Рабочая учебная программа дисциплины История для профессии технического профиля: 270802.10 Мастер отделочных строительных работ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Администрации Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Себряковский технологический техникум»
отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая учебная программа
дисциплины
История
для
профессии технического профиля:
270802.10 Мастер отделочных строительных работ
2014 г.
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания ПЦК
№ _________
от «______» ____________ 2014 г.
_______________ О. И. Урюпинская УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________Т.Ю. Фролова
«______» ____________ 2014 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). А также на основании примерной программы учебной дисциплины «История», предназначенной для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Рабочая программа учебной дисциплины "История" предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Организация - разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "СТТ", отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Разработчик:
Троицкая Ольга Васильевна, преподаватель высшей категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 44
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 46 ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО технического профиля:
270802.10 Мастер отделочных строительных работ
очной формы обучения, с нормативным сроком обучения 2 года и 5 месяцев.
обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям изучают историю в объеме 117 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитиемировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими историческисложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных исоциальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений ипроцессов современного мира, определять собственную позицию по отношению кокружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с историческивозникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формированиецелостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализаисторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события иявления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различныеверсии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение кдискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Особенность изучения истории как базового учебного предмета заключается в наличии доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, электронных презентаций).
Содержание учебного материала для учреждений НПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ— XXI вв.
Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3.Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостностьотечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
•основные исторические термины и даты;уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшимиформами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов; самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе: Теоретическое занятие 103
Практическое занятие 13
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 58
в том числе: индивидуальные творческие задания 17
внеаудиторной самостоятельной работы 41
Итоговая аттестация 1ч.
в форме дифференцированного зачета по итогам 2 курса в IV семестре – 1ч. для профессии:
270802.10 Мастер отделочных строительных работ
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала 1 Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. 1
Цивилизации, варианты их типологии. 1
Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. 1
История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. 1
Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории. 1
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества 4
Тема 1.1. Природное и социальное в человеке. Родовая община.
Содержание учебного материала 1
Формирование знаний о природном и социальном в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. 2
Характеристика среды обитания, социальной жизни, родовой общины. Распределение социальных функций между полами. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. 2
Тема 1.2. Неолитическая революция.
Содержание учебного материала 1
Формирование знаний о неолитической революции. Определение изменений в укладе жизни и формах социальных связей. Рассмотрение очагов возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете, социальных последствий перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Изучение предпосылок возникновения цивилизации, протоцивилизации. 2
Самостоятельная работа№1 2
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:
"Начало социальной жизни". "Родовая община". "Неолитическая революция". Раздел 2. Цивилизации Древнего мира. 6 Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты.
Содержание учебного материала 1 Определение хронологических и географических рамок истории Древнего мира. 2
Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет. 2
Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань. 2
Тема 2.2. Античная цивилизация.
Содержание учебного материала 1 Формирование знаний об античной цивилизации, становлении полисной цивилизации в Греции: географических и социальных предпосылках; сущности греческого полиса. Изучение Великой колонизации, ее причин, направлений и последствий. Рассмотрение роли Афин и Спарты в жизни греческого мира. Изучение греческой культуры классической эпохи. Характеристика Александра Македонского и периода эллинизма. 2
Изучение Древнего Рима: этапов становления общества и государства, экономики, общественного строя, государственного аппарата в республиканском и императорском Риме, особенности римской культуры 2
Тема 2.3. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.
Содержание учебного материала 1 Углубление знаний о религии Древнего мира, язычестве на Востоке и на Западе. 2
Формирование знаний о мировых религиях, буддизме, конфуцианстве, религии древних евреев, раннем христианстве. 2
Самостоятельная работа№2 3 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:
«Культура Древнего Египта»
«Культура Древней Греции»
«Культура Древнего Рима» Раздел 3. История России с древнейших времен до к. XVII в. 46 Тема 3.1. Восточная Европа: природная среда и человек. Содержание учебного материала 1 Изучение влияния географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. 2
Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тыс. до н. э. 2
Формирование знаний о славянах и Великом переселении народов (IV—VI вв.), его причинах; германских и славянских племенах в Европе. 2
Формирование знаний о готах, гуннах, тюрках, Аварском и Хазарском каганатах, финно-угорских племенах. 2
Изучение Византии и народов Восточной Европы; заселения славянами Балканского полуострова. 2
Тема 3.2.Восточные славяне в VII-VIII вв.
