новый учебник и его герои 1 Литературный герой История, словесность Портреты литературных героев С. 3-9
Часть I. От чего захватывает дух.
«От чего захватывает дух». Введение в книгу 1. ( Н.С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны») 1 Звукопись, ритм, образы Словесность Портрет Н.С. Гумилева Наизусть отрывок стихотворения
Гл. 1-4, ч. 1 – роман «Три мушкетера»
Раздел 1. Жизнь по законам чести 10 ч
АЛЕКСАНДР ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА». Герои бессмертной книги. 1 Законы чести, романтизм История Портрет А. Дюма Гл. 5, с. 15-26 (план)
«Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала» 1 Эпизод, благородство, дуэль История Гл. 9, с. 26-36
Что такое дружба (По главе «План кампании») 1 Девиз мушкетеров, характер героя приключенческого романа История ответы на вопросы на с. 36, с. 37-49 – читать
Эссе Натальи Долининой «Честь и достоинство» 1 Эссе, литературный жанр, смысл произведения Словесность Сочинение в жанре эссе
Р.Р. «Честь – это звучит гордо». Чтение и обсуждение домашних сочинений. 1 Составить на базе короткого сочинения-рассуждения большое сочинение в жанре эссе и сдать его к следующему уроку. Также рекомендуется прочитать на с. 51–52 рассказ Паганеля о Жюль Верне.
ЖЮЛЬ ВЕРН «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА. Жюль Верн – удивительный писатель 1 Биография писателя Портрет Ж. Верна Подготовьте презентацию (несколько слайдов) о биографии Жюля Верна. Прочитайте главы 1–4 из части I романа «Дети капитана Гранта» (по полному изданию).
Мужественные и честные сердца 1 Жизненная цель, нравственный подвиг География ИКТ Гл. 6,7,8, ч. 1
Знаменитый географ на борту «Дункана» 1 Портретная характеристика География, история Гл. 22-25, ч. 1, с. 66-74
Роман – учебник, роман - открытие 1 Как был найден капитан Грант 1 Географический роман, приключенческая лит-раГеография Гл. 20-22, ч. 3
Р.Р. Подготовка к сочинению. Дружба, мужество, взаимовыручка. 1 План, главная мысль Словесность соч., с. 75.
Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести» 1 Систематизация знаний Раздел 2. Шифры и клады 10 ч
«Что такое шифр и что такое клад?» Э. По «Золотой жук» 1 Что такое шифр и что такое клад История, словесность С. 77-79
К.Г. Паустовский «Эдгар По».
Понятие о литературном портрете 1 Литературный портрет, приключенческая и детективная литература Словесность Портрет
Э. По С. 85-95 – прочитать
Тайна золотого жука (по рассказу Э. ПО «ЗОЛОТОЙ ЖУК») 1 Сюжет, композиция Словесность С. 96-110 – прочитать
Р.Л. СТИВЕНСОН «ОСТРОВ СОКРОВИЩ».
Р.Л. Стивенсон и неизведанные острова 1 Анализ стихотворения, фантазия Словесность, география Портрет Стивенсона Гл. 12, с. 114-119, + гл. 1-11
Полный опасностей путь 1 Военный совет, сравнение героев История, ИКТ Гл. 30, с. 12-126, + гл. 13-29
Цена честного слова 1 Правдивость, честь Гл. 31-34, с. 127-132
«Вьется по ветру «Веселый Роджер», Люди Флинта песенку поют» 1 Лирика Словесность С.133-134
23-24 А.РЫБАКОВ «КОРТИК»
Тайны повести. 2 Приключенческая повесть Словесность Портрет Рыбакова С. 135-145, читать
25 Р.Р Написание сочинения по разделу «Шрифты и клады» 1 План, главная мысль Словесность Соч.с. 145
Раздел 3. Экстремальные ситуации
26 ДЖЕК ЛОНДОН «ЛЮБОВЬ КЖИЗНИ»
Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона 6ч
1 Экстремальная ситуация Портрет Д. Лондона С. 149-161 – прочитать
27-28 Что такое любовь к жизни? 2 Идея произведения, портрет, пейзаж Словесность С. 162-184 – прочитать
29-30 Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.ЖИТКОВ «МЕХАНИК САЛЕРНО») 2 Рассказ, авторская оценка героев Портрет Житкова С. 184 – ответить на вопросы
с. 188-195, читать
31 Р.Р. Написание сочинения по разделу «Экстремальные ситуации» 1 План, главная мысль Словесность Соч.с. 185
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми 11 ч
32 МАРК ТВЕН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ
ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА»
Марк Твен и его маленькие герои 1 Приключение, реальная жизнь, писатель, автор, рассказчик-повествователь Словесность Портрет М. Твена Гл. 6-7, с. 195-200 – прочитать
33 Приключения – игра 1 Идея произведения История Гл. 8, 12, 13, с. 200-215 – проч.
