Как развить у обучающихся интерес к изучению спец. предметов по профессии «Продавец, контролер-кассир

«Как развить у обучающихся интерес к изучению спец. предметов по профессии «Продавец, контролер-кассир».
«Скажи мне - я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать это, И это станет моим навсегда».
Основная цель профессионального обучения состоит в удовлетворении потребности личности в получении профессионального образования, подготовке квалифицированного работника, компетентного и конкурентоспособного на рынке труда. В настоящее время изменились требования, предъявляемые к работникам. Работодателю нужен не просто работник, а “хорошо подготовленный”. Понятие “хорошо подготовленный” включает в себя умение постоянно обучаться, применять полученные знания в профессиональных ситуациях, переносить их из одной сферы жизни в другую. В соответствии с этим мне потребовалось внести определенные изменения в технологию обучения при преподавании спецдисциплин.
Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация профессиональной подготовки в системе профессионального образования заключается в содействии становлению личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, модульно-рейтинговые, рефлексивные и прочие методы обучения. Такие, которые существенно повысили бы интерес к изучению спецпредметов, и послужили бы закреплением полученных знаний.

Одной из эффективных технологий в образовании является модульное обучение. Основной целью подготовки специалиста по модулю является приобретение определенного навыка или умения.
Весь учебный материал (необходимые теоретические положения, описание практических действий для выполнения работ в конкретной ситуации или профессии) компонуется в единый модуль или модульный курс. Освоив модуль, человек приобретает определенную профессиональную компетентность в той или иной сфере. Модульная технология обеспечивает активность учащегося как субъекта процесса саморазвития.
На уроках спецдисциплин целесообразно использовать элементы модульных технологий. Выбираем наиболее адаптированные элементы из комплекта. Соотносим с тематическим планированием по изучаемому предмету. Как правило, модульный элемент предлагает пошаговое изучение одного навыка, поэтому в теме урока возможно использование и двух модулей, и материал из одного, но урезанного.

В современных условиях, подготовка рабочего не может рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества.
Развитие интеллектуальных способностей предполагает создание такой обстановки, использование таких форм и методов обучения, при которых обучающийся оказывается вовлеченным в процесс добывания знаний, а не изучение «предмета ради предмета». Только тогда формируется интеллектуально познавательная активность, уверенность в своих силах. Как отмечал кандидат педагогических наук С.Ю. Черноглазкин в своей статье «Общедеятельностные умения – основа социально-профессиональной мобильности обучающихся УПО» - творчество, самовыражение, развитие, можно сказать, ключевые понятия в анализе возможностей решения проблемы мобильности выпускника учреждения профессионального образования. Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством еще до прихода на производство, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией. 
В отличие от других видов педагогической деятельности, производственное обучение открывает наибольшие возможности развития у обучающихся технического творчества. На производственном обучении при организации конструирования на занятиях обеспечивается формирование творческих качеств личности у всех обучающихся.
Необходимо отметить, что в профессиональные училища поступают учащиеся различных школ, с неодинаковым уровнем как общеобразовательной, так и трудовой подготовки. Поэтому работа по техническому творчеству должна планомерно осуществляться в течение всего периода обучения в ПУ. Организация работы с обучающимися должна строиться с учетом технической подготовленности каждого подростка.
К сожалению, учащиеся приходят в училище с низким уровнем обученности, несформированности учебных умений и навыков. Анализ индивидуальных психологических особенностей учащихся профессиональных училищ показал, что у них в большей степени развиты такие виды мышления как предметно-действенное и наглядно-образное, что не дает в должной мере мыслить самостоятельно, рассуждать, делать выводы. В такой ситуации, остро встает вопрос об организации самостоятельной деятельности обучающегося, направленной на развитие их творческого потенциала. Самостоятельная работа в процессе производственного обучения требует от обучающихся проявления не только умственных, но и физических усилий, связанных с производственным трудом, умениями обращаться с инструментами, оборудованием. Самостоятельная работа в процессе производственного обучения – основная форма организации учебно-производственной деятельности обучающихся.
Профессиональная самостоятельность – это:
способность будущего молодого специалиста проявлять глубокие и прочные знания своей профессии;

