Программа профессиональной пробы по профессии «мастер отделочных строительных работ (маляр)» представляет собой методическую разработку, включающую комплекс программных тематических практико-ориентировочных мероприятий по профессии.


-38103810Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Таштагольский техникум горных технологий
и сферы обслуживания»
ГПОУ ТТГТиСОУтверждаю:
Директор ГПОБ ТТГТ и СО___________ Е.И. Рыданных«____»____________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
13450 Профессия маляр
Таштагол, 2017
Рассмотрено на заседании ЦМК технического профиля
Протокол №___________
От «____»_____________2017г.
Председатель ЦМК
_____________ Т.И. Иванова
«_____»_________2017г
Согласовано
от «____»__________ 2017г.
МКУ «Управление образования Таштагольского муниципальногорайона»
_______________________
_______________________
(должнось, подпись,ФИО)
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания».

Составитель: Лайкова Антонина Викторовна, мастер производственного обучения по профессии «маляр».

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Паспорт программы профессиональной пробы
2.1 Спецификация формируемых у обучающихся знаний, умений, трудовых действий в рамках компетенций.
2.2 Методические рекомендации.
3. Структура и содержание профессиональной пробы.
3.1 Учебный план и дидактическое обеспечение занятий профессиональной пробы.
3.2 Содержание практических занятий.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение.
Глоссарий
Приложение 1
1.Пояснительная записка
Программа профессиональной пробы по профессии «мастер отделочных строительных работ (маляр)» представляет собой методическую разработку, включающую комплекс программных тематических практико-ориентировочных мероприятий по профессии.
Область профессиональной деятельности: - выполнение наружных и внутренних малярных работ при производстве, ремонте и реконструкции зданий и сооружений.
Объекты профессиональной деятельности:
поверхности зданий, сооружений и участков, прилегающих к ним;
материалы для отделочных строительных работ;
технологии отделочных строительных работ;
ручной и механизированный инструмент, приспособления и механизмы для отделочных строительных работ;
леса и подмости.
Виды профессиональной деятельности и соответствующие им профессиональные компетенции:
выполнение подготовительных работ при производстве малярных работ;
окрашивание поверхностей различными малярными составами;
оклеивание поверхностей различными материалами;
выполнение ремонта окрашенных и оклеенных поверхностей.
Маляр (толк. слов. С.И. Ожегова) — рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.Профессия маляра имеет многовековую историю. Об этом свидетельствует роспись стен и сводов пещер — след, оставленный первобытными людьми. Человек с давних времен украшал свое жилище, храмы, дворцы. Для росписи стен человек использовал природные красители. Например, индиго (синий) извлекали из стеблей и листьев растений, выращиваемых на Яве и Филиппинских островах. Использовались также глина, мел, охра и другие природные материалы. Способ приготовления красок держали в секрете.
Естественные краски применялись почти до XIX столетия. Затем наступил век готовых красок. В наши дни красители изготовляются в виде сухих порошков, паст, жидкостей.
Отделка зданий и сооружений издавна преследует две цели: утилитарную — защита окрашиванием строений от неблагоприятного воздействия внешних условий и эстетическую — формирование с помощью цветовой гаммы эстетического вкуса человека и соответствующего эмоционального состояния.
Профессия маляра относится к профилю отделочных работ. Это конечные операции, завершающие труд всего коллектива строителей.
Маляр работает в строительных организациях, ремонтно-строительных и жилищных управлениях на отделке промышленных, жилых, культурно-бытовых зданий. Профессия маляра отличается большим количеством ручных операций. Поэтому количественные и качественные показатели труда зависят от мастерства работника.
Тип и класс профессии.
Профессия маляр относится к типу: «Человек – Техника», потому как данная профессия связана с обслуживанием и эксплуатацией оборудования для проведения малярных работ. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к технической ручной работе.
Сопутствующий тип профессии: «"Человек - художественный образ», поскольку она может быть связана с работой по эскизу.
Профессия маляр относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.
Содержание деятельности
В обязанности маляра входят:
• подготовка поверхностей к покраске (очистка от грязи, старой краски, ржавчины);
• приготовление растворов (шпаклевочных, грунтовочных, красочных эмульсий);
• выполнение работ по окраске, оклейке обоями, художественной отделке и ремонту наружных и внутренних поверхностей здания
Таким образом, основная цель деятельности маляра — отделка внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений.
В своей работе маляр использует средства труда:
• вещественные (орудийные) — ручные (кисть, валик), механические (станок для резки обоев), электрические (краскораспылители, мелотерки, краскотерки, мешалки), измерительные инструменты (угольник, отвес);• невещественные (функциональные) — практическое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, долговременную моторную и сенсорную (зрительную, тактильную) память, объемное, распределенное внимание, воссоздающее воображение; общую координацию движений тела, мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание..
Требования к индивидуальным особенностям:
