Все работы хороши… (Разработка классного часа)


ГКУ СО ЯО СРЦ " БРИГАНТИНА"
" Все работы хороши..."
(Разработка классного часа)
Разработал воспитатель Е. В. Шарова
2017 год
Аннотация
Проблеме самоопределения подрастающего поколения всегда уделялось достаточно много внимания. Однако в последнее десятилетие она стала особенно актуальной. Это связано прежде всего с тем, что переход страны с командной экономики на рыночную поставил россиян перед сложной проблемой переквалификации с «ненужной» специальности на востребованную, хорошо оплачиваемую. Проблема безработицы не решена до сих пор, и в годы экономического кризиса, стала ещё более острой. В связи с этим, современным старшеклассникам необходима помощь в выборе будущей профессии не только со стороны родителей, но и конечно же со стороны школы. Ведь зачастую бывает так, что занятые на работе родители учащегося не могут уделить время на беседу с психологом по вопросу самоопределения подростка и основная нагрузка ложится на школу. Поэтому в нашем учреждении воспитатель совместно с психологами проводит круглые столы по профориентации и личностному развитию школьников. Мы представляем одно из занятий из серии «Профориентация», которое направлено на выявление у воспитанников способностей к определённому виду деятельности.
« Все работы хороши...»
Цель:
Помочь детям в выборе будущей профессии.
Задачи:
- скорректировать профессиональные предпочтения воспитанников.
- показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе.
Глава I. Организационный момент.
Вступление.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей… Здравствуйте!!!
Как вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии? (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)
Воспитатель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.
Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:
«нужно» - потребности рынка труда;
«хочу» - желания, интересы, склонности личности;
«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
Здесь можно вспомнить слова И. А.Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».
Как вы понимаете это высказывание? (У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы. И работа получается качественной.)
Воспитатель: Совершенно верно. И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т. е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание.)
В мире насчитывается более 40 тысяч разных профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.
Стихийность выбора профессии приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится непосильным бременем.
А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию? (Ребята называют.)
Затем воспитатель показывает классификацию распространенных ошибок:
1. Незнание правил выбора профессии:
•выбор профессии за компанию
•перенос отношения к человеку на саму профессию
•отождествление учебного предмета с профессией
•ориентация сразу на профессию высокой квалификации
•неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
•незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
•неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
•увлечение только внешней стороной профессии
•незнание требований профессии к человеку.
Мы собрали достаточно полную информацию о вашей профессиональной направленности. У каждого имеется «Полигон профессиональных предпочтений» и сводная таблица.
Мои сферы интересов
Мои склонности
Мой профессиональный тип личности
Мой темперамент
Профессиональные намерения
Положительные качества характера
Отрицательные качества характера
Анализ результатов:
В основу опросника Л. Н.Кабардовой положена идея о делении всех существующих профессий по признаку предмета или объекта, с которыми человек взаимодействует в процессе труда (Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-ПН, Ч-ПЖ). По данным типам профессий вы проставили баллы по умениям, отношению к данному типу и желанию и составили «Полигон профессиональных предпочтений». Он помог вам разобраться, соответствует ли выбранный вами тип профессии вашим умениям, отношению к профессии и желанию. В целом преобладают склонности Ч-Ч, Ч-Т
Сферы интересов –
Профессиональный тип личности –
Реалистический – Интеллектуальный -Социальный – Бухгалтерский -
Артистический - Предпринимательский
По темпераменту преобладают
Профессиональные намерения:
Юрист – 1
Экономист – 1
Врач – 1
Агроном – 1
Механик – 2
Фельдшер – 1
Медицинская сестра – 2
Положительные качества характера – ответственность, трудолюбие, старательность, целеустремленность, доброта.
Отрицательные качества характера – невнимательность, неумение распределять время.
Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни.
Вы изобразили себя самих в коллаже «Мы через 10 лет», где представили себя и свой будущий выбор, т. е. какими вы себя видите или хотели бы быть. Очень хочется, чтобы ваши желания стали реальностью.
Глава II. Основная часть.
А сейчас продолжаем работу с целью развития навыков коллективной творческой деятельности в поисках своего призвания.
Вы разделились на 2 команды, каждая из которых начнет работать на свой рейтинг. Подчеркиваю, вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свой рейтинг, т. е. компетентность в выборе профессии.
Готовимся к реальной жизни! В условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы?
Работа в группах. Что мы знаем о профессиях?
1. В мире профессий.
- Назвать как можно больше понятий, связанных с деятельностью людей предложенных профессий (инструменты, результаты, условия работы и др.)
•оператор ПК (монитор, дискета, принтер, файл и т. д.)
•визажист (имидж, макияж, стиль, пилинг, коррекция, массаж и т. д.)
2. Каждая группа получает карточки, в которых указаны способности и личностные качества. Необходимо определить. Какие именно качества соответствуют этой группе профессий.
