РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
Описание опыта работы
Ивановой Е.В.,
воспитателя МДОУ№119
Обоснование актуальности опыта
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с идеологией модернизации общего образования, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования «нацеливает педагогов на формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста». Эта проблема отражена в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Таким образом, особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий как средства развития речи и коммуникативной компетенции дошкольников.
Освещение основной идеи опыта, его инновационная и практическая значимость
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
В связи с реформами образования происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. К ним относятся интерактивные технологии.
Основная идея опыта заключается в том, что создание определенных условий, целенаправленная и системная образовательная работа развитию коммуникативно-речевой компетентности детей будет способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; владению речью как средством общения и культуры.
Инновационная и практическая значимость основывается на эффективном сочетании различных инновационных методов и приемов, на доступности и целесообразности предлагаемого познавательного материала.
Технологичность опыта
Целью данного опыта является формирование коммуникативной компетенции и развитие речи дошкольников посредством интерактивных технологий. Этот вопрос рассматривали в своих работах отечественные психологи: А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина, а так же педагоги: С.С. Кашлев, А.А. Жук, Е.Г. Григальчик.
Однако при достаточном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами ДОУ. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечёткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции.
В своей работе мы придерживались принципов организации интерактивного образования:
диалогическое взаимодействие;
работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
активно-ролевая (игровая) форма работы.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии воспитанников с образовательной средой. Поэтому образовательное пространство мы организовали так, чтобы каждый ребенок находил для себя область осваиваемого опыта и мог быть сам носителем опыта для других. Были созданы условия для проявления и развития инициативы воспитанников, чтобы они выступали полноправными участниками образовательного процесса. Педагог в этом случае берёт на себя роль:
информатора-эксперта (излагаем суть проблемы, описываем ситуацию, отвечаем на вопросы, отслеживаем результаты процесса и пр.)
организатора-фасилитатора (объединяем в микрогруппы, побуждаем их самостоятельно собирать данные, координируем выполнение заданий);
консультанта (обращаемся к опыту воспитанников, помогаем искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.)
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляли постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, начиная со средней группы. В этом возрасте мы использовали работу в парах, хоровод, технологию «Цепочка».
Интерактивная технология «Работа в парах»
Благодаря этой технологии, детиучатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, они совершенствуют умение договариваться.
Очень часто данную технологию мы используем на занятиях по речевому развитию. Задания могут быть самыми разнообразными, но чтобы вызвать наибольший интерес, ребятам предлагали за каждый правильный ответ прикреплять себе снежинку на рукавичку, или украсить клумбу бабочками или цветами в зависимости от темы задания.
Работу в парах так же организовали так, чтобы дети не только выполняли задание, но одновременно и производили взаимопроверку, без помощи воспитателя. Для этого в своей работе использовали карточки, на одной стороне которых задание, а на другой ответ.
Интерактивная технология «Цепочка»
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи. Активно используем данную технологию на занятиях по речевому развитию и в совместной деятельности, составляя, например, загадки методом отрицания с помощью слов: но – не (загадка о лимоне, о маме).
Так же при обогащении словаря или закреплении определенной темы. Предлагаем участникам выбрать картинку с обобщающим словом, а потом из предложенных картинок собрать логическую цепочку по заданной теме.
Примеры логически цепочек:
«Растение». Растение, семя, росток, саженец, взрослое дерево.
«Шкаф». Шкаф, полка, шляпа, галстук, вешалка, брюки, рубашка, костюм, плащ, пальто, моль, полынь.
