Методическое пособие Техника чтения
Учитель начальных классов СШ6 г. Аксу
Есенгужинова К.Ж.
Введение.
«Подготовленный читатель должен,
во-первых, если потребуется, взять
из книги сполна все, что она может
дать, выжать, выпить, впитать
сполна все ценное, что в ней имеется
и может быть дано чтением,
а во-вторых, приспосабливать
способ чтения к цели чтения.»
С.И. Поварин
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности учащегося. Оно несет в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащение личного опыта, интеллекта ребенка.
В данной работе излагаются основы методики обучения в начальных классах, чтение рассматривается как читательская деятельность, которая включает в себя такие ее виды, как овладение техникой чтения, понимание текста, работу с художественными и научно-популярными произведениями и развитие речи. Эти виды деятельности осуществляются одновременно и последовательно, обогащая учащихся на каждом этапе обучения конкретными знаниями, умениями и формируя у них читательскую самостоятельность и интерес к чтению.
Обучение началам грамоты сочетается с пониманием текста и воспитанием интереса к чтению, поэтому вводится слушание книги. По мере освоения громкого чтения подключается чтение молча (про себя) и элементы выразительного чтения. Интерес к чтению, потребность в чтении становятся основным мотивом чтения ребенка. С помощью чтения он познает себя и мир, удовлетворяет свои познавательные интересы и эмоциональные потребности, осуществляет учебную деятельность. При этом, конечно, необходимо учитывать особенности восприятия литературы младшими школьниками. Кроме того, следует иметь в виду, что чтение используется как один из видов учебной деятельности, поэтому на уроках математики, русского языка, познания мира следует учить читать учебные тексты.
Специальные разделы посвящены трудностям в чтении, преодолению технических ошибок и предупреждению непонимания текста. Приведены различные виды упражнений, предупреждающие ошибки чтения.
Используются обобщенные схемы, идеограммы для удобного усвоения материала.
Подводя итог работы, предлагается учет и контроль знаний через динамику техники чтения. Динамика показывает, как повышается рост техники чтения учащихся благодаря применению методик и упражнений для повышения скорого и осмысленного чтения.
Данная работа предназначается для творчески работающих учителей.
2
Техника чтения.
Чтение – сложная синтетическая деятельность мышления, чувств, памяти и внутренней речи. Известный философ Н.А. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других». Самую высокую оценку чтению дал Максим Горький. Только книги и знания «смогут сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного труда», утверждал писатель, подчеркивая гуманистическое начало чтения, его сильное воздействие на ум, чувства и волю человека. Чтение – творческий процесс, в котором переплетаются чувства и мысли читателя, героев и автора. Чтение – сложная деятельность мышления, воображения, чувств, памяти и внутренней речи.
Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглого чтения), на втором году обучения – постепенное введение чтения, на третьем и четвертом году обучения – наращивание скорости и овладение рациональными приемами чтения. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. По мнению учителей, оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один скорость чтения. Существует множество рекомендаций обучения чтению. Важна не
длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению. Жужжащее чтение это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок будь то чтение, музыка, рисование, математика начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Что дают ежеурочкые пятиминутки за неделю: 5 х 4 х 6 = I2Омин. то есть 5 минут за урок, 4 урока в день, б дней в неделю. Недельный тренаж
3
получается в объеме I20минут. Очевидно, если увеличить время тренировки
в 60 раз, с двух минут, то без методических ухищрений что-нибудь хорошее
да получится, несомненно, будет положительный результат. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку отдохнул. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребенок может, приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозит из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-7 слов. дочитав до 3-4 слова, забыл 1-е слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут б предложений и закрывают листком бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течении определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях... затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. Из системы И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко можно использовать три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффектными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все названные упражнения не индивидуально, а коллективно, то есть читают все ученики, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг другу задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикулярного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь снижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Затем учитель начинает З-е 4 упражнение. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца. И учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает, но если
ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через 2-З недели, чтение ребенка заметно улучшится.
Большое имеют значение, для развития повышения скорости чтения, упражнения Лысенковой О.В.
Упражнения для расширения поля зрения:
1. «Числовые лесенки». 2. «Боковые цифры». З. «Справа и слева от черты». 4. «Столбики>. 5. «Вертикальная черта». 6. «Сфотографируй два слова». 7. «Определение границ поля зрения и тренировки в его расширении». 8. «Чтение слов, имеющих одинаковое начало или одинаковый конец». 9. «Словесные лесенки». 10. «Орфографический словарь».
