Доклад к презентации на тему:«Особенности проведения конкурса профмастерства в Керченском медицинском колледже» для участия в семинаре
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Керченский медицинский колледж имени Г.К.Петровой»
ДОКЛАД
на тему: «Особенности проведения конкурса профмастерства в Керченском медицинском колледже»
Вихарева Е.А. – преподаватель основ медсестринства
Керчь, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Актуальность проведения конкурсов профмастерства4
Особенность проведения конкурса профмастерства на специальности 34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» в Керченском медицинском колледже 5
Формирование фонда оценочных средств для контроля уровня теоретической и практической подготовки конкурсантов 9
Заключение 10
Список литературы 11
Приложение 1 12
Приложение 2 13
Приложение 3 16
ВВЕДЕНИЕ
Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования.
Одним из путей решения этих проблем является применение таких дидактических средств, как проведение разноуровневых конкурсов и олимпиад профессионального мастерства. Они всегда были обязательным элементом образовательного процесса. Их основная функция — не только выявление лучших студентов по профессии или специальности, но и лучшей педагогической практики по формированию современных компетенций.
Актуальность проведения конкурсов профмастерстваАктуальной проблемой в системе образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, с целью эффективного использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности.
С этой целью в ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К. Петровой» проводятся различные конкурсы профессионального мастерства, участниками которых являются студенты всех курсов и специальностей. В подготовке конкурсантов задействованы все выпускающие кафедры: акушерства и педиатрии, кафедра хирургического профиля, кафедра внутренней медицины и ПМ Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра.
Профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях развития у студентов творческих способностей, умения быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умения импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, а также воспитания любви к выбранной профессии.
Особенность проведения конкурса профмастерства на специальности 34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» в Керченском медицинском колледже
На примере нашего колледжа рассмотрены этапы и особенности подготовки конкурсантов. Основное внимание в этом процессе уделяется активным методам обучения. Так, уже с первого курса, вовлекая студентов "в предлагаемые обстоятельства", усиливается личностная сопричастность каждого из них к происходящему на занятии, развивается учебное сотрудничество и умение самостоятельной работы. В таких условиях студенты становятся главным действующим лицом, происходит смещение акцента с активной деятельности преподавателя на активную деятельность студента.
I ЭТАП - конкурсы внутри группы
Одним из важных факторов, определяющих результативность участия в олимпиадах, является проведение различных конкурсов внутри групп. Это начальный этап подготовки студентов. На обучающихся, которые активно принимают участие в подготовке и проведении таких конкурсов в дальнейшем в процессе обучения преподаватели-клиницисты акцентируют своё внимание. Эти студенты привлекаются к кружковой, исследовательской работе.
Совместная деятельность в ходе практических и кружковых занятий, в исследовательской работе обеспечивает взаимодействие между преподавателями и студентами, способствует передаче и закреплению профессиональных знаний, навыков, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога и формирует активную жизненную позицию.
Шлифуется профессиональная подготовка, развивается творческая инициатива обучающихся, которая в дальнейшем способствует реализации их профессиональных способностей и интересов.
II ЭТАП - конкурс в рамках колледжа
Второй этап включает в себя проведение конкурсов в рамках колледжа среди разных групп и специальностей. Такие мероприятия, конечно же, носят состязательный характер и способствуют реализации интеллектуального потенциала и усовершенствованию приобретённых практических навыков.
Например, подготовка студентов и проведение конкурса «ЗНАТОК СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» начинается на I курсе по завершению изучения Профессионального Модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Основным требованием при организации данных мероприятий является приобщение как можно большего количества студентов к познавательной деятельности, стимулирование студентов к углублению знаний и формирование общих компетенций, определенных ФГОС. Участие в этих мероприятиях позволяет студентам подчеркнуть значимость в современном мире образовательной составляющей. Студенты гордятся достигнутым результатом, подтверждением является награды и дипломы и участие в региональном конкурсе профмастерства.
III ЭТАП - региональный конкурс
Кроме внутренних мероприятий, колледж реализует направление участия в региональных конкурсах и олимпиадах. Такие конкурсы в отличие от внутренних, имеют более глубокую состязательную составляющую и ориентированы на самых успешных студентов. Для таких студентов эти конкурсы – это возможность сопоставления своего уровня профессиональной подготовки и студентов из других учебных заведений, других городов, а также независимого оценивания их уровня подготовки сторонними специалистами.
Как правило, для участия в республиканских олимпиадах отбирают наиболее сильных из общего количества обучающихся по итогам внутреннего этапа.
Людмила Степанова – 2010-2011 г.
