Исследовательская работа по шорскому костюму


76200-186690
-696595234315
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр творчества Заводского района» города Кемерово
Шорский халат «Кендырь»

center93302
Кемерово 2016
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр творчества Заводского района» города Кемерово
на городское научное соревнование «Юниор»
Номинация: Культура
Шорский халат«Кендырь»
Авторы:
Голубева Софья, Жукова Дарья, 5 класс,
творческое объединение: «Моделирование и конструирование
Научный руководитель:
Ворошилова Н.И., педагог
дополнительного образования,
МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово

Кемерово 2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………….3
1. Шорский национальный костюм ……………………………….........5
2. Технологи изготовления шорского халата ………………………...10
3. Последовательность изготовления изделия ………………………..11
4. Заключение …………………………………………………………...12
5. Список литературы …………………………………………………..13
6. Приложение …………………………………………………………..14

Введение
В последнее время в России ежегодно стали проводить мероприятия, посвященные традиционной культуре народа. Многие священные места шорского народа были восстановлены. Проведена большая работа по изданию шорского фольклора. Но несмотря на все это все же нужно признать, что шорский народ относится к категории исчезающих в нашей стране.
Сегодня шорцев относят к коренным малочисленным народам России и с каждым годом их численность, к сожалению, становиться все меньше. Современные шорцы — это обычные жители России, которые, как и многие другие люди нашей страны получают образование, строят карьеру. Некоторые из них даже занимают должность депутатов в областных органах власти. Это в свою очередь дало толчок тому, что в России стали финансироваться программы по поддержке этого малочисленного народа.
В городах начали работать кружки по изучению родного языка, шорская культура постепенно стала возрождаться. Сейчас существует множество шорских ансамблей, которые выступают с песнями на шорском языке и традиционными шорскими танцами. Так же полностью были восстановлены традиционные народные костюмы шорцев.
В Центре творчества Заводского района тоже есть творческое объединение «Конструирование и моделирование одежды», где мы в месте с руководителем изучаем костюмы разных национальностей. Нас заинтересовал шорский костюм, и мы предложили руководителю по подробнее изучить, как и из чего древние шорцы шили шорский национальный костюм. Так возникла исследовательская работа «Изготовление шорского халата- кендырь».
Цель: Знакомство с национальной одеждой коренных жителей Кузбасса – шорцев.
Задачи:
Собрать информацию о народном костюме шорцев - халат-кендырь.
Изготовить национальный шорский костюм - халат-кендырь.
Презентовать шорский народный костюм - халат-кендырь.
В ходе нашей работы были использованы следующие методы:
- анализ источников информации;
- сравнение;
- обобщение полученных данных.

Шорский национальный костюм
Шорцы – это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.
В произведениях устного народного творчества часто упоминается о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая одежда; счастливый человек – кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи – тот, у кого через истертую одежду ветер холодит тело.
У шорцев мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи «кунек», штанов «штан» и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов, обувью шорцев служили галоши «чарык» и кожаные сапоги «удук» с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой «азагат». В начале ХХ в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства. Женщины носили платки, мужчины шапки. Повседневная одежда отличалась простотой, и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры. Многосоставность народной одежды определяет тот идеал прекрасного, которому женщина (девушка) соответствует в народной среде, т.е. одежда формирует её пластический образ. Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.
Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев.
Одевали на охоту
На домашнюю работу,
На прогулку, в огород,
И носили круглый год.
Одним из наиболее орнаментируемых изделий являлась женская распашная одежда халаты «кендырь» именуемым по названию растения, из волокон которого делали ткань. Женщины ткали кендырный холст из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Ткань была довольно грубой, но носилась долго. Халаты выкраивались более объемными, их стан состоял из двух прямоугольных полотнищ, перегнутых пополам по линии плеч, рукава выкраивались прямоугольной формы, пришивались прямо к основе без проймы. Ниже рукавов пришивались клинья трапециевидной формы, расширяющей к низу, что обеспечивало удобство при ходьбе.
Халат этот шьется без подкладки длиною до колен. Он запахивается при подпоясывании, но носятся и нараспашку. Все операции по шитью производились вручную. Ткань раскраивалась острым ножом, сшивали с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Для вышивки нитки красили, чтобы получить разные цвета использовали листву цветов, их корни и цветки. Допустим цветы пижмы использовали для получения желтого цвета, корни кандыка- для красного. Воротники халатов состояли из двух прямоугольных полос ткани, углы были округленными обшивались кантом, на воротнике вышит орнамент из геометрических элементов в виде зигзага, где две зигзагообразные линии изображаются пересечёнными друг с другом, таким образом образуются ромбы. Ромб у шорцев является причастным к объектам природы относящимся к разряду почитаемых. Отделочной тканью обшивались края полок халата, при этом орнамент мог не совпадать по своим
right3652429мотивам с декором воротника. Орнамент на полках халата включал мотивы арки, зигзага, круга. Элемент круга достаточно широко представлен в декоративном искусстве шорцев. Круг означает целостность, единство, непрерывность, динамику и цикличность жизни человека, знак солнца и полный луны. Дуга или арка, являющаяся по своей сути половинкой круга соответственно близка к нему по семантике-обе являются отражением культа небесных светил. На обшлагах рукавов вышивался один из мотивов шорцев- зигзаг с петлей в изломе, как элемент символа почитаемой горы со светилом в вершине. Непременным элементом костюма шорцев, который орнаментировался, были пояса. Как и воротники пояса кур шились двухслойными, декор составлял орнамент из зигзагов и пришитых пуговиц, пуговицы по своей круглой форме являлись носителями оберега тельной семантики. Такие пояса не завязывались на талии, а охватывая ее широкой полосой, застегивались с помощью пуговиц и воздушных петель. Кимеева, 1994.
Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим родственникам мужа и не нарушить старого обычая. Голову повязывали платком, складывая его треугольником, один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом, платок обычно ситцевой с узором размером 80*90см или 65*86с.
Рис1.Шорский национальный
костюм
В узоре платков преобладали красные и желтые цвета. Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшениями- ушными накостными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные шёлковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т.п.
left823920 Замужние женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. Незамужние девушки заплетали косы в одну (три-пять-семь) косичек (обязательно нечётное количество кос).
У девушек косы оканчивались накостным украшением «чинча»- жгутами, сплетёнными из конского волоса, обвязанными нитками с бусами, раковинами каури, серебряными монетами и маленькими медными колокольчиками. Всё украшение свито очень прочно и тщательно, при ходьбе украшения издают своеобразный звон. Эти звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов. Кимеева, 1994
На шею шорские женщины надевали несколько нитей бус. Зажиточные надевали на шею ожерелье «мончуг» из трех рядов бус разных цветов.
Ушными украшениями считаются серьги с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных монет.
Серьги «ызырга» делаются из медной проволоки, которая сгибается в спираль из пяти- шести оборотов и свободным концом, загнутым в виде крючка, вдевается в отверстие ушной мочки.
3023235249555Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

