Урок теоретического обучения по профессии Продавец, контролер-кассир Молоко и его качество

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УИНСКИЙ ФИЛИАЛ







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕМА: «МОЛОКО И ЕГО КАЧЕСТВО»

Профессия 100700.01 «Продавец, контролер-кассир»
Номинация – учебное занятие теоритического обучения






Автор:
ОДИНЦЕВА Н.Н.,
мастер производственного обучения












с. Уинское, Пермский край
2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
3

Аннотация
Технологическая карта урока
4


5

Приложения
12









































ВВЕДЕНИЕ
Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений обучающихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуализации. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающегося. Современное образование ориентировано и на проектирование учебно-практических ситуаций, в которых действует обучающийся. Практика показывает, что и ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Именно на занятиях теоритического обучения это становится возможным в максимальной степени.
Первое упоминание о профессии продавец появилось в период формирования товарно-денежных отношений и возникновения торговли. С тех пор прошло много времени, но эта профессия до сих пор остаётся востребованной. В современной эффективной торговле продавцу принадлежит главная роль. От его профессиональных навыков и желания работать зависит не только успех конкретной продажи, но и мнение покупателя о компании, чьи услуги или товары он представляет. Специалист, работающий в сфере торговли должен уметь и любить общаться, он должен обладать:
Работоспособностью и энергичностью.
Способностью к обучению и иметь желание учиться.
Быть вежливым и приветливым, иметь чувство такта, выдержку и терпение, любить свою профессию.
Уметь понимать покупателя, его запросы и потребности.
Знать продукт и верить в продаваемый товар.
Во время своих занятий я стараюсь развивать у своих студентов и основные компетенции. Под ключевыми компетенциями сегодня понимаются наиболее общие (универсальные) способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Наибольшее же внимание я уделяю развитию двух компетенций: информационной (формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию) и коммуникативной (включающей знания способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе), так же создаю проблемные ситуации, связанные с деятельностью торгового работника. Практикую нетрадиционные (игровые) формы занятия с непосредственным вовлечением каждого обучающегося в моделируемую ситуацию. Только люди, любящие дело, которым они занимаются, способны достичь высот в своей профессии.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка учебного занятия профессионального модуля ПМ.02 Продажа продовольственных товаров предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Продавец, контролер-кассир». Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в области освоения видов профессиональной деятельности и формирования компетентностей.
Будущие продавцы продовольственных товаров должны знать ассортимент товаров, полную информацию о товаре, уметь рассказывать о сырье, о сортах или видах, о требованиях к качеству, о питательно и пищевой ценности; уметь идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров, сравнивать товар с аналогичным товаром разных производителей; оценивать качество по органолептическим показателям.
Используемые методы и приемы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Исследовательская работа активизирует познавательную активность студентов. На уроке предусмотрены такие виды деятельности студентов, как работа с нормативной документацией, информационными листами, выполнение практической работы.
Данный урок по теме “Молоко и его качество”, с проведением практической работы, дает обучающимся не только багаж знаний по изучаемым вопросам, но и учит думать, развивает мышление, профессиональные навыки, содействует формированию устойчивых профессиональных интересов. Использование ИКТ дает возможность обогатить изучаемый материал иллюстрациями, которые расширяют кругозор обучающихся.
Урок построен с учетом здоровьесберегающих технологий. Этап практической деятельности построен на групповой форме работы студентов, так как она наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков студентов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Профессия: «Продавец, контролер-кассир».
МДК. 02.01. «Розничная торговля продовольственными товарами».
Раздел: «Продажа продовольственных товаров».
Тема урока: «Молоко и его качество».
Место и роль урока в изучаемом разделе МДК: завершающий урок, практический опыт контроля качества и безопасности готовой продукции.
Цель урока: формирование элементов профессиональной компетенции ПК 2.1. «Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары».
Задачи урока:
обучающая: формирование умений определения качества молока с помощью органолептического метода; закрепление навыков работы с нормативно-техническими документами;
развивающая: развитие умений анализировать полученные данные в соответствии с заданными критериями качества и делать выводы по соответствию изделий требованиям к качеству продукции, развивать навыки коммуникативного взаимодействия;
воспитательная: содействовать воспитанию личностных качеств: коммуникативности, ответственности за результаты своей работы.
социальная: понимание сущности и значимости будущей профессии.
Метапредметная категория «Текст и таблица».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-практикум.
Используемые методы обучения:
словесный: объяснения, диалог
наглядный: демонстрация презентации, использование информационных источников
практический: практическая работа, работа с раздаточным материалом
исследовательский: сбор данных, обсуждение полученных данных, формулировка понятий, обобщений, выводов.
рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия.
Приемы: пентагон, блиц-опрос, мозговой штурм, шкала мнений, таблица «Знал, узнал».
Принципы:
коммуникативной направленности,
индивидуального и дифференцированного подхода,
деятельностного подхода в обучении,
прочности усвоения знаний, умений,
наглядности, доступности и посильности.
Учебно-методическое обеспечение урока:
дидактические средства: листы с таблицами, электронная презентация.
методические средства: стандарт ГОСТ Р 54761-2011 Молоко и молочная продукция.
технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
15.Межпредметные связи:
Санитария и гигиена – «Санитарные нормы качества и безопасности продуктов и непродовольственных товаров», «Санитарные требования к приему и хранению пищевых продуктов».
Оборудование торговых предприятий – «Торговый инвентарь».
Основы деловой культуры – «Профессиональный этикет».
16.Учебно-материальное оснащение:
натуральные образцы молока.
Прогнозируемый результат:
Формирование умений определения качества молока с помощью органолептических методов по соответствию молочных товаров требованиям к качеству молочной продукции:
– выбирать различные способы и методы определения качества молочной продукции;
– оценивать органолептическим методом качество молочной продукции;
– принимать организационные решения по организации торгово-технологического процесса.
Формирование элементов общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Список использованной литературы:
ГОСТ Р 52090–2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия.
ГОСТ Р 54761–2011. Молоко и молочная продукция. Методы определения. Технические условия.
Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2002. – 460 с.
Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Кожухова О.И., Туров А.С. Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров/ Серия “Учебники, учебные пособия” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 224 с.
Романов А.С., Давыденко Н.И. Экспертиза молока и молочной продукции. Качество и безопасность. учеб.– справ. пособие.– Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009.
Гранаткина Н.В., Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебн. для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009.




ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


ЭТАП УРОКА


ЗАДАЧИ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА
ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
МЕТОДЫ
И
ПРИЕМЫ РАБОТЫ

СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ

1
2
3
4
5
6

Организационный момент


Проверить готовность студентов к уроку.
Установить тематические рамки урока.
Организовать работу по созданию целевого пространства.
Мотивировать студентов к учебной деятельности.

Приветствие.
Целевая ориентация.
Создание условия для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Совместное формулирование темы и цели урока.
Выдвигают гипотезы исследовательской деятельности.
Фронтальная.


Психологический приём расположения к себе.
Беседа.
Демонстрация презентации.
Прием «Пентангон»
Таблица «Знал, узнал.
Электронная презентация.



Актуализация знаний


Актуализировать мыслительные операции и познавательные процессы для формирования новых знаний и умений.
Мотивировать студентов к исследовательской деятельности и ее самостоятельному осуществлению.
Формирование у студентов ключевых понятий «качество товара», «дефекты».
Организация подготовки студентов к самостоятельному выполнению исследовательской деятельности.

Фронтальная.
Групповая.

Блиц-опрос.
Мозговой штурм
Объяснения.
Демонстрация презентации.

Электронная презентация.
Таблицы.

Практическая работа


Формировать знания и умения по теме урока.
Провести исследование органолептическим методом молока на соответствие требованиям качеству, сопоставляя с эталоном отраслевого стандарта.
Организовать рефлексию усвоения новых знаний и умений по полученным результатам.
Работа студентов с отраслевым стандартом.
Выстраивание цепочки последовательности проведения органолептической оценки качества товара.
Инструктаж студентов по заполнению таблицы.
Выполнение студентами самостоятельно пошагово исследовательской деятельности по определению качества продукции органолептическим методом на соответствие его отраслевому стандарту.
Работа в рабочей тетради. Формулирование и обсуждение выводов.
Групповая.
Группа сменного состава.

Составление цепочки.
Сбор данных. Обсуждение полученных данных. Формулировка понятий. Обобщение выводов.
Текущая рефлексия.

Информационные листы, таблицы.
Отраслевой стандарт, учебник, информационный лист.
Молочная продкуция. Молоко.
Электронная презентация.


Подведение
итогов


Оценить собственную учебную деятельность на уроке.