XIII Региональный конкурс профессионального мастерства «Лучший студент региона» среди студентов специальности «Сестринское дело» медицинских ВУЗов I-II уровня аккредитации Республики Крым
Ленара Гафарова – 2011-2012 гXIV Региональный конкурс профессионального мастерства «Лучший студент региона» среди студентов специальности «Сестринское дело» медицинских ВУЗов I-II уровня аккредитации Республики Крым
XIV Всеукраинский конкурс профессионального мастерства студентов медицинских училищ и колледжей «Ескулап»
Ферузе Фазылова – 2012-2013 г.
XV Региональный конкурс профессионального мастерства «Лучший студент региона» среди студентов специальности «Сестринское дело» медицинских ВУЗов I-II уровня аккредитации Республики Крым
Джемилева Диляра - 2015-2016 г.
30 марта 2016 г. - Региональный конкурс профессионального мастерства «Лучший студент региона» среди студентов специальности «Сестринское дело» медицинских колледжей Республики Крым
Эти студенты являлись победителями региональных конкурсов и участниками республиканских олимпиад.
Формирование фонда оценочных средств для контроля уровня теоретической и практической подготовки конкурсантов
Для подготовки конкурсантов формируется фонд оценочных средств с целью контроля уровня теоретической и практической подготовки. Создается банк тестов, включающих в себя мини-ситуационные задачи (приложение 1). Решение тестов и ситуационных задач проходит в устной и письменной форме
Для оценки уровня практической подготовки мы разрабатываем алгоритмы действий практических навыков, которые в обязательном порядке приводим в соответствие со стандартами практической медицины. В качестве примера прилагается образцы алгоритмов практических навыков по хирургии и терапии (приложение 2).
При подготовке к конкурсу профмастерства мы предоставляем для участников полный перечень практических навыков, включающих в себя и основы медсестринства и сестринское дело в хирургии, терапии и в педиатрии (приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, олимпиады и профессиональные конкурсы являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения.
Олимпиады и конкурсы стимулируют, и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействует их самоопределению и продолжению образования, развивают и поддерживают интерес учащихся к познавательной деятельности.
Олимпиады и конкурсы способствуют повышению интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, а в конечном итоге – совершенствованию качества подготовки будущих специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО и СПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М.: Изд. МГУ, 2007. 96 с.
Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
Воронов М. В., Слива А. В., Фокина В. Н. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2008. № 3 (31). С. 29-35.
Демина А.Н. Крюковская А.П. Методические рекомендации по проведению олимпиад профессионального мастерства. Чебоксары, 2014. – 52 с.
Имакаев В. Р., Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 405 с.
Приложение 1
Образец мини-ситуационных задач для подготовки конкурсантов
Пациенту 42 года. Медицинская сестра проводит контрольный осмотр гипсовой повязки. Повязка наложена вчера в гипсовой комнате, после чего пациент сразу же переведён в палату и переложен на кровать с сеткой. Особых жалоб пациент не предъявляет, пальцы стопы обычного цвета, тёплые, изменение формы гипсовой повязки в средней трети. Какова главная причина изменения формы гипсовой повязки?
Отёк повреждённой конечности
Транспортировка больного
Применение влажного гипса
Применение некачественного гипса
Пациент переложен на кровать с сеткой
Дежурную медсестру вызывали к пациенту, который жалуется на резкое ухудшение состояния: резкую слабость, головокружение, потливость. Объективно: температура тела - 36,2°С (несколько часов назад была 39,3°С), бледный, покрытый потом. АД - 80/50 мм рт.ст., Рs - 110/мин, ритмичный, нитевидный. Какое положение необходимо предоставить пациенту?
Предоставить положение на левом боку
Предоставить полусидячее положение
Опустить подголовник кровати, поднять ножной конец кровати
Предоставить ортопное положение
Предоставить положение на правом боку
В гинекологическое отделение поступила женщина 29-ти лет с жалобами на внезапную боль внизу живота с иррадиацией в прямую кишку, крестец. Боль сопровождается потерей сознания. Задержка менструации 5 недель. Объективно: Рs - 90/мин., АД - 90/60 мм рт.ст. Живот болезнен в нижних отделах, положительные симптомы повреждения брюшной полости. Для уточнения диагноза необходимо приготовить инструменты для проведения:
Пункции брюшной полости через задний свод влагалища
Зондирование полости матки
Диагностического выскребания полости матки
Биопсии шейки матки
МетросальпингографииБольной попал в больницу в тяжелом состоянии, болеет туберкулезом легких. Объективно: бледный, кожа покрыта каплями пота. Периодически при кашле выделяется ярко-красная мокрота с примесями крови. Пульс нитевиден, АД - 80/50 мм рт.ст. Какое осложнение возникло у пациента?
