Обучение технике спринтерского бега
Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Напреев С.Г.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА
Методические рекомендации для преподавателей физической культуры учреждений СПО
Арзамас 2016
Оглавление
Введение
1. Высокий старт...........
2. Старт с опорой на одну руку-разновидность высокого старта
3. Низкий старт..
4. Стартовый разгон..
5. Бег по дистанции (прямой)..
6. Бег по повороту..
7.Финиширование...
8. Основные ошибки, встречающиеся в процессе обучения технике бега на короткие дистанции
9. Обучение эстафетному бегу
Заключение..
Литература
Введение
Одно из важнейших мест в физическом воспитании обучающихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия – прыжки в длину и в высоту с разбега, метания. Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи обучения технике бега.
Научные данные показывают, что примерно у 90% обучающихся отмечается целый ряд нерациональных движений и ошибок в беге, а именно: неполное разгибание опорной ноги при отталкивании; фаза опоры более продолжительна во времени, чем фаза полёта; постановка ноги с пятки и наружного свода стопы; перекрестная работа ног, то есть след правой ноги заходит влево за среднюю линию.
В связи с этим возникает необходимость формировать правильные двигательные навыки в беге.
В данном учебно-методическом пособии предпринята попытка помочь преподавателю физической культуры при обучении технике спринтерского бега. Предложенные упражнения направлены на формирование техники бега, они не имеют дозировки, преподаватель должен определять её самостоятельно.
Согласно принципу вариативности, преподаватель физической культуры имеет возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями обучающихся, материально-технической оснащенности учебного процесса, видом учебного учреждения, регионально-климатическими условиями.
Технику бега принято условно делить на следующие фазы:
старт;
стартовый разгон;
бег по дистанции;
финиширование.
Рассмотрим технику выполнения, а также методическую последовательность обучения данным элементам.
Высокий старт
Техника выполнения
По команде «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая её, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.
Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука отведена назад.
По команде «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела располагался впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед).
По команде «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.
Методическая последовательность обучения технике высокого старта:
Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке;
Старты «падением» из положения стоя а двух ногах (на носках) и на одной (толчковой) ноге;
Старты «падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки опущены вниз или на коленях;
И.п. – стоя в широком шаге в наклоне вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди. Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди, другая одноименная выставленной вперед ноге, отведена назад. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с перекрестной работой рук;
Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую (толчковую) ногу.
Старт с опорой на одну руку – разновидность высокого старта
Техника выполнения
Старт с опорой на одну руку – вариант высокого старта, применяется, кроме того, как упражнение, подводящее к низкому старту.
В отличие от высокого старта по команде «На старт!», ноги согнуты синее, вес тела больше переносится вперед. Рука, противоположная ноге, выставленной вперед, касается грунта, другая, согнутая в локте, отведена назад.
По команде «Внимание!» тяжесть тела переносится на руку и толчковую ногу.
По команде «Марш!» бегун производит отталкивание от грунта рукой и обеими ногами. Первые шаги делаются в большом наклоне, который постепенно уменьшается.
Методическая последовательность обучения технике старта с опорой на одну руку:
Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку по команде «На старт!»;
Перенос тяжести тела вперед с опорой на одну руку и впереди стоящую ногу по команде «Внимание!», вернуться в положение «На старт!»;
Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала;
Бег с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу учителя.
Низкий старт
Техника выполнения
Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.
Наиболее оптимальным для школьной практики является такой способ установки стартовых колодок, когда передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя – 1,5-1 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-600, задняя – 60-800. по ширине расстояния между колодками обычно равно длине стопы.
По команде «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и становится так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).
Руки в когтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи слегка падали вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5-1 м от стартовой линии.
По команде «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз насколько выше плеч и подает туловище вперед-вверх, тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды «Марш!».
После выстрела или команды «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места её постановки на грунт, первый шаг должен быть как бег стелющимся, то есть проносить стопу нужно возможно ближе к земле.
Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.
Методическая последовательность обучения технике низкого старта:
Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись; из упора стоя на коленях; из упора лежа согнувшись, из упора стоя на одном колене (маховая нога), туловище прямо, руки опущены вниз.
Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.
Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кротчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок и переходит на бег.
Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только после того, как все учащиеся освоили стартовые позиции, можно переходить к обучению началу бега с низкого старта.
Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе их выполнения.
Установка стартовых колодок (см. раздел «Описание техники»).
Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» учащимся с колодок. Положение по команде «Внимание!» сохранить неподвижно 2-3 сек.
Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.
Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения отталкиванием.
Бег с низкого старта с колодок без сигнала.
Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда «Марш!», выстрел стартового пистолета, хлопок стартовой хлопушки). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.
Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта:
Бег с низкого старта с колодок в горку
Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например, «Гоп!», «Беги!» и т.п.)
Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды «Марш!» после команды «Внимание!» на 3-5 сек.
Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед
Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места
Из положения «На старт!» бросок набившего мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.
Стартовый разгон
Техника выполнения
Стартовым разгоном называют бег на начальном участке дистанции после старта, где спринтер развивает скорость близкую к максимальной и постепенно принимает свойственное для бега по дистанции положение.
Чтобы обеспечить плавное увеличение длины шага и соответственно этому скорости бега. В начале стартового разгона бегун должен сохранять достаточный наклон тела вперед, но не чрезмерный во избежание падающего бега. Чем выше уровень развития быстроты, силы и скоростно-силовых качеств спринтера, тем больший наклон туловища он может удержать и облегчить наивыгоднейшие условия для отталкивания.
Важнейшая задача учителя при обучении стартовому разгону научить постепенному выпрямлению туловища.
Методическая последовательность обучения технике стартового разгона:
Выбегание с низкого старта под «воротами», сделанными из веревки, резиновой ленты, или планки для прыжков в высоту в 1,5-2 м от линии старта.
Выбегание с низкого старта «на вожжах в упряжке» с преодолением сопротивления. Партнер удерживает стартующего длинной резиновой лентой, скакалкой, пропущенной под мышками бегущего.
Выбегание с низкого старта с сопротивлением партнера. Партнер, стоя лицом к стартующему в наклоне, одна нога впереди, упирается прямыми руками в его плечи. С выбеганием бегуна со старта партнер продолжает оказывать умеренное сопротивление, отбегая спиной назад.
Бег с низкого старта 10-15 м с сохранением оптимального наклона туловища.
Бег по дистанции (прямой)
Техника выполнения
Почувствовав, что скорость бега приблизилась к максимально возможной и бежать дальше в наклоне становится неудобным, бегун переходит к бегу по дистанции, стараясь совершать беговые движения свободно, ненапряженно.
Во время важнейшей фазы спринтерского бега – отталкивания – бегун мощным отталкиванием распрямляет толчковую ногу в тазобедренном, поясном и голеностопном суставах. При этом эффективному отталкиванию способствует энергичный вынос вперед – вверх бедра маховой ноги. В безопорной, полетной фазе, нога, которая закончила отталкивание и двигалась вначале назад – вверх, сгибается в колене и продолжает движение вперед – вверх. Одновременно с этим маховая нога энергично разгибается, опускается вниз и ставится на грунт. Упругая постановка ноги обеспечивается за счет приземления на переднюю часть стопы и некоторое сгибание ноги в коленном суставе. Это позволяет смягчить силу удара о грунт, сократить тормозную фазу опоры.
Небольшой наклон туловища вперед во время бега по дистанции сохраняется. В момент отталкивания поясница должна быть слегка прогнута и напряжена. Согнутые в локтях руки двигаются вперед – назад свободно и энергично в соответствии с ритмом беговых шагов.
Методическая последовательность обучения технике бега по дистанции (по прямой):
Ходьба с высоким подниманием ноги, руки на пояс, туловище держать прямо.
Бег с высоким подниманием бедра:
стоя на месте в положении упора под разными углами;
б) на месте без упора, руки на поясе;
в) с набольшим продвижением вперед, руки на поясе. Бедро поднимается по горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется;
г) с «подкидыванием» пятки под бедро и с одновременным подниманием колена вверх.