Обобщение знаний, полученных на уроке.

Фронтальная.

Оценка работы группы «Лист самооценки».
Итоговая рефлексия.
Стикеры, для рефлексии.
Электронная презентация.


ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
РАЗВИТИЕ
ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ

Организационный момент

Создает положительное эмоциональное поле.
Приветствует обучающихся.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Совместное определение темы урока.
Демонстрирует презентацию.
Сообщает факты, задает вопросы по теме, которые направляют мысли обучающихся на формулирование цели урока.
Объясняет план проведения урока.

Приветствуют преподавателя. Выслушивают сообщения.
В процессе совместной с преподавателем деятельности, определяют тему и цель урока. Записывают тему и цель урока в тетрадь.
Демонстрируют приемы вербальной и невербальной коммуникации. В группах выбирают – «лидера».
Смотрят презентацию: «Молоко и его качество», слушают, анализируют, отвечают на вопросы.
Внимательно слушают высказывания окружающих в беседе. Выдвигают гипотезы исследовательской деятельности.
ОК 2.
Воспроизведение информации.
ОК 3.
Умение ставить цели.
ОК 6.
Воспитание толерантности.
Умение выстраивать отношения.

Актуализация знаний

Выявляет наличие опорных знаний у обучающихся, необходимых для освоения новых знаний.
Формирует у обучающихся ключевое понятие «Качество продовольственных товаров».
Подводит итог этапа урока и оценивает готовность обучающихся к формированию новых понятий и способов действия.
Отвечают на поставленные вопросы.
Внимательно слушают высказывания участников беседы, дополняют и уточняют ответы друг друга.
Дают характеристику понятию «Качество продовольственных товаров».
Проявляют устойчивое желание овладеть навыками исследования (определения) качества молока.
ПК 2.2
Знание качества продовольственных товаров.
Знание основных критериев оценки качества молока и молочной продукции.


Формирование новых понятий и способов действия

Знакомит с отраслевым стандартом на молоко и молочную продукцию.
Инструктирует обучающихся по выполнению работы с информационными листами.
Подводит итог этапа урока и оценивает готовность студентов к выполнению практической работы.
Изучают стандарт на молоко и молочную продукцию.
Работают с информационными листами.

ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.


Практическая работа

Организует деятельность обучающихся по выполнению исследовательской деятельности по определению качества молока на соответствие стандарту.
Подводит итог этапа урока по достигнутому уровню усвоения знаний и умений.
Слушают инструктаж преподавателя.
Планируют алгоритм исследовательской деятельности.
Планируют свою работу, находят нужную информацию в раздаточных материалах.
Проводят исследование по заданной теме: исследуют свои образцы молока, определяя качество молока органолептическим методом.
Используют знания из различных спец. дисциплин для обоснования результатов.
Делают сравнение полученных результатов с эталоном по стандарту. Записывают результаты в таблицу раздаточного материала.
Выполняют сравнительную характеристику качества молока, согласно стандарту.
Делают заключение и по одному представителю от группы представляют его на обсуждение.
Защищают свое исследование, отвечают на вопросы преподавателя и студентов. Группа помогает при затруднениях.
Проводят текущую рефлексию – самоанализ своей деятельности.
ПК 2.4
Выбор методов определения качества молочной продукции.
Оценивание органолептическим методом качества молочной продукции.
Принятие организационных решений по организации технологического процесса.
ОК 1.
Понимание сущности «качества молока».
ОК 2.
Организация собственной деятельности.
ОК 3.
Планирование алгоритма исследования.
ОК 6.
Готовность работать в команде.
ОК 7.
Принимать ответственность за принятое решение.

Подведение итогов

Проводит рефлексию содержания урока с помощью заготовленных фраз (рефлексивного экрана) на слайде презентации.
Предлагает обучающимся вспомнить гипотезу и цель урока и сделать вывод об их достижении.
Прощается с обучающимися.
Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод профессиональной проблемной ситуации с места.
Подводят итоги.
Оценивают значимость знаний, умений, навыков деятельности.
Возвращаются к цели и гипотезе урока, дают ответ по их достижению.
ОК 1.
Понимание значимости будущей профессии.
ОК 3.
Оценка возможности использования полученных при выполнении заданий знаний в реальной жизни.


ПРИЛОЖЕНИЯ






























































13PAGE \* MERGEFORMAT141415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315