Способности:Личностные качества:
Человек – Человек
Доброжелательность Терпимость
Эрудированность, широкий кругозор.
Инициативность.
Требовательность к себе и другим.
Бескорыстие.
Высокие моральные качества.Коммуникативные способности.
Способность контролировать свои эмоции.
Развитое логическое мышление.
Умение быстро ориентироваться в ситуации.
Способность анализировать факты и делать выводы.
Развитые ораторские способности.
Умение слушать и слышать собеседника.
Человек - Техника
Способность длительное время заниматься определенным видом деятельности.
Развитое пространственное воображение.
Развитое внимание.
Гибкость мышления.
Хороший глазомер.
Хорошая память.
Хорошая координация движения.Организованность и аккуратность.
Усидчивость и терпение.
Систематичность в работе.
Физическая и психическая выносливость.
Тщательность.
Умение находить ошибки.
Человек - Природа
Наблюдательность.
Самостоятельность и гибкость мышления.
Развитая интуиция.
Аналитическое мышление.
Высокая помехоустойчивость.
Способности замечать незначительные изменения окружающей среде.
Интерес к живым организмам.
Тщательность и аккуратность.
Терпеливость.
Любознательность.
Добросовестность.
Стремление преодолевать трудности.
Человек – Знаковая система
Методичность и рациональность.
Усидчивость.
Осторожность и рациональность.
Ответственность.
Находчивость.
Самообладание.
Уверенность в себе.Способность долгое время заниматься монотонной, кропотливой работой.
Способность воспринимать информацию.
Хорошая память на числа и символы.
Человек – Художественный образ
Эмоциональность и чувствительность.
Чувство гармонии и вкуса.
Упорство в достижении цели.
Оригинальность, новаторство.
Умение перевоплощаться.
Стремление к саморазвитию.Развитые творческие способности.
Развитое воображение.
Развитое внимание.
Художественный вкус.
Чувство гармонии.
Коммуникативные способности.
- А как вы думаете, такие качества характера, как доброта, справедливость, вежливость, нужны людям какой-то определенной группы профессий?
В любой профессии нужно оставаться человеком с большой буквы. По этому поводу хорошо сказал Александр Раскин: «Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста».
3. Попробуйте по загадкам – синквэйн определить – о какой группе профессий идет речь?
Синквэйн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка – название синквэйна,
2-я строка – два прилагательных,
3-я строка – три глагола,
4-я строка – фраза на тему синквэйна, характерная особенность профессии,
5-я строка – существительное.
Например: 1. Учитель.
2. Терпеливый и деликатный.
3. Знающий, умеющий, целеустремленный.
4. Счастье находит в детях.
5. Свет.
А) Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(экономист – бухгалтер)
Б) Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создает.
Всегда неповторимый результат труда.
(дизайнер – художник)
В) Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить.
(механик – инженер)
Г) Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(следователь – милиционер)
6. Профессий, специальностей на свете очень много, порой даже одну и ту же профессию можно отнести к разным типам, а бывает так, что вроде профессии разные, далекие друг от друга, но есть в них какие-то общие черты. Задание: задаю пару профессий, надо определить, что между ними общего (задание на мышление):
Медсестра – токарь (у обоих имеются орудия труда, спец. одежда, технич. оборудование).
Учитель математики – спортивный тренер (оба педагоги, должны обладать даром убеждения, уметь просчитывать комбинации достижения результатов).
Бухгалтер – слесарь (руководство расчетами, инструкцией).
Архитектор – композитор (творчество, полет фантазии).
7. Правильный выбор.
При выборе профессии мы обычно анализируем ее достоинства и недостатки, пользуемся разными доводами. Вам предлагается определить, какие из перечисленных возможных доводов верны, а какие – нет. Группы получают списки расхожих высказываний, которые мы часто слышим от людей, и распределяют их на группы правильных (+) и ошибочных (-). По итогам работы заполняется следующая схема.
8. А теперь окунемся в ваше детство, когда все вы мечтали кем-то стать, родители, воспитатели читали вам про космонавтов, дядю Степу-милиционера, Айболита… А вот не менее известное стих. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Задание: дополнить строчку, где говорится о характерном запахе профессии, но в рифму.
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
(Тестом и сдобой).
Мимо столярной
Идешь мастерской –
(Стружкою) пахнет
И (свежей доской).
Пахнет маляр
(Скипидаром) и (краской).
Пахнет стекольщик
(Оконной замазкой).
Куртка шофера
Пахнет (бензином).
Блуза рабочего –
(Маслом машинным).
Пахнет кондитер
(Орехом мускатным).
Доктор в халате –
(Лекарством приятным).
