Рабочая программа учебной дисциплины ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА для специальности 050303 Иностранный язык
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ СПО «ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
для специальности 050303 Иностранный язык
среднего профессионального образования
( повышенный уровень)
2013 г.
Одобрено предметно-цикловой Составлена в соответствии
Комиссией преподавателей с Государственными требованиями
филологических дисциплин к Минимуму содержания и уровню
Протокол №1 от 01.09.2008 подготовки выпускников по специальности
050303 – Иностранный язык среднего
профессионального образования
Председатель (Повышенный уровень)
предметно-цикловой комиссии
по учебной работе Заместитель директора
__________ Т.И. Шурупова _______________ С.Л. Нечаева
Составитель:
Хаматгалиева Л.З. – преподаватель английского языка второй категории ГАОУ СПО «Чистопольское педагогический колледж»;
При составлении программы использован Государственный образовательный стандарт, примерная программа учебной дисциплины «Латинский язык и античная культура» для специальности 0303 Иностранный язык среднего профессионального образования (повышенный уровень) – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2005. – 24с.
Внутренний рецензент:
Э. Х. Гафиятуллина– кандидат филологических наук, директор ГАОУ СПО «Чистополькое педагогическое училище»
Внешний рецензент:
Л.В. Теплых– доцент кафедры «Социально-гуманитарных наук и экономики» ЧФ «Восток» КГТУ им. А.Н. Туполева, к.п.н.
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины « Латинский язык и античная культура» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0303 Иностранный язык (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина « Латинский язык и античная культура» входит в блок дисциплин предметной подготовки. Изучение данной дисциплины обеспечивает общелингвистическую и общекультурную компетенцию молодых специалистов – будущих учителей иностранного языка в филологическом и культурологическом аспектах.
При прохождении курса студенты знакомятся с двумя античными цивилизациями – древнегреческой и древнеримской, что позволяет получить целостное представление об античной культуре как колыбели европейской цивилизации, научиться понимать, как ментальность народа влияет на отбор форм и видов культуры. Знакомство с основами латинского языка призвано помочь студентам сознательнее подходить к пониманию языка как системы, уяснить современные языковые категории. Кроме того, изучение латинского языка дает возможность лучше ориентироваться в общелингвистических проблемах, облегчает усвоение новых европейских языков и углубляет понимание родного языка.
Тематический план отражает максимальную учебную нагрузку (в количестве 48 часов), количество аудиторных часов 38, (с указанием времени, отводимого на практические занятия 19 часов), количество часов, отводимое на самостоятельную работу студентов (в количестве 10 ч.), вид итоговой аттестации – зачет.
Содержание курса построено в единой логике: название раздела, с указанием общего количества часов - требования к студенту при изучении данного раздела – подробное содержание раздела – темы практических работ. Содержание курса представлено семью разделами.
Прилагаемые вопросы для выявления уровня знаний и умений студентов соответствуют изучаемому содержанию курса и могут быть использованы при различных формах проверки (выполнение тестовой работы, написание реферата, письменные и устные ответы на вопросы и т. д.)
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
иметь представление:
о латинском языке и античной культуре как основе европейской цивилизации;
знать:
основы латинской грамматики;
фонетический строй латинского языка;
лексику латинского языка;
наиболее известные латинские афоризмы;
сходство и различия в культурах Древней Греции и Древнего Рима;
уметь:
читать и переводить тексты со словарем;
осуществлять грамматический анализ трудных мест при чтении текстов;
пользоваться наиболее известными латинскими афоризмами в оценочной функции или в качестве комментария;
осуществлять сопоставительно - сравнительный анализ грамматического строя латинского языка с русским и изучаемым языком;
находить латинские дериваты, кальки и заимствования в русском и изучаемом иностранном языках;
осмысливать этимологические связи, формулировать гипотезы происхождения и открывать в результате исследования первоначальный смысл заимствования;
ориентироваться в различных аспектах античной культуры;
аргументировать собственное отношение к важнейшим аспектам античной культуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем
Макс.
нагрузка студента
Кол-во
аудиторных часов
при очной
форме обучения
Самостоя
тельная работа студента
Всего
В том числе практич.
Занятия
Раздел 1. Фонетический строй латинского языка
3
2
1
1
Раздел 2. Грамматический строй латинского языка
25
20
9
10
Тема 2.1 Глаголы
2
2
1
Тема 2.2.1 Личные окончания глаголов I – IV спряжений
3
2
1
1
Тема 2.2.2 Имя существительное.