Сердечная астма
Отек легких
Плеврит
Легочное кровотечение
Анафилактический шок
У ребенка 5-ти лет на протяжении 2-х недель наблюдается кашель, усиливающийся ночью и не поддающийся симптоматическому лечению. Постепенно кашель приобрел приступообразный характер с репризами. Врачом диагностирован коклюш. Какое обследование целесообразно ввести в план медсестринских вмешательств?
Биохимическое исследование крови
Бактериологическое обследование слизи из носовой части глотки
Вирусологическое исследование смывов из носоглотки
Общий анализ крови
Рентгенологически обследование
Приложение 2
Алгоритм «Наложение узловых швов»
Приготовить Ход работы Примечание
Стерильный лоток + салфетка
Муляж операционной раны
Иглодерожатель Гегара – 1, пинцет анатомический или лапчатый – 1, иглы режущие, иглы, кетгут.
Тупфер на зажим Кохера
Стерильные салфетки, шарики.
Раствор антисептика: йодонат, йодопирон 1%, С-4 – 2,4%, гибитан. Обработать края раны раствором антисептика: тупфер на зажиме Кохера.
Отступив от начала разреза 0,5 см и от краев раны 0,5 см провести иглу через края и дно раны таким образом, чтобы на дне раны не было видно иглы. С помощью пинцета раскрываются края раны, фиксируется игла у места выкола, сопоставляются края раны.
Завязать концы лигатуры двумя перекрещивающимися узлами так, чтобы узлы располагались сбоку от раны у места выкола иглы.
Собрав все концы лигатур, срезать их, отступя от края узла на ширину бранши ножниц.
Провести повторную обработку краев раны: тупфер на зажим Кохера.
Закрыть рану поверх швов асептической повязкой. Закрепив ее или лейкопластырем или клеолом: пинцет + стерильные салфетки.
При наложении кожных швов на рану нет понятия «чистый инструмент» и «рабочий инструмент». Для каждого пинцета накрывается отдельный малый операционный стол, операционное поле обложено стерильным бельем, инструмент после использования в ране возвращается на стол и по необходимости используется повторно.
Приложение 2
Алгоритм «Туалет гнойной раны»
Что приготовить Ход работы Примечание
Стерильные лотки – 2 шт
Стерильные салфетки – до 10 шт, шарики – до 10 шт.
Пинцеты – 5шт
Стерильные ножницы – 1шт
Стерильные резиновые полоски в р-ре фурациллина
Р-р спирта 70%
Р-р йодоната
Р-р перекиси водорода
Р-р фурациллина
Гипертонический р-р
Муляж раны
Продезинфицированные ножницы С помощью пинцета № 1 и продезинфицированных ножниц снимается старая повязка. Пинцет и ножницы выбрасываются в отработанный лоток.
Пинцет № 2 с шариком, смоченным р-ром спирта 70%, обрабатываем кожу вокруг раны, шарик выбрасывается.
С помощью пинцета № 3 из стерильного лотка, смачиваем стерильный шарик р-ром йодоната и перекладываем в пинцет № 2 – «рабочий» пинцет, после чего обрабатываем края раны, пинцет выбрасывается.
Вводим в рану р-р перекиси водорода 3% - 3-4 мл (по необходимости). Сушим салфеткой на пинцете № 3.
Вводим в рану р-р фурациллина 1:1000 и также осушаем рану с помощью салфетки на пинцете № 3.
Устанавливаем сухую стерильную салфетку у краев раны и с помощью пинцета № 3 и стерильных ножниц удаляем кусочки гнойных и омертвевших тканей, собирая их на салфетке. Салфетку удаляем вместе с пинцетом № 3 и ножницами.
Конец «грязного» этапа и начало «чистого», обработка перчаток р-ром С-4.
Стерильным пинцетом № 4 достаем стерильную резиновую полоску из р-ра фурациллина и с помощью пуговчатого зонда вводим полоску в рану.
Закрываем рану салфетками, смоченными гипертоническим р-ром, путем перекладывания с пинцета № 5 на пинцет № 4.
Закрепление повязки с помощью клеола или лейкопластыря. Так как края раны загрязнены гнойными микробами, то обработка кожи вокруг раны идет по принципу «от переферии к центру».
Стерильный материал из стерильного лотка передается на «рабочий» пинцет путем перекладывания с чистого стерильного пинцета.
Приложение 2
Алгоритм «Расчет и введение инсулина подкожно»
Цель: снижение уровня глюкозы в крови, введение точной дозы в определенное время. Показания: Внимание! строго по назначению врача!
