Паспорт проекта «Моя семья» Цель проекта: -создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование — способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим — развивать социа
Паспорт проекта «Моя семья»
Цель проекта:
-создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование;
- способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим;
- развивать социальную и коммуникативную компетентность.
Задачи проекта:
- расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи) ;
- помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни;
- воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, желание помочь им.
Вид проекта: краткосрочный, творческий.
Продолжительность:одна неделя
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели
Актуальность проекта:
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. «Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям. Основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях.
Предполагаемый результат:
- владеть понятием «Семья»;
- знать информацию о своей семье, профессии родителей;
- составлять рассказы о своей семье;
- проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи.
Продукт проектной деятельности:
Составление совместно с родителями «Генеалогическое древо»;
Выпуск каждой семьи газеты «Моя семья»;
Организация выставки «Семейное хобби»;
Презентация проекта
Праздничный концерт «Праздник бубушек и мам»
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
Составление паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения детям
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
Проведение с детьми бесед;
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме) ;
Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуски газет;
3 этап. Результаты
Газеты «Моя семья»
Выставка «Семейное хобби»
Папка «Генеалогическое древо»
Праздничный концерт «Праздник бубушек и мам»
Реализация проекта:
1 день
- ООД:
Беседа «Что такое семья? »(расширение представлений о семейных ценностях;совершенствование диалогической речи) ;
Худ. творчество «Моя семья»(учить изображать членов семьи)
Словесная игра»Моя семья» (активизировать словарный запас на основе углубления знаний о семье) ;
- Образовательная деятельность в режимных моментах:напомнить детям, что книги и игрушки надо содержать в порядке. Проследить за тем, как дети обращаются с книгами.
- Организация развивающей среды для самостоятельной д-ти детей:работа в центре книги (подбор книг на тему «Семейные отношения».
Дид. игра «Бабушкино лукошко»(развивать представления о продуктах, полезных для здоровья) ;
- Взаимодействие с родителями:Выставка книг для чтения на тему семьи;подборка любимых семейных книг для приобщения родителей и детей к совместному семейному чтению. Советы по оформлению детской домашней библиотеки.
2 день
-ООД: Решение простейших задач на тему семьи;
«Платочек для бабули»(аппликация из гофрированной бумаги)
Дид. игра»хорошо-плохо»(учить различать хорошие и плохие поступки, привычки)
- Образовательная деятельность в режимных моментах:
Проблемная ситуация: «Мама заболела»(формировать стремление к соблюдению моральных норм (забота, взаимопомощь)
С-р игра «Семья» (закрепление обязанностей всех членов семьи)
Дид. игра «Чудесный мешочек» (развивать мелкую моторику, учить определять игрушки на ощупь, подбирать ласковые слова) .
Работа с родителями: оформление газет на тему «Моя семья».
3 день:
ООД: Беседа «Где работают мои родители» (расширение знаний детей о профессиях»
Аппликация «Подарок маме и бабушке» (учить изготавливать открытки к празднику)
«Где я? »(индивидуальная работа) (развивать умение определять положение в пространстве относительно себя)
- Образовательная деятельность в режимных моментах: Ситуативный разговор «Я – потерялся»(упражнение для поиска оптимального поведения в экстремальной ситуации)
Игра – драматизация по сказке «Три медведя»
-Организация развивающей среды для самостоятельной д-ти детей:
Обогащение материалами игры «Дочки-матери»(самостоятельная д-ть детей в центрах активности)
Работа с родителями: Составление генеологического древа.
4 день:
-ООД: Чтение и беседа по сказке «Кукушка»
«С кем ты живешь? »(рассказ ребенка по своему генеологическому древу)
«Печенье для родных к чаю» (лепка из соленого теста с использованием формочек для печенья) ;
- Образовательная деятельность в режимных моментах:
Игровая ситуация «Помогаем маме»
С-р игра «Приготовим обед и накормим семью»(совершенствовать умение брать на себя роль и выполнять действия согласно принятой роли)
Работа с родителями:Оргазация выставки на тему «Семейное хобби»
Тип проекта: социальный, долгосрочный, коллективный.
Участники проекта: учителя, учащиеся и их родители ,жители сёл.
Сроки реализации проекта: с сентября 2013года по апрель 2014 год.
Гипотеза: Если правильно организовать взаимодействие семьи и школы, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность данного проекта продиктована тем, в последние годы заметно падение популярности семейных отношений, как стиля поведения в обществе, ценности материнства и отцовства. Среди представителей молодого поколения популярно мнение о том, что семья как форма отношений изживает себя. Такое утверждение небезосновательно: действительно, из сознания молодого поколения плавно вытесняются ценности дружной, многодетной, многоколенной семьи. Они зачастую замещаются такими негативными проявлениями, как несдержанная эмоциональность, потребительство и т. д.
Цель проекта: Пропаганда социального партнерства семьи и школы, повышения престижа социально благополучной счастливой семьи языком искусства социальной рекламы.
Для достижения цели необходимо осуществить:
1. сбор данных;
2. разработка, создание и распространение материалов;
3. изучение общественного мнения о проведенной акции.
Механизм проведения проекта:
1. Для успешной реализации проекта важным представляется проведение широкой информационной кампании о том, что в школе стартует конкурс на самые «Счастливые семейные истории».
2. В конкурсе участвуют фотографии семей с сопроводительным эссе,
поясняющим, почему автор считает эту семью счастливой. Заявку могут подать все желающие.
На данный момент участвовать в конкурсе решили принять 3 ученика из начального и 4 учащихся из среднего звена. Ребята подобрали фотоматериалы из своих семейных альбомов, написали сопроводительные эссе, данная работа проводилась совместно с родителями. В период второй четверти будут распространены данные материалы среди населения для голосования.