2
2
1
Тема 2.2.3 Имя прилагательное. Предлоги
3
2
1
Тема 2.3.1 Страдательный залог.
2
2
1
Тема 2.3.2 Префиксация. Имперфект
3
2
1
1
Тема 2.4.1 Система III склонения существительных и прилагательных.
3
2
1
1
Тема 2.4.2 Перфект
3
2
1
1
Тема 2.5.1 IV и V склонение существительных. Наречие.
3
2
1
2
Тема 2.5.2 Числительное. Придаточные предложения
3
2
1
1
Раздел 3. Религиозные представления древних греков и римлян
2
2
1
Раздел 4. Обучение и воспитание в Древней Греции и Древнем Риме
2
2
1
Раздел 5. Праздники и зрелища в Древней Греции и Древнем Риме
3
2
1
Раздел 6. Художественная античная культура
5
4
2
Тема 6.1 Скульптура в Древней Греции и Древнем Риме
3
2
1
Тема 6.2 Архитектура в Древней Греции и Древнем Риме
2
2
1
Раздел 7 Античная литература
9
6
3
Тема 7.1 Греческий эпос. Греческая лирика и ее формы
3
2
1
Тема 7.2 Античная греческая драматургия
2
2
1
Тема 7.3 Специфические особенности античной римской литературы
4
2
2
1
всего
48
38
10
19
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Студент должен
иметь представление:
о влиянии античной культуры на развитие европейской цивилизации;
о значении латыни в возникновении европейских языков и ее месте в системе индоевропейских языков и ее месте в системе индоевропейских;
знать:
периодизацию эпохи античного мира;
периоды в развитии латинского языка.
Содержание и сущность понятий «античная эпоха», «античный мир», «античная культура». Периодизация эпохи античного мира. Влияние древнегреческой культуры на формирование римской культуры. Роль античных культурных традиций в развитии европейской цивилизации.
Понятие «латинский язык». Краткие сведения о периодах развития литературного языка в античную эпоху. Латинский язык в Средние века, в эпоху Возрождения, в XVII – XVIII вв. Памятники латинской письменности. Народная латынь и возникновение из нее романских языков. Влияние латыни на грамматический строй романских языков.
Раздел 1 ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Студент должен
знать:
латинский алфавит и его происхождение;
правила ударения;
особенности произношения классической и современной латыни;
уметь:
читать тренировочные тексты.
Фонетический строй латинского языка. Латинский алфавит и его происхождение. Условность современного произношения латинских букв. Особенности латинского вокализма и консонантизма. Дифтонги ае, ое, аu, eu. Произношение «с», Сочетаний ch, ph, rh, ti, ngu, su. Долгота и краткость слогов по природе и положению. Правила ударения. Фонетические закономерности: ассимиляция, диссимиляция согласных, изменения кратких гласных, ротацизм.
Практическое занятие
Чтение тренировочных текстов.
Задания для самостоятельной работы:
Прочитайте латинские слова; объясните, какими правилами вы руководствуетесь при постановке ударения в словах
Раздел 2 ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Тема 2.1 Глаголы
Студент должен
знать:
краткую характеристику грамматического строя латинского языка;
грамматические категории глагола;
личные окончания глаголов I – IV спряжений;
лексический минимум по теме;
уметь:
определять тип спряжения и основу инфекта;
спрягать глаголы в настоящем времени и употреблять в повелительном наклонении;
определять время и форму глагола по их признакм;
читать и переводить учебные тексты.
Краткая характеристика грамматического строя латинского языка. Глагол. Основные глагольные формы. Глаголы I – IV спряжений. Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога. Повелительное наклонение. Глагол esse «быть». Глагол III спряжения на - io.
Практическое занятие
Выполнение упражнений на определение типа спряжения и основы инфекта глаголов.
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Система заданий по определению формы глаголов.
Чтение и перевод учебных текстов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Определите по форме инфинитива, к какому спряжению принадлежит каждый из глаголов notare, habere, finire, vivere
2. Напишите основу и 1 лицо ед. ч. настоящего времени данных глаголов
3. Переведите на латинский язык предложения
4. Определите залог и наклонение глаголов mittor, venitur, legimus, amat
Тема 2.2 Имя существительное. Имя прилагательное. Предлоги
Студент должен
знать:
грамматические категории имени существительного;
типы склонений;
способы словообразования существительных и прилагательных;
значение предлогов;
структуру простого предложения;
структуру инфинитивного оборота;
падежные окончания существительных;
лексический минимум по теме;
уметь:
определять тип склонения существительных по их признакам;
определять падеж существительных и прилагательных по предлогу или окончанию;
склонять существительные и прилагательные I – II склонения;
определять и осуществлять перевод инфинитивного оборота Accusativus cum infinitivo;
читать и переводить учебные тексты.