Содержание учебного материала 1 Изучение быта и хозяйства восточных славян, жилища, одежды, формы хозяйствования, общественных отношений, семей, роли женщин в общине, верований, славянского пантеона и языческих обрядов. 2
Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения. 2
Крещение южных и западных славян. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. 2
Тема 3.3. Карта Восточной Европы к н. IX в. Рождение Киевской Руси.
Содержание учебного материала 2 Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные 2
Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из варяг в греки». 2
Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. 1
Тема 3.4. Крещение Руси. Содержание учебного материала 4 Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. 2
Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. 2
Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. 1
Тема 3.5. Русь и ее соседи в XI-н. XII вв. Содержание учебного материала 2 Взаимоотношения Руси и Византии в XI-XII вв. 2
Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. 2
Тема 3.6. Право Древней Руси. Истоки русской культуры. Содержание учебного материала 2 Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. 2
Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров. Древняя Русь в контексте всемирной истории Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы. 2
Тема 3.7. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Содержание учебного материала 3 Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. 2
Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. 2
Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. 2
Тема 3.8. Борьба Руси с иноземными завоевателями.
Содержание учебного материала 3 Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. 2
Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды. 2
Прибалтика в начале XIII в.. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. 2
Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 1
Тема 3.9. Русь на пути к возрождению.
Содержание учебного материала 3 Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV-XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси. Русь и Золотая Орда в XIVв. 2
Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. 2
Флорентийская уния. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой. 2
Тема 3.10. От Руси к России.
Содержание учебного материала 2 Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. 2
Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства. 1
Тема 3.11. Россия в царствование Ивана Грозного. Содержание учебного материала 3 Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. 2
Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины 2
Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. 2
Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. 2
Тема 3.12. Смута в России начала XVIIв.
Содержание учебного материала 2 Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания 2
Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. 2
Тема 3.13. Россия в середине и второй половине XVII в.
Содержание учебного материала 1 Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.
2
Тема 3.14. Политический строй России. Церковный раскол.
Содержание учебного материала 1 Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. 2
Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации. 2
Тема 3.15. Русская культура в XIII-XVII вв.
Содержание учебного материала 1 Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. 2
Характеристика «Домостроя», социальной роли женщины, быта и нрава. 2
Формирование знаний об «обмирщении» русской культуры в XVII в., расширении культурных связей с Западной Европой. 2
Определение новых жанров в литературе. Рассмотрение Славяно-греко-латинской академии. 2
Практическое занятие№1 4 Участие в дискуссии по проблеме: «Москва или Тверь?». Проведение анализа статей Судебника 1497г. Сравнение двух этапов правления Ивана Грозного; решение тестовых заданий. Решение проблемных заданий; решение тестовых заданий. Проведение анализа документов. Выявление особенностей культурного развития России в XVII в. Самостоятельная работа №3 11 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. Составление глоссария по разделу Выполнение рефератов и докладов по темам: «Варяги в истории Древней Руси». «Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности». «Князь и вече в Древней Руси» «Князь и дружина в Древней Руси». «Кочевники в истории Древней Руси: война и мир». «Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория». «Характер международных связей и отношений Киевской Руси». «Борьба русского народа с иноземными агрессорами в XIII в.». «Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого». «Владимир Мономах и его время». «Город и горожане в Древней Руси». «Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь». «Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси». «Новгородская республика в XI-XIIIвв.». «Общественный строй Древней Руси». «Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий». «Русь и наследие Византии». «Человек Древней Руси в повседневной жизни». «Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи». «Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия». «Освоение Сибири. Характер русской колонизации». «Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты». «Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви». «Воссоединение России и Украины». «Восстание под предводительством С. Разина». «Государственное устройство России в XVII в.». Составление политического портрета: «Владимир-язычник и Владимир-христианин: два исторических образа». «Александр Невский – государственный лидер и полководец». «Дмитрий Донской – государственный деятель и полководец». «Иван III и его роль в российской истории». «Иван Грозный – человек и политический деятель». Составление и решение кроссвордов Раздел 4. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв. 14 Тема 4. 1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Содержание учебного материала 1 Запад и Восток в XVI- XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия- «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов. 1
Тема 4. 2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.
Содержание учебного материала 1
Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. 1
Тема 4. 3. Великие географические открытия и начало европейской
колониальной экспансии.