34 Приключения – игра и жизнь 1 Идея произведения История главы 8, 12, 13.
35 Приключения - жизнь 1 Идея произведения История Готовят ответ по заданиям учебника
гл. II «Море» и гл. XI «Гаврик» из повести В.П. Катаева.
36 В.КАТАЕВ «БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ»
Море Пети и море Гаврика 1 Повесть, творческая история повести
Главный герой, сравнительная характеристика История Живопись Портрет Катаева Гл. 2, с. 4-9 и гл. 11, стр. 18-20 – прочитать
37 Большие события и маленькие дети 1 Портрет, честное, благородное слово История Броненосец «Потемкин» репродукция Гл. 26, 27, с. 34-40 – прочитать
38-39 Дети становятся взрослыми 2 Цитатный план История Читаем исторические источники и узнаём о событиях, происходящих в то время в Одессе и описанных Катаевым (готовим сообщение).
Вн.чт. Рассказ А.П. Гайдара «Дым в лесу».
40 Валентин Катаев: жизнь и творчество. Автор и герой художественного произведения. 1 Анализируем и выделяем главные смыслы рассказа А. Гайдара «Дым в лесу».
41 Стихотворение М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ПАРУС». Смысл заглавия повести В.П. Катаева. 1 Идея стихотворения, пейзаж Словесность Портрет М.Ю. Лермонтова Стихотворение наизусть, с. 42-46 – прочитать
42 Итоговый урок по разделу «Как мы становимся взрослыми» 1 Ч. II с. 48–52, знакомятся с главами из романа В.А. Каверина «Два капитана»
Раздел 5. Правда истории и вымысел 10 ч
43- 44 В.А. КАВЕРИН «ДВА КАПИТАНА». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева 2 Жанр русского приключенческого романа История, география Портрет В. Каверина С. 54-61+гл. 20-24, ч. 3 – прочитать
45 «Я найду экспедицию!» 1 Проблема, первичное закрепление новых знаний История, география с. 61-76, читать
46 Летчик Григорьев и штурман Климов 1 Воля, сила характера, жизненная цель История, география А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», читать
47 Капитан Григорьев на войне 1 Гл. 8 части 9, гл. 1–9 части 10 и эпилог.
48 Как была найдена экспедиция 1 «Песнь о вещем Олеге»
49 А.С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» 1 Приключенческий роман История, география «Песнь о вещем Олеге»
50-51 «Ведь были ж схватки боевые…» (М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО») 2 Анализ стихотворения История Портрет Лермонтова
ИКТ С. 77-80 – стихотворение наизусть
52 Р.Р. «Над вымыслом слезами обольюсь». Написание сочинения по разделу «Правда истории и вымысел» 1 План, главная мысль Словесность Стихотворение Александра Блока «Ты помнишь?
В нашей бухте сонной...» (1914) и Николая Степановича Гумилёва «Жираф» (сборник «Романтические цветы» 1903–1907 гг.)
Раздел 6. Романтика неизведанного 5ч
53-54 Стихи о прекрасном и неведомом
(Н. ГУМИЛЁВ, В. МАЯКОВСКИЙ, М. СВЕТЛОВ, Д. САМОЙЛОВ,В. БЕРЕСТОВ)1 Содержание, образный строй стихотворения История Портреты А. Блока, С. Гумилева Стихотворение наизусть – по выбору
55 Что мы узнали о приключенческой литературе (обобщающий урок). Проверочная работа №1 с.90-92 учебника и попытаться сформулировать определение научно-фантастического произведения.
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас 2ч
56 А. КОНАН-ДОЙЛ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР». Наследие Артура Конан Дойла (жизнь и творчество писателя). 1 Научная фантастика, реализм История Портрет А. Конан-ДойлаГл. 12, с. 94-106
57 Наука и полет фантазии (анализ главы XII из романа «Затерянный мир») 1 Научная фантастика История, география 110-123, читать
Раздел 2.Научная и «ненаучная» фантастика. 15ч
58 А.БЕЛЯЕВ «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ». Фантастический мир Александра Беляева. 1 Писатель-фантаст, сюжет Физика Портрет А. Беляева с. 122-123, ответить на вопросы
59 Мари Лоран и голова профессора Доуэля. 1 Научно-фантастический роман Физика С. 124-135 – прочитать
60 Профессор Доуэль и профессор Керн 1 Научно-фантастический роман Физика С. 124-135 – прочитать
61 РЭЙ БРЭДБЕРИ «И ГРЯНУЛ ГРОМ» Гордость научной фантастики (жизнь и творчество РЭЯ БРЭДБЕРИ) 1 Рассказ, взгляды писателя, идея произведения Словесность Портрет Р. БредбериИКТ С. 138-157 – прочитать
62 Каждый из нас в ответе перед будущим (рассказ «И грянул гром») 1 познакомиться со статьёй и рекомендациями, помещёнными в учебнике на с. 136–137, ч. II
63 Н.В.ГОГОЛЬ «ПОРТРЕТ»
Н.В.Гоголь и «ненаучная» фантастика. 1 Реалистичная фантастика Живопись Портрет Н.В. Гоголя С. 160-176 – прочитать
64-65 Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет» 2 Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» (учебник, с. 138–157, ч. II) и ответить на вопросы на с. 157.