Рис 2. Серьги «ызырга»
3480435963295С ХХ века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился.
Только сапоги «удук» из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины- охотники в таёжных посёлках. В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Рис 3. Шорские сапоги «удук»
Технология изготовлении шорского халата «Кендырь»
Для изготовления национального шорского халата понадобились следующие материалы:
1.Ткань габардин
2.Тесьма – вьюн
3.Швейная машина
4.Гладильная доска, паровой утюг.
5.Ручная игла №3, булавки, ножницы, напёрсток.
6.Нитки хлопчатобумажные №40- для машинных работ, №60- для ручных работ.
7. Сантиметровая лента, линейка закройщика, мелок. Приложение 1, рис.3.

3. Последовательность изготовления изделия
Для того что бы сшить такой халат, мы сделали выкройку.
Перенесли детали выкройки на ткань.
Произвели раскрой.
Приступили к пошиву изделия.
На воротнике, планке, обшлагах и поясе вышили орнамент с помощью тесьмы.
Пришили готовые детали воротника и планок к полочке халата, края обработали косой бейкой.
Горловину спинки обработали обтачкой.
Сшили плечевые швы.
К рукавам пришили готовые обшлага, затем рукава пришили к основе.
В боковые швы вставили косые клинья.
Подшили низ изделия.
Обработали пояс.
После выполнения всей работы произвели чистку изделия (обрезать все нити) и ВТО (влажно тепловую обработку.)
Заключение
Целью нашей работы было изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.
В результате нашего исследования из источников информации мы много узнали о шорском народе. Мы собрали информацию о народном костюме шорцев и изготовили шорский халат-кендырь.
Передо нами возникло много трудностей. И первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения народных костюмов шорцев. Поэтому основной материал мы брали из интернета. Так же нам была оказана помощь Кимеевой Татьяны Ивановны кандидат культурологии, доцент кафедры музейное дело, руководитель отдела этнографии музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Она нам предоставила информацию об истории шорского костюма, мы посетили мастер-класс, на котором студенты факультета истории и международных отношений демонстрировали создание женских украшений (серьги «ызырга»).
За основу своего изделия халат «кендырь» мы взяли образец выставочного женского халата из музея КемГУ.
В итоге нашей работы мы изготовили шорский халат-кендырь.

Список литературы
Кимеева,Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев [Текст]/ Т.И. Кимеева, В.М. Кимеев// Шорский сборник. Историко- культурное и природное наследие Горной Шории. –Кемерово. Кузбассвузиздат, 1994.
http://lik-kuzbassa.narod.ru/Shorcy-tradicii-obychai-obryady.htm. – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы.
http://www.etnic.ru/etnic/narod/shorcy.html. – Коренные народы Севера. Шорцы.

Приложение1
2705100913130-472641734561

Рис 1, 2. Шорский халат «Кендырь»
center-149225
Рис 3. Раскрой шорского халата