Содержание учебного материала 1 Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира. 2
Тема 4.4.
Государство и власть в эпоху перехода
к индустриальной цивилизации.
Содержание учебного материала 1 Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.
1
Тема 4.5.
Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время. Содержание учебного материала 1 Две «концепции Европы». Франциск I и Карл V. Угроза со стороны Турции. Священная лига. «Непобедимая армада». Первая общеевропейская война — Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г.
Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. 1
Тема 4.6. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время
Содержание учебного материала 1 Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей. 1
Тема 4.7. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.
Содержание учебного материала 1 XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.
Секуляризация общественного сознания. Поиски основ толерантности. От религиозной нетерпимости к толерантности «юридического мировоззрения». 1
Тема 4.8.
Век Просвещения.
Содержание учебного материала 1 Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.
Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве. 1
Тема 4.9.
Технический прогресс и Великий промышленный переворот.
Тема 4.10.
Революции XVIII в. и их значение для утверждения
индустриального общества.
Содержание учебного материала 1 Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества. Содержание учебного материала 1 Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.
Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора. Культурные новшества периода Революции.
Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества.
Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, 1
Практическое занятие№2 1 Работа с картами и историческими документами, схемам Самостоятельная работа№4 3 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами Составление политического портрета: «Т.Джефферсон»
«Д.Вашингтон»
«М.Робеспьер»
«Ж.П.Марат»
«Ж.Дантон» Составление и решение кроссвордов Раздел 5. Россия в XVIII веке.
13
Тема 5.1.
Россия в период реформ Петра I. Содержание учебного материала 2 Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. 2
Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». 2
Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками. 2
Тема 5.2.
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)
Содержание учебного материала 2 Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина 2
Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. 2
Тема 5.3. Россия во вт. п. XVIII в.
Содержание учебного материала 2 «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования. 2
Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. 2
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. 2
Тема 5.4. Культура России в середине и во вт. п. XVIII в.
Содержание учебного материала 1 Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в. 1
Самостоятельная работа№5 6 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. Выполнение разноуровневых заданий. Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: «Наука побеждать» А.В.Суворов. «Полководческое искусство П.А.Румянцева» «Флотоводец Ф.Ф.Ушаков» «М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки» «Путешествия XVIII века» «Русская архитектура XVIII века» «Русские просветители» Выполнение рефератов по темам:
«Великое посольство Петра I в Европу». «Военная реформа Петра Великого». «Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение». «Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение». «Культурные преобразования в Петровскую эпоху». Составление политического портрета Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина I, Екатерина II, Павел I Раздел 6. Становление индустриальной цивилизации 6 Тема 6. 1. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Содержание учебного материала 1 Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. 2
Тема 6.2. Становление гражданского общества Содержание учебного материала 1 Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности. 2
Тема 6.3. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества Содержание учебного материала 1 Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан 2
Тема 6.4. Особенности духовной жизни нового времени. Содержание учебного материала 1 Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История - «муза века». Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм. 2
Самостоятельная работа №6: 2 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами Составление и решение кроссвордов Раздел 7. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока 4 Тема 7.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной системы. Содержание учебного материала 1 Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской Империи. 1
Тема 7. 2. Попытки модернизации в странах Востока.
Содержание учебного материала 1 «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица». 1
Самостоятельная работа№7: 2 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. Выполнение рефератов, докладов, презентаций по темам: Причины и итоги самоизоляции Японии. Причины и итоги самоизоляции Китая. Раздел 8. Россия в XIX в. 17 Тема 8.1. Россия в п. п. XIX столетия.
Содержание учебного материала 2 Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. 2
Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». 2
Властные элиты: идеология и практика. Традиции «просвещенного абсолютизма» и новые задачи государственного развития. 2
Тема 8.2. Власть и реформы в первой половине XIX в.
Содержание учебного материала 2 Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. 2
Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. 2
Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия. 2
Тема 8.3. Внешняя политика Александра I и Николая I.
Содержание учебного материала 2 Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. 2
Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.
Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. 2
Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. 2
Тема8.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.
Содержание учебного материала 1 Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. 2
Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». 2
Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Правительственная политика в отношении образования. 2
Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр. Место России в мировой художественной культуре. 2
Тема 8.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II.
Содержание учебного материала 2 Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. 2
Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. 2
Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. 2
Тема 8.6. Пореформенная Россия.