3. Фотографии семей с комментариями будут размещены в наиболее часто
посещаемых местах: например в магазинах, медпунктах, в школе
, и т.д. Здесь же размещаются бюллетени и ящики для голосования. Кроме того, информация размещается на сайте школы.
4. Выбор производят жители сёл, голосуя на сайте или опуская заполненный
бюллетень в специальные ящики.
5. В результате будут выбраны 3 семьи, фотографии которых с
сопроводительным текстом будут размещены в виде стикеров в общественных местах и в транспорте Спасского района, на сайте школы (с более подробным рассказом об этих семьях), в средствах массовой информации (газета Сельские Зори).
Также будет издан настенный календарь с фотографиями семей с комментариями. Календари будут распространены среди организаций, работающих с населением.
Все семьи-участники проекта получат памятные сувениры.
Для реализации данного проекта будут задействованы учащиеся
для информирования жителей, раздачи и сбора бюллетеней и передачи их руководителю проекта. Финансирование проекта школа взяла на себе.
Проект позволит интересным и доступным языком рассказать жителям, прежде всего молодым людям, о семейных ценностях, и, может быть, знакомство со счастливыми семейными историями для кого-то послужит толчком к осознанию того, что каждый может быть творцом своей счастливой семейной жизни.
Предполагаемые результаты работы над проектом:
Повысится интерес к своей семье как у детей, так у родителей.
Улучшатся взаимоотношения родителей и детей.
Изменятся родительские позиции, установки, семейные ценности.
Повысится социальное партнерство семьи и школы.
Работа над проектом способствует:
Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
Активизации и обогащению педагогических знаний и навыков родителей;
Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместных видах деятельности.
Обобщению опыта семейного воспитания.
Моя семья - моя крепость.
Любовь – это встреча навсегда.
Мать – теплица любви. Отец – открыватель возможностей.
Сердце матери – это бездна,
в глубине которой всегда найдётся прощение.
О. Бальзак.
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? В чём видят своё детское счастье дети? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.
Я работаю учителем начальных классов 20 лет, параллельно веду социально-педагогическую деятельность. Много встречала счастливых и несчастных детей. Вывод один: счастлив тот ребёнок, который растёт на благодатной семейной почве, согрет и защищён. Кого во все века считали и считают обиженным судьбой, самым обездоленным и достойным жалости? Сироту – человека по тем или иным причинам лишённого отца и матери. И нет напасти хуже, чем семейный разлад.
Когда я наблюдаю своих учеников или детей, которые ко мне обращаются за помощью, стараюсь понять их духовное состояние, рассмотреть нравственный мир, определить место в семье. И понимаю, что вновь на первое место выходит семья – самое главное понятие для маленького человека, несоизмеримое ни с чем. Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему имея всё это, многие дети часто страдают? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ребёнку нужно, чтобы его любили, понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы рядом были отец и мать.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей духовно-нравственных чувств. В данной ситуации семья – главный источник воспитания ребёнка. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, гуманность, регулирующие поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. А этим правилам научиться ребёнок может в семье, члены которой соблюдают эти правила. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Процесс становления личности и её духовно-нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде семьи.
И так, семья. Очертим функциональный образ семьи.
Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве родителями новой жизни, в продолжение рода.
Хозяйственная функция в общественном производстве жизненных средств, необходимых для нормальной жизни семьи.
Воспитательная функция. Семья выступает как активный фактор формирования личности, его духовно-нравственной стороны. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции и обычаи, атмосфера родного дома часто имеют решающее значение в воспитании детей.
Функция общения. Общение родителей и детей имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального, волевого, духовно-нравственного развития. Формирование таких качеств, как эмпатия, терпимость, сочувствие зависит от качества семейного общения. Дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками.
Функция досуга и отдыха. Для ребёнка семья является организатором его отдыха. Она осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к традициям семьи, художественной деятельности, самообразованию, труду, здоровому образу жизни.
Функция творческого развития. Семья предоставляет пространство для развития творческих сил и индивидуальных способностей, так, как в семье ребёнок наиболее свободен, окружён любовью и поддержкой.
Ядром всех отношений, которые царят в семье, является функция любви. Любовью должна быть наполнена жизнь ребёнка с самого рождения. Любовь матери – счастье, за которое не надо бороться, не надо никому доказывать, что ты достоин этой любви. Любовь предполагает принятие ребёнка таким, каков он есть, принятие всех его интересов, восприятие ребёнка всегда как части своего «я». Родитель должен «не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не комкать, а формировать, не диктовать, а учить, не требовать, а спрашивать».
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, его духовно-нравственное становление глубоко индивидуально и неповторимо. Оно закладывается в семье, основывается на достойном примере родителей. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого маленького человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни и в духовном, и в материальном мире. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причём если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет защиту и безопасность внутреннего, эмоционального, духовного мира ребёнка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнения в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственность и развить духовность, только любовь способна научить любить.
Наши нынешние семьи совсем крохотные по меркам древних. А вот навести в такой семье порядок, удержать от бед и невзгод мы порой не умеем. А в результате страдают дети. Современный мир очень сложен, насыщен информационно, технически, научно. Но о самом главном мы, порой, забываем. Семья – это крепость для детей, защита, помощь, опора. Очень важно, чтобы она стала для ребёнка не просто формальным понятием. Издавна церковь и родители прививали молодым людям самые чистые и глубокие чувства к семейным узам, благословляли на брак духовно, с чистыми помыслами. Очень важно удержать эти понятия для молодых семей и прививать их нашим детям. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться всем, причём обучение родителей должно носить опережающий характер.
Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья – это первый коллектив, который даёт человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит духовно-нравственное здоровье не только самого маленького человека, но и нации в целом.