Упражнения по уровню организации внимания. 1. «Вычеркни один из элементов». 2. «догони и поймай букву». З. «Таблицы Шульте». 4. «Найди спрятанное слово». 5. «Найди спрятанные слова в таблиц 6. «Расставь буквы соответственно символам». 7. «Вычеркни в каждой строке те цифры, которые повторяются и стоят рядом». 8. «найди два повторяющихся слова». 9. «Прочитай первое слово». 10. «Формирование устойчивости внимания». 11. «Сканирование текста и поиск всех повторов слов в тексте». Проводить предлагаемые упражнения рекомендую в начале урока.
Упражнение «Вычеркни один из элементов». Влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально или в паре с целью контроля. Задание: Вычеркни один из выбранных элементов в течении минуты. Засеките, сколько строчек ребенок сумеет проверить за одну минуту. Пусть напарник проверит наличие пропусков. 5 Упражнение повторяется 2-4 раза. Какие должны быть показатели, результаты? Если в течении одной минуты ученик сумел проверить б строчек, то перед второй попыткой учащийся отсчитывает на полстрочки, на строчку больше и ставит какую-нибудь пометку, знак, границу, чтобы стремиться успеть обработать требуемый объем.
Структура развития чтения схематически:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6
Чтение как учебная деятельность.
Чтение – это деятельность. Оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Продуктом деятельности чтения является смысловое решение, умозаключение, суждение, т.е. понимание текста. Наглядно это можно представить в виде таблицы:
Чтение как деятельность
Структура
Реализация
Предмет деятельности
Мысль
Мотив деятельности
Познавательная потребность, интерес
Целевая установка: зачем и как читать
Выбор вида чтения (вслух, молча)
Ориентировочно-исследовательское звено (уровень)
Просмотр текста, определение темы, смысловое прогнозирование, установление связей.
Исполнительское звено (уровень)
Применение способов смысловой обработки текста, преобразование смыслового звена в «речевой поступок» (высказывание, внутренняя речь)
Продукт деятельности
Смысловое решение, умозаключения
Самооценка, оценка деятельности
Оценка с применением критериев: правильности, логичности чтения, выразительности и т.д.
Результат деятельности
Понимание читаемого текста (смысла или основной мысли в статье)
Фактически уже со второго года обучения чтение широко используется как общеучебная деятельность и средство обучения. Чтение как предмет и как средство обучения существует в начальных классах параллельно. Научить пользоваться чтением как средством обучения – важная задача, ибо работа учебными материалами требует не только особой техники чтения, но и понимания разных по форме, структуре и логике текстов. Так грамматическое правило, арифметическое задача, текст опыта и научно-
7
познавательная учебная статья по познанию мира читаются по-разному. Задача учителя – помочь ребенку осознать цель и последовательность своих действий с тем или иным материалом.
Основными приемами достижения наилучшего понимания текста
является:
1) оптимальное чтение чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно, понимание текста ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) это тот диапазон, к которому в течении столетий приспособились мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат;
2) самостоятельная постановка учащимися вопросов к тексту и нахождение на них ответов. Важно, чтобы ученик сам вычленил скрытый вопрос и обнаружил проблемную ситуацию. Решение проблемной задачи возможно при условии, если текст не является ответом на вопрос, но содержит или полную информацию для ответа на него, или частичные ответы, которые можно восполнить путем воображения. Скрытые вопросы мы также можем обнаружить, если текст содержит информацию или не содержит ее. Постановка вопросов – лучший способ понимания текста. Существует три разновидности постановки вопросов: учитель ставит предварительный вопрос, ученик ищет на него ответ в тексте; ученик ставит вопрос после прочтения всего текста, другой ученик отвечает на него; ученик ставит сам себе вопрос и по ходу чтения пытается найти ответ.
3) хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их влиянием. Организм привыкает к этому состоянию.
4) смысл произведения часто передается через образы персонажей, их взаимоотношения. Прежде всего важно выяснить , в каких обстоятельствах действует наш герой, определить место и время действия, ибо они также несут сведения о персонаже. Важны и внешний вид (портрет) героя, его внутреннее состояние, переживания в процессе совершения поступка.
Таким образом, главной проблемой чтения является понимание текста, а скорость чтения – производное от понимания читаемого. Выразительность учебного текста так же необходима, как и художественного, но в учебном тексте главным является определение его логики, логических связей.