владеть профессиональным мышлением, умениями и навыками;
свободно ориентироваться в имеющихся условиях современного производства;
самостоятельно видеть задачу и правильно оценивать предъявляемые к работе требования;
проявлять индивидуальный подход и стиль к выполнению задания в установленное время и с заданным качеством.
Профессиональная самостоятельность находит свое проявление также в умении будущего специалиста без помощи со стороны изменять свои действия в зависимости от отклонений в ходе работы или возникновении новых условий, своевременно вносить поправки в намеченный план работы и способы ее осуществления. Труд на уроке производственного обучения развивает познавательную деятельность и творческие способности обучающихся. Он способствует формированию и усвоению специальных знаний, умений и навыков, расширению жизненного опыта обучающих и положительно влияет на усвоение учебного материала по специальной технологии. Соединение физического и умственного труда, «головы и рук» является предпосылкой для развития общего и технического мышления. Развитие творческих способностей подростков должны быть подтверждены педагогическими требованиями, воспитывать чувство коллективизма, направлять к сознательному творческому труду, способствовать формированию таких личных качеств как точность, выдержка, настойчивость, дисциплинированность и ответственность.
Творчество обучающегося начинается там, где он стремится внести в процесс работы что-то свое, направленное на повышение качества, производительности труда, облегчения в работе, применения оригинального способа. Наиболее благоприятным для формирования творческого отношения к труду у обучающихся, являются уроки производственного обучения по выполнению комплексных работ.
Если мастер производственного обучения, в своей профессиональной деятельности будет активно применять разнообразные методы, методические приемы, средства и формы учебной и внеучебной работы, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, то уровень творческого мышления, познавательной активности учащихся в целом возрастет. С целью выявления направленности интересов, склонностей, уровня творческой и технической подготовленности обучающихся на первых уроках производственного обучения про профессии «автомеханик», обучающимся предлагают заполнить анкету.
Кроме анкетирования первоначальное представление об уровне знаний и умений обучающихся можно получить, проведя в мастерских специальное занятие, связанное с будущей профессией «автомеханик».
В вводной беседе необходимо рассказать о предстоящей работе, связанной с изготовлением из листового металла шаблона для гаечного ключа и предложить самостоятельную определенную последовательность выполнения работ. Тем самым определив уровень представлений обучающихся об изучаемом предмете. После чего целесообразно предложить алгоритм деятельности работ.
В процессе работы мастер постоянно направляет и координирует деятельность обучающихся, испытывающих значительные затруднения. Завершая занятие при подведении итогов, мастер производственного обучения обсуждает с обучающимися каждую конструкцию с точки зрения правильности ее выполнения и качества изготовления.
Результаты входного контроля (анкетирования и первого занятия производственного обучения), позволяют на первоначальном этапе обучения «автомехаников», выявит уровень технической подготовленности и профессиональной направленности каждого воспитанника группы и осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки молодых рабочих по профессии «автомеханик».
Дальнейшее применение на уроках производственного обучения элементов технического творчества позволяет развивать у обучающихся такие качества как:
трудолюбие; изобретательность; умение самостоятельно решать поставленные задачи; потребность в саморазвитии профессиональных умений и знаний. Несомненно, особенности содержания образования и форм учебно-производственной деятельности обучающихся в процессе производительного труда, своеобразное руководство ими со стороны мастера производственного обучения и оказывают влияние на развитие технического творческого мышления обучающихся.
По моему мнению, должны применяться во внимание и закономерности формирования способностей подростков к производительному труду, выполнению трудовых действий с учетом их возрастных и личностных психофизических возможностей, а также ориентированность на развитие таких качеств, как интерес и потребность, активность, самостоятельность, стремление к творчеству.
Активизация обучающихся на уроках производственного обучения влияет не только на мотивацию к изучаемому предмету, но и формирует устойчивый интерес к профессии в целом. Необходимо постепенно, на уроках производственного обучения, вводить работы любой сложности, которые бы подростки могли выполнить творчески, с выдумкой и фантазией, чтобы каждый подошел к ее реализации индивидуально, ведь по готовому изделию можно судить и об его исполнителе.
Особенно благоприятная почва для развития творческих способностей у обучающихся возникает, когда они выполняют какое-либо изделие для конкретного его использования (например: изготовление тяпок, рыхлителей, молотков и др.) для выставок, ярмарок. Создание ситуаций, позволяющих развивать творческие способности способствует непосредственному формированию интереса к выполняемой деятельности, а это в свою очередь влияет на развитие интереса к выбранной профессии. При выполнении таких заданий каждый обучающийся получает удовлетворение.
  Большую роль в формировании профессионального интереса играет форма предлагаемого задания. Например, предложить подросткам для сравнения три рыхлителя, одинаковых по значению, но разных по выполнению и эстетическому виду и дать возможность выбрать одно из изделий как образец для изготовления. Обычно обучающиеся выбирают самые изящные и удобные изделия, хотя те более сложные в изготовлении. Ребята признают, что рыхлители не просто изделие, а небольшое произведение слесарного искусства. После чего они с большим желанием трудятся над выполнением этого задания. Все операции по изготовлению рыхлителей наглядно отображаются на инструкционно-технологических картах. На таких занятиях контроль и оценку качества выполненных работ могут производить сами обучающиеся (самоконтроль и взаимоконтроль). В этом случае ребята проявляют исключительную педантичность и соблюдение всех требований к качеству выполненной работы. Кроме того, у них формируются навыки творческого мышления, умение самостоятельно добывать знания. Такие занятия проходят увлекательно, интересно и достигают своей цели – формирование интереса к выбранной профессии. Анализ проделанной работы позволил выделить несколько типов наиболее эффективных методов ведения уроков производственного обучения с применением элементов технического творчества. Как правило, к ним относятся нестандартные уроки с вовлечением всех обучающихся в процессе познания. Например, уроки соревнования, взаимообучения, творческие отчеты, уроки с элементами проблемного обучения, уроки-конкурсы и др. ^ Урок соревнования:
Заранее формируются команды и жюри (мастера, преподаватели спец. предметов). Жюри подбирает задачи, готовит оборудование и творческий материал для кратких сообщений по теме. Начинаем урок с одного сообщения (которое делает жюри), затем – разминка (решение командами качественных задач), демонстрируется опыт с применением творческого материала и объяснения. Потом конкурс команд - выполнение тематического задания (выполнение детали). По окончанию конкурса определяют команду победителей. Урок взаимообучения:
Учащиеся делятся на малые подгруппы, по четыре человека, которые по заданной проблеме задают друг другу вопросы. По завершению работы определяется самая активная подгруппа, активная группа и подгруппа со средней активностью. 