Содержание учебного материала 1 Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции. 2
Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм. 2
Общественное движение: спад и новый подъем. Неолибералы и неонародники. Первые марксисты. 2
Тема 8.7. Россия в системе международных отношений вт. п. XIX в. Содержание учебного материала 1 Геополитические интересы империи и международные противоречия. 2
Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. 2
Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 2
Тема 8.8.
Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной
России. Содержание учебного материала 1 Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. 2
Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.
Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. 2
Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр 2
Тема 8.9. Повседневная жизнь населения России в XIX в.
Содержание учебного материала 1 Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. 1
Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. 1
Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. 1
Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. 1
Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. 1
Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы. Обычаи и нравы народов России. 1
Самостоятельная работа№8: 4 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами Выполнение разноуровневых заданий Выполнение рефератов, докладов, презентаций по темам: «Реформы Александра I». «Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи». «Крымская война и ее значение для Росси». «Реформы Александра II и их значение». «Роль России в освобождении балканских народов от османского ига». Составление политического портрета:
Александра I, Николая I, Александра II. Раздел 9. От Новой истории к Новейшей. 15 Тема 9.1. Международные отношения в н. XX в.
Содержание учебного материала 1 Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. 2
Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи 2
Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты. 2
Тема 9.2. «Прекрасная эпоха»: западное общество в н. ХХ в.
Содержание учебного материала 1 Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. 1
Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. 1
Тема 9.3. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв. Содержание учебного материала 1 Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. 1
Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания.
1
Тема 9.4. Россия в н. XX в.
Содержание учебного материала 1 Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы. 2
Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Уголовное, гражданское, процессуальное, семейное право. Роль традиционного права в жизни общества. Правовая культура населения. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление. 2
Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии. 2
Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии. 2
Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки. 2
Плюсы и минусы российской национальной политики. Русификация и «мягкая» колонизация. Организация общинного, сословного, городского и сельского управления у различных народов империи. Национальные элиты в системе государственного управления империи. 2
Тема 9.5. Первая мировая война. Содержание учебного материала 1 Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. 2
Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. 2
Тема 9.6. Россия в Первой мировой войне.
Содержание учебного материала 1 Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. 2
Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом. 2
Тема 9.7. Февральская революция в России.
Содержание учебного материала 1 Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. 2
Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. 2
Тема 9.8. Приход большевиков к власти в России.
Содержание учебного материала 1 Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. 2
Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства. 2
Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». 2
Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. 2
Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи. 2
Самостоятельная работа№9: 6 Изучение темы: «Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. Россия в начале XX века», составление конспекта по теме. Выполнение групповых проектов по темам: «Гражданская война глазами «красных» и «белых» «Гражданская война в Царицыне» Раздел 10. Между мировыми войнами. 9 Тема 10.1 Страны Европы в 20-е годы XX в. Содержание учебного материала 1 Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. 1
Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. 1
Тема 10.2. Запад в 30-е годы ХХ в.
Содержание учебного материала 1 Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. 1
Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. 1
Тема 10.3. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.
Содержание учебного материала 1
Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система. 1
Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия? 1
Тема10.4.
Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма.
Содержание учебного материала 4 Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности. 2
Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. 2
Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. 2
Городское и сельское население: быт, повседневность, социальные стереотипы. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Развитие советской культуры. Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. 2
Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. 2
«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства. 2
Самостоятельная работа№10:
Составление тезисного плана «Страны Мира в 20-30 годы. Международные отношения в 20-30 годы XX в.». 2 Решение тестовых заданий Раздел 11. Вторая мировая война 15 Тема 11.1. Вторая мировая война: причины ход, значение. Содержание учебного материала 1 Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. 2
Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира. 2
Тема 11.2.
СССР в годы Великой Отечественной войны.
Содержание учебного материала 3
Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. 2
Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. 2
Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. 2
Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. 2
Практическое занятие №3. 3 Составление хронологической таблицы, решение проблемных заданий. Изучение документов, выполнение заданий по контурной карте, участие в дискуссии. Участие в презентации проектов. Самостоятельная работа№11: 8 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами Составление глоссария по разделу. Выполнение групповых проектов по темам: «Оружие Победы» «Михайловска в годы Великой Отечественной войны». «Герои Великой Отечественной войны» Раздел 12. Мир во второй половине XX века. 7 Тема 12.1.
«Холодная война».