В 3-4 классах важно развивать более интенсивное чтение «про себя», без
8
участия речедвижений. Известно, что остаточные кинестезии (речедвижения) выражаются у школьников в шепотном чтении или шевелении губами. Беглое, просмотровое чтение важно развивать как ориентировочное (ориентиры по заголовку, названию, писателю, объему, структуре статьи или книги). Это умение особенно необходимо в библиотеке, когда ученик выбирает книгу или справочный материал.
Характеристика героя (персонажа) произведения.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
9
Обучение выразительному чтению.
Выразительность речи. В том числе чтения, связана с пониманием смысла текста (высказывания), богатством интонаций, соответствием ситуации общения, а в чтении – соответствием задаче чтения, т.е тому, что хочет сообщить говорящий (читающий) слушающему. Задачей чтения определяется выбор индивидуальных средств выразительности (пауз, логических ударений, тона, темпа, модуляций голоса).
Выразительность чтения требует особого внимания, знаний и специальной подготовки. Это сложная деятельность, которой нужно учить. Структуру выразительного чтения можно представить в схеме:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
10
Критическое мышление
Применение на уроках методов технологии Критического мышления, способствуют развитию речи, внимания, памяти, мыслительных навыков (наблюдение, умение сравнивать, обобщать). Развивают логическое, пространственное, творческое мышление, навыки самоконтроля и самокоррекции. Это такие методы как «Кластер», «Диаграмма Венна», «Дебаты», «Выброс на доску», «Обобщение в парах в вопросах и ответах», «Свободное письмо с использованием ключевых слов» и др.
Открытый урок – литература в 4классе в режиме Критического мышления.
Тема: А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя».
Цель: создать для элементарного формирования представлений о зиме, систематизировать самостоятельную работу над текстом, умения выделять главное (основное) в тексте,
- способствовать развитию речи, внимания, памяти, мыслительных навыков, умения слушать самому и научить других, слушать тебя;
- содействовать воспитанию доброты, трудолюбия, способность чувствовать, понимать, самосовершенствоваться.
Ход урока:
. Вводно-мотивационный этап.
1.Психологический настрой.
- Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь с гостями. Слушайте внимательно и дружно выполняйте задания. Итак, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Сегодня мы продолжим работу в режиме критического мышления.
2.Минутка чтения.
-чтение про себя, жужжащее чтение, чтение вслух.
. Операционный этап.
1. Методика «Свободное письмо на основе ключевых слов».
- На доске записаны 5 ключевых слов. Вам надо их внимательно прочитать и составить небольшой рассказ из 4-5 предложений.
На доске: пушистый снег
ледяная река
трескучий мороз
зима
радость
а) работа в индивидуальном режиме;
б) работа в парах (передайте свою работу соседу, чтобы он написал отзыв о вашем письме);
11
в) работа в группах (обсудите в группах свои письма и отзывы на них, подготовьте одно из них для озвучивания);
г) чтение готовых рассказов;
-Какие ассоциации у вас вызвали эти ключевые слова?
- Какое настроение при чтении?
- А теперь, опираясь на свои письма, скажите, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Чему будет посвящено произведение, с которым мы познакомимся?
2. Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя».
- Сегодня на уроке продолжим знакомство с произведениями знаменитого русского поэта А.С.Пушкина.
-Что вы знаете о поэте?
-Как вы думаете, о чем он любил писать? ( сказки, о природе)
-И сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений А.С.Пушкина о зиме «Вот север, тучи нагоняя».
а) Чтение стихотворения по учебнику на стр. 124.
- чтение про себя (обратить внимание на выразительность)
- выразительное чтение (3-4 учащихся)
б) Беседа: - Какой изобразил зиму А.С.Пушкин? (волшебной)
- С каким чувством пишет о ней?
в) Выборочное чтение
- Как писатель изображает зиму?
- Как еще ласково называет зиму поэт? Почему? ( матушка)
3. Работа над средствами языка. 3-х шаговая методика.
- У вас на партах лежат карточки с цитатами из стихотворения. А вы должны определить, к каким художественным средствам изображения они относятся.
Работа в группах. Обсудите, правильно ли вы определили художественное средство изображения.
1карточка: «Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл»(олицетворение)
2 карточка «Волшебница зима» (сравнение)
3карточка «Матушка зима» (сравнение)
4карточка «Повисла на суках дубов..» (эпитет)
5карточка «Легла волнистыми коврами» (Эпитет)
6карточка «Блеснул мороз..» (эпитет)
7карточка «пухлой пеленой» (эпитет)
-Выступают лидеры.