Урок творческий отчет:
Учащимся заранее предлагается тема, по которой он совместно с мастером производственного обучения и преподавателем спец. дисциплин изготавливают макет, шаблон или деталь, закрепляя практические знания знаниями теоретическими (в форме реферата), на уроке такой формы учащийся делает полный отчет по своей работе. Эта форма является своеобразной «репетицией» защиты дипломной работы. 
^ Урок с использованием элементов проблемного обучения лучше всего применять тогда, когда у обучающихся накоплен достаточный объем знаний. Проблемное обучение – это особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний в ходе анализа проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как достичь цели известным ему путем. В результате проблемной ситуации, у учащегося активизируется мыслительная деятельность. Происходит продуктивный творческий познавательный процесс, который активизирует поисковую деятельность и приводит к активному усвоению знаний. 
Чтобы научить учащихся решать проблемы, мастер производственного обучения прежде всего, должен находить их и ставить перед учащимися. Это один из способов развития творческого мышления учащихся. Если применять только репродуктивный путь усвоения знаний и умений, то учащиеся не смогут принять правильное решение при возникновении незнакомой ситуации в производственной деятельности.



Урок конкурс.
Творческий путь усвоения знаний более эффективен, чем репродуктивный, но требует больших затрат времени.
Уроки технического творчества – это уроки самостоятельной работы, которые целесообразно проводить во время производственного обучения. Обучающиеся работают с технической литературой, журналами – подбирают материал для своей практической работы сами. Это могут быть узлы и приспособления, необходимые для регулировки, протирки клапанов. Такие мероприятия дают положительный заряд учащимся и служат толчком к дальнейшей работе, помогают увлечь интересным делом, повышают интерес к профессии.






15