Содержание учебного материала 1 Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. 2
Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны». 2
Тема 12.2. К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия».
Содержание учебного материала 1 Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. 1
Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека. 1
Тема 12.3. Научно-технический прогресс. Содержание учебного материала 1 1
Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. 1
Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. 1
Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. 1
Тема 12.4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Содержание учебного материала 1 Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. 1
Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба в японской «сфере сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. 1
Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии. 1
Самостоятельная работа№12: 3 Составление тезисного плана: «Холодная война»: причины и основные вехи. Корейская война: ход и результаты. Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. Раздел 13.
СССР в 1945-1991годы. 11 Тема 13.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.
Содержание учебного материала 1 Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. 2
Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность. 2
Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этнокультурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. 2
Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах. 2
Тема 13.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима.
Содержание учебного материала 1 Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. 2
Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей. 2
Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве 2
Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. 2
Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы. 2
Тема 13.3. СССР в к. 1960-х – н. 1980-х годов.
Содержание учебного материала 1 Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация. 2
Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. 2
Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». 2
Тема 13.4. СССР в период перестройки.
Содержание учебного материала 1 Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. 2
Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. 2
Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. 2
Практическое занятие №4. 2 Составление тезисного плана, обсуждение ключевых вопросов темы. Работа с картами, схемами. Проведение анализа фрагментов документов. Изучение материалов периодической печати и интернет - ресурсов Самостоятельная работа№13: 5 Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. Изучение материалов периодической печати. Составление тезисного плана: ХХ съезд КПСС и его значение. Раздел 14. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков. 7 Тема 14.1. Российская Федерация на современном этапе.
Содержание учебного материала 2 Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. 2
Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. 2
Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. 2
Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. 2
Тема 14.2. Мир в ХХI в.
Содержание учебного материала 1 Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. 2
Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм. 2
Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике. 2
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях. 2
Практическое занятие №5. 3 Изучение фрагментов Конституции РФ, составление тезисного плана. Обсуждение ключевых вопросов темы Самостоятельная работа№14: 1 Изучение материалов периодической печати Составление тезисного плана «Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы». Дифференцированный зачет 1 Всего 175 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины "История" обучающийся должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по истории.
Технические средства обучения:
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.3.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интеренет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. — М., 1996—2001. 10—11 кл. — М., 2006.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9.
Дополнительные источники:
Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.
Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.
Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.
Война в Корее. — СПб., 2000.
Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.
Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.
Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.
Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.
Губер П. Мазарини. — М., 2000.
Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.
Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.
Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.
Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.
Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.
Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.
Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.
Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.
Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.
Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.
Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.
Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.
Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.
Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.
Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.
Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.
Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.
Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).
Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.
Черников И. Гибель империи. — М., 2002.
Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.
Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.
Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.
Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.
Вокруг света: журнал-учредитель ООО «ВОКРУГ СВЕТА»
Наука и Религия: научно-популярный журнал. Учредитель - ООО «НИР Лтд»
Преподавание истории в школе: научно-методический журнал. УчрежденМинистерством образования РФ
Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты энциклопедия«Истории России»
Валлерстайн и Миро-системныйанализ.http:www/nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller/htm Интернет-ресурс
Народы и религии мира.
http:/www/cbook.ru/peoples/index/welcome/shtml Интернет-ресурс:
Поляков Л.В. О методологии макрополитического анализа /Л.В. Поляков // Апология. - 2006. - №9. - С. 82-103. (Интернет-ресурс: http:www/gournal-apologia.ru/rnews/html?id=482@id_issue=
Интернет-ресурсы.
http://meqa.km.ru/http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htmhttp://members.xoom.com/foox/index/htmlhttp://first.americans.spb.ru/main.htmhttp://tgorod.go.ru/http://chat.ru/kaar/index.htmlhttp://www.online.ru/sp/cominf/romanovhttp://rnd.rostelemail.ru/data/users/andry/history/htmlhttp://www.netcity.ru/8101/lubamelnhttp://rds.org.ru/http://www.stalingrad.com.ru/index_rus.htmwww.tambov.net/region/history.htm4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий в микрогруппах.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная контрольная работа
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии.
Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; Письменный контроль
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. Устный контроль в форме дебатов.
Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности обучающихся
Знания: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса
Письменный контроль в форме тестирования
периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; Устный контроль в форме дискуссии
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; Устный контроль в форме дискуссии,
письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов
основные исторические термины и даты; Устный контроль, письменный контроль