Имя существительное. I склонение(существительных, прилагательных, притяжательных местоимений). Словообразование существительных I склонения. Предлоги. Синтаксис простого предложения. Конструкция Accusativus cum infinitivo ( винительный с неопределенным).
II склонение существительных. Словообразование существительных II склонения. Прилагательные I – II склонения. Притяжательные местоимения.
Практическое занятие
Выполнение системы заданий на склонение существительных и прилагательных I – II склонения. Притяжательные местоимения.
Преобразование предложений с инфинитивным оборотом Accusativus cum infinitivo.
Чтение и перевод учебных текстов, включающих изучаемые грамматические явления.
Задания для самостоятельной работы:
1. Переведите данные существительные, укажите тип склонения
2. Составьте список наиболее употребительных существительных 2 склонения
3. Просклоняйте словосочетания
4. Переведите текст
5. Составьте таблицу окончаний прилагательных 1, 2 склонений
6. Образуйте степени сравнения прилагательных.
Тема 2.3 Страдательный залог. Префиксация. Имперфект
Студент должен
Знать:
настоящее и прошедшее время изъявительного наклонения страдательного залога;
активную и пассивную конструкцию;
виды местоимений;
имперфект изъявительного наклонения действительного залога;
лексический минимум по теме;
студенческий гимн « Гаудеамус»
уметь:
осуществлять замену активной конструкции на пассивную и наоборот;
определять этимологические корни дериватов в русском и изучаемом иностранном языках;
употреблять глаголы в изученных глагольных формах;
читать и переводить учебные тексты.
Настоящее время изъявительного наклонения страдательного залога. Активная и пассивная конструкция. Причастие прошедшего времени страдательного залога. Прошедшее время изъявительного наклонения страдательного залога. Герундив. Пассивное (II) описательное спряжение.
Префиксация как способ словообразования. Личные местоимения. Возвратные местоимения. Возвратно – притяжательные местоимения.
Указательные местоимения. I (активное) описательное спряжение. Имперфект изъявительного наклонения действительного залога. Герундий. Студенческий гимн « Гаудеамус».
Практическое занятие
Выполнение заданий по замене предложений, включающих активную конструкцию, на предложения с пассивной конструкцией и наоборот.
Поиск русских и иностранных слов латинской этимологии.
Исполнение на занятии студенческого гимна « Гаудеамус» на латинском языке
Чтение и перевод учебных текстов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Замените предложения, включающие активную конструкцию, на предложения с пассивной конструкцией и наоборот.
2. Найдите русские и иностранные слова латинской этимологии.
3. Прочитайте и переведите текст.
Тема 2.4 Система III склонения существительных и прилагательных. Перфект
Студент должен
Знать:
систему III склонения существительных и его типы;
вопросительно – относительные местоимения и местоименные прилагательные;
падежные окончания прилагательных III склонения;
образование и спряжение глаголов в перфектной временной форме;
лексический минимум по теме;
уметь:
склонять существительные и прилагательные III склонения;
определять изученные формы глагола и заменять их формами перфекта;
читать и переводить учебные тексты.
III склонение существительных (гласное, согласное, смешанное). Прилагательные III склонения. Вопросительно – относительные местоимения. Местоименные прилагательные. Перфект изъявительного наклонения действительного залога. Способы образования основ перфекта.
Практическое занятие
Выполнение заданий по склонению существительных и прилагательных III склонения.
Определение в текстах изученных форм глагола с последующей заменой их формами перфекта.
Чтение и перевод учебных текстов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните задание по склонению существительных и прилагательных III склонения.
2. Определите в тексте изученные формы глагола с последующей заменой их формами перфекта.
3. прочитайте и переведите текст
Тема 2.5 IV и V склонение существительных. Наречие. Числительное. Придаточные предложения
Студент должен
знать:
IV и V склонение существительных;
систему латинского склонения;
степени сравнения прилагательных
виды наречий и числительных;
лексический минимум по теме.
уметь:
склонять существительные IV и V склонений;
образовывать три степени сравнения латинских прилагательных;
находить в тексте и переводить придаточные предложения;
читать и переводить учебные тексты.
IV и V склонение существительных. Система латинского склонения. Степени сравнения прилагательных (синтетические, аналетические, суплетивные). Наречия. Числительные и их виды. Придаточные предложения. Система латинского глагола.