. Рефлексия.
Методика «Цветограмма.
- А сейчас, при помощи метода «Цветограмма» мы выразим свое настроение, которое у вас создалось во время урока в цвете. На столах у вас
12
лежат сердечки и мы должны их закрасить. Сверьте свои сердечки и скажите, какой цвет у вас больше преобладает и почему?
Методика «Пятистишье».
- Раз у вас отличное настроение, то мы сейчас побываем в роли поэтов и составим пятистишье на тему «Зима».
- Для озвучивания выбирается лучшее пятистишье.
Выставление оценок. Д/З – выучить наизусть
Трудности при обучении чтению.
1.Понимание текста.
Какие параметры характерны для чтения? Прежде всего, это понимание, которое должно включить понимание значений (слов, текста) и понимание смысла, в том числе скрытого – подтекста, а также свое личностное, читательское отношение к читаемому.
Представим этот процесс схематически:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13
Этапы смыслового прогнозирования текста.
1 этап – смысловое прогнозирование (угадывание по – следующих частей).
2этап – «вербальное сличение» (опознание графических образов: знаков препинания, шрифта, грамматической формы; умение делить тексты на синтагмы – словосочетания и т.д., т.е. расчленение речевого потока).
3этап – определение смысловых связей.
4этап – результат смысловой работы (понимание подтекста, выявление отношения к героям и т.д.)
Закономерности, связанные с проблемой текста
. Понимание текста есть установление читателем связи или отношений между предметами реальной действительности, которые отражены в этом тексте.
. Понимание текста всегда опирается на опыт знания читателя, степень владения им языковыми средствами , знание описываемого предмета.
. Понимание текста зависти от трудности самого объекта понимания (текста).
. Понимание текста предполагает анализ этого текста, выделение его основных элементов, установление их взаимосвязи и объединение этих элементов в общую смысловую структуру текста.
142.Ошибки чтения и их предупреждение.
Большое значение для совершенствования чтения вслух и «про себя» имеет значение учителем природы ошибок чтения. Они порождаются рядом причин: слаборазвитым зрительным восприятием графических образов слов (замены, искажения), непонимание логики текста и его связей, несформированным навыком звукового анализа (фактические ошибки). Графические ошибки возникают по тем же причинам. Непонимание слов связано с небогатым жизненным опытом ребенка, недостаточной культурой речи, непоставленным произношением.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
15Предупреждение ошибок понимания.
Основные виды пропедевтических упражнений:
Различие набора предложений и текста.
Подчеркивание важных слов в тексте.
Угадывание продолжения текста:
- договаривание текста;
- восстановление частей слов.
- восстановление частично закрытого текста.
4. Логический анализ текста: установление структуры текста – связей между предложениями и абзацами; сравнение разных типов текстов.
5. Восстановление деформированного текста.
6. Моделирование текста.
7. Выборочное чтение.
8. Редактирование текста.
9. Постановка вопросов к тексту.
10. Дополнение и составление планов.
11. Установление структуры абзаца (обобщение в начале, середине, в конце текста).
12. Свободная интерпретация текста.
Восстановление деформированного текста.
Один из приемов, обучающих пониманию, восстановление деформирование текста.
Наведи порядок! Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, что затем, что в конце рассказа. Обозначь цифрами 1, 2, 3.
Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.
Дети взяли дощечку, сделали лодку, пустили лодочку по воде.
Пришла весна, потекла вода.
Совершенствование восприятия
Упражнения, предупреждающие зрительные ошибки при чтении.
1Звуковой анализ слова и проговаривание.
Слуховые и зрительные диктанты.
Считывание с доски заведомо неверного текста и его корректирование.
Организация внимания детей к окончаниям слов.
Примеры зрительных диктантов
Булка, белка, пулька, Булька.
Испугался, несешься, припрячь, зачитались.
Наступила весна. Зазеленела травка.
16
2. Упражнения для развития внимания, памяти, зрительного восприятия, расширения поля зрения.
Предъявление за одну секунду знакомых слов на тему читаемого произведения, или которое будет читаться в классе.
Двусложные слова.
Вода, парта, тетрадь.
2. Трехсложные слова.
Работа, собака, посылка, весенний.
3. Сочетания двух двусложных слов.
Вода – водный: вода течет: весна пришла..
Сочетание типа «два плюс три слога».
Птицы запели.
Два трехсложных слова.
Ребенок рисует.