• физическая выносливость;
• выносливость вестибулярного аппарата;
• художественные способности.
К личностным способностям и качествам:
• личная организованность;
• внимательность;
• аккуратность;
• терпение;
• склонность к эстетическому восприятию окружающего мира;
• ответственность.
Профессиональные качества:
- логическое мышление;
- гибкость и динамичность мышления;
- аналитические способности; хорошая память;
- математические и технические способности.
Условия труда
Маляр выполняет свою работу как в комфортных условиях—в помещении, так и на открытом воздухе. Соотношение времени работы в помещении и на открытом воздухе зависит от характера производственного задания. Основная рабочая поза — стоя, часто согнувшись.
Профессиональные риски.
Рабочая поза – положение стоя или в наклон. Долговременное нахождение в этих положениях может привести к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее.
Медицинские противопоказания:
Работа маляра не рекомендуется людям с заболеваниями:
• нервно-психическими (органические заболевания центральной нервной системы, психические);
• сердечно-сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);
• опорно-двигательной системы;
• бронхо-легочными;
• желудочно-кишечными;
• почек;
• кожи;
• зрения.
Область применения.
На сегодняшний день в связи с высоким ростом жилищного строительства профессия «маляр» широко востребована. Специалисты данного профиля необходимы на каждом предприятии.
Маляры работают:
- ЖКХ;
- строительные фирмы;
- промышленные фирмы;
- в компаниях по оформлению интерьера
- реставрационные мастерские.
Карьерный рост.
Отделочные работы в строительстве – одна из наиболее быстро развивающихся областей, поэтому маляр должен постоянно повышать квалификацию, должен уметь быстро адаптироваться к текущему состоянию технологий, должен постоянно изучать новые материалы и технологии
Можно двигаться по линии оттачивания профессионализма: выполнять все более сложные и ответственные задачи, повышать свой разряд, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, осваивать все новые специальности в рамках профессии. Например, при наличии художественного вкуса и выраженного эстетического интереса можно заняться альфрейной росписью.
Маляр может заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно или в составе строительной организации.
Со временем, имея стаж и опыт работы, достигнув высшей квалификации и повышая сложность работы, маляр может претендовать на должность бригадира, мастера. При выборе такого варианта карьеры необходимо образование не ниже среднего специального (повысить образовательный уровень можно в техническом колледже, техникуме, либо профильном институте).
.
Родственные профессии:
штукатур;
плиточник;
мастер сухого строительства;
мастер отделочных строительных работ.
Где можно обучиться
Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания
2. Паспорт программы профессиональной пробы
Цель программы:
формирование представлений, необходимых для принятия осознанного решения относительно выбора или отказа от получения профессии «маляр».
Задачи:
познакомить учащихся со спецификой профессии;
дать попробовать себя в типичных для данной профессии видах деятельности (освоить на практике некоторые приемы окрашивания поверхностей);
помочь учащимся утвердиться или отказаться от выбора данной профессии.
Продолжительность пробы 16ч
Целевая аудитория: учащиеся 9 классов коррекционной школы VIII вида.
Профессиональная проба направлена на формирование и развитие следующих компетенций:
- выполнение подготовительных работ при производстве малярных работ.
- выполнение окрашивания поверхностей валиком водными и неводными составами;
2.1Спецификация формируемых у обучающихся знаний, умений, трудовых действий в рамках компетенций
действия умения знания ресурсы
Организация рабочего места маляра.
организовывать рабочее место для окрашивания поверхностей
Общее представление о профессии.Виды основных материалов, применяемых при малярных работах.
Наименование, назначение и правила применения ручного инструмента, приспособления и инвентаря.
Методы организации труда на рабочем месте.
Инструкции по охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовительных работах. Правила техники безопасности при выполнении малярных работ Инфраструктура:
Малярный цех мастерских ТТГТ и СО, кабинет спецтехнологии малярных работ.
Оборудование:
проектор и экран, компьютер.
Рабочее место маляра:
материалы (окрасочные составы), инструменты (кисти, валики) .Определение объема работ и потребности расхода материалов
Рассчитывать расход материалов в зависимости от выполняемых работ
Нормы расходов сырья и материалов на выполняемые работы
Выполнение подготовительных работ подготавливать поверхности под окраску.
Подготовка шпатлевочных и окрасочных составов по рецептуре. Колорирование.
Приготовление окрасочных составов.
способы подготовки поверхностей под окрашивание поверхностей;
назначение и правила применения ручного инструмента,
виды, причины и технологию устранения дефектов;
контроль качества малярных работ;
виды, причины и технологию устранения дефектов; Окрашивание различных поверхностей водными и неводными составами создавать и соблюдать безопасные условия труда;
окрашивать поверхность,
контролировать качество выполняемых работ Масштабы. Технологии окрашивания поверхностей водными и неводными составами Формы организации профессиональной пробы
беседы;
тестирование;
профессиональная практика.
Формализованные результаты обучения:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