Практическое занятие
Выполнение упражнений на склонение существительных IV и V склонений.
Образование степеней сравнения латинских прилагательных.
Нахождение в текстах придаточных предложений с последующим переводом.
Чтение и перевод учебных текстов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Найдите в тексте существительные VI и V склонения
2. Переведите на русский язык сочетания una femina, tria verba, unus vir
3. Составьте таблицу латинских числительных
4. Образуйте степени сравнения наречий
Раздел 3 РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН
Студент должен
знать:
этапы развития мифологии в Древней Греции;
пантеон богов – олимпийцев;
особенности зарождения и распространения христианства;
влияние греческой мифологии на римский пантеон;
роль жречества в Древней Греции Древнем Риме;
мифологические произведения Древней Греции и Древнего Рима.
Уметь:
выразительно читать античные мифы и проводить их общий анализ.
Миф – основа культуры Древней Греции. Три этапа в мифологии древних греков (зооморфический, миксантропический, антропоморфичесикй). Греческий пантеон. Роль эпической поэзии в создании художественных образов античных богов. Культовые статуи божеств. Храмы и жрецы в Древней Греции.
Религиозные представления древних римлян. Язычество. Специфика пантеона в Древнем Риме. Влияние греческой мифологии. Институт жречества в Риме. Культ императоров. Зарождение и распространение христианства. Гонения на христиан. Победа христианства над языческими представлениями.
Практическое занятие
Выразительное чтение античных мифов с их последующим анализом.
Раздел 4 ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ
Студент должен
знать:
особенности систем обучения и воспитания в античной Греции и Древнем Риме;
уметь:
проводить общий анализ систем обучения и воспитания в двух античных культурах.
Система обучения и воспитания в античной Греции. Афины. Обучение и воспитание мальчиков. Основные принципы обучения и воспитания; содержание обучения в греческой школе; роль учителя в воспитании греческого школьника; связь греческой школы с жизнью. Обучение и воспитание юношей в эфебиях. Роль философов – учителей в обучении и воспитании гражданина античной Греции.
Спарта. Обучение и воспитание в Спарте. Обучение и воспитание девочек.
Воспитание и обучение в Древнем Риме. Обучение и воспитание мальчиков. Три ступени обучения в частных школах. Проблема домашнего и школьного образования. Возникновение государственных школ в Риме. Обучение юношей за границей. Молодежные организации в Древнем Риме. Служба юношей в армии. Обучение воспитание девочек в античном Риме. Обучение в Риме рабов.
Практическое занятие
Сравнительный анализ систем обучения и воспитания в Древней Греции и Древнем Риме.
Раздел 5 ПРАЗДНИКИ И ЗРЕЛИЩА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ
Студент должен
знать:
основные праздники и виды развлечений в Древней Греции и Древнем Риме;
особенности влияния ментальности народа на отбор видов и форм зрелищ и праздников;
уметь:
проводить мини-исследования по предложенным темам.
Зрелища и агон в античной Греции как одна из форм культовых торжеств. Праздники: Великие Панафинеи, Великие Дионисии, Великие элевсинские мистерии и др.; спортивные состязания: Олимпийские, Истмейские, Нимейские, Пифийские игры; мусичесие состязания поэтов, музыкантов, авторов трагедий и комедий, актеров.
Греческий театр. Устройство театра. Актеры и публика.
Зрелища в Древнем Риме как массовые развлечения (гладиаторские бои, бои с дикими зверями в амфитеатре; гонки на колесницах в цирке, морские сражения (новмахии), триумф). Театр в античном Риме. Календарь праздников в Древнем Риме.
Практическое занятие
Проведение мини – исследования по темам:
«Какие из созданных в античном мире зрелищ и праздников живы и поныне?»
« Есть ли общее у античного и современного театра?»
Раздел 6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Студент должен
Знать:
отличительные черты греческой и римской скульптуры;
шедевры античной скульптуры;
отличительные черты греческих архитектурных ордеров;
устройство греческого храма;
основные виды архитектуры Древнего Рима;
выдающиеся сооружения античной Греции и Рима;
уметь:
устанавливать связи между явлениями культуры разных эпох и государств;
анализировать и сопоставлять явления художественного мира.
Тема 6.1 Скульптура в Древней Греции и Древнем Риме
Изображение человека – главная тема пластического искусства Древней Греции. Представление греков о человеке в эпоху архаики, классики. Выдающиеся скульпторы Греции: Мирон, Поликлет, Фидий. Виды и жанры греческой скульптуры периода поздней классики и эллинизма (Пракситель, Скопас, Леохар, Лисипп, Боэф и др. Мелкая терракотовая пластика).