- сахарный диабет 1-й тип;
- гипергликемическая кома. Противопоказания: гипогликемическая кома, аллергическая реакция на данный инсулин. Оснащение: флакончик с раствором инсулина, содержащий в 1 мл 40 ЕД (80 ЕД или 100ЕД); стерильные: лоток, пинцет, ватные шарики, одноразовые инсулиновые шприцы; спирт 70 °.
ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЯ
Подготовка к процедуре
1. Установить доверительные отношения, конфиденциальные отношения с пациентом. Обеспеченности слаженности совместной работы.
2. Объяснить пациенту ход и суть предстоящих действий. Мотивация пациента к сотрудничеству.
3. Получить согласие пациента на процедуру. Соблюдение прав пациента.
4. Подготовить оснащение. Необходимое условие для проведения процедуры.
5. Вымыть и осушить руки, надеть стерильные перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности. Безопасность м/с.
6. Прочитать надпись на флаконе (наименование, доза, срок годности). Исключение ошибочного введения лекарственного средства.
7. Убедиться в пригодности инсулина для введения. 8. Подогреть флакончик с инсулином до Т тела 36’С. Обеспечение эффективного всасывания препарата.
9. Вскрыть пакет, собрать шприц. 10. Набрать необходимую дозу лек. средства из флакончика и дополнительно 1-2 ЕД, надеть колпачок на иглу. Необходимое условие для введения точной дозы после набора из флакона и вытеснения воздуха из шприца.
Выполнение процедуры
1. Придать пациенту удобное положение. Создание комфортного состояния, снятие напряжения.
2. Получить информацию о месте предыдущих инъекций инсулина Профилактика липодистрофии
3. Обработать кожу спиртом, подождать, пока спирт испарится. Подкожно ввести инсулин. Предупреждение всасывания спирта через прокол в коже, что может привести к осложнению.
Окончание процедуры
1. Провести дезинфекцию шприца Обеспечение инфекционной безопасности.
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Создать пациенту душевный и физический покой, накормить. 2945765-114304171123-679Обеспечение усвоения углеводов из пищи.
Приложение 3
Перечень практических навыков для подготовки к конкурсу
по дисциплине «Медсестринство во внутренней медицине»
№ Навык Реком. лит.
1. Введите подкожно 16 ЕД инсулина. Возможные осложнения, их профилактика. стр. 146-148
2. Определите пульс и его свойства, графически изобразите в температурном листе. стр. 241-244
3. Заполните систему одноразового использования инфузионным раствором, проведите внутривенное вливание (инфузию) физраствора на фантоме. стр. 158-161
стр. 164-169
4. Приготовьте все необходимое и продемонстрируйте технику наложения горчичников. Показания и противопоказания. стр. 108-109, 122-123
5. Подключите заполненную систему для внутривенного капельного введения лекарств к пациенту. Замените использованный флакон. стр. 160-162
стр. 164-169
6. Примените пузырь со льдом. Показания и противопоказания. стр. 118
7. Введите масляный раствор. Проведите обработку инструментов после инъекции. стр. 148
8. Проведите уход за кожей у тяжелобольного с целью профилактики пролежней. Оцените риск возникновения пролежней по шкале Нортона. стр. 76-77
9. Введите внутривенно струйно 10% раствор кальция хлорида, 10,0 (на фантоме). стр. 155-158
10. Подготовка оборудования и сбор мочи по методу Зимницкого. Оценка результата стр. 331-332
11. Разведите 1 000 000 ЕД бензилпенициллина и введите в/м 500 000 ЕД (на фантоме). стр. 131-133
12. Приготовьте все необходимое для подмывания лежачего пациента. Продемонстрируйте технику на фантоме. стр. 75
стр. 98-100
13. Продемонстрируйте технику взятия крови из вены для биохимического исследования (на фантоме). стр. 167-169
стр. 169-172
14. Показания, противопоказания и техника введения газоотводной трубки. стр. 315-316
15. Приготовьте все необходимое для промывания желудка с помощью толстого зонда и продемонстрируйте технику промывания на фантоме. стр. 261-264
стр. 153-155
16. Измеряйте артер.давление. Оцените результат. Графически изобразите в Т-листе. стр. 237-239
17. Приготовьте все необходимое и продемонстрируйте технику дуоденального зондирования (на фантоме). Показания и противопоказания. стр. 272-276
стр. 159-162
18. Продемонстрируйте технику закапывания лекарств в глаза, уши, нос. стр. 122-124