Семенящий бег. Способствует овладению прямолинейной постановкой стопы и полным выпрямлением коленного сустава:
на месте, с опорой;
б) без опоры;
в) с медленным продвижением вперед.
Овладение прямолинейного движения:
бег по коридору (узкой дорожке) шириной 20-30 см, сделанному из резиновой ленты, шнура или шпагата;
б) бег по прямой линии шириной 5 см, стопы ставятся по линии и параллельно ей;
в) бег по гимнастическим скамейкам.
Прыжки «с ноги на ногу». Это упражнение вырабатывает широкий шаг, правильное положение после отталкивания и следующего за этим полета (туловище удерживается вертикально, с небольшим наклоном вперед, движения рук как при беге). Нога в момент отталкивания полностью выпрямлена, а другая, согнутая в коленном суставе, выносится вперед- вверх.
Прыжки «с ноги на ногу» с переходом на бег по дистанции.
Бег на прямых ногах («ножницы») за счет сгибания и разгибания в голестопных суставах. Продвижения вперед при минимальном сгибании ноги в коленном суставе.
Бег с высоким подниманием бедра 10-15 м – переход на бег «с ноги на ногу» 10-15 м – переход на бег по дистанции 20-30 м.
Бег в ровном, спокойном темпе с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя (команде, свистку, хлопку).
Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости). Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.
Бег на время с хода (20,30 м).
Техника работы рук при беге на короткие дистанции
Обучению правильной работе рук при спринтерском беге следует уделить особое внимание. Неправильная, закрепощенная работа рук оказывает влияние на нарушение техники бега в целом, приводит к заметному снижению результатов на короткие дистанции. Энергичное расслабленное движения рук способствует увеличению скорости движения ног.
Руки при беге согнуты в локтевых суставах, плечи несколько опущены, кисти расслаблены; пальцы полусжаты, большой палец касается середины указательного.
Движения руками в едином ритме с движениями ног, вперед – несколько внутрь, а назад – несколько наружу.
Методическая последовательность обучения технике движения рук.
И. п. - основная стойка. Одна рука на поясе, другая согнута в локтевом суставе как при беге. Движения согнутой рукой в медленном темпе в плечевом суставе. При движении вперед кисть выносится до уровня подбородка, при движении назад – до конца. То же другой рукой.
И. П. - основная стойка или выставив одну ногу вперед, руки согнуты как при беге, беговые движения обеими руками. Сочетать напряжения мышц плечевого пояса и рук с их расслаблением. Учитель чередует указания: «напряженно», «расслабленно». Благодаря этому школьники осознают разницу в состоянии мышц и учатся выполнять движения руками расслабленно. То же в ходьбе, медленном и быстром беге.
Движения рук как при беге из исходного положения одна нога впереди, другая сзади, туловище несколько наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах.
То же в различном темпе.
Беговые движения руками с постепенным выпрямлением туловища из исходного положения - наклон вперед.
Стоя на слегка согнутых ногах, руки удерживают концы скакалки, перекинутой через шею и плечи. Движения рук как при беге.
Бег в медленном, среднем и быстром темпе, с акцентом на правильную работу рук.
Методические указания: упражнения 2-6 выполнять сериями по 10-15 с, не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у учеников утомление, что приводит к лишним движениям головой, туловищем.
Упражнения для закрепления и совершенствования в технике бега на короткие дистанции (бег по прямой).
На уроках легкой атлетики при закреплении и совершенствовании техники бега целесообразно использовать специальные беговые упражнения (СБУ), в которых основная нагрузка падает на мышцы, активно участвующие в работе. Важно сохранять свободу беговых движений, выполнять их с максимальной скоростью, но строго следить за соблюдением техники.
Для закрепления и совершенствования техники бега, а также для развития быстроты могут использоваться следующие беговые упражнения:
Бег с высоким подниманием бедра 10-15 м с последующим переходом на свободный бег.
Бег прыжками «с ноги на ногу» с постепенным увеличением темпа и переходом на свободный бег (20-30 м).
Сменяющий бег мелкими, но быстрыми и свободными шагами.
То же, (10-20 м) с переходом на свободный бег.
Бег с ускорением до максимальной скорости и последующим переходом в свободный бег (по инерции).