Далее следует предлагать варианты сочетаний слов из четырех и более слогов.
Этапы формирования подготовленного
читателя представим в таблице (по Н.Н. Светловской):
Этап обучения(класс)
Качество читателя, которые должны быть сформированы
Подготовительный (1класс)
Интерес к книге
Начальный (2класс)
Осознанная ориентировка в любой книге. Уверенность в возможности самостоятельно прочитать книгу.
Основной (3класс)
Понимание целей чтения исходя из темы книги. Потребность в самостоятельном чтении. Обоснованный выбор книги. Потребность пользоваться публичной библиотекой.
Завершающий (4класс).
Потребность в создании личной библиотеки. Сознательное использование основных и дополнительных источников при подготовке к урокам внеклассного чтения.
17
Учет и контроль чтения.
Различают текущий, четвертной и годовой контроль над чтением учащихся.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке: учитывается понимание, способ чтения (слогами или словами), темп чтения. Оценивается совокупность ответов на уроке.
Динамика техники чтения 1класса 2005-2006уч.г.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
1полугодие 2полугодие
18
Литература:
Журнал «Начальная школа» №9 1991г. «Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстом».
Лысенково О.В. «Обучение чтению за 10 уроков» Павлодар -2002г.
Левин В.А. « Когда маленький школьник становится большим читателем» -1996г.
Оморокова М.И. «Основы обучения чтению»- 2005г.
Оморокова М.И. «Совершенствование чтения младших школьников». 2001г.
Оморокова М.И. «Чтение в начальных классах 2.-Тула, 2003г.
Романовская З.И. «Чтение и развитие младшего школьника». – 1982г.
Эльконин Д.Б. «Как учить детей читать» - 1976г.
19
Оглавление:
Стр.
Введение.
2
Техника чтения
3
1) Развитие навыка чтения
2) Рекомендации обучению чтения:
жужжащее чтение;
ежеурочные пятиминутки чтения;
режим щадящего чтения
развитие оперативной памяти
многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
3) Упражнения Лысенковой О.В.
упражнения для расширения поля зрения:
упражнения по уровню организации внимания.
Чтение как учебная деятельность.
7
Обучение выразительному чтению.
10
Критическое мышление.
11
1) эффективность применения методов КМ на уроках
2) урок литературы в 4классе в режиме КМ.
Трудности при обучении чтению:
13
понимание текста
ошибки чтения и их предупреждение.
Совершенствование восприятия.
16
Этапы формирования подготовленного читателя.
17
Учет и контроль чтения:
динамика техники чтения.
Литература.
19
Оглавление.
20
20
Составитель: Есенгужинова Кенжегуль Жанбырбаевна – учитель начальных
классов СШ№6 города Аксу.
Рецензент: Идилуп Айман Тулегеновна – заведующая кабинетом
дошкольного и начального школьного образования
Структура развития чтения
Аналитическое чтение
слоговое
Чтение словами
Чтение словосочетаниями, предложениями
Синтетическое чтение
Чтение контекста и абзаца
Автоматическое чтение
Аспекты понимания текста
Восприятие
Воссоздание
Воспроизведение
Уровни понимания
Уровень значения (предметное содержание, связи, обобщения)
Уровень смысла (понимание идеи, главной мысли)
Параметры понимания
Глубина, полнота, точность, продуктивность.
Виды типичных ошибок чтения.
Логические ударения
Пауза
Дыхание
Ритм
Темп
Тон
Сила голоса
Средства речевой выразительности (интонация)
Смысл событий
Задача чтения
Мое отношение
Авторская позиция (смысл)
Подтекст
Чувства героев
Образное «видение» героев
Понимание содержания
Голос
Дикция
Текст
Техника чтения
Внутреннее состояние героя (переживания, эмоции и т.д.)
Место действия
Роль героя в смысловом содержании произведения.
Поступок героя. Мотив поступка.
Отношение автора к герою
Язык героя.
Отношение читателя к герою
Время действия
Внешний облик героя
Герой (персонаж)
- отсутствие пауз в конце предложений;
- неверная интонация в конце предложения;
- монотонность чтения;
- неправильно выбранный тон чтения;
- наличие неоправданных пауз между словосочетаниями.
- неправильная постановка ударений;
- неразличение предложений;
- пропуск слов;
-замена частей слова;
-повторы одного и того же слова при чтении.
- замена окончаний;
- перестановки;
- пропуски:
- искажения слов.
Ошибки зрительного восприятия
Интонационные ошибки
Смысловые ошибки