Раздел 3. Сказка и фантастика
66-67 А.С. ПУШКИН
Жизнь и фантастика в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила». Жизнь и фантастика в «Сказке о мертвой царевне». 2 Сказочное и фантастическое Живопись Портрет А. С. Пушкина С. 177-184 + 1, 2, 3 песни поэмы «Руслан и Людмила»
68 А.С. Пушкин и его первая поэма. 1 наизусть вступление и прочитать поэму до конца
69-70 «Там чудеса...» Сказочное в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» 2 Поэма Наизусть фрагмент поэмы, разобрать роль Людмилы в поэме.
Готовиться к написанию итогового сочинения
71 Итоговый урок по разделу «Что можно увидеть с зак4рытыми глазами» 1 с. 186-187, вопросы
Часть III. В лабиринте событий. 5 ч
72 Что такое детектив? 1 Детективный жанр, сюжет, композиция Словесность Портрет Э. ПоС. 191-214 – прочитать
73 Истоки детективной литературы. Рассказ Э.ПО «УБИЙСТВО НА УЛИЦЕ МОРГ» – первое произведение детективного жанра 1 с. 4-21, читать
74-75 Знаменитый сыщик мистер Шерлок Холмс (А.КОНАН-ДОЙЛ «ГОРБУН») 2 Детективный жанр, сюжет, композиция Словесность Портрет А. Конан-ДойлаС. 26-46 – прочитать
76 Р.Р. Написание собственного детектива. 1 Главы из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Часть IV. Я и другие
77-78 В.Г. КОРОЛЕНКО «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»
Драмы взрослых и драмы детей 15ч
2 Биография писателя Словесность Портрет В. Короленко С. 46-53 – прочитать, с. 53, вопросы 2-5
79-80 Уроки добра и справедливости 2 Добро, справедливость Словесность С. 54, вопросы 15-17
81 Смысл названия и основная идея повести 1 Название и идея повести Словесность ИКТ С. 55-81 – прочитать
82 М.М. ПРИШВИН «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч 1 Сказка-быль Словесность Портрет М.Пришвина Образ Насти, план рассказа
83 Тропа Насти 1 Образ главной героини Словесность Образ Митраши84 Тропа Митраши1 Образ главного героя Словесность задания в тетради
85 «Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца» 1 Смысл названия, пейзаж ИКТ С. 83-94 – прочитать
86 Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество Льва Кассиля). 1 Составить собственную автобиографию.
87 Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» )1 Повесть История, география Портрет Л Кассиля
ИКТ С. 96-110 – прочитать
88 Республика Шкид и её проблемы (глава из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид») 1 Повесть История Портрет Л Пантелеева С. 111-114 – прочитать
89 Рассказы о детях.
В. Распутин «Мама куда-то ушла» 1 Анализ рассказа Портрет В. Распутина С. 115-119 – одно стихотворение наизусть
90 Стихи о детях (Д. Самойлов, В. Берестов, Н. Заболоцкий )1 Анализ стихотворения Словесность Портрет Н. Заболоцкого С. 124-144 – прочитать
91 Р.Р. Страна по имени «Детство». Написание сочинения по разделу «Я и другие» 1 Рассказ А.П. Чехова «Каштанка».
Часть V. «Мы не можем без них или они без нас?..» 15ч
92-93 А.П. ЧЕХОВ «КАШТАНКА».
«Собачий мир» в рассказе 2 Основная мысль Словесность Портерт А. Чехова С. 145-154 – прочитать
94-95 «Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю» и в рассказе К. Чапека «С точки зрения кошки». 2 Анализ рассказа Словесность Портрет А. Куприна С. 157-162 – прочитать
96 Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Джеральда Дарелла) 1 Автор, рассказчик Словесность Портрет Д. Даррелла С. 164-170 – прочитать
97 Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книгиДж. Даррела «Гончие Бафута»)чтобы узнать животное, надо жить рядом с ним. познакомиться со статьёй об Э. Сетон-Томпсоне (учебник, с. 162–164).