Римский скульптурный портрет.
Практическое занятие
Обсуждение проблемы «Античные сюжеты и образцы в европейском изобразительном искусстве нового времени». Установление связи между явлениями культуры разных эпох и государств.
Тема 6.2 Архитектура в античной в античной Греции и Риме
Создание ордерной системы в архитектуре Древней Греции. Виды греческих архитектурных ордеров, их отличительные черты. Афинский Акрополь. Архитектура античного Рима. Отличительные черты римской архитектуры и градостроительства: пафос пользы, государственности и мирового господства. Архитектура периода Республики и Империи. Выдающиеся сооружения Древнего Рима.
Практическое занятие
Обсуждение вопроса «Какое влияние оказала античная архитектура на европейскую?». Анализ и сопоставление явлений художественного мира.
Раздел 7 АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Студент должен
знать:
особенности эпического стиля;
особенности греческой лирики, ее формы;
значение античной греческой трагедии и комедии;
основные свойства драматического жанра;
древнегреческие драматурги и их произведения;
специфические черты древнеримской литературы, ее жанры, выдающихся римских поэтов.
Уметь:
выразительно читать отдельные песни из поэм «Илиада», «Одиссея»;
выразительно читать лирические произведения древнегреческих поэтов и производить их общий анализ;
выразительно читать сцены из пьес древнегреческих драматургов.
Тема 7.1 Греческий эпос. Греческая лирика и ее формы
Греческий эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Социально – экономическая основа поэм. Общий характер поэм. Главные образы поэм.
Особенности эпического стиля. Язык поэм. Национальное значение поэм. Вопрос о личности Гомера и об авторе поэм.
Дидактический эпос. Произведения Гесиода. Общая характеристика.
Революция VII – VI вв. до н.э. и социальные корни индивидуальной лирики. Греческая лирика и ее формы. Элегия и ямб, их представители. Поэзия Архиолога, Солона, Феогнида. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия. Сколии. Гномы и эпиграммы.
Практическое занятие
Выразительное чтение отдельных песен из поэм Гомера «Илиада», «Одиссея», произведений древнегреческих лириков.
Исполнение студентами собственных гном «Подражая древним».
Анализ лирических произведений древнегреческих поэтов.
Тема 7.2 Античная греческая драматургия
Основные свойства драматического жанра. Происхождение греческой драмы и ее виды. Организация драматических представлений.
Эсхил – «отец трагедий». Общий характер творчества Софокла и Эврипида. Национальное и мировое значение Эсхила, Софокла, Эврипида.
Древнейшая греческая комедия и Аристофан. Аристофан – «отец комедий» и его произведения. Значение Аристофана в мировой литературе.
Практическое занятие
Выразительное чтение сцен из пьес древнегреческих драматургов, их анализ.
Тема 7.3 Специфические особенности
Античной римской литературы
Особенности греческой и римской литературы. Три специфические черты римской литературы. Периодизация римской литературы. Краткий обзор жанров и персоналий.
Практическое занятие
Прослушивание подготовленных студентами выступлений об одном из древнеримских поэтов: Лукреций, Катулл, Вергилий, Овидий (по выбору студента).
Задания для самостоятельной работы:
После окончания 3 – 7 разделов выполнить самостоятельную работу в виде реферата
Методические указания и рекомендации по подготовке
к практическим занятиям
Основная цель практических занятий – развитие логического мышления студентов через овладение грамматикой латинского языка.
Занятия направлены на формирование у студентов систематизированных знаний об особенностях грамматического строя латинского языка как единой целостной системы. Кроме того, в ходе практических занятий преподавателем осуществляется систематический промежуточный контроль усвоения предлагаемого учебного материала.
Важнейшую роль в подготовке к практическому занятию играет
самостоятельная работа студентов, которая включает в себя умение читать со словарем латинские тексты, а также распознавать и использовать латинские корни в современном словообразовании при формировании научной терминологии. Кроме того, должен научиться понимать и использовать на практике латинские поговорки и крылатые выражения.
Работая над первоисточниками, студент может делать необходимые записи, которые позволят глубоко освоить предлагаемый для изучения материал.
Кроме этого представляется целесообразным также рекомендовать студенту при самостоятельной подготовке к занятию составлять план своего ответа на поставленные вопросы, подготовит обоснованную мотивацию ответа, уточнить используемую терминологию.