(Рыхлой землею),
(Полем) и (лугом)
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
9. В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются: «медиапленнер», «криэйтор», «Бренд-менеджер» и др. Что же означают незнакомые названия? (Презентация новых профессий: Синкевич О. (имиджмейкер);
Сивцова Т. (бренд-менеджер);
Чура Д. (криэйтор);
Павлова Л. (медиапленнер);
Привалихина Н. (мерчендайзер).
- Таким образом, мы сделали еще один шаг в мире самоопределения, были активными, высказывали свое собственное мнение, смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни.
10. – К сожалению, как показывает практика, не все работают по той профессии, которую получили в учебном заведении.
Проанализировав итоги анкеты, которую мы провели, можно сделать такие выводы: не все работают по своей профессии. Причины могут быть разные. И тем не менее статистика такова: 76 % (13 человек) опрошенных работают не по своей профессии, 35 % (6 человекам) пришлось переучиваться; 17% (3 человека) принимавших участие в анкетировании хотели бы поменять профессию; 4 человека не имеют места работы.
- Что же думают наши родители о выборе профессии?
- Действительно, выбор профессии – один из серьезнейших выборов. исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».
11. Профессиональный гороскоп.
На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек.
Глава III.
Заключительное слово воспитателя.
- Наше занятие подходит к концу. Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии?
Сейчас каждый из вас определит, на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете карточку соответствующего цвета:
Зеленый – не определился
Желтый – сомневающийся
Красный – определился с выбором.
На доске выстраивается цветовой график (три столбца). В результате будет наглядно виден выбор в целом (определившимся ребятам - аплодисменты).
Рефлексия.
- Было ли полезным для вас сегодняшнее занятие?
- Что было важным, наиболее интересным?
- Какие выводы сделали для себя?
Воспитатель: Пусть ваш выбор будет правильным! Хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас.
Кем бы ни пришлось
По жизни стать вам:
Ученым, инженером иль врачом –
Вложи в профессию свою ты душу
И не жалей, конечно, ни о чем.
С тобой удача в жизни пусть шагает –
Спортсменом иль шофером будешь ты –
Работа пусть приносит только радость
И в жизни будет больше доброты.
Список литературы и ресурсов сети Интернет
1. И.А. Крылов. Басни. Изд. "Детская литература": М. - 2015.
2. Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла? - Изд. "Детская литература". М.: 1989.
3. Опросник для определения профессиональной... testoteka.narod.ru Кабардовой
Приложение
1. Профессиональный гороскоп.
ЗНАКИ ЗОДИАКА
КОНКРЕТНЫЕ ПРОФЕССИИ
ВОДОЛЕЙ-ИНЖЕНЕР, МЕХАНИК, УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕВОДЧИК
ОВЕН-УЧИТЕЛЬ, АКТЁР, ФЕРМЕР, ВРАЧ, ЖУРНАЛИСТ, СТЮАРДЕССА
РЫБЫ -ПРОГРАММИСТ, БУХГАЛТЕР, ДЕТЕКТИВ, ЭЛЕКТРИК, ЮРИСТ
ТЕЛЕЦ- СПОРТСМЕН, ИНЖЕНЕР, ЭКОНОМИСТ, РАБОТНИК СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
БЛИЗНЕЦЫ- ИНЖЕНЕР, ВОЕННЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, ПЕРЕВОДЧИК
РАК-МЕНЕДЖЕР, БУХГАЛТЕР
ЛЕВ-БИЗНЕСМЕН, МЕНЕДЖЕР, ДИЗАЙНЕР, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
ДЕВА-ИНЖЕНЕР, ПСИХОЛОГ, ВРАЧ
ВЕСЫ - ЭКОНОМИСТ, ПРОГРАММИСТ
СКОРПИОН- ПРОГРАММИСТ, ФЕРМЕР, МЕХАНИК
СТРЕЛЕЦ-ВРАЧ, КРИМИНАЛИСТ, МЕНЕДЖЕР, ЛЁТЧИК
КОЗЕРОГ-ЮРИСТ, ДИПЛОМАТ
2."Правильный выбор"
Возможные доводы:
- Говорят, что это престижная работа (-).
- Мои друзья будут юристами, я тоже (-).
- Не знаю точно, что это за профессия, но я думаю, что я смогу овладеть ею (-).
- Мне очень нравится Иван Иванович, хочу быть как он (-).
- Дикторы телевидения всегда хорошо выглядят, я тоже буду диктором ТВ (-).
- Мой любимый урок – урок физкультуры, значит, я буду спортсменом
(-).
- Я не знаю, какой я: общительный или нет, дисциплинированный или нет, но это и не важно, при чем здесь выбор профессии (-).
- Физическое развитие и профессия – две разные вещи (-).
- Надо пойти к специалисту по профориентации за советом, он подскажет (+).
- Я стараюсь больше читать и изучать материалы по этой профессии (+).
- На олимпиадах я всегда занимаю призовые места по этому предмету (+).
- Я всегда разговариваю об этом с родителями (+).