Интерактивная технология «Хоровод»
На начальном этапе мы брали на себя роль ведущего, т. к. дети самостоятельно выполнить задание затруднялись. Например, взрослый дает задание: «Раз, два, три, ягоды назови. Клубника!» – и бросает (передает) мяч стоящему слева игроку. Ребенок, поймавший мяч, называет другой объект заданной взрослым группы: «Черника» и перебрасывает мяч следующему игроку, стоящему в кругу. Вариантами заданий могут быть обобщающие слова (мебель, транспорт, игрушки, инструменты); признаки предметов (признаки цвета, формы, размера, вкуса, др.); действия предметов ((по характеру движения: бегает, ползает, летает, прыгает, ходит; по характеру издаваемых звуков: мяукает, каркает, хрюкает; по роду профессиональной деятельности: варит, шьет, учит, строит).
В старшей группе мы стали использовать следующие технологии: интервью, работа в малых группах (тройках), карусель, «Броуновское движение», «Аквариум»
Интерактивная технология «Работа в малых группах»
Применение технологии групповой «работы в малых группах» дает возможность трудиться на занятии всем детям.
Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. При данной работе формируется умение слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению, выбирать старшего группы, который выскажет мнение других участников. При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.
Интерактивная технология «Карусель»
Данную технологию используем при описании или исследовании какого-либо объекта. Исследуемый объект помещается в центр карусели (это может быть кусок льда, деревянный кубик, резиновый мяч и т.д.), а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых дети задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: съедобный предмет или несъедобный; какой предмет на ощупь; из чего сделан предмет; какого цвета, размера предмет и т.д. Под музыку «Карусель» группа детей бежит вокруг карусели, когда музыка перестает играть, дети останавливаются, берут карточки по очереди и задают друг другу вопросы. Чтобы иметь большее представление об объекте и правильно ответить на вопрос, дети могут взять предмет в руки.
Таким образом, дети сами, без помощи воспитателя исследуют объект, учатся правильно задавать вопросы друг другу, отвечать на поставленные вопросы, а в конце учимся делать вывод по поводу исследуемого объекта.
Данная технология формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Интерактивная технология «Броуновское движение»
Эту технологию применяем с целью сбора информации по предложенной теме. Она предполагает движение участников по всему игровому пространству и позволяет каждому ребенку высказаться, делать выводы, отстаивать свою точку зрения и развивать навыки общения. Задания могут быть разные. Например, найди предмет, название которого совпадает с первой буквой твоего имени, или найди предмет на гласный звук, найди отгадку на загадку. Можно дать индивидуальное задание: Узнай за определенный промежуток времени (мы используем песочные часы) сколько человек в твоей группе любят клубничное мороженое?
Интерактивная технология «Аквариум»
«Аквариум» – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Аквариум чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.
У нас в группе иногда возникают конфликтные ситуации, и тут нам на помощь приходит технология «Аквариум». Дети, среди которых произошел конфликт, располагаются в центре «в аквариуме» и разыгрывают ситуацию перед детьми, которые наблюдают извне. Задача зрителей разрешить спор и обосновать свою точку зрения.
Результативность профессиональной деятельности
Данный опыт работы разрабатывается и внедряется в Макеевском дошкольном образовательном учреждении №119 ясли-сад общеразвивающего типа в старшей группе. Использование этих технологий в комплексе дает хороший результат по обогащению словарного запаса детей, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи диалогической и монологической форм); практическому овладению воспитанниками нормами речи. Речь детей старшей группы стала более связной, правильной, эмоциональной. Это способствует развитию коммуникативных навыков:
наблюдается активное свободное общение со взрослыми и сверстниками;
воспитанники группы умеют договариваться;
принимать мнение других людей и отстаивать свою точку зрения в общении;
адекватно реагируют в конфликтных ситуациях;
проявляют доброжелательность и взаимную поддержку.
Таким образом, совместная деятельность дошкольников в ходе применения интерактивных технологий переводит их на более высокие формы сотрудничества.
Перспективность опыта
В дальнейшем мы планируем продолжить работу в подготовительной группе. В перспективе предполагается использование новых интерактивных методов с привлечением информационно-коммуникативных технологий.
Самая большая ценность – это наши дети!
Работая по новому – работаем на будущее!