Все это в конечном итоге будет способствовать выработке навыков
научного исследования и систематизации знаний.
Примерные темы рефератов
1. Древний Рим и современное градостроительство.
2. Мифы Древнего Рима и их сюжеты в заподно-европейском искусстве.
3. Боги и религия в Древнем Риме.
4. Появление и развитие денежной системы.
5. Одежда и мода в Древнем Риме.
6. Элементы римской цивилизации.
7. История Олимпийских игр, спортивные игры в Риме.
8. Повседневная жизнь римского города.
9. Секреты элегантности римлянок.
10. Военное искусство Древнего Рима.
11. Образование в Древнем Риме.
12. Искусство книги в Древнем Риме.
13. Архитектура Древнего Рима и её влияние на развитие европейской
архитектуры.
14. Крупнейшие римские историки.
15. Поэзия Древнего Рима.
16. Театр в Древнем Риме.
17. Памятники эпохи Древнего Рима на территории европейских стран.
18. Научные открытия периода древнего Рима.
19. Особенности структуры Римской республики.
20. Литературные жанры:
- Комедии Плавта;
- Басни Фидия.
21. Знаменитые римские ораторы.
22. Латинский язык в Средние века.
23. Латинский язык в современном мире.
Рекомендуемая литература:
Содержание итогового и промежуточного контроля
Перечень примерных контрольных вопросов
Раздел 1. Фонетический строй латинского языка
Контрольные вопросы:
1. Каковы общие и различительные черты в произношении букв латинского алфавита и русского, немецкого, английского алфавитов?
2. Каково произношение латинских гласных?
3. Назовите латинские монофтонги, дифтонги, диграфы.
4. Каково произношение латинских согласных?
5. Как происходит деление слов на слоги?
6. Каковы важнейшие фонетические законы?
Раздел 2. Грамматический строй латинского языка
Тема 2.1 Глаголы. Личные окончания глаголов I – IV спряжений
Контрольные вопросы:
1. Каковы залоги латинского глагола?
2. Каковы наклонения латинского глагола?
3. Что составляет группу времен инфекта?
4. Каковы признаки глагольной формы?
5. Охарактеризуйте глаголы каждого из 4-х спряжений.
Тема 2.2 Имя существительное. Имя прилагательное. Предлоги.
Контрольные вопросы:
1. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
2. Каковы особенности второго склонения существительных?
3. По какому признаку прилагательные делятся на 2 группы?
4. Какие прилагательные относятся к прилагательным 1 и 2 склонений?
5. Какого отношение прилагательного к существительному?
6. Степени сравнения прилагательных
Тема 2.3 Страдательный залог. Префиксация. Имперфект
Контрольные вопросы:
1. Как осуществить замену активной конструкции на пассивную и наоборот?
2. Определение этимологических корней дериватов в русском и английском языках;
Тема 2.4 Система III склонения существительных и прилагательных. Перфект
Контрольные вопросы:
1. Какова система III склонения существительных и его типы?
2. Падежные окончания прилагательных III склонения
3. Что составляет группу времен перфекта?
Тема 2.5 IV и V склонение существительных. Наречие. Числительное. Придаточные предложения
Контрольные вопросы:
1. Какие существительные относятся к VI и V склонению?
2. Каковы особенности VI и V склонения существительных?
3. Каковы виды числительных в латинском языке?
4. Какие наречия относятся к самостоятельным наречиям?
5. Какие наречия относятся к производным от прилагательных?
6. Степени сравнения наречий
Раздел 3 РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН
Контрольные вопросы:
1. Этапы развития мифологии в Древней Греции;
2. Пантеон богов – олимпийцев;
3. Особенности зарождения и распространения христианства;
4. Влияние греческой мифологии на римский пантеон;
5. Роль жречества в Древней Греции Древнем Риме;
6. Мифологические произведения Древней Греции и Древнего Рима.
Раздел 4 ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ
Контрольные вопросы:
1. Особенности систем обучения и воспитания в античной Греции
2. Особенности систем обучения и воспитания в Древнем Риме
3. Роль философов – учителей в обучении и воспитании гражданина античной Греции.
4. Спарта. Обучение и воспитание в Спарте. Обучение и воспитание девочек.
5. Возникновение государственных школ в Риме.