98 Э. Сетон-Томпсона «Чинк» Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э, Сетон-Томпсона) 1 Портрет писателя Портрет Э. Сетон-Томпсона С. 174-182 – одно стихотворение наизусть – по выбору
99 Друг, который никогда не предаст (беседа по рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк») стихи о животных на с. 174–182
100-101 Мир животных в стихах 2 Анализ стихотворения Словесность Портрет С. Есенина зад. 1-5, с. 183
102 Р/р. Сочинение по разделу «Мы не можем без них или они без нас?...» 1 План, верность и преданность Словесность Закончить сочинение
103 Что же там за горизонтом?
Урок-обобщение. Проверочная работа №2. 1 104-105 Мастерская творческого мышления 2 РАССМОТРЕНО:
На заседании МО учителей русского языка и литературы МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А. Заболоцкого»
Протокол №____
от «___»_______________ 2014г.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А. Заболоцкого» ______________ С.А. Дмитриева
«___»_______________ 2014г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А. Заболоцкого»
___________ М.С. Вознесенская
«___»_______________ 2014г.

Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 5 «Б» классе
Учебник Р.Н. Бунеева «Шаг за горизонт». В 3 кн. (5 класс)
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
105 часов в год
3 часа в неделю
Учитель: Иванова Людмила Алексеевна
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является общеобразовательной программой в соответствии с ФГОС по предмету «Литература»
1.2. Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы:
Образовательная область «Литература»
1.3. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);
выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
- чтение и изучение произведений – 97 ч.
- развитие речи – 8 ч.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 105 часов
В том числе: Уроки развития речи 8 ч.
Итоговая аттестация в форме письменного теста 2 ч.
2.2.Содержание учебной дисциплины
В основе содержания обучения литературе лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.
На этапе введения знаний используются технологии формирования типа правильной читательской деятельности, оценивания образовательных достижений, проблемно-диалогического обучения, которые позволяют организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В целом изучение литературы в 5-м классе ориентировано на «Концепцию модернизации российского образования», принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника. Главная отличительная особенность литературы в 5-м классе в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Отсюда цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
В 5-м классе выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса. Как основа структурирования курса выделяется следующее базовое теоретико-литературное понятие: жанр. В 5-м классе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебник предлагают достаточный объём произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся; уделяется достаточное внимание развитию речи учащихся с целью обучения восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. Таким образом, курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Прогнозируемые результаты обучения в 5 классе
Изучение литературы в 5 классе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отражённых в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т. д.), каталогов.Письменно:
Письменный развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (сказки, детектива, приключенческого рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» школьники должны:
чтение и восприятие:
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка:
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность:
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Содержание тем учебного курса
5-й класс
Введение
Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.
Теория литературы. Литература как вид искусства. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.
Н.С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.
Для текстуального изучения.
Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.
Для обзорного изучения.
А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.
Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».
Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.
«Законы» приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.
Для обзорного изучения.
Э. По «Золотой жук» (в сокращении).
А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.
Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.
Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
Теория литературы. Жанр рассказа.
Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.
Для текстуального изучения.
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.
М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.
Для обзорного изучения.
М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).
Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
Для текстуального изучения.
В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.
.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.
Для текстуального изучения.
Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи. Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.
Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.
Для обзорного изучения.
А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.
Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
Для текстуального изучения.
А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством.
Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Для обзорного изучения.
Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.
Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки. Теория литературы. Поэма как литературный жанр. Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.
Для обзорного изучения.
Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.
А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.
Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.
Для текстуального изучения.
В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.
Для обзорного изучения.
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).
Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.
В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.
Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза.
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.
Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».
Для текстуального изучения.
А.П. Чехов «Каштанка»
А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).
Для обзорного изучения.
Э. Сетон-Томпсон «Чинк».
Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).
К. Чапек «С точки зрения кошки».
Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.
Обобщение. Мир твоих читательских интересов.
Развитие речи
1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение–размышление о книге, литературном герое.
3) Сочинение–рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект по литературе для 5-го класса (Образовательная система «Школа 2100»):
Учебник «Шаг за горизонт» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.). Изд. 3-е. – М.: Баласс, 2012.
Тетрадь на печатной основе «Тетрадь по литературе к учебнику «Шаг за горизонт» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.). – М.: Баласс, 2012.
Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт» (авт. Барова Е.С.). – М.: Баласс, 2005.
Литература. Библиотека электронных наглядных пособий.ООО «Физикон» ООО «Дрофа»Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.
Сборник м/м презентаций из Интернета
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1615 –образовательная система «Школа 2100»