Переменный бег с несколькими переходами от максимального к бегу по инерции.
Бег с ходу на 10-20 м с заданиями:
выполнять беговые шаги как можно чаще;
б) выполнять с наименьшим количеством беговых шагов (на длину шага).
Бег с высокого, низкого старта по команде с переходом на бег по дистанции(20-30 м).
Хороший эффект в овладении структурой беговых движений дает выполнение беговых упражнений без помощи рук, а также переключения с работой рук и без них.
Бег по повороту
Техника выполнения
При беге по повороту туловище наклоняется немного влево для преодоления центробежной силы. Для улучшения устойчивости левая стопа ставится на дорожку развернутой наружу, а правая – внутрь. Амплитуда движения правой руки шире, чем левой. При этом при движении назад правая рука отводится несколько в сторону, а при движении вперед – больше внутрь. При беге с низкого старта для увеличения отрезка, пробегаемого по прямой, колодки устанавливаются у внешнего края дорожки.
Методическая последовательность обучения технике бега по повороту:
Бег по кругу диаметром 40-50 м, постепенно уменьшая его радиус (доводя до 10-15 м) с различной скоростью. Обратить внимание на то, что с уменьшением радиуса поворота и увеличением скорости бега наклон туловища увеличивается.
Бег по прямой с входом в поворот. При подбегании к повороту для борьбы с центробежными силами учащиеся должны плавно наклонить туловище влево и слегка повернуть в эту же сторону стопы ног.
Бег по повороту с последующим выходом на прямую.
Бег с высокого и низкого старта по повороту.
Финиширование
Техника выполнения
Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища. Бегущий первым коснется ленточки (нити), натянутой на высоте груди над линией, обозначающий конец дистанции. Чтобы быстрее её коснуться, нужно на последнем шаге сделать резкий наклон вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью».
Применяется и другой способ – «финиширование плечом», при котором бегун, наклоняется вперед, одновременно поворачивается к финишной ленточке боком так, чтобы коснуться её плечом.
Методическая последовательность обучения технике финиширования:
Стоя в шаге, левая (правая) нога впереди, руки опущены вниз. Выполнить шаг вперед с быстрым наклоном туловища вперед и отведением рук назад.
Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.
Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад и при медленном и быстром беге.
Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в медленном и быстром беге индивидуально и в группах.
Бросок на ленточку грудью вперед небольшими группами по 3-4 человека с ускоряющегося бега. Каждый бегущий должен статься бежать на одном уровне с остальными (не обгоняя их), а за 6-8 м до финишной ленточки по сигналу учителя ускорить бег, чтобы коснуться ленточки первым.
Обучая финишированию важно приучить школьников заканчивать бег не у линии финиша, а после неё. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, группами по 3-4 человека, подбирая учащихся, равных по силам, или применяя гандикап (фора).
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Элементы техники
Основные ошибки
1.Выполнение команды: «На старт»
1.Колени слегка разведены в сторону.
2.Спина прогнута.
3.Спина согнута (круглая).
4.Голова опущена низко или высоко поднята.
5.Руки разведены широко или узко.
6.Плечи сзади или излишне выведены вперед вертикальной плоскости стартовой линии.
7.Углы наклона стартовых колодок неудобны ученикам.
8.Ноги не упираются в стартовые колодки.
9.Руки согнуты в локтевых суставах.
2.Выполнение команды: «Внимание!”
1.Ступни не упираются в колодки.
2.Таз поднят излишне высоко.
3.Ноги почти выпрямлены.
4.Плечи сзади или излишне выведены вперед вертикальной плоскости стартовой линии.
5.Перенос веса тела на ногу, стоящую сзади.
3.Старт и стартовый разгон
1.Неполное выпрямление ноги при отталкивании и при выполнении первого шага.
2.Забрасывание голени вверх-назад после отталкивания от колодок.
3.Первый шаг излишне широкий или чрезмерно короткий.
4.Преждевременное принятие положения туловища, характерное для бега по дистанции (раннее выпрямление туловища).
4.Бег по дистанции
1.Сильный разворот стоп носками наружу.