Раздел 5 ПРАЗДНИКИ И ЗРЕЛИЩА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ
Контрольные вопросы:
1. Основные праздники и виды развлечений в Древней Греции и Древнем Риме
2. Особенности влияния ментальности народа на отбор видов и форм зрелищ и праздников
Раздел 6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Контрольные вопросы:
1. Отличительные черты греческой и римской скульптуры;
2. Шедевры античной скульптуры;
3. Отличительные черты греческих архитектурных ордеров;
4. Устройство греческого храма;
5. Основные виды архитектуры Древнего Рима;
6. Выдающиеся сооружения античной Греции и Рима;
Раздел 7 АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Контрольные вопросы:
1. Особенности эпического стиля;
2. Особенности греческой лирики, ее формы;
3. Значение античной греческой трагедии и комедии;
4. Основные свойства драматического жанра;
5. Древнегреческие драматурги и их произведения;
6. Специфические черты древнеримской литературы, ее жанры, выдающихся римских поэтов.
7. Греческая лирика и ее формы
8. Античная греческая драматургия. Основные свойства драматического жанра.
9. Специфические особенности Античной римской литературы
Учебно – методическое обеспечение дисциплины.
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Мирошенкова В. И. Латинский язык для гуманитарных вузов. Учебное пособие/ В. И. Мирошенкова, Н. А. Фёдоров. – /Ростов на Д.: издательство «Феникс», 2000. – 416 с.
2. Ярхо В. Н. Латинский язык: Учебник для педагогических институтов по специальности «Иностранный язык» / В. Н. Ярко, З. А. Покровская, Н. Л. Кацман и др. – М.: Высш. Школа., 2000.- 384 с.
3. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. В. И. Уколовой. – 5-е издание/ М.: Дрофа, 2001.- 512с.
Дополнительная:
1. Бабичев Н. Т. Словарь латинских крылатых слов: 2500 единиц/ Н. Т. Бабичев, Я. М. Боровский. – М.: Русский язык, 1982.- 959с
2. Кацман Н. П. Методика преподавания латинского языка в институтах и на факультетах иностранных языков/ Н. П. Кацман. – М.: высшая школа, 1979. – 142 с.
3. Кацман Н. П. Моя первая латинская книжка/ Н. П. Кацман. – М.: Владос, 1996
4. Кондратьев С. Методическое руководство к преподаванию латинского языка/ С. Кондратьев, А. Васнецов. – М.: Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения, 1953. – 99с.
5. Кочеткова В. К. Lingua Latina. Учебное пособие для студентов и учащихся/ В. К. Кочеткова, Е. В. Соболева. – Нижний Новгород: Издательство НГ. ПИИЯ им. Н. А, Добролюбова, 1994. – 100с.
6. Попов А. Н. Краткий курс латинской грамматики для пед. институтов/ А. Н. Попов. – М., 1936.
7. Таривердиева М. А. От латинской грамматики к латинским текстам/ М. А. Таривердиева. – М.: Владос, 1997.
8. Интернет ресурсы:
http://www.ucheba.ru/referats/22950.html
http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_3_kt.html
http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Проспрягайте данные глаголы: divide, imperare, habere, credere, audire и т. п.
2. Объясните значение слов через латынь: конференция, транзит, литература, имплантация, униформа и т. п.
3. Просклоняйте словосочетания: terra antique, insula magna, discipulus bonus.
4. Образуйте все формы Modus Imperativus: dosere, laborare, disere, finire.
5. Проспрягайте в Genus Passivum: vinsere, amare, ornare.
6. Образуйте Accusativus Singularis et Pluralis: aqua, familia, verbum, filius, magister
7. Образуйте степени сравнения от honestus, brevis, simplex.
8. Дайте соответствующее абстрактное существительное на русском языке: humanitas, justitia, miseria, libertas
9. Преобразуйте действительную конструкцию в страдательную: Nautae patriam defendant
10. Преобразуйте страдательную конструкцию в активную: Liber a discipulo legitur
11. Переведите используя значение суффиксов: scriptor, explorator, victor, portable, terribilis
12. Дайте эквиваленты следующих крылатых слов и выражений: Scientia potential est. Dum spiro, spero. Per aspera ad astra. Post factum. Post scriptum. Tertium non datur. Veni, vidi, vici. Terra incognita. Nota bene. Modus vivendi. Ex libris. Alma mater. Ignorantia non est argumentum. O tempora, o mores! Tabula rasa. Homo sapiens. Humanum errare est. vivere est cogitare. Experientia est optima magistra. Festina lente! Cognosce te ipsum! Persona grata. Dictum, factum.