2.2 Методические рекомендации.
Профессиональная проба по профессии «маляр)» рассчитана на 16 часов.Методическое обоснование профессиональной проба по профессии «маляр».Одна из целей при отделке зданий- это формирование с помощью окраски поверхностей водными и неводными составами эстетического вкуса человека и соответствующего эмоционального состояния. С этой задачей и справляется данная профессиональная проба.
Программа данной профессиональной пробы представляет собой методическую разработку, которая включает в себя программные тематические практико-ориентировочных мероприятий по профессии, а именно уроки теоретического обучения и профессиональные пробы, выполняемые как под наблюдением мастера производственного обучения, так и самостоятельно.
Эта проба формирует общие представления о технологии строительного производства, об основных видах лакокрасочных материалов, о технологии окраски стен, об основных правилах техники безопасности при выполнении малярных работ.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения профессией «маляр», знакомятся с технологией окраски, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
При проведении уроков теоретического обучения используются наглядные, словесные, объяснительно-иллюстрационные, практические методы. Применяются наглядные пособия как проекционные материалы (презентации, видеофильмы, фотографии интерьеров), так и натуральные образцы ( краски, инструменты).
3. Структура и содержание профессиональной пробы.
3.1.Учебный план и дидактическое обеспечение занятий профессиональной пробы
Темы занятий Количество часов(минут) Дидактическое обеспечение и оборудование
всего мини-лекций практ.
занятия стажи-
ровкаИнформационно-теоретический модуль (подготвительный этап) 1.Погружение в профессию.
Характеристика, профессионально важные качества профессии. 2 ч 2ч - - Презентация профессии.
Диагностические материалы,
проектор и экран, компьютер
2. Общие сведения о строительстве.
1ч 1ч - - Учебно-методическая документация.
3.Общие сведения о строительных материалах. 1ч 1ч - - Учебно-методическая документация, образцы строительных материалов.
4.Окраска поверхностей кистями и валиками водными и неводными составами. Подготовка инструмента и материалов. 3ч 1ч 2ч - Инструменты, приспособления и инвентарь для ведения малярных работ
Практический модуль (практический этап) 1.Технология окрашивания поверхностей водными составами 4ч 1ч 3ч -- Инструкционно-технологическая карта;
ручной инструмент, приспособления для ведения малярных работ
2.Технология окрашивания поверхностей неводными составами 4ч 1ч 3ч Инструкционно-технологическая карта,
ручной инструмент, приспособления для ведения малярных работ
Аналитический модуль (заключительный этап) Подведение итогов
Коллективное обсуждение результатов выполнения проб.
Рефлексия.
1ч - 1ч - Всего: 16ч 7ч 9ч - Профессиональная проба включает три этапа:
Подготовительный этап. При выполнении этого этапа учащиеся должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности маляра в сфере строительного производства, ознакомиться с организацией рабочего места маляра, технологией окраски поверхностей водными и неводными составами.
. Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы.   