19. Продемонстрируйте технику получения желудочного содержимого зондовым методом с использованием парентерального раздражителя (на фантоме). стр. 269-270
стр. 157-159
20. Подготовьте все необходимое для плевральной пункции. Уход и наблюдение за пациентом во время и после пункции. стр. 197-202
стр. 214-217
21. Подача кислорода через носовой катетер и из кислородной подушки. стр. 188-192
22. Показания, противопоказания и техника выполнения гипертонической клизмы стр. 300-301
23. Приготовьте все и продемонстрируйте технику наложения водно-спиртового согревающего компресса на локтевой сустав. Показания, противопоказания стр. 112-113
24. Приготовьте все необходимое и продемонстрируйте технику катетеризации мочевого пузыря женщине мягким катетером (на фантоме). стр. 345-347
стр. 176-178
25. Приготовьте все необходимое для выполнения сифонной клизмы, продемонстрируйте технику проведения процедуры на фантоме. стр. 302-304
стр. 172-175
26. Показания, противопоказания к применению грелки. Заполните резиновую грелку водой и подайте пациенту. стр. 116-117
27. Приготовьте все необходимое и продемонстрируйте технику исполнения очистительной клизмы (на фантоме). Показания и противопоказания. стр. 297-298
28. Приготовьте все для кровопускания. Продемонстрируйте технику на фантоме. стр. 173-174
29. Проведите внутрикожную диагностическую пробу на индивидуальную чувствительность организма к бензилпенициллина. Оцените результат. стр. 133-134
30. Продемонстрируйте технику проведения лечебной микроклизмы. стр. 304-306
Приложение 3
Перечень практических навыков для подготовки к конкурсу
по дисциплине «Медсестринство в педиатрии»
№ Навык Реком. лит.
1 Продемонстрируйте технику обработки пупочной ранки стр.18-19
2 Продемонстрируйте технику широкого пеленания ребенка 2 недели стр. 27-28
3 Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны стр.28-29
4 Продемонстрируйте технику измерения роста ребенка 3 месяцев стр. 30-31
5 Продемонстрируйте технику подмывания новорожденного ребенка стр. 33-34
6 Продемонстрируйте технику проведения контрольного взвешивания стр. 43-44
7 Продемонстрируйте технику постановки газоотводной трубки ребенку 1-го месяца стр. 70
8 Продемонстрируйте технику применения грелки для согревания недоношенных стр. 72-73
9 Продемонстрируйте технику бактериологического исследования на стафилококк из пупочной ранки стр. 74-75
10 Продемонстрируйте технику промывания желудка ребенку 5 лет стр. 76-78
11 Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы ребенку 3 месяцев стр. 78-80
12 Продемонстрируйте технику лечебной клизмы ребенку 5 месяцев (50% раствор анальгина 0,2 мл) стр. 80-81
13 Продемонстрируйте технику соскоба на энтеробиоз стр. 84-85
14 Продемонстрируйте технику измерения температуры тела ребенку 3 месяцев стр.85-86
15 Продемонстрируйте технику разведения антибиотиков и введите в/м 250 000 ЕД бензилпенициллина натриевой соли ребенку 7 месяцев стр. 88-89
16 Продемонстрируйте технику наложения согревающего компресса на ухо ребенку 3 месяцев стр. 96-97
17 Продемонстрируйте технику взятия крови для биохимического исследования. Ребенку 3 года. стр. 100-101
18 Продемонстрируйте технику сбора мочи для общего анализа у девочки 4 месяцев стр. 108-109
19 Продемонстрируйте технику введения 20 ЕД инсулина ребенку 5 лет стр. 111-112
20 Продемонстрируйте технику подкожного введения 0,5 мл алоэ. Ребенку 8 месяцев стр. 112-113
21 Продемонстрируйте технику вакцинации БЦЖ ребенку 3 дней стр.114-116
22 Продемонстрируйте технику введения АКДП вакцины. Назовите сроки вакцинации. Ребенку 3 года стр.116-117
23 Продемонстрируйте технику введения коревой вакцины. Назовите сроки вакцинации стр. 120-121
24 Продемонстрируйте технику введения паротитной вакцины. Назовите сроки вакцинации стр. 121-123
25 Продемонстрируйте технику прививки против вирусного гепатита Встр. 123-124
26 Продемонстрируйте технику проведения пробы Манту ребенку 5 лет. Оценить пробу на фантоме стр. 128-130
27 Продемонстрируйте технику взятия мазка из зева и носа стр. 130-132
28 Продемонстрируйте технику бактериологического исследования кала на кишечную флору стр.139-140
29 Продемонстрируйте технику введения 20000 ЕД противодифтерийной сыворотки ребенку 8 лет стр. 140-141