13. Процитируйте наизусть 4 куплета из гимна студентов “Gaudeamus”
14. Этапы развития мифологии в Древней Греции;
15. Пантеон богов – олимпийцев;
16. Особенности зарождения и распространения христианства;
17. Влияние греческой мифологии на римский пантеон;
18. Роль жречества в Древней Греции Древнем Риме;
19. Мифологические произведения Древней Греции и Древнего Рима.
20. Особенности систем обучения и воспитания в античной Греции
21. Особенности систем обучения и воспитания в Древнем Риме
22. Роль философов – учителей в обучении и воспитании гражданина античной Греции.
23. Спарта. Обучение и воспитание в Спарте. Обучение и воспитание девочек.
24. Возникновение государственных школ в Риме.
25. Основные праздники и виды развлечений в Древней Греции и Древнем Риме
26. Особенности влияния ментальности народа на отбор видов и форм зрелищ и праздников
27. Отличительные черты греческой и римской скульптуры;
28. Шедевры античной скульптуры;
29. Отличительные черты греческих архитектурных ордеров;
30. Выдающиеся сооружения античной Греции и Рима;
31. Особенности греческой лирики, ее формы;
32. Значение античной греческой трагедии и комедии;
33. Древнегреческие драматурги и их произведения;
34. Специфические черты древнеримской литературы, ее жанры, выдающихся римских поэтов.
35. Греческая лирика и ее формы
36. Специфические особенности Античной римской литературы
Тест по латинскому языку
Цель: проверить у студентов знания в области грамматики латинского языка и умения грамотно читать латинские тексты.
Время выполнения: 50 минут
Порядок выполнения: тест состоит из 20 вопросов, к каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа.
Студенты выбирают правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – «0» баллов. Шкала оценки: «3» – 10-14 баллов
«4» – 15-18 баллов
«5» – 19-20 баллов
1. Какое из приведенных буквосочетаний не является дифтонгом латинского
языка.
а) ае
б) ое
в) uа
г) еu
2. После какой гласной латинская буква «с» читается как [k]
а) а
б) y
в) е
г) i
3. На какой слог никогда не ставится ударение?
а) первый
б) последний
в) третий от конца
г) предпоследний
4. Переведите на латинский язык грамматическую категорию «винительный
падеж»
а) casus dativus
б) casus vocativus
в) casus ablativus
г) casus accusatives
5. Словарные окончания существительных 1-го склонения, это:
а) um, i
б) us, i
в) a, ae
г) u, us
6. Определите число и падеж существительного: bellorum
а) nom. pl.
б) gen. sg.
в) аcc. pl.
г) dat. sg.
7.какой предлог употребляется только с аблативом:
а) cum
б) ad
в) in
г) causa
8. Укажите место сказуемого в латинском предложении:
а) в начале предложения
б) в конце предложения
в) в середине предложения
г) в любом месте предложения
9. Основа глаголов IV спряжения имеет окончание:
а)
· б)
· в) I г)
·
13
10. Укажите глагол в страдательном залоге:
а) cаpio в) capiet
б) capiebat г) capitur
11. Определите лицо и число глагола «amatis»
а) 3 sg в) 1 pl
б) 3 pl г) 2 pl
12. Отметьте неправильные глаголы латинского языка
а) do в) sum
б) audio г) amo
13. Какие из нижеперечисленных местоимений не являются личными:
а) tu в) ego
б) hos г) is
14. Какой категории латинских прилагательных не существует:
а) прилагательного 4-х окончаний
б) прилагательного 3-х окончаний
в) прилагательного 2-х окончаний
г) прилагательного 1-го окончания
15. Определите превосходную степень прилагательного:
а) longius
б) longissimus
в) longior
г) longus
16. Какое из перечисленных времен не входит в систему инфекта:
а) praesens
б) imperfectum
в) perfectum
г) futurum I
17. В каких падежах употребляется супин:
а) аccusativus
б) dativus
в) ablativus
г) nominativus
18. От основы перфекта не образуется следующее время:
а) gerundium
б) perfectum
в) infinitives perfecti activi
г) plusquamperfectum
19. Найдите эквивалент «он слушает»
а) аudit в) аudimus
б) audio г) audis
20. К какому латинскому слову восходит слово «легенда».
а) legio, onis (f)
б) legitimus, a, um
в) lego
г) legatum, i (n)
Ответы:
1. в)
2. а)
3. б)
4. г)
5. в)
6. б)
7. а)
8. б)
9. в)
10. г)
11. г)
12. в)
13. г)
14. а)
15. б)
16. в)
17. а)
18. а)
19. а)
20. в)
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315