Практический этап.Этот этап профессиональной пробы состоит из двух последовательно выполняемых частей, которые построены на основе элементов профессиональной деятельности маляра. Результативность выполнения каждой части оценивается преподавателем или мастером производственного обучения отдельно. После выполнения частей пробы мастер п/о подводит итог и дает общую оценку работы учащихся.       Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор уровней сложности может быть осуществлен мастером п/о или учащимися. При этом необязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать. По мере выполнения пробы преподаватель или мастер п/о заполняет протокол.
Заключительный этап (рефлексивный). Проводится в форме заключительного урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор школьником профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.
Выполнение пробы направлено на диагностику профессионально важных качеств.
3.2.Содержание практических занятий.
Компоненты пробы
технологический ситуативный функциональный
1. Окраска поверхностей водным составом.
Задание
Освоить технологию окраски поверхностей водным составом Окраска поверхностей водным составом Окрасить поверхность водным составом.
Проанализировать полученный результат
Условие
I уровень сложности
Задание выполняется с участием мастера производственного обучения
II уровень сложности
Задание выполняется под наблюдением мастера производственного обучения
III уровень сложности
Задание выполняется самостоятельно.
2. Окраска поверхностей неводным составом.
Задание
Освоить приемы окрашивания поверхностей неводным составом Окрашивание поверхности неводным составом Рассчитать расход краски. Проанализировать полученный результат
Условие
I уровень сложности
Задание выполняется с участием мастера производственного обучения
II уровень сложности
Задание выполняется под наблюдением мастера производственного обучения
III уровень сложности
Задание выполняется самостоятельно.
Результат
Задание считается выполненным, если технология выполнения процесса не была нарушена
Задание считается выполненным, если самостоятельно было проведено окрашивание. Задание считается выполненным, если заданный участок стены был окрашен заданное время.
4.Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
.Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ, Академия, М, 2014, 192с.
Черноус Г.Г. Технология штукатурных работ, М. «Академия», 2014. – 240 с.
Дополнительная литература
С. Н. Чистякова. Профессиональные пробы и выбор профессии, книга для учителя, Издательство "Просвещение".
Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения (3-е изд., стер.) учеб. пособие 304 стр., 2007 г. Издательство: Академия.
Кривых С.В. и др. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик. Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, 2014, 139с.
Материально- техническое обеспечение
Оборудование мастерской отделочникови рабочих мест; кабинет спецтехнологии малярных работ: компьютер, экран,проектор.
Интернет-ресурсы
http://www.coderussia.ru/ru/index.htmlhttp://www.coderussia.ru/teachers.htmlГлоссарий
Здание – это наземные сооружения, имеющие помещения для какой-либо деятельности людей.
Интерьер – внутренний вид помещения.
Масляные краски – это смесь пигментов, наполнителей и связующего.
По отношению к действию воды малярные составы подразделяют на водостойкие и неводостойкие.
Пигменты - это тонкоизмельченные цветные неорганические или органические твердые вещества, не растворимые в воде и в связующих, но способные создавать с ними пленочное декоративно-защитное покрытие
Сиккативы – вещества, хорошо растворимые в растительных маслах и служащие катализаторами их высыхания.
Фактура – характер обработки поверхности – шероховатый, гладкий, полированный, рустованный, рваный.
Цвет – свойство объекта материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение.
.