2.Постановка ноги с пятки.
3.Неполное выпрямление ног в коленных и голеностопных суставах.
4.Колени мало поднимаются вверх.
5.Кисти сильно сжаты и кулаки или напряженно выпрямлены.
6.Движения рук в стороны.
7.Малая амплитуда движений ног и рук вследствие закрепощенности.
8.Сильный наклон туловища вперед или откидывание назад.
9.Голова опущена вниз или откинута назад.
10.Раскачивание туловища в стороны.
Обучение эстафетному бегу
Подготовка учащихся к эстафете и ее проведение требуют от учителя физической культуры очень четкой и продуманной организации. Главное и необходимое условие – правильный выбор упражнений с хорошо продуманными действиями.
Основная задача – научить четко передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости бега.
Обучение можно проводить в парах, в колоннах, в шеренгах – вначале на месте, затем в ходьбе. Освоив передачу эстафетной палочки в ходьбе, можно проводить передачу эстафетной палочки с предварительной имитацией движений рук при беге по команде учителя, затем – в медленном беге, а после этого – в беге со средней скоростью, по мере освоения техники передачи от попытки к попытке повышая скорость бега.
Техника передачи эстафеты
Учащийся, передающий эстафетную палочку, держит ее за один конец, большая часть другого направлена вперед. При приближении к принимающему на расстояние, удобное для передачи, он подает команду: «Гоп!» – и принимающий отводит выпрямленную руку назад для приема эстафеты. При этом кисть у принимающего опущена вниз, четыре пальца отведены наружу, а большой – в сторону бедра. Передающий эстафету быстрым движением снизу-вперед-вверх вкладывает свободный конец палочки в руку принимающего (см. рис. 1), который не должен при этом поворачивать голову назад. Почувствовав касание палочки, он сжимает ее пальцами и продолжает бег.
Наиболее рациональный способ передачи эстафетной палочки – снизу, без перекладывания после приема из одной руки в другую. При этом способе передачи учащийся, стартовавший на первом этапе, несет палочку в правой руке и передает ее на втором этапе бегуну в левую руку, тот, в свою очередь, – бегуну на третьем этапе из левой руки в правую, и т.д.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Рис. 1. Передача эстафеты
Начальный этап обучения
Задачи обучения
Научить технике передачи и приема эстафетной палочки вне зоны передачи.
Научить технике старта учащихся, принимающих эстафетную палочку.
Научить технике передачи и приема эстафетной палочки в зоне передачи.
Последовательность обучения
Передача эстафетной палочки из правой руки в левую. Для этого учитель выстраивает школьников в две шеренги с интервалом 1–1,5 м. Вторая шеренга с эстафетными палочками в правой руке стоит на полшага левее первой, так, чтобы правая рука передающего была за левой рукой принимающего, т.е. руки партнеров – принимающего и передающего – должны находиться в одной вертикальной плоскости. Дистанция между шеренгами – 1 м.Принимающие по команде учителя отводят левую руку назад без предварительной имитации движения рук при беге с раскрытой ладонью и отведенным в сторону большим пальцем. Когда рука зафиксирована в этом положении, передающий снизу вкладывает в ладонь принимающего эстафетную палочку. Затем следует команда учителя «Кругом!» – и ученики выполняют упражнение в обратном порядке.
То же, но передача эстафетной палочки осуществляется из левой руки в правую. Для этого вторая шеренга смещается по отношению к первой на полшага вправо.
В шеренгах (парах) – передача и прием эстафетной палочки стоя на месте с имитацией движений рук при беге:
а) по команде учителя;
б) по команде передающего.
То же, но с имитацией движений рук и ног при беге (бег на месте).
Передача эстафетной палочки правой рукой с одного шага. Учитель выстраивает школьников в две шеренги. Первая шеренга ставит правую ногу вперед, а левую отставляет назад на 1–1,5 стопы, отводит левую руку назад и в этом положении смотрит назад, следя за действиями партнеров, которые будут передавать им эстафетную палочку. Учащиеся во второй шеренге держат ее за нижний конец в правой руке, отведенной назад. Правая нога стоит впереди, левая – сзади. С шагом левой ноги они выводят правую руку вперед и выполняют передачу палочки снизу вверх. Затем следует команда учителя «Кругом!» – чтобы учащиеся обеих шеренг поочередно побывали в роли то передающих, то принимающих эстафету.