Приложение 1
Методика диагностики свойств восприятияВозраст: подростки.
  1. Методика диагностики объема восприятия.
Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.
Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.
Протокол занятия
Испытуемый__________________________________ Дата____
Экспериментатор______________________________ Время опыта____
Номер Предъявленные Ответ Кол-во правильно
предъявления стимулы испытуемого воспроизведенных букв
1      
2      
       
40      
 
Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.
Набор 1.
 1 РОПМЬУЛД  6 ЭВОЕРАПВ
 2 ЛАЕПГЗИЯ  7 ОТАСЯМТЛ
 3 ЛЧЮБВУИТ  8 ДЮЯИДРНМ
 4 ЫВБСБЛОМ  9 ХОВАСТРО
 5 ЭЕБЯКНОБ  10 РВЕЖАЛИМ
 
11 АРОПЦДАТ  16 ЦЗУБКОПА
 12 ЦУПМСТВО  17 БИБПЛПЬИ
 13 БОАДЫКРС  18 БМББСМПР
 14 ДБАВЕЗЖН  19 ПАОАОМПЕ
 15 ЭЦХАВЦОЛ  20 ОРАШЦУЗЖ
 
  Набор 2.
1. Я иду домой 11. Давай пойдем гулять
2. Передайте мне чай 12. Спят усталые игрушки
 3 Солнце уже высоко  13 Старушка присела отдохнуть
 4 Море сегодня холодное  14 Сегодня очень холодно
 5 Позвони мне, пожалуйста  15 Птичка вьет гнездо
6. Пора учить уроки  16 Мне все надоело
 7 Собака поджала лапу  17 Подари мне луну
8. Пора ложиться спать  18 Мальчик рисует ракету
 9 Очень интересная книга  19 Ты записался добровольцем?
10. Не хочу учиться 20. Девочке очень весело
 Обработка и анализ результатов.
Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).
Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.
По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса  предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:
Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку».
Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».
Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».
Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.
Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Ключ к тесту Торренса.
«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:
1.      Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.
2.      При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.
Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются следующие рисунки:
·         рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
·         рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
·         осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
3.      Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
4.      Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:
1.      Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
2.      Оценивается рисунок, а не название!
3.      Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.
Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:
Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.
·         Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.·         Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.
1.      — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.2.      — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).3.      — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.4.      — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).5.      — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.6.      — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).
7.      — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).8.      — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.9.      — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.10.  — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.·         Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.
·         0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.
·         1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.·         2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…
·         3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».
«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.
·         0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.
·         1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ  равен 0 баллов.
·         2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.
«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:
·         1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.·         2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.
·         3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.
·         4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.
Интерпретация результатов теста Торренса.
Просуммируйте  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:
30 — плохо
30—34 — ниже нормы
35—39 — несколько ниже нормы
40—60 — норма
61—65 — несколько выше нормы
66—70 — выше нормы
>70 — отлично


Тест МюнстербергаТест Мюнстерберга предназначен для диагностики избирательности внимания. 
Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.
Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание
 (Диагностика избирательности внимания):Инструкция.
В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты. 
Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость». 
Тестовый материал.
бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэприлаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщнруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтмОбработка результатов.
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Ключ.
Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.Интерпретация.
1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.
2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.
3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.


Рефлексия
В конце каждого этапа занятия целесообразно после поиска ответов на поставленные вопросы и по завершении выполнения онлайн тренажера, подвести определённые итоги. Для этого можно использовать метод неоконченных предложений, предложив, например, следующие заготовки:
на этом занятии мы освоили …
сегодня мы научились …
мне было сложно …
я понял, что …
я планирую ...
Это позволит получить представление об успешности проведенного занятия, оценитьмотивацию учащихся и внести корректирующие действия в свою дальнейшую работу(откорректировать приемы коммуникации, изменить содержание своих занятий).