То же, но передача эстафетной палочки осуществляется левой рукой, а прием – в правую.
В парах – передача и прием эстафетной палочки по команде учителя в ходьбе.
То же, но по команде передающего.
Методические указания. Упражнения 1, 2, 3, 4, 7, 8 можно выполнять, построив школьников в колонны. Передающие располагаются уступом на полшага от принимающих в противоположную сторону от держащей палочку руки.
Учащиеся выстраиваются в две–три колонны и рассчитываются на первый – второй. Первые номера принимают эстафетную палочку правой рукой, а вторые – левой. Стоящий последним в колонне берет палочку в правую или левую руку в зависимости от своего номера. По команде: «Гоп!» – сзади стоящий вкладывает палочку в руку находящегося впереди, тот передает ее следующему, и т.д. Когда палочка дойдет до направляющего, все одновременно поворачиваются кругом, и передача палочки производится в обратном направлении.
То же в ходьбе.
То же в медленном беге.
Методические указания. Упражнения № 9–11 учащиеся могут выполнять, построившись в круг: стоя на месте, в передвижении шагом и медленным бегом, передавая эстафету по цепочке в одну сторону. Передающий находится на полшага уступом в противоположную сторону от руки, держащей палочку.
Передача и прием эстафетной палочки в парах по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом.
Старт и стартовый разгон на прямой, принимающих эстафетную палочку из положения высокого старта и в наклоне с опорой на одну руку.
Старт на отдельной дорожке на прямой при входе в поворот принимающих эстафетную палочку.
Старт на отдельной дорожке на повороте при выходе на прямую принимающих эстафетную палочку.
Передача и прием эстафетной палочки в зоне передачи, которую очерчивает учитель, – 20 м. Отрабатывается передача и прием эстафетной палочки в зонах передачи, попутно уточняется контрольная отметка от нее – 4–7 м до зоны передачи, при пересечении которой передающим начинает бежать принимающий. Задача состоит в том, чтобы принимающий получил от передающего эстафетную палочку, когда уже достиг высокой скорости в зоне передачи.Принимающий встает в начале зоны передачи в положении высокого или полунизкого старта и, сосредоточив внимание на контрольной отметке, ожидает передающего (см. рис. 2).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Рис. 2. Стартовые положения бегуна, принимающего эстафетную палочку
При выполнении этого упражнения может возникнуть ряд характерных ошибок:
Принимающий эстафету начал бег прежде, чем передающий достиг контрольной отметки. Эта ошибка вызвана в большинстве случаев тем, что учащийся плохо видел отметку или ориентировался на передающего, а не на постановку его ноги на дорожку.
Принимающий эстафету начал бег с отведенной назад рукой и почти все время старается повернуть голову для контроля за передачей эстафетной палочки, а это вызывает отклонение от правильного направления бега.
Принимающий эстафету после команды передающего, а иногда и до нее замедлил бег. Это происходит из-за того, что учащийся, чрезмерно акцентируя свое внимание на команде, теряет контроль за скоростью бега.
Вытягивание передающим руки с эстафетной палочкой вперед до сигнала, подаваемого для принимающего, или одновременно с сигналом. Это усложняет попадание эстафетной палочки между большим и указательным пальцами руки принимающего. За этой ошибкой следуют и ошибочные действия принимающего – он поворачивает голову и начинает ловить палочку, что усложняет передачу.
Передача эстафетной палочки состоялась, но передающий обогнал принимающего.
Принимающий и передающий бегут по одной и той же стороне дорожки.
Этап закрепления и совершенствования
Задачи обучения
Закрепить технику передачи и приема эстафетной палочки.
Научить школьников технике старта с эстафетной палочкой на первом этапе.
Совершенствовать технику эстафетного бега.
Последовательность обучения
Передача эстафетной палочки правой и левой руками стоя на месте без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.
Передача эстафетной палочки по сигналу передающего в ходьбе.
Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при продвижении медленным, а затем быстрым бегом.
Прием и передача эстафеты с партнером в беге с ускорением на дистанции до 100 м. Учащиеся начинают ускорение, находясь на расстоянии 1,5 м друг от друга. Закончив передачу, бегущий сзади делает ускорение, а в это время принимающий сбрасывает скорость, меняясь с партнером местами, и т.д. При этом учащиеся бегут всю дистанцию по одной дорожке.
Прием и передача эстафетной палочки в составе четырех участников на укороченной дистанции.
Старты учащихся, принимающих эстафетную палочку в зоне передачи.
Выполнение высокого и низкого старта на повороте дорожки без эстафетной палочки.
Выполнение высокого и низкого (см. рис. 3) старта и стартового разгона по повороту с эстафетной палочкой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Рис. 3. Низкий старт в эстафетном беге:а – положение по команде «На старт!»;б – положение по команде «Внимание!»
Стартующий удерживает палочку за нижний конец средним и безымянным пальцами правой руки, руку ставит у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем с одной стороны и указательным – с другой. При этом следует обратить внимание учащихся на то, что в момент отрыва пальцев рук от дорожки эстафетную палочку нужно уже держать всеми пальцами.
Командный эстафетный бег на соревновательную или укороченную дистанцию с участием двух и более команд.
Линейная эстафета. Участники команд строятся в колонны. По сигналу первые номера стартуют, преодолевают определенное расстояние, добегают до стойки, обегают ее и возвращаются к своим колоннам. Обязательное условие при передаче эстафеты – обегание их. Этим исключается нарушение правил и автоматически регулируется взаимное расположение передающего и принимающего эстафету.
Встречная эстафета. Команды делятся на подгруппы, которые выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 15–30 м. В руках у направляющего – эстафетная палочка. По сигналу учителя первые номера бегут на противоположную сторону, обегают вторую подгруппу и передают эстафету ее направляющему, который для удобства приема палочки смещается на 1 м вправо от подгруппы. Затем передавший эстафету встает в конец этой колонны. То же задание выполняет второй номер – направляющий другой колонны, обегая первую подгруппу и становясь у нее замыкающим, и т.д. В момент старта очередных участников вся колонна смещается вперед к линии старта.
Эстафета «Гонки с преследованием». Проводится по круговой дорожке диаметром 10–20 м. Команды выстраиваются на противоположных сторонах поля (беговой дорожки). Бегуны на первом этапе занимают места у линий старта, остальные – сбоку вне дистанции. По сигналу первые номера начинают бег, стараясь догнать друг друга. Когда участники забега на первом этапе пройдут половину дистанции, участники на втором этапе занимают свои места на старте, ожидая передающего эстафетную палочку. Каждый из них, стремясь при приеме эстафеты достичь равной скорости с участником, завершающим свой этап, начинает бег, когда партнер пересечет соответствующую контрольную отметку, и т.д.
Для определения победителей эстафеты учитель встает на продолжении стартовых линий, чтобы одновременно видеть обе команды.
Варианты:
Каждый участник бежит 2–3 круга подряд.
Каждый участник бежит 1 круг, но эстафета повторяется без остановки 2–3 раза.
Литература
Богданова И. Техника бега на короткие дистанции. Специальные упражнения.// Спорт в школе. – 2003. – №8. – с. 17
Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. – Москва, Физкультура и спорт, 1972.
Макаров А.Н., Теннов В.П., Сирин П.З. Легкая атлетика. – М.: Просвещение, 1977.
Легкая атлетика. / Под редакцией Н.Г. Озолина и В.И. Воронкина. – Москва, Физкультура и спорт, 1979.
Напреев С.Г. Вместе к победе // Спорт в школе. – 2010. – №8.
Напреев С.Г. Учимся спринтовать // Спорт в школе. – 2015. – № 5-6.
Попов В.Б. 101 упражнения в тренировке легкоатлетов. – Москва, Физкультура, образование и наука, 1995.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. – Легкая атлетика в школе. – Москва, Просвещение, 1993.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 1Заголовок 2LђЗаголовок 315